Статья "Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников"
Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников
Наши современные дети не любят читать.Почему? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения, о которых рассказывают книги. Проблема чтения становится государственной. Растет число россиян, не читающих совсем, а 18% - не имеют книг дома вообще. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, поэтому формирование навыка извлечения нужной информации из текста и ее преобразования становятся важнейшими задачами образования.
. Школьная практика подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения,
. Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС .
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
-
формирование умения смыслового чтения и извлечения необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов;
-
развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
-
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей; формирование эстетического вкуса;
-
овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Остановимся подробнее на каждом из них.
1 этап.
Идет работа над определением смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, определение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей иллюстрации с опорой на читательский опыт
Перед чтением любого произведения я применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаем сначала ориентировочные действия: рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения. Так как для детей характерны лёгкая отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания и его ограниченный объём, на данном этапе необходимы чёткие указания учителя.
Этап завершается постановкой целей урока . Приведу слова известного советского психолога Алексея Николаевича Леонтьева « Цель, заданная извне, вызывает меньшую активность ребенка, обладает меньшей мотивационной силой
Следовательно, цель урока учащиеся должны формулировать самостоятельно".Эту работу я веду с 1 класса. На первых порах уместнее использовать опорные слова, начало предложений, выставки книг, практическую работу, благодаря чему ученики сами определят цель урока. На уроках мои ребята охотно выполняют такие задания,
например, составление фамилии автора из пропущенных в словах букв, чтение подчеркнутых букв, чтение названия произведения по схеме и другие.
Тема и цель урока осознаются детьми в практической деятельности, поэтому становятся близкими и понятными . Главное на данном этапе - отсутствие отвлекающих факторов и наглядность без лишних элементов, а после записи темы на доске необходимо убрать опорные схемы, таблицы, шифры.
Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.Учитывая тему и используя опорные фразы, школьники определяют цель урока «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Таким образом, технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока
Приведу пример работы с рассказом В.Астафьева «Капалуха». Учащиеся делятся на группы, им даются задания.
Первая группа по иллюстрации пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте?
Вторая группа, используя ключевые слова (гнездо, ребята, невылупившиеся птенцы, учитель), высказывает свое предположение о происходящих событиях.
Третья группа учащихся постарается предположить, о чем пойдет речь в рассказе по его названию.
Если есть необходимость в использовании словаря, то можно найти значение слова «капалуха» в нём.(копала,копалуха-самка глухаря.курица.светло-серого цвета.размером меньше глухаря)
Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить, прав ли я?
Кроме того, данный прием акцентирует внимание на такой детали, как название, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может сообщить о событиях, героях, определить тему и основную мысль рассказа. Ребенок забегает мыслью вперед и превращается в своеобразного соавтора. Этот прием дает возможность не только определить тему урока, но и развить воображение, интуицию.
2 этап.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. 1.Первичное чтение текста организую в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
На этом этапе я могу предложить самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя), лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении.
Далее идет выявление первичного восприятия, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Основная задача учителя на данном этапе – помочь ребенку увидеть в тексте автора (его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность»), а это возможно лишь в ходе повторного (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.
2. После чтения - выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием. Дети устанавливают причинную зависимость явлений, их последовательность; понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произведения. Особенно трудно детям,когда наблюдается несоответствие между конкретными фактами, описываемыми в произведении, и внутренним смыслом происходящего. Даже имеющийся у детей опыт не всегда помогает правильному усвоению содержания произведения. Нередко из-за совпадения внешне сходных моментов (название текста, одинаковые имена героев и др.) активизируются случайные ассоциации. При работе с текстом учитель должен предусмотреть особенности их содержания. В одних произведениях события излагаются последовательно, в других может быть опущен какой-либо эпизод; в третьих основная мысль заключается в определенных словах, для этого необходим более глубокий анализ содержания. В связи с этим меняется методика работы с произведениями.
3. Затем идёт перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов), которое сопровождается работой над лексикой. Плохая техника чтения, сочетающаяся с малым запасом представлений об окружающем мире, бедностью словаря и ограниченностью общего речевого развития, приводит к недостаточному пониманию лексического значения отдельных слов и текстов в целом. К таким словам относятся абстрактные понятия, некоторые слова-признаки предметов, эпитеты, метафоры, словосочетания, употреблённые в переносном значении.
Для объяснения слов и выражений я использую разные средства: показ конкретного предмета картинки, замена незнакомых слов знакомыми, раскрытие значения слова через его корень, выделение непонятных слов путём объяснения их значений и др. Необходимо кропотливо вести работу над использованием толковых словарей для объяснения лексического значения слов, что поможет успешно адаптироваться при переходе в среднее звено. Словарную работу я больше всего люблю вести по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
На этом же этапе провожу анализ текста, который необходимо проводить , используя следующие приёмы:
- выделение ключевых слов;
- беседа;
- составление плана;
- комментированное чтение;
- диалог с автором через текст
Я перечислила только те приёмы, которые ,из моей практики работы , действительно актуальны.
Остановимся на двух последних приёмах, которые являются основными при анализе текста при использовании данной технологии .
1 Прием комментированного чтения, т.е. чтения, которое сопровождается пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.
Вот некоторые рекомендации для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение
А). Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.
Б). Не оставлять без внимания интересные суждения детей, данные в ходе комментирования учителя.
В). Комментарий должен быть кратким и динамичным и ни в коем случае не должен превращаться в беседу.
Следует помнить о том, что учащиеся легко реагируют на внешние раздражители, внимание быстро рассеивается, поэтому не всегда желательно прерывать ребёнка во время чтения, чтобы задать вопрос, хотя, если это необходимо, можно использовать рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся; "включение" воображения детей, например, такими словами: "Увидели?..", "Представили?.."; а можно использовать формулировку максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, : "Догадались, почему?"
2 прием -Диалог с автором- это прием работы с текстом во время его чтения, естественная беседа с автором через текст, которой необходимо учить. Такой диалог возможен только во время перечитывания , так как при первичном чтении возможно не все дети осознанно воспримут текст. Такая последовательность действий
1. Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.
Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый характер. Особенность таких вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными, начинаясь с таких слов:
– на выяснение причинно-следственных и других связей . Эти вопросы начинаются со слов: почему, для чего, чем можно объяснить;
– на обоснование, аргументацию, доказательство, эти вопросы начинаются со слов чем вы можете подтвердить, как можно доказать;
– оценочные, которые начинаются со слов Каким мы видим ? Что можно сказать? Как меняется что-либо?
Для развития умения задавать вопросы я использую разные упражнения, например: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих - то ошибок. Чтобы активизировать детей я использую следующие упражнения:
-восстановление в вопросе пропущенных слов.
-восстановление деформированного вопроса.
-исправление ошибок в вопросе
-исправление неточностей в вопросе
-выбор вопросов , соответствующих тексту (т.е . исключить из группы вопросов лишние)
-составление вопроса, ответ на который будет в определённом предложении (Назвать номер предложения)
-составление вопросов по опорным словам
-постановка вопросов с определённым вопросительным словом
-составление вопросного плана , который развивает умение выделять логическую и последовательную структуру текста
-пытаемся строить синквейны.
Синквэйн» (написание стихотворений по алгоритму) – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, так как его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке.
Правила построения синквейна:
первая строка стихотворения – это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. Их количество равно трем.
Четвертая строка – это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строка – всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке: отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его, дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи.
В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
2. Далее необходимо включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.
Диалог с автором используется при анализе не всех произведений. Не всегда уместен диалог при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа.
Следующий 3этап работы с текстом - это беседа по содержанию текста, где идёт обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
И в конце - выразительное чтение
Следующий этап (3). Работа с текстом после чтения
Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь полного понимания .
На этом этапе проводится
1.Смысловая беседа по тексту. Выявление и формулирование основной идеи текста.
2. Знакомство с писателем. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, только если это оправдано.
3.На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. По иллюстрации можно задавать следующие вопросы: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли видение автора с вашим?
4этап- творческое задание, при выборе которого необходимо учитывать особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка, используя дифференцированный подход на уроке и дома .
Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)». Можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование.
Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребенка-читателя. Мои ребята с удовольствием выполняют такие задания:
-составление диафильма, комикса по тексту;
- творческий пересказ;
-иллюстрирование,
- изготовление карт, схем, макетов,
- чтение по ролям, инсценирование.
При составлении пересказа по плану дети лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений. Затем постепенно перевожу их на план, составленный из повествовательных предложений, используя следующие памятки:
1.Внимательно прочитай текст.
2. Выдели главные мысли текста.
3. Проверь, как они соотносятся друг с другом.
4. Сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части).
5. По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана.
6.Сформулируй главные мысли кратко ( запиши их в виде пунктов плана).
7. Прочитай текст повторно, проверь не пропустил ли что-то.
Вывод
Применение нового системно деятельностного подхода к организации урока литературного чтения направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, с использованием данной технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости и сознательности чтения
На странице приведен фрагмент.
Автор: Филиппова Елена Викторовна
→ balerine33 03.04.2019 0 3304 55 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.