Статья "Приёмы развития связной речи у младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности "Секреты слова"
Приёмы развития связной речи у младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности
«Секреты слова»
Учитель начальных кл ассов Чепурко М.В.
МБОУ «С(К)ОШ «Злагода»
Русский язык в умелых руках и в опытных устах—
красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен
А. И. Куприн
Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.
В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей и поэтому я взяла кружок дополнительного образования «Секреты слова»
Цель программы: развитие речи обучающихся, воспитание у них интереса к языку, развитие у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Цель занятий:
-
способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
-
совершенствовать навыки лингвистического анализа;
-
повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку;
-
решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
-
обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
-
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
-
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия построены следующим образом:
-
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
-
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
-
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
-
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Изучение курса «Секреты слова» формирует следующие УУД:
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
-
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
-
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
-
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
-
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
-
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
-
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-
владеть монологической и диалогической формами речи Познавательные:
Учащиеся научатся:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
-
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);
-
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-
пользоваться словарями,справочниками;
-
строить рассуждения.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
-
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
-
осознание роли речи в общении людей;
-
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
-
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
-
стремление к совершенствованию речи .
-
Регулятивные:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
-
адекватно воспринимать оценку учителя;
-
вносить необходимые дополнения, исправлять свою работу;
-
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
В системе работы над развитием связной речи я использовала разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и упражнений, носящих тренировочный характер. Используются разнообразные виды изложений (изложение по вопросам, устные сочинения по наблюдениям, по рисунку или серии рисунков и др.)
Активизация словаря ребёнка обычно проводится путем употребления «Слова» в самостоятельно составленном предложении. Прежде чем составлять предложения с этими словами, необходимо вначале определить его значение, а потом подобрать слова, с которыми они могут сочетаться.
Одним из приемов работы является объяснение значения слова через иллюстрацию употребления его в тексте упражнения.
Работа над словом, словосочетанием и предложением.
Работу над словом, словосочетанием и предложением провожу следующим образом:
Во – первых: прежде чем составлять предложения из слов, необходимо вначале определить их значение, а потом подобрать слова, с которыми они могут сочетаться.
Упражнения, которые я проводила: «Подбери слова –антонимы», «слова – синонимы», отгадывали загадки;
Составляем словосочетания: слова предметы + слова признаки, слова предметы + слова действия; выделяем словосочетание в предложении и устанавливаем связи между словами при помощи вопросов.
Упражнение «Вставь слово»
Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.
Учимся строить разнообразные типы предложений. При работе над предложением использую следующие приемы:
-составление предложений на заданную тему с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа);
-составление предложений заданного типа по схемам-моделям;
- свободное составление предложений, фраз; интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;
- редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.
Упражнение «Редактирование текста»
Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.
Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ
Работа над связной речью.
Работая над связной речью, я провожу так:
- требую развернутые ответы на вопросы;
- составление устных рассказов учащимися по заданной теме, по картине, по наблюдениям;
- рассказывание художественных текстов, заученных на память;
- импровизация сказок; (Колобок, Теремок)
- диалоги;
- словесное рисование картин;
- письменные сочинения по вопросам; по картине.
К окончанию курса «Секреты слова» обучающиеся должны знать:
-многозначные слова, омоним, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов.
должен уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
Результатом работы по программе данного курса можно считать формирование у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чепурко Марина Валентиновна
→ marisha9137 14.10.2018 0 1847 341 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.