Слайд 1
Константин Дмитриевич Ушинский «Наше Отечество» Литературное чтение 1Фокина класс Автор презентации: Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области 2018
Фокина Лидия Петровна Литературное чтение 1 класс
Методические рекомендации к презентации
Константин Дмитриевич Ушинский «Наше Отечество»
Учитель:
Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встаёт:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…. (З. Александрова)
- Что такое Родина?
Учащиеся:
- Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём.
Учитель:
- Знаете ли вы, как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.
2 СЛАЙД
- Кем для вас являются мама и папа?
Учащиеся:
- Родителями.
Учитель:
- Как зовут группу людей, объединённых кровным родством?
Учащиеся:
- Родня, родственники, родные.
Учитель:
- Как называется перечень поколений одного рода?
Учащиеся:
- Родословная.
Учитель:
- Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова?
Учащиеся:
- Однокоренными
Учитель:
- Почему?
Учащиеся:
- Имеют одинаковый корень «РОД»
Учитель:
- Верно, ребята. Слово «Родина» произошло от древнего слова "РОД", которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Мы видим, как красива и богата наша страна. Мы испытываем чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, за свою землю и её историю. Мы знаем много знаменательных дат олицетворяющих историю нашей Родины.
3 СЛАЙД
Учитель:
- Как называется страна, в которой мы живем?
Учащиеся:
- Россия, Российская Федерация.
Учитель:
- Посмотрите на карту.
- Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают.
4 СЛАЙД
Учитель:
- А как называется главный город нашей страны?
Учащиеся:
- Город Москва.
5 СЛАЙД
Учитель:
- Москва - столица России. Столица - главный город государства. В Москве есть здание, которое является символом столицы. Это Кремль. В Кремле работает правительство нашей страны.
6 СЛАЙД
Учитель:
- Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.
- Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России. Над орлом – три короны, в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.
- Ещё одним символом нашего государства является флаг.
Наш российский флаг – трёхцветный.
Во времена Петра I, бело-сине-красный флаг считался торговым или коммерческим флагом России, и только перед коронацией Николая II, официальным государственным флагом Российской империи был утвержден бело-сине-красный флаг, было это в 1896 г.
Во времена Петра I красный цвет в флаге означал державность, синий — цвет Богоматери, под её покровительством всегда находилась Россия, белый — цвет свободы и независимости.
Но можно услышать и другую трактовку значений цветов флага, она означает единство трех братских восточно - славянских народов: красный – Великороссии (Россия), синий — Малороссии (Украина) и белый — цвет Белой Руси (Белоруссии).
В настоящее время можно услышать значение цветов флага России такие — белый цвет это мир, чистота, непорочность, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет это энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.
Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.
7 СЛАЙД
Учитель:
- Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране. Гимн слушают стоя. Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков (При щелчке на звуковой значок можно прослушать Гимн).
Учитель:
- Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.
- А как называется наша малая Родина?
Учащиеся:
- Станция Евсино.
8 СЛАЙД
Учитель:
- Наше село славится людьми, которые родились на нашей земле и прославили её своими делами. Это наши ветераны – участники Великой Отечественной войны (их осталось уже очень мало). Участники войн в Афганистане и в Чечне.
Наша большая страна состоит из вот таких маленьких деревень, сёл, городов.
- Назовите синоним к слову Родина.
Учащиеся:
- Отечество.
Учитель:
- Слово отечество, как известно, происходит от слова отец. У этого слова много значений. В Священном Писании этим словом обозначается Бог, Бог Отец. В христианской традиции Бог ещё называется Отцом небесным, у которого мы просим благословение на всякое дело. Родителя своего мы тоже называем отцом — это наш земной отец, и, как и у Небесного отца, мы просим у него позволение на то или другое дело. Ещё отцом христиане называют священника, к которому они обращаются при встрече, например: «Отец Владимир...».
Отечество, Родина – это страна отцов; страна, где родился человек, гражданином которой он является.
9 СЛАЙД
- «Отечество» потому, что:
Здесь жили наши отцы, деды, прадеды
Здесь они учились, работали
Они защищали землю , сохраняя её для нас
Мы и наши дети будут здесь жить и работать
10 СЛАЙД
Учитель:
- Мы любовно называем нашу страну РОДИНОЙ, потому что родились в ней.
Жизнь твоей семьи, всего народа, к которому принадлежишь ты и твои предки, проходит в России.
- В самые трудные моменты для страны все народы объединяются и готовы встать на защиту своей Родины.
11 СЛАЙД
Учитель:
Как вы думаете кто это?
Учащиеся:
Писатель, он писал для детей, возможно, он написал этот рассказ.
Учитель:
Константин Дмитриевич Ушинский
12 СЛАЙД
Этот писатель жил почти 150 лет назад в то время, когда не могли все дети учиться грамоте. И он один из первых стал автором учебников для детей «Родное слово» и «Детский мир», по которым учились много поколений русских людей. Из Этих книг и сейчас печатают рассказы и сказки уже в современных учебниках. С одним из таких мы сейчас познакомимся.
Проектор нужно выключить.
Чтение текста учителем.
Учитель:
-Что вы нового узнали о Родине из рассказа?
Ответы детей.
Учитель:
- Что обозначает выражение «испокон веку»?
Учащиеся:
Издавна, с давних времён.
Повторное чтение текста учащимися цепочкой.
Выборочное чтение:
– Почему автор называет Россию отечеством?
– Почему автор называет Россию Родиной?
– Почему автор называет Россию матерью?
– У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.
Беседа по иллюстрации
Учитель:
– Какое историческое время изображено на иллюстрации?
Учащиеся:
Прошлое и настоящее.
Учитель:
– Кто изображён на иллюстрации сверху?
– Как зовут этого всадника?
– Что он делает?
– Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца?
Учащиеся:
На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу.
Учитель:
– В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.
На картине изображен летописец.
Летописец – человек, записывающий происходящие события.
Благодаря летописцам до наших дней дошли описания событий, которые произошли очень давно.
– А как изображено настоящее?
– А есть ли на земле другие государства?
– Где вы уже побывали, в каких странах?
– Скучали вы по родному дому? Почему?
– Хотелось ли вам возвратиться домой?
– А как всё это можно назвать?
– Может быть, у человека две или три Родины?
– Почему?
– Прочитайте, как об этом сказано в тексте.
– Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой», хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома. Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык», «родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.
- Вы будущие защитники нашей Родины.
Берегите Россию – без неё нам не жить
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию – нет России другой!»
Информационные источники
Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте:
1 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2017 (Серия «Учебно-методический комплект»)
http://oopnm.ru/wp-content/uploads/2012/09/opk.pdf
Автор: Фокина Лидия Петровна
→ Linda1190 11.07.2018 0 8639 1008 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.