Конспект урока литературного чтения «Фольклор»; 1 - 4 классы
Урок литературного чтения по теме «Фольклор»
Афонасьева Светлана Сергеевна, учитель начальных классов СОШ № 18 г. Сочи
Введение
Народное искусство слова – героический эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадки – обычно называют фольклором. В переводе с английского языка это значит «народная мудрость, знание». Возникшее в глубокой древности произведения устного народного творчества и в настоящее время сопровождают нас в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки, пословицы знают дети и взрослые.
Фольклор возник в глубокой древности, когда человечество не имело письменности. Труд двигал вперед человеческую мысль, труд вызвал к жизни первые сказки и песни.
Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы. Но с полным основанием можно сказать, что автор фольклора – гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт – народ.
Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка, прибаутка и загадка.
Есть в народном творчестве удивительный жанр. Удивляет он своей лаконичностью и одновременно глубиной и емкостью содержания. Это – пословица, краткое устойчивое выражение, прочно вошедшее в разговорную речь. Как правило, она содержит важную и вполне законченную мысль, воплощенную в образ.
В ней вполне «словам тесно, а мыслям просторно». «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!» - писал А.С. Пушкин. Высоко ценил народную мудрость Н.В. Гоголь. Он находил в пословицах необыкновенную «полноту ума, умение сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного выражения».
Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.
Как писал К.Д. Ушинский, в пословицах отразились «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».
Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме, семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многом другом.
Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т.п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов.
Работая над пословицами с учащимися, учитель решает следующие задачи:
-
понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице;
-
владение известным запасом произведений данного жанра;
-
умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления и, наоборот, в каком-то факте или проявлении действительности увидеть то главное, что может быть охарактеризовано соответствующей тематической группой пословиц, и отобрать среди них ту, в которой это главное определяется с наибольшей полнотой и точностью;
-
выработка умения обоснованного употребления пословиц в речи.
Цели:
-
Продолжить знакомить учащихся с многообразием устного народного творчества русского народа; изучить жанр «пословица».
-
Развивать умения видеть скрытый смысл и значение пословиц; развивать воображение; выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи.
-
Прививать интерес к устному народному творчеству.
Ход урока
Структура урока |
Содержание урока |
Примечание |
I. Организация класса. |
- Здравствуйте, ребята! Катилось яблоко Мимо сада. |
|
II. Проверка домашнего задания. |
- Скажите, что я использовала, чтобы посадить вас за парты? (Вы использовали считалки) - Считалка – это жанр чего? (Жанр устного народного творчества) - Объясните, что значит «устное народное творчество»? (То, что люди передали из уст в уста; то, что они рассказывали, передавалось из поколения к поколению. У устного народного творчества нет определенного автора. Этот автор - народ.) - Как по-другому называют устное народное творчество?(фольклор) |
|
|
На доске. |
|
- Какие жанры устного народного творчества вы уже знаете?(Сказки, былины, скороговорки, считалки, песни, пословицы, потешки загадки, поговорки) |
|
|
|
В конце ответа на доске появляется «живой цветок». |
|
- Дома вам нужно было подобрать народные считалки и одну выучить наизусть. |
|
|
Физминутка. |
Играем один раз. |
|
III. Сообщение темы и цели. |
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложения, которые написаны на доске. |
|
Поспешишь – людей насмешишь. |
На доске. |
|
- Как называются эти предложения? (Эти предложения называются пословицами) - Правильно. Сегодня на уроке мы поговорим о пословицах. Узнаем, какой смысл они в себе несут, когда и как можно их употреблять в повседневной речи. |
|
|
IV. Работа по теме. |
- Какие пословицы вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда) - Как вы понимаете смысл пословицы? (Чтобы что-то получилось, надо хорошо потрудиться) и т.п. - Как вы думаете, что такое пословица? (Устное народное творчество, народная мудрость. Пословицы учат нас быть трудолюбивыми, любить свою семью, Родину.) |
|
2. Работа по учебнику. |
- Открываем учебник страница № 23. |
|
- Вы рассказали то, что знаете о пословицах, а теперь читаем понятие «пословица». - Ребята, вот это понятие «пословица» дается в «Детской Энциклопедии». |
Презентация «Пословица – народная мудрость» Слайд 2. |
|
|
В слайде 3 дается понятие «пословица» взятая у В. Даля. Использование его на уроке на усмотрение учителя. |
|
- А понятие, которое вы видите ниже, дается в «Литературном справочнике» |
Слайд 4. |
|
- Давайте посмотрим, что во всех этих понятиях общего.(Пословица – законченное предложение, которое несет в себе народную мудрость) - Пословицы бывают разной тематики. Читаем пословицы о Родине, написанные в учебнике. Оговариваем смысл пословиц. |
|
|
Физминутка. |
|
|
3. Пословица и ее место в нашей речи. |
- Прочитайте, какие пословицы о Родине есть еще. |
Слайд 5. |
- По-хорошему, по-доброму говорят люди о Москве. |
Слайд 6. |
|
|
Читаем пословицы в учебнике и в ЦОР, раскрываем смысл пословиц. |
|
- Значит, пословицы – это мудрые изречения. Они учат нас многому: каким нужно быть человеку в труде, дружбе, учении, как он должен относиться к матери, к Родине, к старшим. - Поднимите руку те, кто из вас любит читать книги. - Где вы берете книги? (в библиотеке) - В каждой школе, клубе, городе и в деревне есть библиотеки, и там много читателей. |
|
|
|
|
|
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. |
На доске выписаны пословицы. |
|
- Посмотрите, какая из предложенных пословиц подходит к ожиданию девочки. (Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость) - А рядом с ней примостился малыш, видимо ее братишка. Подберите пословицу. (Книга не пряник, а к себе тянет) - Видите, как мальчишки у окна увлеклись интересной книгой. Они ничего не замечают вокруг. Как бы вы тут сказали? (Книга не самолет, а за тридевять земель унесет) - О чем эти пословицы? (Они о книгах) |
|
|
- Посмотрите, какие пословицы о книгах есть еще. |
Слайд 13. |
|
- А как вы понимаете смысл пословицы: «Азбука – наука, а ребятам – бука». - Почему же азбука – ступенька мудрости, а для детей – бука? Эта пословица сложена о старой школе. Буквы имели трудные названия: аз, буки, веди. Детям было трудно выучить буквы, а потом складывать слова. Слово книга, например, читались так: како – наш – иже – глаголь – аз. Недаром говорят: «Аз, буки, веди страшат, что медведи». - Пословицы не только делают нашу речь выразительной, яркой, но и помогают нам узнать то, что было раньше. - Люди давно заметили могущество слова, его силу. - Заметил народ и тех, кто безумно бросается словами: - На все случаи жизни созданы народом пословицы. |
|
|
Эти пословицы вы можете прочитать в тех книгах, которые находятся у нас на выставке. |
Учитель обращает внимание учащихся на подборку книг о пословицах, фольклоре. |
|
Физминутка. |
(деление на группы) В классе только девочки, |
|
V. Закрепление изученного. |
ИГРА для 1 группы: «Составь пословицу» На словах и так и сяк, покажи делом. - Какой темой можно объединить все эти пословицы?(Пословицы о слове) ИГРА для 2 группы: «Доскажи пословицу» Землю солнце красит, а человека… (труд) - Какой темой можно объединить эти пословицы? (Пословицы о труде) ИГРА для 3 группы: «Собери пословицу»
(Не пляши под чужую дудку – ноги надсадишь. Не живи чужим умом, свой потеряешь.) |
Игры, предложенные в презентации «Пословица – народная мудрость», можно использовать на этом уроке, если осталось время или на следующем при проверке домашнего задания. |
VI. Итог. |
- Что такое пословица? - Чему учит нас пословица? |
|
Домашнее задание. |
Домашнее задание дифференцированное: Сильным – написать мини-сочинение по пословице. (Примеры работ учащихся) |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Афонасьева Светлана Сергеевна
→ irina9915 20.09.2018 0 7930 638 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.