Статья "Обобщение опыта. Активизация учебно-познавательной деятельности"
Нафтаевой С.А.
учителя МБОУ-СОШ №12
имени А. Толстунова
станицы Новониколаевской
Калининского района Краснодарского края
Содержание
-
Целостное описание опыта
-
Рецензия на опыт работы
-
Приложение к опыту
-
Библиографический список
Пословицы и поговорки,
сами дыша жизнью, пробуждают
к жизни и семена родного слова,
всегда коренящиеся, хотя и
бессознательно, в душе ребёнка.
Л.Н. Толстой
ВВЕДЕНИЕ
1) Актуальность темы
Обучение русскому языку в общеобразовательной школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по русскому языку
Основы всех задач должна заложить начальная школа. Чтобы добиться свободного владения русским языком необходимо в ходе обучения обеспечить достаточный словарный запас.
Постоянный поиск новых форм, методов и приёмов обучения младших школьников показывает, что использование элементов устного народного творчества в учебном процессе способствует развитию речи учащихся, формированию навыков грамотного письма, пополнению словарного запаса детей, оказывает влияние на нравственное воспитание младших школьников. Все это говорит об актуальности данной темы, тем более, что программа начальных классов не предусматривает специальной работы над малыми фольклорными жанрами.
К.Д.Ушинский считал, что формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта.
Ни в одной из форм языкового творчества народа, указывал К.Д.Ушинский, не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах. «Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц», «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам», - отмечал К.Д.Ушинский в работе «Первая книга после азбуки».
Вплотную смыкается со взглядом К.Д. Ушинского в своей оценке народных пословиц, их роли и месте в усвоении детьми родного языка при обучении грамоте Л. Толстой. В его «Азбуке» пословицы являются текстами для первоначального чтения и распределяются по всем буквам алфавита. Из великого множества и разнообразия пословиц и поговорок, представленных в сборниках И. Снегирёва, В. Даля, Л. Толстой отбирает материал для учебников так, чтобы за каждой из пословиц вырисовывалась бы определённая житейская ситуация и вытекающий из неё нравственный смысл, выраженный в образной форме. В народной пословице Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и заразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений». (2,т.8 с.356)
Сходство взглядов и позиций двух великих русских педагогов относительно роли народных пословиц и поговорок в первоначальном обучении знаменательно тем, что оно направляет каждого, кто занят воспитанием и обучением младших школьников, к неисчерпаемому в своих богатствах источнику духовного развития - народному творчеству.
Тема по самообразованию, над которой я работала в течение 2 лет, - «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературного чтения посредством использования малых фольклорных жанров, выбрана мною не случайно. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Кроме того, в последнее время засилие телевидения, кино, компьютерных игр отдаляет наших школьников от родных корней, вековой мудрости русского народа.
Использование в игровой форме малых фольклорных жанров на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, несомненно, поможет ребенку не только повысить грамотность, но и выработать лингвистическое чутье, образное мышление, натренировать память и внимание, развить любознательность.
Работая над вышеуказанной темой, я ставила определенные цели:
обучающая: познакомить учащихся с особенностями малых фольклорных жанров;
развивающая: активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
воспитательная: формировать нравственные качества личности младшего школьника.
Добиться данных целей возможно при решении следующих задач:
-
повышение орфографической зоркости младших школьников посредством использования малых фольклорных жанров (пословиц, поговорок, загадок);
-
развитие логического мышления учащихся начальной школы на фольклорном материале;
-
активизация творческой речевой деятельности младших школьников;
-
расширение словарного запаса учащихся;
-
пробуждение интереса к устному народному творчеству.
Актуальность выбранной темы подтвердили и результаты анкетирования, проведенного в начале и в конце работы над данной темой.
Анкета «Знание младшими школьниками малых фольклорных жанров»
Цель проведения анкетирования: проанализировать умение учащихся различать малые фольклорные жанры в начале и в конце работы над темой «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения в начальных классах посредством использования малых фольклорных жанров».
Анкетирование проводила: учитель начальных классов Нафтаева Светлана Алексеевна.
Количество опрошенных: учащиеся 3 «Б» класса
(24 человека).
1. Умеешь ли ты находить в текстах:
-загадки;
- пословицы;
-поговорки.
2. Соотнеси выражение с рисунком и определи, к какому жанру оно относится?
1) два сапога пара;
2) как с гуся вода;
3) как снег на голову.
Выдели знакомые орфограммы.
3. Восстанови выражения, вставляя пропущенные слова. К какому жанру относятся эти выражения?
(Какое?) слово, что весенний день.
(Какую?) дружбу и топором не разрубишь.
(Какая?) книга – лучший друг.
Подчеркни прилагательные.
4. Напиши ответы на вопросы и определи вид жанра.
Что вверх корнем растёт? (…….)
Кто осенью спать ложится, а весной встаёт? (……)
- пословицы;
- поговорки;
- загадки.
Выдели корень в словах-отгадках.
5. Определи, к какому жанру относятся выражения. О каких качествах личности идёт речь?
Смелость города берёт.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
Без друга на сердце вьюга.
Напиши пословицу о дружбе.
6. Определи вид жанра. Укажи число имён прилагательных (ед.ч., мн.ч.) Напиши любимую загадку.
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где пройдётся,
Там след остаётся. (……….)
Чёрные, кривые,
От рожденья все немые,
Встанут в ряд –
Сейчас заговорят. (……….)
7. Определи вид жанра. Установи соответствие между высказыванием и темой.
-
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
-
У пахаря рука черна, да хлеб бел.
-
Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
-
В дружбе – правда.
-
Ученье – путь к уменью.
1.Труд. 2. Родина. 3. Дружба. 4. Учение. 5. Добро, зло.
Итоги анкетирования
1. По результатам анкетирования, проведенного среди учеников третьего класса, правильные ответы составили 45%. Результаты занесены в следующую таблицу:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
||||||||||||||||||||
1.1 |
1.2 |
1.3 |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
4.1 |
4.2 |
4.3 |
5.1 |
5.2 |
5.3 |
6.1 |
6.2 |
6.3 |
7.1 |
7.2 |
|
|||||||
60 |
30 |
20 |
70 |
30 |
30 |
30 |
30 |
50 |
70 |
80 |
20 |
50 |
50 |
20 |
90 |
60 |
30 |
50 |
40 |
|
Вывод:
Следовательно, у детей ещё недостаточно сформирован интерес к малым фольклорным жанрам, не совсем точно они могут определить, к какому жанру относится то или иное выражение.
Поэтому при организации занятий с пословицами, поговорками и загадками решались следующие задачи:
-
Изучение малых фольклорных жанров, проведение смысловой грани между ними.
-
Пробуждение активного логического мышления и дальнейшая языковая работа учеников, повышение грамотности учащихся.
3. Привитие учащимся любви к устному народному творчеству и
русскому языку в целом.
4. Воспитание нравственных качеств личности (доброты, милосердия,
трудолюбия и др.)
Результаты анкетирования, проводимого в феврале 2006 года:
В результате проведённой системы занятий по формированию у детей умения различать малые фольклорные жанры, привитию учащимся любви к устному народному творчеству, развитию логического мышления при отгадывании загадок и объяснений пословиц, были выполнены поставленные задачи. Подтверждением служит анкетирование, результаты которого занесены в следующую таблицу:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||||||||||||||||||
1.1 |
1.2 |
1.3 |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
4.1 |
4.2 |
4.3 |
5.1 |
5.2 |
5.3 |
6.1 |
6.2 |
6.3 |
7.1 |
7.2 |
|
||||||
100 |
80 |
80 |
100 |
80 |
80 |
90 |
100 |
90 |
100 |
100 |
80 |
100 |
80 |
80 |
100 |
90 |
90 |
100 |
90 |
|
Правильные ответы составили 90%.
Сравнительная характеристика
Сформированность умений |
Результаты первого анкетирования в (%) |
Результаты второго анкетирования в (%) |
1.Умение различать малые фольклорные жанры. 2. Уровень обученности (орфография, морфология). 3.Умение различать положительные нравственные качества личности. |
33
40
67 |
87
85
98 |
2) Общая характеристика малых фольклорных жанров
Слово «фольклор», которым часто обозначают устное народное творчество,
произошло от соединений двух английских слов: folk – народ и lore – мудрость. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало её связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и своё место в нём. Как и литература, фольклорные произведения делятся на этические, лирические и драматические. К этим жанрам относят былины, легенды, сказки, исторические песни. Малые жанры фольклора – это пословицы, поговорки, считалки, дразнилки и т.д.
Фольклор – это произведения, созданные народом на протяжении его многовековой истории и являющиеся основой его национальной культуры.
«Гимнастикой ума» называл К.Д. Ушинский отгадывание загадок. «Жить – значит Родине служить», «Ученье – свет, а неученье - тьма», - учат пословицы и поговорки, которые « всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги», - говорил М. Горький.
Большое воспитательное воздействие на детей оказывают малые жанры фольклора. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает приметы родной природы, усваивает представление народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами.
Изучением фольклора занимается фольклористика. В 1976 году принят закон «Об охране и использовании памятников истории культуры», к числу национальных сокровищ относят и «записи фольклора и музыки».
3) Пословицы, поговорки, загадки как
жанры народного творчества
У пословиц и поговорок нет автора. Мы никогда не узнаем точного времени их появления, места их создания. Но без них не обходится ни профессиональная литература, ни живая разговорная речь ими пользуются и в научной полемике, и в политических докладах, и в философских трактатах. Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную веками, опыт десятков поколений.
В.И.Даль в предисловии к сборнику «Пословицы русского народа» писал: «Мы должны согласиться, что она (пословица) не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души; это целые изречения, сбитые в один ком, в одно междометье». Кто из нас с детства не знает: «Век живи, век учись», «Труд человека кормит, а лень портит».
А.С. Пушкин восторженно восклицал: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
Читая сборник пословиц, Л. Толстой заметил: «Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувств много».
Поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного поучающего смысла. В.И.Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно». (3 с.7) С конца 17 века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Исключительная роль в собрании народных изречений принадлежит В.И.Далю, записавшему среди крестьян, ремесленников, солдат 25 тысяч пословиц и поговорок.
Загадки – жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. Загадка – испытание сообразительности отгадывающего. Понятие «загадка» происходит от древнерусского глагола «гадати» - «думать», «рассуждать»; отсюда «гадание» - «раскрытие скрытого». Издревле загадка служила одним из средств передачи опыта и знаний от старшего поколения к младшему: дети, молодёжь познавали окружающий мир через поэтические произведения – загадки. Они были неотъемлемой частью народной педагогики, средством воспитания остроумия, сообразительности, воображения, образного мышления. Игровой характер подобного метода обеспечил его популярность и в общении родителей с детьми разного возраста, и на молодёжных посиделках, где в долгие зимние вечера звучали песни, прибаутки, загадывались друг другу загадки.
Загадка развивает в ребёнке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. «Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает».
Загадки, как и пословицы, играют большую роль в воспитании нравственных и эстетических чувств ребенка. Они отражают живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов. Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребёнку по-своему взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка даёт картинное описание предмета. Загадка – это, своего рода, логическая задача, развивающая образно-ассоциативное мышление.
Отгадывание загадок, объяснение пословиц оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность к анализу, синтезу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
4) Художественный мир ребёнка.
Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Под термином «Детский фольклор» обычно понимается самостоятельное детское творчество, произведения традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми, и творчество взрослых для детей. Эти три части детского фольклора составляют одно сложное целое.
Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя:
- колыбельные песни Сон да дрема - ребёнку в голова
Спи, усни, угомон тебя возьми!
- пестушки С гуся вода, с Пети худоба.
- потешки «Ладушки», «Сорока – Ворона».
-сказки Жили – были два гуся, вот и сказка вся.
- жеребьёвки, считалки 1,2,3,4; Мы стояли на квартире.
- дразнилки Федя-медя съел медведя!
- сечки - стишки, сопровождавшие удары по де-
реву каким-либо секущим предметом.
На дереве остаются зарубки – сечки.
-молчанка - стихотворный уговор – молчать.
- голосянка - дети соревнуются, кто дольше
протянет звук.
небылицы – перевёртыши - песенки или стишки, в
которых всё поставлено «с ног на
голову».
В них летают поросята, мухи съедают
петуха.
Таков основной состав детского фольклора.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1) Система работы с малыми фольклорными жанрами
Работу с малыми фольклорными жанрами следует начинать с первого класса. Использование пословиц, поговорок и загадок на уроках русского языка и чтения делают их богаче по содержанию и интереснее по форме. В настоящее время всё большее внимание уделяется использованию игры в обучении и воспитании младших школьников. Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения. Такие ситуации могут быть созданы путём внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезное упражнение для ума.
Загадка развивает в ребёнке догадливость, сообразительность. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. «Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает». Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребёнка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира. Эти мыслительные операции важны не сами по себе, а тем, что ребёнок открывает для себя поэзию окружающего мира. Как уже упоминалось выше, загадки, как и пословицы,
играют большую роль в воспитании нравственных и эстетических чувств ребенка. Отгадывание загадок, объяснение пословиц оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению, к доказательству, развивает способность к анализу, синтезу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Пословицы, поговорки, загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно отражается на их знаниях, умениях, навыках.
Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве загадок, объяснении пословиц, надо ставить перед ребёнком
Конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна; не просто объяснить пословицу, а связать её с примером из жизни или художественной литературы. Необходимо вызвать интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Чтобы менялись содержание и способы доказательства загадок и объяснения пословиц, надо предлагать разные загадки и пословицы об одном и том же предмете, явлении. Это способствует активизации словаря учащихся, показывает, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.
Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами и загадками очень много даёт учащимся. Они учатся собирать народные изречения, анализировать их смысл , понимать обобщающий характер.
Разнообразная и интересная работа с пословицами и загадками не только прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, но так же учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью.
В воспитательной работе отвожу существенное место пословицам и поговоркам при формировании нравственных ценностей. Для детей значимы понятия: доброта, Родина, дружба. Многие учащиеся старались сформировать у себя такие качества личности, как правдивость, доброта, справедливость, честность. Дети понимают, какие требования предъявляются к дружбе, к другу, что поступать нужно так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Высока себестоимость понятия «Родина», все понимают, что в будущем наша задача не только любить её, но и защищать. Трудолюбие отмечают как положительное качество личности, которое помогает человеку жить в обществе. Ребята понимают назначение пословиц, хотят знать и употреблять их в речи.
2) Методика работы с пословицами, поговорками,
загадками на уроках русского языка и
литературного чтения
В объяснительной записке к программе «Литературное чтение в начальных классах» говорится, что «…новый курс призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить специфику словесного искусства, его образность». Под эту программу разработан цикл новых учебников по чтению, в которых достаточно широко представлены пословицы и поговорки.
С первого класса дети знакомятся с элементами устного народного творчества. Почти в каждый урок «Азбуки» включены 2-3 пословицы. Дети интересно объясняют смысл своего понимания пословиц, в первом классе им ещё сложно самостоятельно связывать ситуации в пословицах с примером из жизни, поэтому эта работа происходит под руководством учителя. Но в дальнейшем, когда работа над жанрами проводится систематически, дети
не только могут успешно провести параллель с жизнью, а так же приобретают такой важный навык как умение применять пословицу или поговорку в нужном месте в соответствии с определённой ситуацией.
1. На уроке «Обучения грамоте» (добукварный период)
по теме: «Предмет и слово» используются загадки:
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её! (Красная Шапочка)
- Слово «Шапочка» - собственное или нарицательное? (Собственное.)
- Почему собственное? – А может ли слово «Шапочка» быть нарицательным? (Может, если это головной убор.)
2. Практическое упражнение «Классификация» с использованием загадок на уроке по теме: «Устная речь» в 1 классе.
(На доске вывешены предметные картинки с изображением животных)
Классификация слов на группы.
- Как можно одним словом назвать всех животных на верхнем рисунке? (Дикие)
- Как одним словом мы назовём животных на нижнем рисунке? (Домашние.)
Загадки о животных (загадывают заранее подготовленные дети).
- Кто из них домашнее, а кто – дикое животное?
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
Сама пёстрая, ест зелёное,
Даёт белое. Кто это? (Корова)
И др.
3. Упражнение: «Отгадай загадку и узнай первую букву» я провожу в 1 классе на уроке обучения грамоте по теме «Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков буквами»
Звуковой анализ отгадок.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
Поле белое,
Овцы чёрные. (Бумага и буквы)
4. На уроках внеклассного чтения использую скороговорки, считалки, небылицы.
От топота копыт пыль по полю летит.
Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
У Иванова двора загорелася вода.
Всем селом пожар тушили,
А огонь не загасили.
Пришёл дедушка Фома, расседая борода.
Он народ погнал в овин, затушил пожар один.
Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал.
Только слышно стороной: затушил он бородой!
5. В букварный период для достижения поставленных в работе целей мною была изготовлена «Весёлая азбука для Анечки и Ванечки»- занимательное изучение алфавита. Карточки с буквами содержат множество пословиц и поговорок, а любимые всеми загадки помогут ребёнку быстрее запомнить алфавит.
Аа
Пословицы и поговорки
Азбука – к мудрости ступенька.
Аккуратность человека красит.
Загадки
На странице букваря 33 богатыря,
Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (Азбука)
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи. (Арбуз)
Уроки чтения – это благоприятная почва для использования малых фольклорных жанров. Во втором классе, в разделе «Устное народное творчество» тексты соотнесены с пословицами и поговорками, отражающими либо основную мысль произведения (рассказ Л.Толстого «Старый дед и внучек» - «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»), либо характер героев (сказка «Лиса и тетерев»: «На языке медок, а на уме ледок»). Учителю можно расширить подборку пословиц. Например, к произведению Н.Артюховой «Большая берёза» (в учебнике дана пословица
«Нет друга лучше, чем родная матушка»). К отдельному сюжету на этапе анализа можно подобрать пословицы:
У страха глаза велики.
Что в сердце варится, на лице не утаится.
Кто сам собой не управит, тот и других не наставит.
Страх силы не имеет.
Мать плачет не над горсточкой, а над пригоршней.
1) На уроке литературного чтения по теме: «В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» обращаю внимание на эпиграф:
Нам даром без труда
ничего не даётся,
недаром исстари
пословица ведётся.
Целью урока является не только знакомство с произведением, его автором, но и обеспечение понимания смысла пословицы, расширение зрительных представлений детей, развитие образного мышления, творческого воображения. На этапе закрепления проводится работа с пословицами, которые подобраны по теме урока. Учитывая особенности наглядно-образного мышления младших школьников, необходимо использовать в работе с пословицами картинки, иллюстрации.
Пословицы и поговорки выписываются под номерами столбиком на доске, где выставлены также под номерами в таком же количестве иллюстрации. Учащиеся должны определить соответствие или несоответствие последних к предложенным пословицам. Результаты выполнения заносятся на карточку, которую получает каждый учащийся, она выглядит следующим образом:
П о с л о в и ц ы И л л ю с т р а ц и и
1.________________________________________________ .
2.________________________________________________ .
3.________________________________________________ .
4.________________________________________________ .
5.________________________________________________ .
Напротив каждого номера пословицы ученик пишет номер той иллюстрации, которая, по его мнению, соответствует данной пословице. Если же он считает, что нет соответствующей иллюстрации к какой-либо пословице, то напротив номера этой пословицы ставится знак «-» (минус).
На доске написаны пословицы:
-
Дело мастера боится.
-
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
-
Поспешишь – людей насмешишь.
-
Ты меня, работушка, не бойся, я тебя не трону.
-
Работа без ума никому не нужна.
Рядом выставлены следующие иллюстрации:
-
Мальчик со столярным инструментом. Он мастерит кормушку для птиц. Кормушка получается хорошая. Мальчик радостно улыбается.
-
В доме у окна, подперев щёку рукой, сидит девица; со скучающим видом она смотрит в окно. У лавки, где она сидит, валяется брошенный ею веник. В доме не прибрано. А за окном в пруду женщины полощут бельё, кто-то моет коня, кто-то ловит рыбу. Мимо окна улыбающаяся девица несёт на коромысле воду.
-
Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Но пока он приделывает его к дереву, крышка отвалилась. Сам скворечник завалился набок. Птицы полетели прочь от такого домика.
-
Во дворе дома только что кипела работа. Вокруг лежат наколотые дрова, часть их уже уложена в поленницу. Работник вспотел от работы, от него исходит облако пара. Он присел на минутку отдохнуть и перекусить, в руках у него ломоть хлеба с салом.
-
Зима. Дети катаются на коньках по льду. А один мальчик, которому показалось, что очень скользко, посыпает его песком. Уже кто-то прокатился по посыпанному песком льду и упал.
-
Необходимо обратить внимание детей на картинность, живописность формы пословицы, её способность рисовать жизнь, не прибегая к описанию.
2.) Фрагмент урока чтения на тему: «Закрепление и обобщение по разделу «Устное народное творчество».
На уроке был предложен такой вид работы с пословицами: детям даётся начало пословицы, а им необходимо закончить её.
Труд кормит, а что же лень?
Ученье свет, а неученье что?
Поговорка – цветочек, а что же пословица?
Готовь сани летом, а что же зимой?
Дружно не грузно, как же врозь?
Далее детям предлагается восстановить пословицы, вставляя пропущенные слова:
1. За (какой?) головой, как за каменной горой.
Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.
-
(Какое?) слово, что весенний день.
Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.
-
(Какая?) книга – лучший друг.
Слова: хорошая, поучительная, интересная.
-
(Какую?) дружбу и топором не разрубишь.
Слова: прочную, крепкую, хорошую.
На уроках русского языка продолжается знакомство учащихся с образцами устного народного творчества. Пословицы и поговорки становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса.
1.Например, фрагмент урока на тему: «Разделительный мягкий знак (ь)».
После сопоставления разделительного мягкого знака (ь) – и мягкого знака (ь)- показателя мягкости согласных предлагаются учащимся пословицы, записанные на доске:
Больше дела, меньше слов.
От желанья к исполненью приложи уменье.
Сначала идёт работа над смысловым значением пословиц:
- Как вы понимаете пословицы?
- В какой ситуации их можно применить?
После этого даётся задание: сначала вы писать пословицу, где есть слова с разделительным мягким знаком (ь), а потом пословицу, где мягкий знак (ь) смягчает предшествующий согласный звук. Далее проводится проверка работы. Дети доказывают правильность выполненного задания с помощью правила. Одни пословицы ученики списывали с доски, другие пословицы комментировали или писали под диктовку, проводили выборочную работу. В общем, в любом виде работ обязательным является нахождение всех знакомых орфограмм, выявление прямого и переносного значения пословиц.
2. Фрагмент урока на тему: «Правописание жи, ши, ча, ща, чу,щу».
Дети записывают пословицу: Жить – Родине служить.
Проводится работа над смысловым значением пословицы: «Что значит Родине служить?» На дом предлагается детям подобрать пословицы и поговорки, в которых встречаются слова с данными сочетаниями.
На следующем уроке заслушиваются пословицы, а некоторые из них записываются в классе:
Жизнь правде посвящай.
Сам погибай, а товарища выручай.
Предлагаю группы пословиц и поговорок, которые были использованы на уроках русского языка.
1. Пословицы, которые были использованы при изучении темы: «Парные звонкие и глухие согласные в конце и середине слов»:
Зимою шубка не шутка.
Кошке игрушки, а мышке слёзки.
Не будь тороплив, а будь памятлив.
В зимний холод всякий молод.
2. При изучении слов с непроизносимыми согласными использовались такие пословицы:
Радостная жизнь сердце веселит.
Человек трудолюбивый – самый счастливый.
Честный труд – наше богатство.
Сердце матери лучше солнца греет.
Для закрепления данной темы предлагается работа по карточкам:
-
Вставь пропущенные согласные
Радос..ная жизнь сер..це веселит.
Чес..ный труд – наше богатство.
Рукам работа, душе – праз..ник.
3.При изучении слов с удвоенными согласными использовались следующие пословицы:
У коллектива большая сила.
Ссора до добра не доводит.
В субботу на работу, в воскресенье на веселье.
Индивидуальная работа по карточкам:
Объясните смысл пословиц и подчеркните орфограмму:
В субботу на работу, в воскресенье на веселье.
Ссора до добра не доводит. |
4. При работе по теме «Личные окончания глаголов 2-го лица» использовались пословицы:
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Без пословицы не проживёшь.
Одной рукой узла не завяжешь.
Для закрепления знаний по теме использовались карточки:
-
Допиши окончания глаголов
-ешь или –ишь
Поспеш___ - людей насмеш__ .
Что посе__ , то и пожн___ .
Дела__ наспех, сдела__ на смех.
5. При изучении темы «Неопределённая форма глагола» использовались пословицы:
Без дела жить – только небо коптить.
Учить – ум точить.
Грамоте учиться – всегда пригодиться.
6. При формировании навыков правильного письма имён существительных с шипящими на конце использовались пословицы:
На помощь надейся, а сам не плошай.
Спящий кот мышь не поймает.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
7. При изучении слов с мягким знаком (ь) для обозначения мягкости согласных использовались такие пословицы:
Маленькое дело лучше всякого безделья.
Больше дела, меньше слов.
Умел взять – умей отдать.
8. При изучении тем «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений», «Не с глаголами» использовались пословицы:
Правда в воде не тонет, и в огне не горит.
Труд кормит, а лень портит.
Берись дружно, не будет грузно.
9. При изучении местоимений использовались такие пословицы:
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Живи для людей, поживут люди для тебя.
Брат мой, а ум у него свой.
10. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу
Живи всяк своим умом.
Не давши слова – крепись, а давши – держись.
Грибы ищут – по лесу рыщут.
Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
-
Вставь пропущенные буквы
Умел на…ть – умей и окончить.
…знь правде посвя…й.
Сам погибай, а товари… выру…й.
11. Слова с разделительными Ъ и Ь знаками
Без терпенья нет уменья.
Знает кошка, чьё мясо съела.
-
Вставь нужную букву
Ъ или Ь знак
Терпен(ь, ъ)е и труд всё перетрут.
Повторен(ь, ъ) – мать учен(ъ, ь)я.
Чтобы рыбку с(ь, ъ)есть, надо в воду лезть.
12. При изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов»
Зимою шубка не шутка.
Кошке игрушки, а мышке слёзки.
Хороший друг – это настоящий клад.
Для закрепления материала использовались карточки для индивидуальной работы:
Вставь пропущенные буквы б-п, в-ф, г-к, д-т,ж-ш, з-с
В чужих руках всё дело ле..ко. Не в бро..ь, а в гла.. . Сядем ря..ком да поговорим ла..ком. |
13. Падежные окончания имён сущ. 1, 2, 3 склонения
Делу – время, потехе – час.
И на солнце есть пятна.
Умный товарищ – половина дороги.
-
Допиши окончания в словах
Солдата к слав.. ведут учень.. и труд.
Богаче Сибир.. нет земли в мир.. .
Труд – дело чест.., слав.., доблест.. и геройств.. .
14. Пословицы, которые были использованы в работе по теме «Имя прилагательное»
Зимнее солнце плохо греет.
Без хорошего труда нет плода.
Ударная работа человека красит.
Вставьте нужное слово а)….. дело лучше … безделья. б)….. друг лучше … двух.
красивый, новый, старый, некрасивый, большой, средний, маленький. |
15. Правописание предлогов и приставок.
Это ещё вилами на воде написано.
Нашла коса на камень.
Легко чужими руками жар загребать.
-
Раскройте скобки
Ум (за)разум (за)шёл.
(За)край родной иди бесстрашно (в)бой.
Труд (на)кормит и (на)учит.
Нашла коса (на)камень.
Задания подобного рода можно систематически использовать на протяжении всех лет обучения. Это позволяет учителю, используя материал учебника, в полной мере решать учебно-воспитательные задачи по формированию системы ценностей у школьников.
В первом классе тексты пословиц и поговорок можно использовать практически на каждом уроке, например:
1. Прочитай пословицу. Объясни её смысл. Придумай историю, в которой можно было бы использовать эту пословицу. «Нет в мире краше Родины нашей».
2. Прочитай пословицы. В чём смысл каждой из них? Приведи пример из жизни, когда было бы уместно употребить эти пословицы. «Вина голову клонит», «За худые дела слетит и голова», «Виноват медведь, что корову съел, а не права и корова, что за поле ходила».
Аналогичные задания есть и во 2 классе.
Например:
1. Прочитай пословицу. Объясни, почему так говорят.
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
2. Какие слова пропущены в пословицах? Объясни, почему так говорят. «Семь бед - …», «Не зная броду …», «В мешке шило …».
3. Прочитай пословицы. Почему так говорят? Какие пословицы о труде ты знаешь? «Без труда нет добра», «Делу - время, потехе – час», «Труд человека кормит, а лень – портит».
В 3 классе задания постепенно усложняются, на основе текстов пословиц и поговорок закрепляются, совершенствуются ЗУН, полученные на уроках, например:
1. Составь из слов пословицу и напиши. Объясни её смысл.
Ученье, неученье, свет, тьма.
2. Прочитай пословицы. Напиши по памяти. Объясни смысл пословиц. Подбери ещё одну пословицу на эту же тему.
«В дружбе, правда», «Неверный друг – опасный враг»,
«Друг лучше старый, а платье – новое».
Подобные задания можно использовать и в 4 классе.
1. Прочитайте пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова. Объясните смысл пословиц.
«Знай больше, а говори___________ .
«Умный себя винит, а_____________ своего товарища.
2. Прочитай пословицы, изменяя падеж существительных, которые даны в скобках. Объясните смысл пословиц.
«У кривой (палка) не бывает прямой (тень)».
«Красна весна (цветы), а осень (плоды)».
3.Составь рассказ, который можно озаглавить пословицей
«Что посеешь, то и пожнёшь».
Таким образом, учебники «Родная речь» и «Русский язык» позволяют использовать и организовать полноценную работу по изучению пословиц и поговорок. Работа над смыслом пословиц и поговорок обязательна на уроках, ведь пословицы и поговорки являются хорошим материалом для развития речи и самое главное для воспитания личности школьника. Дети высказывают своё мнение, дискутируют. Это благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для письма. Они метки, лаконичны, школьники любят их и легко запоминают.
Использование малых фольклорных жанров во внеклассной работе
-
-
Фрагмент занятия на тему: «Устное народное творчество».
-
1.Задание «Знаешь ли ты пословицы?»
1конкурс. Играющие делятся на две команды. Ведущий называет тему, на которую учащиеся должны вспомнить пословицы. За каждую пословицу засчитывается балл.
- Вспомните пословицы о труде:
1 команда: Маленькое дело лучше всякого безделья. Больше дела, меньше слов.
2 команда: Не спеши языком, торопись делом. Поле труд любит. Терпенье и труд всё перетрут.
2 конкурс. Ведущий поочерёдно каждой команде называет слово. Дети должны назвать пословицы, в которых есть это слово.
Для 1-ой команды: повторенье, дело.
Для 2-ой команды: воробей, шило.
Ответы детей:
Повторенье – мать ученья.
Сделал дело – гуляй смело.
Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
Шила в мешке не утаишь.
3 конкурс. Чья команда больше загадает загадок об инструментах.
1 команда: Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы) Свинка – золотая щетинка, льняной хвост, по белу свету скачет, всех людей красит. (Нить, игла)
2 команда: Принялась она за дело, завизжала и запела, ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила) Сам худ, голова с пуд, как ударит – крепко станет. (Молоток)
4 конкурс. Дополни пословицы.
1 команда: Старый друг…(лучше новых двух). (Хлеб кушай)…, а хозяина в доме слушай.
2 команда: Новых друзей наживай…(а старых не утрачивай). (Семь раз отмерь)…, а один раз отрежь.
-
-
Фрагмент устного журнала «Зимушка-зима».
-
Оборудование: рисунки на зимнюю тематику, плакат с кроссвордом «Снегурочка», плакаты с пословицами.
1 с т р а н и ц а.
Отгадайте:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
Какие месяцы считаются зимними? Как объяснить пословицы: Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь – году начало, зиме середина. Вьюги да метели под февраль налетели.
- Любит русский народ зимушку-зиму. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длительными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать , и стихи почитать, и песни спеть. А сколько о зиме придумано загадок! Их у зимы множество. Загадает их нам (читаем хором) «Снегурочка». В каждую клетку кроссворда помещается одна буква отгадки.
1. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки.
С виду кролик, но не верь.
Страшен в гневе этот зверь!
И ему не крикнешь: «Брысь!»,
Потому что это…(Рысь).
2. Он слетает белой стаей
и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
3.Кто осенью спать ложится, а весной встаёт?(Медведь)
4.Жил я посреди двора,
где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
5.Что вверх корнем растёт (Сосулька)
6.Из капкана он уйдёт,
из аркана убежит.
В тундре звёздной и морозной
Всюду путь ему открыт. (Ветер)
7.За белой дверцей стужа, лёд,
там Дед Мороз, друзья, живёт. (Холодильник)
8.Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лисичка).
9.Белой стайкой мошкара
Вьётся, кружится с утра,
Не пищат и не кусают,
Просто так себе летают. (Снежинки).
10. Скачет по лесу то взад, то вперёд,
Воет, гудит и деревья трясёт. (Вьюга)
2 с т р а н и ц а – музыкальная.
3 с т р а н и ц а – поэтическая.
4 с т р а н и ц а – заключительная.
Обобщая сказанное, следует заметить, что пословицы, поговорки, загадки имеют большое значение в воспитании и обучении младших школьников по многим причинам.
Во-первых, в них все предметы изображаются с помощью сравнений чрезвычайно наглядно, просто и метко.
Пословицы и загадки, пробуждая в детях живое чувство при усвоении окружающих явлений, не утомляют слишком их воображение и ум и заключают в себе ту наглядность, которая удовлетворяет педагогическим требованиям.
Во-вторых, они дают богатый материал к изучению русского языка с его живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений.
В-третьих, пословицы и загадки рядом с верным изображением природы всегда дают намёк на человеческие отношения, указывают на присутствие живого, разумного чувства.
Это важно для детей, которые любят всё относить к своему чувству.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время учёные-методисты, анализируя речь учащихся и её изменения от класса к классу, отмечают тенденцию к убыванию средств народнопоэтической речи и её фольклорных жанров. Это объясняется усилением влияния на речь учащихся художественных текстов, а также публицистической и специальной литературы, а фольклор остаётся невостребованным, речь - пассивной.
Работа с фольклорными жанрами может стать неотъемлемой частью систематической работы по развитию речи школьников, необходимой для активизации их творческой речевой деятельности. Для этого необходимо обращаться к разнообразным фольклорным жанрам на уроках русского языка и чтения, во внеклассной работе. Активно работать над расширением словарного запаса учащихся, пробудить у детей интерес к этой богатой области языка, так как фольклорные тексты в подавляющем большинстве случаев отличаются замечательными художественно-выразительными достоинствами, придающими нашей речи образность, эмоциональность и выразительность.
Говоря о содержательной стороне пословиц и поговорок, следует подчеркнуть, что это высоко нравственный жанр. Пословицы утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие. Осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.
Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей, формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность, ощутить радость познания красоты родного языка.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
-
использование малых фольклорных жанров обогащает речь учащихся начальной школы;
-
повышает грамотность;
-
способствует пополнению словарного запаса учащихся;
-
оказывает влияние на нравственное воспитание младших школьников;
-
уроки с включением в них загадок и пословиц вызывают у ребят живой интерес.
Возможности малых фольклорных жанров как учебного материала велики, и учителю следует использовать их в полной мере.
Рекомендуемые для самообразования источники указаны в библиографическом списке.
Библиография
1. Ушинский К.Д. «Родное слово», - Собр. соч., - Т1, с.235
2. Толстой Л.Н., Собр. соч., - Т8, с.356
3. Даль В.И. «Пословицы русского народа», - М. Просвещ., 1989г.
4. Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор». «Пособие для учителей»,- М., 1957г.
5. Введенская Л.А. «Пословицы и поговорки в начальной школе». «Пособие для учителя», - М., 1963г.
6. Гаврин С. Г. «Фразеология русского языка», - М., Просвещ., 1967г.
7. Жуков В.Г. «Словарь русских пословиц и поговорок», - М., 1966г.
8. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению», - М.1991г.
9. Илларионова С.Г. «Учите детей отгадывать загадки», - М., Просвещ., 1976г.
10. Клименкова В.А. «Использование на уроках элементов устного народного творчества», - «Начальная школа», 1996г., №5
11. Лазутин С.Г. «Поэтика русского фольклора», «Учебное пособие для ВУЗов», - М., 1989г.
12. Лухтай Л.К. «Литературное развитие младших школьников средствами фольклора», - «Начальная школа», 1996г., №1
13. Метропольская Н.Л. «Русские пословицы как малый жанр русского фольклора», - Вильнюс, 1973г.
14. Морозова Л.А. «Антитеза в пословицах: фольклор как искусство слова», - М., 1975г.
15. Мокиенко В.М. «В глубь поговорки», - М., Просвещ., 1975г.
16. Фетисов В.А. «Сборник загадок», - М., 1986г.
17. Карпенко М.Т. «Сборник загадок», - М., 1988г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нафтаева Светлана Алексеевна
→ Публикатор 23.10.2020 0 2396 233 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.