Конспект урока литературного чтения «Литературное путешествие по творчеству Л.Н. Толстого»; 4 класс


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.РЕУТОВ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Московская область, 143966, телефон (факс) (495) 528-04-57

г. Реутов, ул. Лесная, д.12 shkolar1@mail.ru

 

 

 

 

 

 

Тема: Литературное путешествие по творчеству Л.Н. Толстого

для 4 класса

 

 

 

 

Автор:

Борисова Марина Викторовна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реутов, 2017

Цели урока: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; развивать речь, внимание, мышление; прививать любовь к близким и окружающим людям.

Подготовка к уроку: учащиеся читают книги Л.Н. Толстого и о его творчестве; делятся на 2 команды.

Ход урока.

- Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие по творчеству Льва Николаевича Толстого. Мы будем ехать на необычном поезде и останавливаться на чудесных станциях. В путешествие отправляются команды первого и второго вагонов. Платой за проезд будут служить правильные ответы на вопросы главного машиниста – учителя. Итак, отправляемся в путь!

Станция «Библиографическая»

Вопросы задаются по очереди каждой команде, за правильный ответ сразу даётся жетон, чтобы легче было подвести итоги.

- В каком году родился Л.Н. Толстой? (1828 г.)

- Где родился писатель? (В усадьбе Ясная Поляна Тульской области)

- «По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России…» Какой? (Граф)

- Какими языками владел Л.Н. Толстой в зрелую пору жизни? (Он свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и др. языки.)

- Где и для кого Лев Николаевич устроил школу? (В своём имении Ясная Поляна, для крестьянских детей.)

- По каким учебникам он учил детей? (Толстой писал их сам: «Азбука» и «Четыре русских книги для чтения».)

Станция «Узнай героя»

  1. «Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:

- Помогите, волк! Волк!» («Лгун»)

2. «Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» — я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть». («Тётушка, как она выучилась шить»)

3. «Он никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел». (Ваня)

4. «Школа была за селом у церкви. Когда он шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Он бросился бежать, собака тоже за ним. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты, пострелёнок, один бежишь?» (Филипок)

5. «Слез с коня тут он, взялся за сумочку,

Он приладился, взялся руками обеими,

Во всю силу богатырскую принатужился, –

А поднял суму от земли только на волос…» (Святогор)

 

6. «Шли во Киев-град злы татаровья,

С утра до ночи мосты ладили,

А Непра-река вырывала в ночь,

Да из сил она выбивалася.

Я пустил коня на татаровей

И побил их всех до единого».

Володимир-князь, красно солнышко,

Тем словам его не уверовал…» (Сухман)

 

Станция «Игровая – плясовая»

- А сейчас поиграем и попляшем, как отдыхали дети с Львом Николаевичем.

Игра «Метелица»

Пляска «Русский мужик»

 

Станция «Пословицы и поговорки»

- Это будут модернизированные пословицы и поговорки. Изменив всего одно или два слова, верните осовремененным пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

- И ещё задание: к каким произведениям Л.Н. Толстого их можно отнести?

1. Назвался грузом – полезай в кузов. (Назвался груздем – полезай в кузов.)

2. После драки много хромых. (После драки много храбрых.)

3.Чтение – лучшее мучение. (Чтение – лучшее учение.)

4. Землю красит солнце, а человека парикмахер. (Землю красит солнце, а человека труд.)

5. Скучен день до вечера, коли делать уроки. (Скучен день до вечера, коли делать нечего.)

6. Кто мало говорит, тот много съедает. (Кто мало говорит, тот много делает.)

 

Станция «Узнай произведение»

  1. «Ждали они, ждали целый день. За версту ушли встречать корову, уж смеркаться стало, вернулись назад. Вдруг видят: по улице едет на телеге бабушка, а у заднего колеса идёт пёстрая корова, за рога привязана, и идёт сзади мать, хворостиной подгоняет». («Корова»)

  2. «Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла. Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата Кирюшку (ему было полтора года, и он только что выучился ходить), и сказала:

Глянь, Килюска, какую я печку вздула». («Пожар»)

  1. «Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их. Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала:

Брось грибы!» («Девочка и грибы»)

  1. «Большой дуб сломался, и из пня шёл дым. Вокруг меня лежали оскрётки от дуба. Платье на мне было всё мокрое и липло к телу; на голове была шишка и было немножко больно. Я нашёл свою шапку, взял грибы и побежал домой». («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза»)

  2. «Белка сказала:

Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем». («Белка и волк»)

  1. Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.

Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.

Орешник глушил его и не давал солнца». («Дуб и орешник»)

 

 

Станция «Кроссворд»

По горизонтали: 1. То, что было в прошлом. То, что было в действительности. (Быль) 2. Писатель, который основал школу для крестьянских детей. (Толстой) 3. Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова)

По вертикали: 1. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. (Басня) 4. Кто родился с усами? (Котёнок) 5. Некрасивый он, пожалуй…

Вместо носа - шланг пожарный,

Уши вроде опахал,

Ростом с башню отмахал. (Слон)

6. Быль Л.Н. Толстого «… и собачка». (Лев) 7. Как гуси Рим … . (Спасли)

 

4

5

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станция «Поздравительная»

Подведение итогов.


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения «Литературное путешествие по творчеству Л.Н. Толстого»; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Борисова Марина Викторовна  Публикатор
29.08.2018 0 3449 426

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК