Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Волшебное слово"; 2 класс
Урок литературного чтения 2 класс В. Осеева «Волшебное слово»
(УМК «Школа России», Л.Ф.Климанов, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, М.)
Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей анализировать литературное произведение.
2. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
3. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ.
Развивающие:
1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.
2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.
3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
2. Развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет.
Форма урока:
проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная.
Приемы: корзина идей, синквейн, чтение с остановками, бортовой журнал, кластер, использование «толстых» и «тонких» вопросов, древо предсказаний.
Оборудование: текст произведения напечатан на листах для каждого ученика; маленькие сердечки розового и белого цветов; большое красное сердце; разрезанные пословицы; презентация, экран, проектор, ноутбук.
Ход урока.
Орг. момент. Психологический настрой.
Слайд №2. Чтение хором.
-Добрый день ! Придумано кем-то.
Просто и мудро при встрече здороваться!
Добрый день солнцу и птицам,
Добрый день улыбчивым лицам!
Каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть добрый день длится доверчиво.
Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
I. Вызов.
1.Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы познакомились с произведением Ю.Ермолаева «Два пирожных». Какие пословицы вы подобрали о дружбе и справедливости?
2.Актуализация знаний.
-Каких людей вы встречаете чаще: хороших или плохих?
-Как, по – вашему, можно отличить хорошего человека?
-На зеленой карточке у вас в два столбика записаны слова, обозначающие название предметов и слова, обозначающие признак предмета.
сказка деревянная
палочка красивый
лампа интересная
слово настольная
цветок волшебное
-Стрелкой соедините слова, связанные по смыслу.
-Давайте проверим правильность выполнения задания. (Слайд 3)
-Какое словосочетание здесь лишнее? Почему? (Слайд 4)
- Можем ли мы употребить слово «волшебное» с другими славами из первого столбика? Что у вас получилось?
- Предположите, какое из этих словосочетаний будет темой нашего урока.
-Составьте кластер «Волшебные слова» ( Слайд 5)
Спасибо
Будьте, добры
Добрый день
Волшебные слова
Извините
Спокойной ночи
Здравст-вуйте
Пожалуй-ста
До свиданияя
-Как слово может действовать на поведение человека? Запишите свои мысли и поместите их в корзину идей (дети работают в группах).
-На доске зашифровано имя и фамилия автора этого произведения. Назовите его.
( а,В,а,н,т,е,л,и ; в,с,е,а,е,О) (Слайды 6,7)
Физминутка
II. Осмысление.
Знакомство с новой темой.
1. Чтение рассказа с остановками, используя метод маркировки (1 часть – до слов «Он вскочил побежал домой»)
-Читать рассказ будем с остановками. Свое отношение к поведению героев, отмечайте знаками на листе текста:
+ - нравится поведение героя, - - не нравится поведение героя.
- Поведение какого героя вам понравилось и почему?
- Найдите в тексте, как выглядел старичок.
-Кого он вам напомнил? (Волшебника)
-Почему? (Он говорит о волшебном слове)
-А что вы можете сказать о Павлике? Почему?
- Найдите в тексте (1 часть) слова, подтверждающие вашу точку зрения.
2. Ведение бортового журнала. (Слайд 8)
- Откройте бортовой журнал и сделайте запись в первом столбике, описав действия мальчика.
Присел
Покосился
Буркнул
сжал кулаки
засопел от обиды,
стукнул кулаком
3. Самостоятельное чтение 2 части рассказа (до слов: - Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)
-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?
- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?
- Как только вы найдете это слово, остановитесь.
- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).
4. Древо предсказаний.(Слайд 9)
Ствол дерева
1. Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
I группа – I версия
II –группа- II версия
III группа-III версия
5. Самостоятельное чтения рассказа до конца.
- Дочитайте рассказ.
-Оправдались ли ваши предположения? (обращение к древу предсказаний)
Работа над образом героя.
1. Продолжение работы с бортовым журналом. (Слайд 10)
Откройте бортовой журнал. Запишите во 2-ом столбике, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.
говорил тихим голосом,
смотрел в глаза,
думал о волшебном слове,
подпрыгнул от радости,
прошептал,
глядя в глаза,
прислушивался,
сидел тихо,
положил руку на плечо,
попросил тихо
- Как автор показывает, что Павлик изменился, стал думать о других людях?
-Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад?
-Сравните свои записи. (Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).
III. Рефлексия.
1. Корзина идей.
-Давайте вернемся к нашей корзине идей и проверим ваши предположения. Оправдались ли они?
- Как слово может действовать на поведение человека?
- Что вы предполагали в начале урока?
-Что нового узнали?
-Какой вывод вы можете теперь сделать?
2. Физминутка. Игра на внимание «Пожалуйста»
-Вы выполняете упражнение только тогда, когда услышите слово «пожалуйста».
-Встаньте, пожалуйста!
-Руки вверх!
-Пожалуйста, руки вверх!
-В стороны!
-Пожалуйста, в стороны!
-Пожалуйста вниз!
-Руки на пояс!
-Пожалуйста, руки на пояс!
-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!
-Пожалуйста, начинай!
-Закончить упражнение!
-Пожалуйста, закончите упражнение!
-Пожалуйста, садитесь!
3. Творческая работа. Работа группами.
Задание 1. Синквейн.
-Заканчивая разговор о волшебном слове, я предлагаю каждой группе написать синквейн.
-Давайте вспомни, что такое синквейн и как он строится. (Слайд 11)
(Примерные синквейны:
1 группа:
1. Слово
2. Волшебное, доброе.
3. Произносится, помогает, радует.
4. Волшебное слово действует!
5. Радость.
2 группа:
1. Мальчик
2. Сердитый, грубый.
3. Слушает, проверяет, изменяется.
4. Помогло! Опять помогло!
5. Спасибо!
3 группа:
1.Старик.
2. Добрый , мудрый.
3.Наблюдает, спрашивает,советует.
4. Это волшебное слово!
5. Волшебник.
Задание 2. «Соберите пословицы»
1. Доброе слово, путь к сердцу откроет.
2. Вежливость украшает человека.
3. Доброе слово для человека, что дождь в засуху.
Задание 3. «Сердечко чувств».
- У меня на столе сердечки двух цветов: розовый – меня взволновало, я сопереживаю;
белый – мне было безразлично.
-Выберите нужное сердечко для себя и наклейте на большое сердце на доске.
-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу. (Слайд 12)
Домашнее задание. (Мини – сочинение)
Возможно, в вашей жизни были случаи, когда вам помогло волшебное слово. Попробуйте себя дома в роли автора, и напишите об этой истории. Спасибо за урок!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белова Любовь Михайловна
→ shk200 16.11.2021 0 5413 543 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.