Статья "Приемы и методы достижения оптимального чтения в начальной школе"


«Приемы и методы достижения оптимального чтения в начальной школе»

Научить детей выразительному, беглому, осознанному чтению – вот та  задача, которую обязательно должна решать именно начальная школа. В 2011 году начался переход начального образования России на стандарты второго поколения. Новый образовательный стандарт ориентирован, прежде всего,  на результат. Теперь главной целью образования является развитие личности ученика, формирование у него умения ориентироваться в больших объемах информации, правильно ставить образовательные цели, адекватно оценивать полученный результат, а в конечном итоге  всё это приведёт к умению  учиться,   а оно невозможно без осознанного  чтения.

Проблема формирования качественного чтения – одна из самых острых проблем школьного образования,  и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, который учится читать. Ученик, читающий 60 слов в минуту, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, может «утонуть» в огромном потоке информации. Надеяться на то, что с годами качественное, сознательное чтение придёт само, конечно, не стоит. Дети младших классов находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться выработки оптимальной скорости чтения, именно эти дети могут получить  все резервы  для  повышения техники чтения.

Методика совершенствования техники чтения подразумевает использование современных педагогических технологий. 

Технология обучения оптимальному чтению

Методика Всеволода Николаевича Зайцева давно апробирована, стандартна, и в современных условиях актуальна  как никогда. Некоторые рекомендации - старые, давно известные. Другие отличаются новизной. Главное, что они полезны, легко применимы и   обязательно принесут положительный результат.

 Оптимальное чтение – это чтение  со скоростью разговорной речи, то есть в темпе 120 – 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие годы артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается оптимальное  понимание смысла прочитанного.

Изучив методическую литературу, я выбрала наиболее эффективные для моего класса приемы работы над формированием оптимального чтения.

Частота  чтения

Дробление чтения на несколько этапов. Читать по 10-15 минут несколько раз в день. Родителям своих учеников уже на первых родительских собраниях я советую дробить чтение на несколько этапов, так как такая тренировка намного эффективнее, чем чтение за один раз.

Приём жужжащего чтения

Чтение  вслух, вполголоса, чтобы не мешать одноклассникам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.

Ежеурочные пятиминутки чтения

У каждого ученика в моём классе есть своя книжка, которую он читает каждый урок. Пять минут за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю. Недельная тренировка получается в объёме 100 минут. Время чтения увеличивается  почти в 50 раз!

Чтение перед сном

Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью.  Если чтение было последним ярким впечатлением дня, это укрепляло к нему интерес.

Режим щадящего чтения

Это режим, когда ученик читает 1-3 строчки текста, а после этого некоторое время отдыхает.

Развитие оперативной памяти

Улучшить оперативную память можно с помощью зрительных диктантов. Учителя школы № 37 города Саранска Я. В.Беспалова, В. С.Беспалов разработали наборы зрительных диктантов, основанных на русских народных пословицам и поговоркам. Проводимая работа повышает заинтересованность детей при письме зрительных диктантов. Усиливает эмоциональный отклик, знакомит с народным фольклором, который развивает их речь, учит народной мудрости. Целесообразно чередовать письмо этих зрительных диктантов с диктантами профессора И. Т.Федоренко.

Развитие поля зрения

Для расширения поля зрения школьников я использую таблицы  Шульте. Это таблицы со случайно расположенными объектами, которые служат для тренировки и развития быстроты нахождения в определённом порядке этих объектов. Самая простая таблица Шульте представляет собой квадратный лист, условно разделенный на двадцать пять одинаковых ячеек, в которые беспорядочно вписаны числа от 1 до 25. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в её центре и больше не сдвигается. Находить числа нужно в возрастающем порядке от 1 до 25, без пропусков, с максимальной быстротой, избегать передвижений взгляда из центра и искать числа только боковым зрением. По мере развития навыка переходят к таблицам с количеством ячеек 6x6, 7x7, 8x8.

Приём стимулирования учащихся

 Замер техники чтения провожу один раз в четверть. Веду сводную таблицу результатов техники чтения. Ребята постоянно знают свой рост результатов, рост других учащихся и убеждаются, что труд приносит успехи.

Многократность чтения

Дети читают текст  в полголоса в течение 1 минуты, после этого отмечают, до какого слова успели прочитать. Далее ученики повторно читают этот же отрывок, снова отмечают, до какого слова дочитали и сравнивают с первичным  результатом. Понятно, что второй раз они прочитают на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется прочитать ещё раз. Но более трёх раз читать один и тот же отрывок не рекомендуется.

Таким образом, используя метод Зайцева В.И. и регулярно применяя вышеописанные приемы можно значительно улучшить показатели скорости чтения, усвоения учебного материала, а значит, достичь высоких результатов обучения.



2



Полный текст материала Статья "Приемы и методы достижения оптимального чтения в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Храповицкая Людмила Викторовна  Публикатор
18.06.2019 0 3354 70

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК