Конспект урока литературного чтения "Гласный звук [а]. Буквы А, а"; 1 класс
Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."
Класс: 1 «В»
Учитель: Остапенко Н. В.
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Тема: "Гласный звук [а]. Буквы А, а"
Дидактическая цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [а], буквами А, а, в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, через технологии проблемного обучения, дифференциации, информационно – коммуникационных технологий, здоровьесберегающих технологий.
Обучающие задачи:
- познакомить со звукам [а], буквами А, а; учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;
Развивающие задачи:
- развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание, память.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать любовь и интерес к чтению; прививать навыки культурного общения.
Планируемые результаты.
Предметные: знают особенности произнесения звука [а] и его характеристику; называют букву А как знак звука [а]; различают печатные и письменные, заглавные и строчные буквы; знакомятся с «лентой букв»; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам.
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
Познавательные:
общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем;
логические – характеризуют звук [а]; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель. ориентируется в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умеют моделировать букву А
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
- составляют небольшие рассказы; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, слушают и понимают речь других.
Личностные:
- выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично - поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа; парная; индивидуальная.
Средства обучения:
у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, учебный диск, рисунки, три шляпы
у учащихся – учебник «Азбука», касса букв, пластилин, подкладная доска, цветные карандаши, тетрадь для печатания, карточки с текстом,
Ход урока
|
Этапы урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. |
Мотивация к учебной деятельности |
Приветствую учащихся. Читаю стихотворение. - Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадки? Ребята, у меня три волшебных шляпы. Первая ЖЕЛАЯ- надевая ее, мы узнаем зачем мы пришли на урок Обучения Грамоте? (подхожу к детям, держу шляпу над головой ребенка) Вторая ЧЕРНАЯ- надев эту шляпу, мы узнаем о наших страхах Третья КРАСНАЯ- расскажет нам о победах, и ее мы наденем в конце урока |
Приветствуют учителя, продолжают четверостишие: - Есть у нас девиз такой: всё, что нужно под рукой!
Ученик говорит- какую цель преследует на уроке (Узнать что-то новое, научиться читать)
Дети говорят, чего боятся на уроке |
Личностные: уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения Регулятивные: волевая саморегуляция
|
|
Речевая разминка |
- артикуляционная гимнастика а) «Задуваем свечу» (сначала одну долгим выдыхом, затем короткими выдыхами задуваем столько свечей сколько бы их было на торте у вас на дне рождении) б) скороговорка: В школу всем ходить охота И из леса, из болота. |
- Учиться читать, составлять предложения, рассказы. Дети выполняют |
|
2.
3.
4.
5. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Изучение новой темы
Построение проекта выхода из затруднения (4 мин)
Знакомство со звуком [a]
Знакомство с буквой А |
Отгадайте загадку: Жили на Земле давно, ---Динозавр---- Динозаврик Дино нам принес задания Карточки на сайте: https://uchi.ru/teachers/hometasks/new Речь и язык Что такое речь? Зачем нужна речь? И сегодня с динозавриком и его лесными друзьями мы познакомимся с буквой. А какая это буква, вы догадаетесь, если выполните следующее задание Внимательно рассмотрите картинку, что необычного вы заметили? Посмотрите, каким (Он) начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко: Ноги ставит широко. (буква А) - Попробуйте сформулировать тему урока, продолжив фразу: Тема нашего урока звук…… и буквы, которые его….. - Сформулируем задачи урока с опорой на фразы: 1. Познакомимся с…. 2. Будем учиться находить…. 3. Будем учиться читать…..
Я называю слова, а ВЫ если звук слышите вначале слова, то делаете наклон вправо. Если звук [а] в середине слова-наклон вперед. Если на конце слова, то наклон влево. Если звука нет - то прыжок Аист, телефон, артист, рыбак, рыба, солнце, вода, море, ананас, арбуз, индюк, курица Какой вывод можно сделать? - давайте попробуем его произнести. Поставим ладошку к ротику и произнесем долго..[ааааа], а теперь попробуем спеть «аааааа» -что вы почувствовали? -Какой вывод?
Кто знает , как выглядит буква А? каким значком ее изображают? Найдите букву А в ленте букв и звуков.
Найдите букву А в своей кассе букв. Смоделируйте эту букву. Работа в тетрадях для печатания Напечатайте 5 раз А и 5 раз а Нарисуйте значок, которым будем обозначать звук[а] Работа с учебником
Азбука 1 часть с 21 звукобуквенный анализ слов АСТРА, АРБУЗ. а) Организую звуко-буквенный анализ слова: «астры» - Ученики по традиции идут в школу с цветами. Наши животные тоже. Угадайте из загадки. Тот кому уже семь лет, Скажет: «Школа, здравствуй!» У меня в руках букет Праздничные …… Открываю рисунок букета астр. - Составим схему слова «астра». Один у доски, остальные за партами. - Сколько в слове «астра» слогов? - Почему? - На какой слог падает ударение?
Выделение звука [а] Чтение стихотворение, нахождение слов с буквой А, Игра кто запомнил больше слов, в которых встретился звук [а] ВЫВОД с 21
а
|
Дети выполняют карточки по теме, результат высвечивается сразу
- Тема нашего урока: звук [а] и буквы, которые его обозначают. - 1. Познакомимся со звуком [а], буквами «а». 2. Будем учиться находить звук [а] в словах. 3. Будем учиться читать слоги, слова с буквой «а».
Звук [а] может быть вначале слова, в середине, на конце слова,
При произношении звука воздух проходит легко, свободно, не встречает преград, его можно петь. Значит это гласный звук
Дети показывают букву а
В красном квадрате, верхний ряд- звук [а] дает твердость предыдущему согласному Находят букву а в кассе букв Моделируют букву из пластилина.
Дети печатают ААААА ааааа и рисуют красный квадратик.
|
Познавательные: умение структурировать знания, анализировать, интезировать. Регулятивные: прогнозирование.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы
Познавательные: словесное моделирование. Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование.
Познавательные: применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
|
|
Физкультминутка |
Физминутка |
Кидают по кругу мя и называют слово со звуком[а] |
|
6. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Организую работу с учебный диском - Посмотрите на экран, прочитайте, соблюдая знаки в конце предложения. - А! - А? - А – а - а! (При чтении спрашиваю: «Когда так говорим? А так?») - Прочитаем выразительно. |
Дети читают. |
Познавательные: смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
7. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организую работу в учебнике с. 20 (Игра «Дежурная буква») - Послушайте пословицу. Почему так говорят? - Посчитайте сколько букв «А» - Проверьте по эталону 1 группе ребят (сильные) выдаются карточки с текстом. Задание найти и подчеркнуть букву а Аист прилетел ко мне на крышу, |
Работают с текстом Считают, сколько букв «А». Сравнивают с эталоном. Корректируют.
Подчеркивают все буквы А,а |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
8. |
Включение в систему знаний и повторение
|
Организую работу с учебником для развития речи: -рассмотреть рисунки на с. 21. Что это? - Произнесите названия этих предметов и внимательно послушайте. Что интересного заметили? - Вот об этом стихотворение. (Читает хорошо читающий ученик, заранее подготовленный) - Посчитайте сколько в этом стихотворении встретилось букв «А»
|
- Астра, азбука, айва - В этих словах первая и последняя буква «А»
|
Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение.
|
9 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Третья КРАСНАЯ- расскажет нам о победах, и ее мы наденем в конце урока - С каким звуком мы сегодня работали, учились его слышать, выделять? - С какой буквой познакомились? Снова надеваем ЖЕЛТУЮ И ЧЕРНУЮ ШЛЯПЫ
|
Рассказывают о своих победах-что узнали, чему научились , о своих страхах- оправдались ли ожидания Отвечают на вопросы Дают оценку своей деятельности на уроке и ее результативности |
Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Остапенко Наталья Викторовна
→ Публикатор 31.10.2020 0 3542 271 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.