Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Л.Н.Толстой "Детство", "MAMAN"; 4 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №53»

г. Нижний Новгород


 

Урок литературного чтения

4 класс

Раздел «Мир детства»

Л.Н. Толстой «MAMAN»

 

Выполнила: Беленко Лидия Владимировна,

учитель высшей категории

 

Тип урока: комбинированный урок (открытие нового знания, решение учебной задачи через сопутствующее повторение).

 

Цель:создание условий для проявления познавательной активности учащихся, расширение образовательного пространства через знакомство с новыми фактами биографии Л.Н.Толстого, его произведением «Детство» (отрывками) и системы нравственных ценностей через углубление понятий «мама», «любовь к маме», «любовь к детям», «забота», «доброта», «милосердие», «нежность», создание условий для правильного представления и восприятия учащимися жизненных ценностных ориентиров.

 

Задачи:

  • расширять представление учащихся о таких ценностных ориентирах в жизни как любовь к маме, любовь к детям, забота, доброта, нежность, милосердие;

  • формировать представление о том, как относиться к близким людям;

  • развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

  • учить анализировать прочитанное произведение с целью выявления мотивов и причин поступков героев;

  • развивать умение аргументировать свою точку зрения;

  • продолжать обучение построению рассуждений;

  • формировать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;

  • формировать универсальные учебные действия в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

  • уважать и изучать культурное наследие русского народов;

  • понимать важность сознательного и обдуманного совершения поступков, переосмысление своего отношения к близким людям;

  • ответственно относиться к порученному делу, поручению, заданию;

  • понимать чувства окружающих и выражать свои чувства, отношение к определённой ситуации в соответствии с моральными и этическими нормами;

  • ответственно относиться к порученному делу, поручению, заданию;

 

Предметные:

  • анализ художественного произведения;

  • расширение понятий «мама», «любовь к маме», «любовь к детям», «забота», «милосердие», «нежность»;

  • осознание понятий «мама», «любовь к маме», «любовь к детям», «забота», «милосердие», «доброта», «нежность» как духовно-нравственных ценностей человека;

  • систематизация изученного материала (закрепление знания определений пословиц, синквейна)

 

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • определять тему и задачи урока;

  • планировать свою учебную деятельность;

  • осуществлять поиск информации;

  • прогнозировать результаты деятельности;

  • регулировать своё поведение в соответствии с морально-этическими нормами и требованиями.

 

Познавательные УУД:

  • строить высказывания;

  • устанавливать закономерности;

  • ориентироваться в тексте, извлекать необходимую информацию и преобразовывать её в сообщение;

  • слушать и понимать окружающих;

  • обогащать свой словарный запас.

 

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной речи;

  • формулировать своё мнение:

  • владеть диалоговой формой речи;

  • читать, слушать и понимать прочитанное;

  • высказывать и аргументировать свою точку зрения;

  • уметь задавать вопросы для уточнения непонятного материала;

  • соблюдать правила речевого этикета;

  • участвовать в работе группы.

 

Оборудование:

  • мультимедиа (компьютер, проектор, ноутбук, презентация, музыка);

  • выставка книг Л.Н. Толстого;

  • создание «домашнего уголка» - стол, покрытый скатертью; самовар на столе; чайный прибор; кресло, покрытое гобеленом;

  • пословицы о маме на листе в окружении фотографий цветов, выращенных в семьях;

  • коллаж «Нет милее дружка, чем родная матушки» (фотографии мам с детьми на фоне сердца в окружении маленьких сердец и цветов, на которых написаны синквейны о маме)

 

Дидактическое обеспечение:

  • толковые словари;

  • раздаточный материал – памятка «10 уроков жизни» Л.Н. Толстого и «Уроки жизни из нашего урока» в качестве «путеводителя» в жизни;

 

Литература и Интернет-ресурсы:

  • Э.Э. Кац «Литературное чтение. Учебник. 4 класс. Часть3.» Астрель, Москва, 2013.

  • www.edu.ru. Планета знаний «Литературное чтение»;

 

Педагогические технологии:

  • объяснительно – иллюстративного обучения;

  • словесной продуктивной и творческой деятельности;

  • ИКТ-технология создания ленты времени;

  • ИКТ -технология - создание интерактивного задания в конструкторе заданий;

  • ИКТ-технология создания облака слов;

  • технология сторителлинга;

  • информационно- коммуникативные технологии,

  • игровая технология;

  • проектная технология.

 

Стратегии:

  • коллаж «Нет милее дружка, чем родная матушки» (фотографии мам с детьми на фоне сердца в окружении маленьких сердец и цветов, на которых написаны синквейны о маме)

  • чтение с остановками.

 

 

 

 

 


 


 


 


 

Здравствуйте, дорогие гости, ребята! На улице весна, природа радует нас своим пробуждением. Желаю, чтобы наш урок подарил нам столько же тепла и света, сколько дарит их нам весеннее солнышко. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Нам надо определить тему, поставить цель и наметить задачи, которые помогут нам дойти до цели. А помогут на в этом следующие задания.

1.Учитель даёт задание:

  • индивидуальное – (технология «облако слов») - угадай автора по ключевым словам, что это за слова (2 чел.);

(автор Лев Николаевич Толстой – силуэт мужской, слова - это названия произведений Толстого Л.Н.)

  • фронтальная работа с классом - (технология «облако слов») -посмотрите на изображение со словами, какая ассоциация возникает у вас?;

(изображены руки, оберегающие сердце, на котором слово «жизнь», нам жизнь дают папа и мама, но руки, нежные, женские, другие слова указывают на маму – «ласковая», «колыбельная» . МАМА

2. Отгадайте загадку или договорите словечко, запишите его в сетку кроссворда, начиная с клетки с цифрой

1) С ним делим хлеб и соль нередко.
Не страшно с ним идти в разведку.
(друг)

 

2)Из компании один

Очень славно пошутил,

Все схватились за живот,

Этим залился народ (смех)

 

3)Мы когда все вырастаем

Вспоминаем лишь одно

Как нам мама дорогая

Отдавала все…(тепло)

 

4)Детская игра, в которой игроки пытаются осалить (дотронуться) друг друга рукой.

(салки)

5)Детская игра, в которой водящий ищет всех игроков, которые в свою очередь очень хорошо спрятались. (прятки)

 

6)Все цветы поставим сразу        

Маме в голубую…(вазу)

 

7)Мама в детстве заставляла

Весь сначала скушать суп.

Ну а их мне не давала,

Чтоб не заболел мой зуб (сладости)

- Посмотрите, какое слово у нас получилось по вертикали? (Детство)

(Слова кроссворда - слова из детства).

Итак, посмотрим на слова, которые мы нашли. Это ключевые слова для определения темы урока.

Мир детства

Лев Николаевич Толстой

мама

детство

Определите тему урока по нашим трем выводам.

Уточню - мы будем знакомиться сегодня с отрывками из повести Толстого Л.Н. «Детство» - «MAMAN» и «Детство»

Какова же цель урока? Я вам помогу.

Какой раздел мы изучаем? Мы только начали изучать этот раздел? Как мы продолжим работать по этому разделу?

Цель: расширение знаний о писателе Л.Н. Толстом, его творчестве, формирование нравственных ценностей через анализ произведения и проектную деятельность

Наметим задачи – как мы будем расширять знания по теме и формировать ценности в жизни? (мозговой штурм)

Задачи:

  • выразительно читать и анализировать произведение

Л.Н. Толстого;

  • развивать речь;

  • обогащать словарный запас;

  • высказывать свою точку зрения;

  • учиться сотрудничать;

  • защитить мини-проект

Предлагаю на уроке поразмышлять:

  • Кем является для тебя мама?

  • Какими должны быть отношения между родителями и детьми?

Это и поможет нам определить нравственные ценности, которые нам надо формировать у себя.

Начнем наш путь к цели.

Смирнов Аркаша передаст нам краткую биографию Льва Николаевича Толстого.


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Л.Н.Толстой "Детство", "MAMAN"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Беленко Лидия Владимировна  Публикатор
25.10.2020 0 6248 369

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК