Конспект урока литературного чтения "Гласный звук [а]. Буквы А, а"; 1 класс


Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."

Класс: 1 «В»
Учитель: Остапенко Н. В.
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Тема: "Гласный звук  [а]. Буквы А, а"
Дидактическая цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [а], буквами А, а, в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, через  технологии проблемного обучения, дифференциации, информационно – коммуникационных технологий, здоровьесберегающих технологий.
Обучающие задачи:
- познакомить со звукам [а], буквами А, а; учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;
Развивающие задачи:
- развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание, память.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать любовь и интерес к чтению; прививать навыки культурного общения.
Планируемые результаты. 
Предметные: знают особенности произнесения звука [а] и его характеристику; называют букву А как знак звука [а]; различают печатные и письменные, заглавные и строчные буквы; знакомятся с «лентой букв»; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам. 

Метапредметные:
Регулятивные:
-  принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: 
общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем;

 логические – характеризуют звук [а]; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель. ориентируется в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умеют моделировать букву А 
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: 

- составляют небольшие рассказы; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками,  слушают и понимают речь других. 
Личностные: 
- выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; 
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в  учении.

Методы обучения: словесный, наглядный,  частично - поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: 
- фронтальная работа; парная; индивидуальная.
Средства обучения: 
у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, учебный диск, рисунки, три шляпы       
у учащихся – учебник «Азбука», касса букв, пластилин, подкладная доска, цветные карандаши, тетрадь для печатания, карточки с текстом,

Ход урока

 

 

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

 Мотивация к учебной деятельности

  Приветствую учащихся.

Читаю стихотворение. 

- Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки?

Ребята, у меня три волшебных шляпы. Первая ЖЕЛАЯ- надевая ее, мы узнаем зачем мы пришли на урок Обучения Грамоте? (подхожу к детям, держу шляпу над головой ребенка)

Вторая ЧЕРНАЯ- надев эту шляпу, мы узнаем о наших страхах

Третья КРАСНАЯ- расскажет нам о победах, и ее мы наденем в конце урока

Приветствуют учителя, продолжают четверостишие:

- Есть у нас девиз такой:

всё, что нужно под рукой!

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик говорит- какую цель преследует на уроке (Узнать что-то новое, научиться читать)

 

Дети говорят, чего боятся на уроке

Личностные: уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Регулятивные: волевая саморегуляция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая разминка

- артикуляционная гимнастика

а) «Задуваем свечу» (сначала одну долгим выдыхом, затем короткими выдыхами задуваем столько свечей сколько бы их было на торте у вас на дне рождении)

б) скороговорка:

В школу всем ходить охота

И из леса, из болота.

- Учиться читать, составлять предложения, рассказы.

Дети выполняют

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение новой темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение проекта выхода из затруднения

(4 мин)

 

 

 

 

 

Знакомство со звуком

[a]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с буквой А

Отгадайте загадку:

Жили на Земле давно,
В мезозое эти звери,
И ходить на лапах двух,
Хорошо умели! ...

---Динозавр----

Динозаврик Дино нам принес задания

Карточки на сайте:

https://uchi.ru/teachers/hometasks/new

Речь и язык

Что такое речь?

Зачем нужна речь?

И сегодня с динозавриком и его лесными друзьями мы познакомимся с буквой. А какая это буква, вы догадаетесь, если выполните следующее задание

Внимательно рассмотрите картинку, что необычного вы заметили?

Посмотрите, каким
ученикам вы выдавали

урок раньше

(Он) начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко. (буква А)

- Попробуйте сформулировать тему урока, продолжив фразу: Тема нашего урока звук…… и буквы, которые его…..

- Сформулируем задачи урока с опорой на фразы:

1. Познакомимся с….

2. Будем учиться находить….

3. Будем учиться читать…..

 

Я называю слова, а ВЫ если звук слышите вначале слова, то делаете наклон вправо. Если звук [а] в середине слова-наклон вперед. Если на конце слова, то наклон влево. Если звука нет - то прыжок

Аист, телефон, артист, рыбак, рыба, солнце, вода, море, ананас, арбуз, индюк, курица

Какой вывод можно сделать?

- давайте попробуем его произнести. Поставим ладошку к ротику и произнесем долго..[ааааа], а теперь попробуем спеть «аааааа»

-что вы почувствовали?

-Какой вывод?

 

Кто знает , как выглядит буква А? каким значком ее изображают?

Найдите букву А в ленте букв и звуков.

 

 

Найдите букву А в своей кассе букв.

Смоделируйте эту букву.

Работа в тетрадях для печатания

Напечатайте 5 раз А и 5 раз а

Нарисуйте значок, которым будем обозначать звук[а]

Работа с учебником

 

 

 

 

 

Азбука 1 часть с 21 звукобуквенный анализ слов АСТРА, АРБУЗ.

а) Организую звуко-буквенный анализ слова: «астры»

- Ученики по традиции идут в школу с цветами. Наши животные тоже. Угадайте из загадки.

Тот кому уже семь лет,

Скажет: «Школа, здравствуй!»

У меня в руках букет

Праздничные ……

Открываю рисунок букета астр.

- Составим схему слова «астра». Один у доски, остальные за партами.

- Сколько в слове «астра» слогов?

- Почему?

- На какой слог падает ударение?

 

 

 

 

Выделение звука [а]

Чтение стихотворение, нахождение слов с буквой А,

Игра кто запомнил больше слов, в которых встретился звук [а]

ВЫВОД с 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

Дети выполняют карточки по теме, результат высвечивается сразу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Тема нашего урока: звук [а] и буквы, которые его обозначают.

- 1. Познакомимся со звуком [а], буквами «а».

2. Будем учиться находить звук [а] в словах.

3. Будем учиться читать слоги, слова с буквой «а».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звук [а] может быть вначале слова, в середине, на конце слова,

 

 

При произношении звука воздух проходит легко, свободно, не встречает преград, его можно петь.

Значит это гласный звук

 

Дети показывают букву а

 

 

В красном квадрате, верхний ряд- звук [а] дает твердость предыдущему согласному

Находят букву а в кассе букв

Моделируют букву из пластилина.

 

Дети печатают ААААА ааааа и рисуют красный квадратик.

 

 

 

 

 

 

Познавательные:  умение структурировать знания, анализировать, интезировать.  Регулятивные:  прогнозирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: постановка и формулирование проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: словесное моделирование. Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:  применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске  и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

 

 

Физкультминутка

Физминутка

Кидают по кругу мя и называют слово со звуком[а]

 

6.

 Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

 Организую работу с учебный диском

  - Посмотрите на экран, прочитайте, соблюдая знаки в конце предложения.

- А!

- А?

- А – а - а! (При чтении спрашиваю: «Когда так говорим? А так?»)

- Прочитаем выразительно.

 

Дети читают.

Познавательные:  смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;  Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.  

7.

 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Организую работу  в учебнике с. 20 (Игра «Дежурная буква»)

- Послушайте пословицу. Почему так говорят?

- Посчитайте сколько букв «А»

- Проверьте по эталону

1 группе ребят (сильные) выдаются карточки с текстом. Задание найти и подчеркнуть букву а

Аист прилетел ко мне на крышу,
Он в клюве букву А держал,
Ах! Шептал он еле слышно,
Как же эта буква хороша!

 

Работают с текстом

Считают, сколько букв «А».

Сравнивают с эталоном.

Корректируют.

 

 

 

Подчеркивают все буквы А,а

Регулятивные:  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

8.

 Включение в систему знаний и повторение

 

 Организую работу с учебником для развития речи:

-рассмотреть рисунки на с. 21. Что это?

- Произнесите названия этих предметов и внимательно послушайте. Что интересного заметили?

- Вот об этом стихотворение.

(Читает хорошо читающий ученик, заранее подготовленный)

- Посчитайте сколько в этом стихотворении встретилось букв «А»

 

 

- Астра, азбука, айва

- В этих словах первая и последняя буква «А»

 

 

Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение.

 

 

9

Рефлексия

учебной деятельности

на уроке

Третья КРАСНАЯ- расскажет нам о победах, и ее мы наденем в конце урока

- С каким звуком мы сегодня работали, учились его слышать, выделять?

- С какой буквой познакомились?

Снова надеваем ЖЕЛТУЮ И ЧЕРНУЮ ШЛЯПЫ

 

 Рассказывают о своих победах-что узнали, чему научились , о своих страхах- оправдались ли ожидания

Отвечают на вопросы

Дают оценку своей деятельности на уроке и ее результативности

Познавательные:  умение структурировать знания.  Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено
и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


 


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "Гласный звук [а]. Буквы А, а"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Остапенко Наталья Викторовна  Публикатор
31.10.2020 0 3542 271

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК