Статья "Методы и приёмы формирования осознанного чтения у младших школьников"Корлыхан
Статья на тему
«Методы и приёмы формирования осознанного чтения
у младших школьников»
Автор: Кудрявцева Елена Владимировна
учитель начальных классов
МКОУ «Гимназия»,
г.Ефремов
С первых шагов обучения чтению важно формировать у детей тип правильной читательской деятельности, т.е. учить младших школьников думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения.
Подготовить младших школьников к восприятию художественного произведения еще до его прочтения (подготовительный этап урока) можно с помощью следующих приемов:
1) компенсирующих несформированность типа правильной читательской деятельности;
2) формирующих тип правильной читательской деятельности.
К первой группе приемов можно отнести:
- беседу учителя с детьми,
- рассказ учителя,
- словарную работу.
Ко второй группе приемов относятся:
- предварительное рассматривание иллюстраций,
- работа с названием произведения,
- вычленение из текста ориентирующих слов.
Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт. В беседе следует опираться и на личный житейский опыт детей (например, предложить учащимся рассказать о своем домашнем животном, о том, как они ухаживают за ним, как к нему относятся).
Рассказ учителя целесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения совсем незнакома детям или мало знакома. При подготовке к чтению исторических тем разумнее обратиться к рассказу учителя, так как жизненный опыт детей мал и сведения из истории, которыми могут располагать дети, скорее всего, будут носить фрагментарный характер.
Иногда необходимо сочетание беседы и рассказа учителя.
Словарная работа – это вид деятельности, который обязательно присутствует на современном уроке литературного чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа произведения. Компоненты словарной работы таковы:
– лексическая работа;
– работа по предупреждению ошибочного чтения;
– работа над изобразительно-выразительными средствами произведения.
Для подготовительного этапа урока отбираются:
-
трудночитаемые слова, т.е. слова длинные или со стечением согласных;
-
слова, лексическое значение которых неизвестно детям, и его незнание может повлечь за собой непонимание общего смысла текста.
Для объяснения лексического значения слов могут быть использованы следующие приемы:
- объяснение значения слова путем подбора синонимов;
- объяснение значения слова через антоним;
- объяснение значения слова через развернутое описание;
- объяснение значения слова путем показа предмета или его изображения;
- объяснение значения слова через его словообразовательный или этимологический анализ;
- выяснение значения слова по сноске в книге для чтения или по толковому словарю
На подготовительном этапе урока для включения детей в тему чтения целесообразно применять дополнительные средства (приемы):
1) чтение малых фольклорных жанров, например загадок, по теме;
2) показ репродукций картин, демонстрацию слайдов, фото;
3) прослушивание музыкальных произведений или отрывков из них.
Привлечение этих средств для подготовки к восприятию художественного произведения создает особую эмоциональную атмосферу на уроке, которая способствует более глубокому проникновению в текст.
В перечисленных видах работы активная роль принадлежит учителю, так как он предлагает вопросы для беседы, сообщает какие-либо новые сведения детям, отбирает для предварительной словарной работы слова, а также произведения изобразительного или музыкального искусства. Ученик же вовлекается в совместную с учителем деятельность, однако его роль в большей степени пассивна.
Приемы, формирующие тип правильной читательской деятельности, предполагают активную роль ученика.
Например, работа с названием произведения.
Учитель: Кто автор рассказа, который будем читать?
Дети: Борис Житков.
У.: Какие его произведения вы уже читали?
Д.: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка», «Обвал».
У.: О чем обычно пишет Борис Житков?
Д.: О необыкновенных событиях.
У.: В книгах Бориса Степановича Житкова можно прочитать удивительные истории об интересных и смелых людях, о дальних странах и путешествиях, об опасных приключениях и отважных поступках. Прочитайте заглавие рассказа.
Д.: «На льдине».
У.: О чем может идти речь в этом рассказе?
Д.: Наверное, будем читать о каком-то событии, которое произошло зимой. Видимо, кто-то оказался на льдине, что-то случилось с героями на льдине
Среди приемов, формирующих тип правильной читательской деятельности на подготовительном этапе урока, большое значение имеет предварительное рассматривание иллюстраций, которое может помочь уточнить тему предстоящего чтения.
У.: Что изображено на иллюстрации?
Д.: Льдина, со всех сторон окруженная водой. На льдине – люди, в небе – самолет. Люди машут ему руками и что-то кричат. Наверное, хотят, чтобы их заметили. Летчик увидел их, так как с самолета сбрасывают мешок. Наверное, в нем необходимые вещи, продукты. Людям на льдине помогут.
Вычленение ориентирующих слов проводится при рассматривании того, как напечатан текст в хрестоматии:
- разделен ли он на части,
- снабжен ли подзаголовками,
- есть ли к нему вопросы.
Следует приучать младших школьников прочитывать первое и последнее предложения текста или каждой его части, если есть рубрикация. Можно прочитывать некоторые вопросы к тексту, так как они помогут более точному прогнозированию, а также нацелят детей на диалог с текстом.
Такой вид работы задает маленькому читателю определенный тип деятельности с художественным текстом. Постепенно освоив его, ребенок сможет повторить все действия самостоятельно, без помощи учителя и сам настроиться на восприятие произведения. При такой работе формируется тип правильного читателя .
На этапе анализа произведения ведется обучение детей «думанью во время чтения». Аналитическая деятельность организуется таким образом, чтобы дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор каждой части произведения осуществляется по трем уровням: 1) фактическому, 2) идейному и 3) уровню собственного отношения к читаемому.
Самый распространенный прием анализа – постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому.
Кроме постановки вопросов, в ходе анализа могут быть использованы и другие приемы:
- словесное рисование,
- постановка вопросов к тексту самими учащимися,
- перечитывание,
- составление портретной характеристики героя,
- драматизация.
Словесное рисование проводится по следующим этапам:
-
что будет нарисовано? (содержание):
-
как мы расположим объекты на картине (что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре, какие позы выберем для людей и т.п.)? (композиция);
-
какие краски используем для картины? (цветовое решение).
Такая работа обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления, «обостряет» содержание. При чтении лирических произведений прием словесного рисования становится основным.
Постановка вопросов к тексту самими учащимися может стать для учителя показателем глубины прочтения текста детьми.
При перечитывании предусматриваются уточнение идеи произведения и помощь младшим школьникам в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.
При составлении портретной характеристики героя может быть предложена определенная система:
– внешний вид;
– поступки;
– прямая речь героя;
– высказывание других персонажей о герое;
– его собственные мысли
Самым трудным, но и самым интересным приемом проверки осознанности чтения является драматизация во всех ее формах:
– чтение по ролям;
– пантомима;
– постановка живых картин;
– собственно драматизация.
Пантомима помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения.
Живая картина дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя
На заключительном этапе работы с текстом следует использовать приемы, которые помогают ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному:
- чтение по ролям,
- пересказ,
- выразительное чтение.
Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня.
Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить:
1) выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям;
2) затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям;
3) найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению.
Пересказ текста позволяет учителю увидеть, насколько глубоко понято детьми содержание текста. Предлагая младшим школьникам пересказать какой-либо текст, учителю следует подумать о целевой установке: можно предложить учащимся представить, что они хотят рассказать сказку своим младшим братьям и сестрам, или понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу, или поделиться впечатлениями о прочитанном произведении с мамой, бабушкой
Чтобы пересказ получился, нужно составить план пересказа. Этому виду читательской деятельности нужно специально учить, соблюдая следующие этапы:
-
подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;
-
определить, на сколько частей можно разделить текст;
-
сказать, о чем будет говориться в каждой части;
-
предложить озаглавить каждую часть;
-
обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.
После завершения работы над планом полезно обратить внимание детей на то:
– зачем план составлялся (для продуктивного пересказа);
– чем может помочь при пересказе каждый пункт плана (поможет выделить главное в каждой части, соблюдать последовательность при рассказе).
В методике принято различать несколько типов пересказа:
– подробный;
– близкий к тексту;
– выборочный;
– краткий;
– творческий
Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.
Информационные источники:
-
В.Г.Горецкий , Л.И. Тикунова Контрольные работы в начальной школе по чтению М.-Дрофа 2001г.
-
Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М. ,1998.- с.336
-
Материал статьи А. В. Шевякова «Как обучают чтению» (журнал «Родительское собрание», 2003, № 1.)
-
Журнал «Начальная школа», 2004г. №7.
-
Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению /В.И. Яковлева //Начальная школа. — 1990. — №1 — С.20-26.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кудрявцева Елена Владимировна
→ Yelena4758 14.11.2018 0 11803 594 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.