Статья «Обучение младших школьников быстрому чтению»
«Обучение младших школьников быстрому чтению»
Учитель начальных классов :
Матвеева Наталья Сергеевна
Оренбургская область
Северный район село Соковка
Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммутативным, эмоционально устойчивым.
Базовым элементом включения человка в современную цивилизацию является чтение.
Основной задачей компетентностного обучения на уроках чтения является не просто овладение предметными знаниями, а умение эффективно применять их на практике как средство, инструмент решения разнообразных жизненных задач. На всех уроках, не исключая и уроки чтения, учитель должен помочь ученику стать человеком, который может работать в команде, который хорошо ориентируется в огромном потоке информации, который сможет принимать самостоятельные решения, быть инициативным, коммуникабельным.
Чтение — основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Между скоростью чтения и успеваемостью учащихся есть прямая связь. Среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлич/ но» учатся 53 %, а среди медленно читаю/ щих — только 4 %. Можно ли научить детей быстро читать? Наш опыт показывает, что это возможно.
Учащиеся I и II классов находятся на начальном этапе становления как читатели. В это время ученики учатся тщательно рассматривать книгу, чтобы определить тему чтения, предположить характер содержания книги, выбирают способ чтения. Затем они учатся осмысливать содержание, давать характеристику героям и сюжету прочитанного произведения. Важное значениена этом этапе придается коллективному обсуждению прочитанного, а уже затем выполняются творческие задания — нарисовать рисунок, придумать продолжение, продумать вопросы для друга т.д. К освоению метода быстрого чтения можно приступать в III–IV классах.
Быстрое чтение — это поверхностное чтение (по «диагонали»), активный, понятийный процесс. А.С. Новиков/Прибой вспоминал, как читал журналы М. Горький:
«Взяв журнал, Алексей Максимович разрезал его и начал не то читать, не то просматривать: Горький не читал, а, казалось, просто скользил по страницам взглядом, сверху вниз, по вертикали». И Новиков Прибой решил, что Горький читает в два приема и перед ним первая стадия, стадия предварительного просматривания журнала. Взяв тогда один из журналов, он решил устроить Горькому небольшую проверку. Алексей Максимович не только помнил содержание повести, ход мысли автора критической статьи, но и с поразительной легкостью приводил по памяти метафоры, эпитеты, сравнения и образы, которые встречались в обсуждающихся произведениях.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Матвеева Наталья Сергеевна
→ nataliyamatveeva1978 14.03.2019 0 1758 46 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.