Конспект урока литературного чтения "Загадки, пословицы и поговорки"; 2 класс
2 класс
Тема: Загадки, пословицы и поговорки
Тип: урок открытия новых знаний, предназначен для 2 класса, программа "Школа России».
Цели урока: ознакомить детей с русскими народными загадками, пословицами, поговорками; отрабатывать навыки чтения, развивать речь учащихся; развивать логическое мышление, умение группировать слова и явления.
Задачи:
-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками;
- развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать словарный запас;
-воспитывать умение высказывать своё мнение.
Планируемые результаты:
Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают пословицы и поговорки.
Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учатся составлять план урока и работать по нему, высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками
Познавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.
Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают пословицы и поговорки.
Ход урока
-
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок-
Начинается урок!
В путешествие пойдём,
В необычную страну попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Страну нашу отгадай!
2. Проверка домашнего задания
- На прошлых уроках мы говорили об устном народном творчестве.
- Как вы объясните название – УНТ?
- Какие жанры УНТ вам знакомы?
- Объясните слова «потешка», «прибаутка».
Чтение потешек и прибауток на с. 20-21.
Речевая разминка
Летит птица —
Не крылата, не перната,
Носик долгий,
Голос тонкий.
Кто ее убьет,
Тот человеческую кровь прольет.
— Прочитайте текст хором медленно. (Дети читают.)
— Какие слова непонятны?
— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: сердито, весело, скороговоркой).
— Прочитайте по памяти. (Текст закрыть.)
— Определите жанр текста. (Это загадка.)
— Кто знает отгадку? (Это комар.)
— Как вы догадались?
3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
— Вы отгадали загадку. Как вы объясните, что такое загадка? (Ответы детей.)
Загадка — это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их, распределять по группам.
- К какому разделу литературного чтения мы отнесём загадки, пословицы и поговорки?
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.
- Может быть, вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?
- Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.
- Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?
- Все эти произведения называются фольклором.
- Что такое “фольклор”? (Спросить у детей) Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).
- Как вы понимаете эти три ключевых слова:
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.
Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.
Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать.
4. Изучение нового материала.
Чтение загадок на с. 24-25.
(Дети читают по очереди, остальные - отгадывают).
Как вы думаете, могут ли быть к загадке «Без окон, без дверей полна горница людей» разные отгадки. Например, арбуз, огурец, тыква, подсолнух, кабачок, баклажан?
Работа по учебнику с. 24-25.
Разбейте загадки по темам:
животные;
сад и огород;
книга, письмо.
- Сейчас вы будете загадывать загадки, читая их на карточках. Ответы я запишу в кроссворды, тогда в выделенных
столбиках по вертикали мы прочитаем названия новых для нас жанров фольклора, и поговорим о них на сегодняшнем уроке. Детям раздаются карточки с загадками. По ходу отгадывания они объясняют свои догадки. На доске - два кроссворда:
Загадки к кроссворду:
1. Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.
2. Днем спит, ночью летает, мышек хватает.
3. Рассыпался горох на 77 дорог, он тает, никто его не подбирает.
4.Без него плачется, а как появится, от него прячемся.
5. Среди двора стоит копна, спереди вилы, а сзади метла.
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
7. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.
8. Всякому мальчику по чуланчику.
9. Лежит.- молчит, пойдешь - заворчит, кто к хозяину идет, она знать дает.
10.Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
11.Кто зимой на окнах узоры рисует?
12.Скатерть бела всю землю одела.
13.Растет она вниз головой. Не летом растет, а зимой, но солнце ее припечет, заплачет она и умрет.
14.Я маковой росинкой упала на тропинку, остановила вас-закончила рассказ.
15.Человечки черные, умные ученые. Друг за другом встали в ряд, молча с нами говорят.
16.Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита.
17.Избушка нова - жильца нет, жилец появится - изба развалится.
18.Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.
Ответы: 1.Крапива. 2. Сова. 3. Град. 4. Дождь. 5. Корова. 6. Морковь. 7. Арбуз. 8. Перчатки. 9. Собака. 10. Петух. 11. Мороз. 12. Снег. 13. Сосулька. 14. Ягода. 15. Буквы. 16. Книга. 17. Яйцо. 18. Трактор.
Ключевые слова: Поговорка. Пословица.
5. Физкультминутка.
6. Продолжение изучения нового материала.
Пословицы и поговорки – это еще одна большая часть УНТ.
Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение.
Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.
Чтение введения в тему на с. 26.
- Как вы думаете, почему здесь написано, что «поговорка – цветок, пословица - ягодка»? Что значит слово «цветок»?
- Как вы думаете, почему здесь написано, что «поговорка – цветок, пословица - ягодка»? Что значит слово «цветок»? (Ответы детей.)
Учитель. Сейчас я прочитаю стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы и поговорки. Подсчитайте, сколько их там встретится.
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А тот, кто правду прямо скажет;
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего;
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит?
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря
И, конечно, без труда
Не вытащить и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут до добра не доведут.
Сколько пословиц вы насчитали?
Назовите те, которые вы запомнили. Каков их смысл?
Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.
7. Закрепление изученного материала.
— Прочитайте пословицы и поговорки на с. 26—27. (Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить.)
— Какие пословицы вы знаете? (ответы детей)
- Какие поговорки вы знаете? (Работать спустя рукава, толочь воду в ступе, лежать на печи и т. п.)
Игра «Назови пословицу по предметам»
- Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны!
ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой)
КНИГА (С книгой жить – век не тужить.)
ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка)
ШИЛО (Шила в мешке не утаишь)
ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает)
КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт)
ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)
Работа в парах «Собери пословицу». Работа над пословицей «Одна голова хорошо, а две лучше».
Труд человека кормит а товарища выручай.
Не спеши языком лень портит.
Сам пропадай от того и наберёшься.
Глаза боятся торопись делом.
С кем поведёшься а руки делают.
8. Объяснение домашнего задания.
9. Рефлексия. Подведение итогов урока.
— Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое пословица?
- Что такое поговорка?
- Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ракова Ольга Ивановна
→ Olejik 14.01.2019 0 7661 473 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы