Статья "Развитие читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1

г. Твери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

учитель начальных классов

Еремеева А. В.

 

 

 

г. Тверь, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………1

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………………2 - 3

  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………….4 - 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………....10

ИТОЧНИКИ…………………………………………………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1-

ВВЕДЕНИЕ

В эпоху, когда активно развиваются информационные технологии, книга остается не только источником знаний и духовным наставником, но и другом, как для взрослого читателя, так и для ребёнка. Но под воздействием прогрессивной медиакультуры в обществе изменяется статус и круг чтения, методы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге.

Современные школьники стали читать иначе. Первостепенное место в выборе книг стали занимать детективы, развлекательная литература и комиксы по мотивам блокбастеров. Большое значение в детском досуге стали иметь игры на компьютере, просмотр развлекательных телепередач, которые не несут в себе образовательный характер; постепенно стала уходить в прошлое традиция семейного чтения, а бывает даже так, что школьнику абсолютно не стыдно признать то, что он не любит читать.

Большинство родителей не интересуются тем, что читают их дети, не знают, какими книгами они увлечены. Родители, в значительном большинстве, не способствуют регулярному чтению классической литературы.

В результате этого, выявились определённые сложности: снижение грамотности, упрощение речи, понижение культурного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2-

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В основе читательского интереса выделяют фактор заинтересованности как особого рода концентрации непроизвольного внимания с положительным тоном чтения, который характеризуется оптимальным уровнем процесса восприятия, мышления, воображения и запоминания.

К одним из более качественных характеристик читательского интереса можно определить устойчивость, глубину и избирательность.

Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если интерес вызван внешними стимулами, то он способен пропадать с изменением ситуации. А если интерес является следствием личностного интереса, то устойчивость его гораздо выше[1]. 

Если создание ситуации, при которой читатель впервые начинает переживать яркие и красочные эмоции заинтересованности процессом чтения, а затем, путём подбора книг, без сомнения, может обеспечивать заинтересованность и новыми книгами, а это в будущем будет облегчать поддержание и закрепление перехода ситуативного интереса в устойчивую черту читательской заинтересованности и эмоций.

Немаловажной особенностью читательского интереса является его глубина. В ней активность сочетается с устойчивостью.

Из всего вышесказанного следует, что в формировании читательского интереса можно исходить из того, что читательский интерес – это, прежде всего, наличие у читателя устойчивого интереса к книгам.

Читательский интерес является явлением, которое формируется и развивается, и в наше время. При специально создаваемых условиях его возможно и необходимо формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени устойчивым и действенным.

На сегодняшний день вопрос о развитии читательского интереса стоит особенно актуально. Актуальность обусловлена тем, что чтение играет одну из значимых ролей в формировании личности, воспитании нравственности, способствует развитию смыслового восприятия, воображения ребёнка, играет большую роль в развитии грамотности.

Разнообразным аспектам изучения читательских интересов уделяли большое внимание и посвящали труды такие известные педагоги, и специалисты в области психологии, как Ш.А. Амонашвили, В.Г. Белинский, Л.С. Выготский, М. Горький, Л.В. Занков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.

-3-

Развитием читательского интереса заинтересованы и педагоги нашего времени. Следовательно, вопрос о том, как заинтересовать детей чтением, в преподавательской практике остается открытым до сих пор.

Государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии сформированности у современного школьника самостоятельной читательской деятельности [2].

Определённые ученики первых классов не овладевают основами читательской грамотности, что понижает уровень их литературного становления. Вследствие этого, заинтересованность к чтению у школьников вместо того, чтобы развиваться, уже на первых ступенях начальной школы начинает угасать, а к четвертому классу практически полностью исчезает.

Одна из важнейших сторон данной проблемы – это проблема обучения чтению в течение всего периода обучения в школе. Элемент, который должен содержаться в основе её фундамента – это способность работать с разнообразными видами текстов на всевозможных носителях информации. Но, несомненно, что решение данной проблемы будет малоэффективным без интереса детей к чтению.

Проблема детского чтения может решиться в творческом союзе учителей, детей и родителей. Применение ИК технологий в обучении и воспитательной деятельности, коллективное взаимодействие, создают возможность решения данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-4-

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель учителя – ввести учеников в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.

Читательская самостоятельность – надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Опыт работы убедил, что чем лучше ребёнок владеет техникой чтения, тем меньше он уделяет внимания техническому прочтению текста. Следовательно, главная задача, стоящая перед учителями, состоит в том, чтобы ученик как можно скорее овладел техникой чтения, чтобы данный процесс стал для него увлекательным.

Для того чтобы научить учеников младших классов грамотно говорить и читать вслух, учителя регулярно должны работать над развитием речевого дыхания учащихся.

Для этого на своих уроках литературного чтения можно использовать упражнения для развития у детей речевого дыхания и четкости произношения звуков:

- упражнения на отчетливое произношение звуков

- упражнения на регулирование речевого дыхания;

- чтение чистоговорок и скороговорок [3].

Для того чтобы у учащихся формировалось внимание к слову и его частям как предпосылки правильного и осознанного чтения, можно использовать разнообразные виды упражнений:

- слова, различающиеся одной буквой;

- упражнения, при изучении мягкого знака;

- упражнения на схожесть части;

- упражнения на чтение слов-перевертышей и предложений-перевертышей (палиндромов) [3].

Для того чтобы ребёнок читал бегло, необходимо работать над формированием его оперативного поля чтения и одновременно над развитием памяти ребёнка. Достичь этого помогут упражнения в чтении слов, словосочетаний и небольших предложений. Начинать подобную работу необходимо с чтения несложных слов: сначала слово, которое состоит из двух слогов, затем – из трёх, далее – два небольших слова и, наконец, целое предложение, состоящие из 10-12 знаков.и т.д.

Творческую деятельность младших школьников учитель может развивать с помощью применения всевозможных языковых упражнений и игр, которые

-5-

совершенствуют внимание к слову и его частям. Такие упражнения ставят детей в активную позицию, пробуждая интерес и внимание к чтению, развивают воображение. Так же, данные задания направлены на пробуждение творческого потенциала, позволяет ребёнку в занимательной форме многому научиться.

Игры на развития творческого воображения для учеников 1 и 2 классов

  1. «Зеркало». Дети разбиваются на пары, играть можно сидя и стоя. Один игрок – «зеркало», а другой – его «отражение», он старается максимально точно все движения партнера: улыбаться, грустить, сесть, встать, руки в стороны и любая другая поза.

  2. «Чудо-портрет». Ребёнок старается нарисовать «портрет» счастья, печали, любви, веселья и т.д. «Портреты» могут быть детальными или схематичными.

  3. «Нравится – не нравится». Дети отвечают на вопросы «Что не нравится/нравится маме? Папе? Собаке? Дереву? Морю? И др.

Одно из значительных мест на уроках литературного чтения в начальных классах занимает работа с текстом. Можно использовать разнообразные формы работы над текстом, а также игры и упражнения, которые способствуют развитию у школьников интереса к чтению, формированию их творческих способностей. Работу можно проводить по трём направлениям:

  1. развитие у учащихся качеств, которые служат предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, речевой и общей активности, привычки анализировать, осмысливать факты и др.;

  2. применение элементов исследовательской деятельности учеников в процессе обучения, их совместная работа, выполнение поставленных задач;

  3. помощь в понимании и осознании учащимися художественного произведения через собственное творчество. Деятельность исполнителя имеет возможность подняться до уровня искусства: в драматизации сказки ученик входит в роль героя произведения. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда дети рисуют эпизод из изучаемого произведения. А затем, с помощью воображения и знания жизни, ученики вносят что-то своё.

Также можно рекомендовать интеллектуально-творческие задания: изобразить явление природы, растение сада или леса, животных и т. п. Таким образом, дети высвобождают лишнюю энергию, развивается их образное мышление, воображение и артистизм.

 

 

-6-

В зависимости от возраста детей, можно использовать и словесное и графическое рисование, драматизацию, создание диафильмов, стихосложение, устные рассказы и сказки [3].

Интерес к чтению связан с читательской самостоятельностью ребенка. Хотела бы поделиться с одной из системы работ по развитию читательской самостоятельности учеников, в основе которой лежит работа с читательским дневником. Начинать работу необходимо с 1-го класса.

В 1-ом классе проводится предварительная работа. Произведение, которое прочитал ребёнок, сопровождают в читательском дневнике иллюстрацией, с которой работа проводится не только на уроке, но и дома. Детям можно предложить следующие задания: найти увлекательную информацию об этом животном, растении и т.д.; выучить стихотворение; выполнить рисунок и составить небольшой рассказ. Ребята с большим удовольствием готовятся, удивляя своих одноклассников и своего учителя найденной информацией. Таким образом, развивается монологическая связанная эмоциональная речь, воспитывается интерес к познанию нового.

Со второго полугодия ученики начинают работать с читательскими дневниками, где записывается название произведений, которые прочитаны ребёнком, инициалы автора, выполняются иллюстрация к произведению. Ребята рассказывают понравившиеся им эпизоды или комментируют свои рисунки.

На уроках литературного чтения произведение может быть рассмотрено, как художественное явление, в котором определёнными выразительными средствами передается духовное содержание. Анализ образных средств, используемых автором произведения, позволяет выделять идеи произведения и взгляды.

Содержание произведений возможно оценивать только на основе анализа используемых форм выражений, в процессе которого происходит сравнение позиции  автора со сложившимся при чтении мнением читателя. Этим восприятие художественного произведения отличается от дидактического, в котором мысли и идеи не «спрятаны», а высказывается прямо и не подлежит рассмотрению.

К сожалению, в начальных классах процесс обучения зачастую строится таким образом, что ученик просто не успевает осмыслить образовавшиеся ощущения, проанализировать влияние прослушанного произведения на субъективное состояние.

Детей сразу стараются погрузить в дидактическую суть произведения. По словам В.Г. Белинского, произведение  нужно воспринимать сначала «сердцем», а потом «умом»,

 

-7-

известный критик не был сторонником «интеллектуального» способа работы над произведением.

Этап чувственного переживания произведения играет очень важную роль, так как только на его основе зарождаются оценочные суждения, что является вторым этапом   восприятия текста. После того, как читатель понимает, какие эмоции возникли у него при слушании произведения, он может проанализировать и авторские идеи, осмыслить воспитательные возможности произведения, его поучительные стороны, характеристики героев [2].

Одним из самых сложных, но необходимых видов работ является анализ художественного текста. Анализ художественного текста учит вглядываться в каждую деталь текста, вчитываться, что помогает в дальнейшем увидеть глубину содержания, идти маленькими шажками за мыслью и идеей автора, постигая их как анализ. Анализ произведения строится путём постановки вопросов. Ученик отвечает на вопросы, вдумывается в содержание текста, запоминает его, улавливает с помощью учителя особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике. Анализ произведения помогает учащимся удерживать интерес к чтению, к миру, учит думать, сопоставлять и т.д.

Так же, очень важно в своей работе по развитию читательского интереса включать в работу литературные игры и праздники. Коллективная работа с родителями учеников позволит обрести в лице родителей необходимых и надежных помощников, которые будут стараться углублять у детей интерес к чтению. В своей деятельности можно пользоваться следующими формами работы с родителями: коллективная; групповая; индивидуальная.

В младшем школьном возрасте идёт ускоренное развитие эмоциональной сферы, что называется чувственным интеллектом. В случае, если направить внимание на данную особенность младшего школьного возраста, учитель может достичь высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению.

На базе позитивных психологических переживаний происходит возникновение и закрепление потребностей, интересов человека. Именно в младшем школьном возрасте и происходит накопление эмоций, чувств и переживаний. Следовательно, младшие школьники ищут в чтении:

  • увлекательности, сильных эмоциональных переживаний. Воображение детей захватывают смелые подвиги героев;

 

-8-

  • удивления. Благодаря удивлению появляется жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Следовательно, ключевым фактором в формировании положительного отношения к чтению младших школьников является грамотное построение учебного процесса и многообразие форм работы на урочной деятельности. Для этого можно использовать всевозможные методические техники, приёмы, наглядные пособия, как и в урочной деятельности. Например, ознакомление учениками-читателями моральных ценностей, которые содержатся в художественных произведениях, осмысление нравственных понятий, развитие нравственных качеств человека на примере литературных персонажей [4].

В окружении разнообразия путей и средств формирования читательского интереса к более важным для данного возраста относят преподавание с энтузиазмом, с увлечённостью. Актуальность учебного материала, применение современных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке - это средства, находящие свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методов работы с текстом. При помощи нетрадиционных приёмов работы с текстом, есть возможность, имея традиционное содержание рабочей программы, модернизировать процесс обучения.

В основе рекомендуемой работы использованы приёмы и способы развития критического мышления через чтение:

Приём № 1 «Толстые и тонкие вопросы».

Для того, чтобы адаптация ребёнка к взрослой жизни прошла более успешно, учеников младших классов необходимо учить дифференцировать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ «тонкие вопросы» и те, на которые однозначно невозможно ответить «толстые вопросы». «Толстые вопросы» – это вопросы, которые предполагают неоднозначные ответы.

Приём № 2 «Чтение с остановками».

Данный приём включает в себя все стадии технологии:

  • 1 стадия – вызов. На этой стадии, основываясь только на заголовок текста и материале об авторе, ученикам нужно предположить, о чём будет данное произведение.

  •  2 стадия – осмысление. После того, как ребята познакомились с частью текста, они конкретизируют своё представление о материале. Особенность данного приёма в том, что уточнение своего представления (стадия осмысление) в то же время

 

-9-

  • является и стадией вызова для ознакомления со следующим фрагментом. Обязательно должен быть задан вопрос: «Что будет дальше и почему?».

  •  3 стадия – рефлексия. Финальная беседа. На данной стадии текст вновь представляет собой единое целое. Направление работы с учениками могут быть разнообразными: письмо, дискуссия, тезисы, выбор или поиск пословиц по теме и т.д.

Данная работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных составляющих (тем, образов, способов выражения авторской позиции и т.д.), развивает умение формулировать свои мысли, воспитывает пониманию и осмыслению.

Способы активизации ранее приобретённых знаний:

Приём № 3 «Ассоциация».

После того, как ученики определят тему урока, им предлагается ответить на вопрос:

«О чём может пойти речь на уроке?»

Какие ассоциации у вас могут возникать, когда вы слышите словосочетание: «Братья меньшие»? Ребята перечисляют все образовавшиеся ассоциации, которые учитель записывает на листе бумаги или доске.

Приём № 4 «Ключевые слова».

После того, как дети перечислят все слова, которые, на их взгляд, подходят к теме урока, им предлагается составить предложение или небольшой рассказ из данных слов. Ребята должны воспользоваться своими предыдущими знаниями по изучаемой теме, составить свой прогноз и определить цели своей дальнейшей работы.

Приёмы графической организации учебного материала:

Приём № 5 «Составление кластера».

Кластер – это группа объектов, которые сходны по своим свойствам, целям и назначению. Кластер может быть использован на различных этапах урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся уже изучили.

Приём № 6 «Перепутанные логические цепочки».

На доске написаны верные и неверные утверждения. Ребята должны прочитать и поставить знак «плюс» там, где, по их мнению, высказывание верное и знак «минус» там, где оно неверно[5], [6].

 

 

-10-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении данной работы можно сказать, что для формирования интереса к чтению у младшего школьного возраста необходимо организовывать свою методическую работу так, чтобы «участвовал» не только разум ребёнка, но и чувства.

Неоспоримыми помощниками в развитии речи школьника является интерес к чтению и любовь к книге. Целями педагога начальных классов являются воспитание у учеников любви к книгам, понимание потребности в выборе книжной продукции.

Книга играет большую роль в обучении и воспитании младших школьников. Очевидно, что достижение необходимых результатов будет происходить только в том случае, когда обучающийся действительно умеет работать с книгой. От этого умения во многом зависит умственное и интеллектуальное развитие школьника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-11-

 

ИСТОЧНИКИ

  1. Горбылева А.Я., Мишина А.П., Сахарцева М.К. Особенности работы по курсу «Литературное чтение» в начальной школе. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.

  2. Неборская, Т. А. Учим читать вслух и молча / Т.А. Неборская. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005.

  3. И. П. Сметанкина, Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно - популярной литературы о природе. Канд. пед.наук: 13. 00. 01. / И. П. Сметанкина; Московский пед. гос. ун-т. – Москва, 1999.

  4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004.

  5. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2011.

 


Полный текст материала Статья "Развитие читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Еремеева Анастасия Владиславовна  Публикатор
15.07.2020 0 2891 403

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК