Конспект урока литературного чтения "Согласные звуки [п], [п']. Буквы П, п"; 1 класс
Технологическая карта урока обучения грамоте "Согласные звуки [п], [п'] . Буквы П, п."
Класс: 1 «В»
Учитель: Остапенко Н. В.
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Тема: "Согласные звуки [п], [п'] . Буквы П, п."
Дидактическая цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [п], [п'] . Буквами П, п." , в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, через технологии проблемного обучения, дифференциации, информационно – коммуникационных технологий, здоровьесберегающих технологий.
Обучающие задачи:
- познакомить с согласными звуками [п], [п'] . Буквами П, п; учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;
Развивающие задачи:
- развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание, память.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать любовь и интерес к чтению; прививать навыки культурного общения.
Планируемые результаты.
Предметные: знают особенности произнесения звуков [п], [п'] и их характеристику; называют букву П как знак звуков [п], [п'] различают печатные и письменные, заглавные и строчные буквы; знакомятся с «лентой букв»; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам.
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
Познавательные:
общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем;
логические – характеризуют звуки[п], [п'], осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель. ориентируется в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умеют моделировать букву П
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
- составляют небольшие рассказы; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, слушают и понимают речь других.
Личностные:
- выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично - поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа; парная; индивидуальная, групповая (сильные ребята)
Средства обучения:
у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, учебный диск, рисунки, три шляпы
у учащихся – учебник «Азбука», касса букв, пластилин, подкладная доска, цветные карандаши, тетрадь для печатания, карточки с текстом, карточки с картинками: КУКЛА, КРАН, АСТРЫ, ТРАКТОР, карточки с именами детей: Вера, Павел, Виктор, Полина, картинка повар.
Ход урока
|
Этапы урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. |
Мотивация к учебной деятельности |
Приветствую учащихся. Читаю стихотворение. - Педагог: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по
Ребята, у меня три волшебных шляпы. Первая ЖЕЛАЯ- надевая ее, мы узнаем зачем мы пришли на урок Обучения Грамоте? (подхожу к детям, держу шляпу над головой ребенка) Вторая ЧЕРНАЯ- надев эту шляпу, мы узнаем о наших страхах Третья КРАСНАЯ- расскажет нам о победах, и ее мы наденем в конце урока |
Приветствуют учителя, кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.)
Ученик говорит- какую цель преследует на уроке (Узнать что-то новое, научиться читать)
Дети говорят, чего боятся на уроке |
Личностные: уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения Регулятивные: волевая саморегуляция
|
|
Речевая разминка |
- артикуляционная гимнастика а) «Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края. «Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. «Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены. «Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг. б) чистоговорки: Па-па-па – на столе крупа. Пы-пы-пы - варю кашу из крупы. Пы-пы-пы – нет крупы. Уп-уп-уп - варю вкусный суп.
|
- Учиться читать, составлять предложения, рассказы. Дети выполняют |
|
2.
3.
4.
5. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Изучение новой темы
Построение проекта выхода из затруднения (4 мин)
Знакомство со звуком [a]
Знакомство с буквой А |
Отгадаете загадку и узнаете, кто пришел к нам на урок: Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? -Действительно, это повар. Повар необычный. А имя его *авел. Ребята, а почему мы не можем прочитать его имя? С этой буквой веселей! Ну и как не улыбнуться - Повисеть могу на ней, А еще и подтянуться! -на что похожа эта буква? Звуки этой буквы вы услышите в словах: Поле, пилот, плотник, топор, пенал, купил -Догадались? Действительно звуки [п], [п’] - Попробуйте сформулировать тему урока, продолжив фразу: Тема нашего урока звук…… и буквы, которые его….. - Сформулируем задачи урока с опорой на фразы: 1. Познакомимся с…. 2. Будем учиться находить…. 3. Будем учиться читать….. ФИЗМИНУТКА Я называю слова, а ВЫ если звук слышите вначале слова, то делаете наклон вправо. Если звук [п], [п’] в середине слова-наклон вперед. Если на конце слова, то наклон влево. Если звука нет - то прыжок Полка, пластилин, капуста, помидор, укроп, репка, плитка, планета, спутник, Днепр, черепаха, водопад
Какой вывод можно сделать? - давайте попробуем его произнести. Поставим ладошку к ротику и произнесем долго.. [п],[п’] , а теперь попробуем спеть «п» -что вы почувствовали? -Какой вывод? Когда мы произносим звук [п], губы сначала смыкаются, потом размыкаются. Произнеси: П! Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [п].
Кто знает, как выглядит буква П? каким значком ее изображают? Найдите букву П в ленте букв и звуков.
Найдите букву П в своей кассе букв. Смоделируйте эту букву. Работа в тетрадях для печатания Напечатайте 5 раз П и 5 раз п Нарисуйте значок, которым будем обозначать звук[п], [п’] Прочитайте имя повара –ПАВЕЛ Повар Павел сегодня решил нас познакомить с одним замечательным человеком из истории Отечества. Прочитайте его имя – Пётр 1. Работа с учебником с 78 Пётр 1 Великий (1672–1725 гг.) – выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых, всероссийский император с 1721 года, великий реформатор. Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. В биографии Петра I важно отметить, что он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. С одного года воспитывался няньками. А после смерти отца, когда Петру было четыре года, опекуном стал его сводный брат и новый царь Фёдор Алексеевич. С 5 лет маленького Петра начали обучать азбуке. Уроки ему давал дьяк Н. М. Зотов. Однако образование будущий царь получил слабое и не отличался грамотностью. В 1682 году, после смерти Фёдора Алексеевича, 10-летний Петр и его брат Иван были провозглашены царями. Но фактически управление взяла на себя их старшая сестра – царевна Софья Алексеевна. В это время Петр и его мать вынуждены были отдалиться от двора и переехать в село Преображенское. Здесь у Петра I возникает интерес к военной деятельности, он создает «потешные» полки, которые стали впоследствии основой русской армии. Увлекается огнестрельным делом, кораблестроением. Много времени проводит в Немецкой слободе, становится поклонником европейской жизни, заводит друзей. В 1689 году Софья была отстранена от престола, и власть перешла к Петру I, а управление страной доверено его матери и дяде Л. К. Нарышкину. Петр продолжил войну с Крымом, взял крепость Азова. Дальнейшие действия Петра I были направлены на создание мощного флота. Внешняя политика Петра I того времени была сосредоточена на поиске союзников в войне с Османской империей. С такой целью Петр отправился в Европу. В это время деятельность Петра I заключалась только в создании политических союзов. Он изучает кораблестроение, устройство, культуру других стран. Вернулся в Россию после известия о стрелецком мятеже. В результате путешествия захотел изменить Россию, для чего было сделано несколько нововведений. Например, введено летоисчисление по юлианскому календарю. Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/p/petr-i-petr-i ЧТЕНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЯ. НАХОЖДЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ «П» - о каком городе идет речь? Кто изображен на картинке? Что интересного о нем вы узнали? Какой момент истории изобразил художник? Как называется профессия? Какими инструментами пользовались плотники? Азбука 1 часть с79 звукобуквенный анализ слов ПИЛА, ПЛОТНИК. а) Организую звуко-буквенный анализ слова: «ПИЛА» - Сколько в слове «ПИЛА» слогов? - Почему? - На какой слог падает ударение? произнесите первый слог Выделение звука [п’] Аналогично з/б разбор слова «ПЛОТНИК» выделить первый звук [п] Чтение слогов (используя кубики) нахождение слов с буквой «п», Игра кто запомнил больше слов, в которых встретился звук [а] ВЫВОД с 21 |
Дети выполняют карточки по теме, результат высвечивается сразу
- Тема нашего урока: звуки [п], [п’] и буквы, которые его обозначают. - 1. Познакомимся со звукоми [п],[п’]буквами «П,п». 2. Будем учиться находить звук [п],[п’], в словах. 3. Будем учиться читать слоги, слова с буквой «п».
Звуки [п],[п’] могут быть вначале слова, в середине, на конце слова, При произношении звука воздух не может проходить легко, свободно, он встречает преграду, губы сомкнулись, Спеть звуки не можем. Значит это согласные звуки
Дети показывают букву «П»
В синем/зеленом квадрате, нижний ряд- звук [п] может быть твердым, и может быть мягким. Находят букву П в кассе букв Моделируют букву из пластилина.
Дети печатают П П П П П п п п п п и рисуют синий и зеленый квадраты
АП- ПА, УП-ПУ, ОП-ПО, ЕП- ПЕ, ЫП-ПЫ, ИП-ПИ
|
Познавательные: умение структурировать знания, анализировать, интезировать. Регулятивные: прогнозирование.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы
Познавательные: словесное моделирование. Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование.
Познавательные: применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
|
|
Физкультминутка |
Физминутка |
Кидают по кругу мяч и называют слова со звуками [п] [п’], |
|
6. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Работа по учебнику СЕЙЧАС ПОВАР ПАВЕЛ ПРЕДЛАГАЕТ ПОРАБОТАТЬ НА С 79 С ТЕКСТОМ Чтение слов, выделенных жирным шрифтом ПРОЧИТАЙ СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРОФЕССИИ. ЧТО ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ? КАКИЕ ЕЩЕ ПРОФЕССИИ ТЫ ЗНАЕШЬ? - Прочитаем пословицы. Как вы их понимаете? Почему в некоторых словах «П» заглавная, в других «п» строчная? - А как мы запишем слова повар Павел Петр 1? Запишите в тетрадях для печатания |
Дети читают. ПИЛА, ПИЛИТ, ПЛОТНИК, ПОВАР, ПИЛОТ, КАПИТАН
повар Павел, Петр 1 |
Познавательные: смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
7. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организую работу в учебнике с. 80 работа в парах (Игра «Дежурная буква») - прочитайте текст - Какие слова непонятные? -что такое конкурс? -Сколько ребят принимали участие в конкурсе? -Что нарисовала Вера? Павел? Виктор? Полина? У детей карточки с картинками: КУКЛА, КРАН, АСТРЫ, ТРАКТОР. И карточки с именами детей: Вера, Павел, Виктор, Полина. - Проверьте по эталону 1 группе ребят (сильные) выдаются карточки с текстом. Задание найти и подчеркнуть букву Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете почтальону: - Завтра наш праздник. День поросенка. Я хочу послать посылочку моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит. |
Работают с текстом Считают, сколько букв «А». Сравнивают с эталоном. Корректируют.
Подчеркивают все буквы П, п
Собрать цепочку из карточек, согласно текста
Дети, выполнив задание, читают текст классу, рассказывают о словах с буквой «П», их написанием. Высказывают свое мнение о поступке поросенка Персика. |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
9 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Павел достанет три шляпы и мы узнаем, о ….. Третья КРАСНАЯ- расскажет нам о победах, и ее мы наденем в конце урока - С каким звуком мы сегодня работали, учились его слышать, выделять? - С какой буквой познакомились? Снова надеваем ЖЕЛТУЮ И ЧЕРНУЮ ШЛЯПЫ
|
Рассказывают о своих победах-что узнали, чему научились, о своих страхах- оправдались ли ожидания Отвечают на вопросы Дают оценку своей деятельности на уроке и ее результативности Смайлики: зеленый –всё было отлично. Я многое узнал, мне было всё понятно, могу рассказать другим, желтый-мне было интересно, но не всё понятно, красный- я ничего не понял, мне было тяжело, я устал
|
Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено |
При составлении плана урока были использованы интернет источники:
https://sad1mosty.schools.by/pages/kartoteka-ritualov-nachala-i-okonchanija-zanjatij
https://deti-online.com/zagadki/zagadki-o-professijah-i-trude/zagadki-pro-povara/
https://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_zagadki/pro_alfavit/1199-zagadki_pro_bukvu_p.html
На странице приведен фрагмент.
Автор: Остапенко Наталья Викторовна
→ Публикатор 02.11.2020 0 2635 273 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.