Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Вехи русской литературы"

Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Вехи русской литературы"

В презентации показаны материалы для всех этапов урока: тексты, дидактическая игра с помощью ИКТ, иллюстрации и фотоиллюстрации, страницы из книг разных лет.

Вводно – мотивационный этап
1. Определение темы и целей урока    Слайд 2 – 3 - 4
Учитель: прочтите слова на экране и определите, что их объединяет

Былина, поэзия, Пушкин, Тютчев, Паустовский, поэт, Чук и Гек, сказка, Незнайка, Есенин, писатель, Маршак, Иван – царевич, Барто, Мойдодыр, Успенский, «Стальное колечко»

Учащиеся: все слова относятся к единому понятию – литература
Учитель: к какому периоду относятся эти понятия?
Учащиеся: и к настоящему времени, и к прошлым годам – 50, 100, 200 и более 200 лет назад
Учитель: как вы думаете, к какому временному отрезку относятся понятия, и какое значение они имеют для русской литературы?
Учащиеся: можно сказать, много столетий. Перечислены фамилии писателей и поэтов и другие литературные понятия, имеющие важное значение в нашей литературе.

Учитель: в литературе временные отрезки, имеющие важное значение для русской литературы, имеют название – вехи, более точное определение: вехи русской литературы
Учитель: как вы понимаете значение слова вехи?
Учащиеся: возможно, слово схоже со словом век, значит, вехи – это века.
Учитель: да, вехи – это важные, основные моменты, этапы в истории страны, народа или развитии общества. Определите тему урока.

Учащиеся: вехи русской литературы
(на доске рисунок развёрнутой книги, на которой напечатаны слова «тема урока» и «цели урока» и учитель прикрепляет на доску карточку с темой урока)

Учитель: используя слова – помощники, определите цели  урока
Учащиеся: будем учиться читать выразительно предложенные тексты; выбирать из прочитанных текстов главное и те сведения, которые дают ответ на поставленный вопрос;
объяснять, почему даётся именно такой ответ;
применять в жизни полученные знания и т.д.
Учитель: зная тему урока и определив цели, я приглашаю вас в заочное путешествие во времени

Основной этап
1. Слово учителя о «Повести временных лет»  Слайд 5
Учитель: представьте древнюю Русь. Именно в конце XI - начале XII веках, как считают историки, и была создана «Повесть временных лет» - наиболее ранняя из дошедших до нас летописей. Автором является монах Киево-Печерского монастыря Нестор.  В летописи собраны в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.  

Текст "Повести временных лет"   написан церковно-славянским языком с вкраплениями народно-разговорных, древнерусских слов и форм. 

2. Чтение учащимися текста с экрана     Слайд 6
(читают вслух хорошо читающие учащиеся)

Учитель: чтобы мы смогли прочесть летопись, известный учёный Д. С. Лихачев перевёл её на современный русский язык.  Предлагаю вам познакомиться с небольшим отрывком из летописи.Спустя много времени сели славяне по Дунаю. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

3. Беседа по первичному восприятию
Учитель: что вы узнали о своих предках? Что вам наиболее интересно?
Учащиеся: я узнала, что наши предки поселились около Днепра
                   я узнал о том, что около озера Ильмень построили город         
                   Новгород   и т.д.
4.Исследование отрывков на древнерусском языке из летописи  
Слайд 6 - 7
Учитель: сейчас вы выступите в роли юных исследователей и попробуете прочесть слова, фразы из некоторых частей текста на древнерусском языке, переведите их на современный русский язык
(учащиеся читают на карточках отрывки из летописи)
Учащиеся: повесть, погибло, книги, жалоба, хитрый, коварство и др.

Вывод (учитель): «Повесть временных лет» - уникальный памятник, запечатлевший начало русской истории. Летопись послужила основным источником для исторических и литературных исследований. Это культурное и литературное наследие нашей страны.

5. Литературная игра «Народная мудрость»  Слайд 8 – 9 - 10
Учитель: следующим важным этапом развития русской литературы можно назвать устное народное творчество или русский фольклор, который передавался из поколения в поколение. Народное творчество зародилось глубоко в древности. Оно является исторической основой литературного творчество.Размер произведений русского фольклора варьируется от былины до короткой пословицы. 

Я предлагаю вспомнить жанры русского фольклора и принять участие в игре «Народная мудрость»

Учитель: слева в столбик записаны жанры устного народного творчества   а справа – опорные слова из данных жанров.  Соотнесите жанр и опорные слова, а затем определите название или прочтите полную формулировку малого жанра.
Учащиеся: опорные слова из сказки – коза, лес, избушка, берёза, а сказка называется «Как коза избушку построила» и т.д.
(стрелочками показан верные варианты ответов)

Вывод (учащиеся читают с экрана): коллективная и творческая деятельность народа отражала его жизнь, интересы, мечты, идеалы, принципы в былинах, сказках, песнях, пословицах, загадках, приметах. И нам досталось в наследство народное искусство, через которое мы приобщаемся к культуре своего народа, познаём его традиции, обычаи и особенности жизни.


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Вехи русской литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каменева Татьяна Анатольевна  KTAa
28.03.2019 0 1878 47

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК