Конспект урока литературного чтения "Согласные звуки [п], [п']. Буквы П, п"; 1 класс


Технологическая карта урока обучения грамоте "Согласные звуки [п], [п'] . Буквы П, п."

Класс: 1 «В»
Учитель: Остапенко Н. В.
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Тема: "Согласные звуки [п], [п'] . Буквы П, п."
Дидактическая цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [п], [п'] . Буквами П, п." , в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, через  технологии проблемного обучения, дифференциации, информационно – коммуникационных технологий, здоровьесберегающих технологий.
Обучающие задачи:
- познакомить с согласными звуками [п], [п'] . Буквами П, п; учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;
Развивающие задачи:
- развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание, память.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать любовь и интерес к чтению; прививать навыки культурного общения.
Планируемые результаты. 
Предметные: знают особенности произнесения звуков [п], [п'] и их характеристику; называют букву П как знак звуков [п], [п'] различают печатные и письменные, заглавные и строчные буквы; знакомятся с «лентой букв»; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам. 

Метапредметные:
Регулятивные:
-  принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: 
общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем;

 логические – характеризуют звуки[п], [п'], осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель. ориентируется в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умеют моделировать букву П 
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: 

- составляют небольшие рассказы; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, слушают и понимают речь других. 
Личностные: 
- выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; 
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в  учении.

Методы обучения: словесный, наглядный,  частично - поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: 
- фронтальная работа; парная; индивидуальная, групповая (сильные ребята)
Средства обучения: 
у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, учебный диск, рисунки, три шляпы       
у учащихся – учебник «Азбука», касса букв, пластилин, подкладная доска, цветные карандаши, тетрадь для печатания, карточки с текстом, карточки с картинками: КУКЛА, КРАН, АСТРЫ, ТРАКТОР, карточки с именами детей: Вера, Павел, Виктор, Полина, картинка повар.

Ход урока

 

 

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

 Мотивация к учебной деятельности

  Приветствую учащихся.

Читаю стихотворение. 

- Педагог: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по

 

 

Ребята, у меня три волшебных шляпы. Первая ЖЕЛАЯ- надевая ее, мы узнаем зачем мы пришли на урок Обучения Грамоте? (подхожу к детям, держу шляпу над головой ребенка)

Вторая ЧЕРНАЯ- надев эту шляпу, мы узнаем о наших страхах

Третья КРАСНАЯ- расскажет нам о победах, и ее мы наденем в конце урока

Приветствуют учителя, кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.)

 

Ученик говорит- какую цель преследует на уроке (Узнать что-то новое, научиться читать)

 

Дети говорят, чего боятся на уроке

Личностные: уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Регулятивные: волевая саморегуляция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая разминка

- артикуляционная гимнастика

а) «Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

б) чистоговорки:

Па-па-па – на столе крупа.

Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.

Пы-пы-пы – нет крупы.

Уп-уп-уп - варю вкусный суп.

 

- Учиться читать, составлять предложения, рассказы.

Дети выполняют

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение новой темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение проекта выхода из затруднения

(4 мин)

 

 

 

 

 

Знакомство со звуком

[a]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с буквой А

Отгадаете загадку и узнаете, кто пришел к нам на урок:

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

-Действительно, это повар. Повар необычный. А имя его *авел.

Ребята, а почему мы не можем прочитать его имя?

С этой буквой веселей!

Ну и как не улыбнуться -

Повисеть могу на ней,

А еще и подтянуться!

-на что похожа эта буква?

Звуки этой буквы вы услышите в словах:

Поле, пилот, плотник, топор, пенал, купил

-Догадались? Действительно звуки [п], [п’]

- Попробуйте сформулировать тему урока, продолжив фразу: Тема нашего урока звук…… и буквы, которые его…..

- Сформулируем задачи урока с опорой на фразы:

1. Познакомимся с….

2. Будем учиться находить….

3. Будем учиться читать…..

ФИЗМИНУТКА

Я называю слова, а ВЫ если звук слышите вначале слова, то делаете наклон вправо. Если звук [п], [п’] в середине слова-наклон вперед. Если на конце слова, то наклон влево. Если звука нет - то прыжок

Полка, пластилин, капуста, помидор, укроп, репка, плитка, планета, спутник, Днепр, черепаха, водопад

 

Какой вывод можно сделать?

- давайте попробуем его произнести. Поставим ладошку к ротику и произнесем долго.. [п],[п’] , а теперь попробуем спеть «п»

-что вы почувствовали?

-Какой вывод?

Когда мы произносим звук [п], губы сначала смыкаются, потом размыкаются. Произнеси: П! Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [п].

 

Кто знает, как выглядит буква П? каким значком ее изображают?

Найдите букву П в ленте букв и звуков.

 

 

 

 

 

Найдите букву П в своей кассе букв.

Смоделируйте эту букву.

Работа в тетрадях для печатания

Напечатайте 5 раз П и 5 раз п

Нарисуйте значок, которым будем обозначать звук[п], [п’]

Прочитайте имя повара –ПАВЕЛ

Повар Павел сегодня решил нас познакомить с одним замечательным человеком из истории Отечества. Прочитайте его имя – Пётр 1.

Работа с учебником с 78

Пётр 1 Великий (1672–1725 гг.) – выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых, всероссийский император с 1721 года, великий реформатор. Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. В биографии Петра I важно отметить, что он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. С одного года воспитывался няньками. А после смерти отца, когда Петру было четыре года, опекуном стал его сводный брат и новый царь Фёдор Алексеевич. С 5 лет маленького Петра начали обучать азбуке. Уроки ему давал дьяк Н. М. Зотов. Однако образование будущий царь получил слабое и не отличался грамотностью. В 1682 году, после смерти Фёдора Алексеевича, 10-летний Петр и его брат Иван были провозглашены царями. Но фактически управление взяла на себя их старшая сестра – царевна Софья Алексеевна.

В это время Петр и его мать вынуждены были отдалиться от двора и переехать в село Преображенское. Здесь у Петра I возникает интерес к военной деятельности, он создает «потешные» полки, которые стали впоследствии основой русской армии. Увлекается огнестрельным делом, кораблестроением. Много времени проводит в Немецкой слободе, становится поклонником европейской жизни, заводит друзей.

В 1689 году Софья была отстранена от престола, и власть перешла к Петру I, а управление страной доверено его матери и дяде Л. К. Нарышкину. Петр продолжил войну с Крымом, взял крепость Азова. Дальнейшие действия Петра I были направлены на создание мощного флота. Внешняя политика Петра I того времени была сосредоточена на поиске союзников в войне с Османской империей. С такой целью Петр отправился в Европу.

В это время деятельность Петра I заключалась только в создании политических союзов. Он изучает кораблестроение, устройство, культуру других стран. Вернулся в Россию после известия о стрелецком мятеже. В результате путешествия захотел изменить Россию, для чего было сделано несколько нововведений. Например, введено летоисчисление по юлианскому календарю.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/p/petr-i-petr-i

ЧТЕНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЯ. НАХОЖДЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ «П»

- о каком городе идет речь? Кто изображен на картинке? Что интересного о нем вы узнали? Какой момент истории изобразил художник? Как называется профессия? Какими инструментами пользовались плотники?

Азбука 1 часть с79 звукобуквенный анализ слов ПИЛА, ПЛОТНИК. а) Организую звуко-буквенный анализ слова: «ПИЛА»

- Сколько в слове «ПИЛА» слогов?

- Почему?

- На какой слог падает ударение? произнесите первый слог

Выделение звука [п’]

Аналогично з/б разбор слова «ПЛОТНИК» выделить первый звук [п]

Чтение слогов (используя кубики)

нахождение слов с буквой «п»,

Игра кто запомнил больше слов, в которых встретился звук [а]

ВЫВОД с 21

Дети выполняют карточки по теме, результат высвечивается сразу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Тема нашего урока: звуки [п], [п’] и буквы, которые его обозначают.

- 1. Познакомимся со звукоми [п],[п’]буквами «П,п».

2. Будем учиться находить звук [п],[п’], в словах.

3. Будем учиться читать слоги, слова с буквой «п».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуки [п],[п’] могут быть вначале слова, в середине, на конце слова,

При произношении звука воздух не может проходить легко, свободно, он встречает преграду, губы сомкнулись,

Спеть звуки не можем. Значит это согласные звуки

 

Дети показывают букву «П»

 

 

В синем/зеленом квадрате, нижний ряд- звук [п] может быть твердым, и может быть мягким. Находят букву П в кассе букв

Моделируют букву из пластилина.

 

Дети печатают П П П П П п п п п п и рисуют синий и зеленый квадраты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АП- ПА, УП-ПУ, ОП-ПО, ЕП- ПЕ, ЫП-ПЫ, ИП-ПИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:  умение структурировать знания, анализировать, интезировать.  Регулятивные:  прогнозирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: постановка и формулирование проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: словесное моделирование. Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:  применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске  и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

 

 

Физкультминутка

Физминутка

Кидают по кругу мяч и называют слова со звуками [п] [п’],

 

6.

 Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Работа по учебнику СЕЙЧАС ПОВАР ПАВЕЛ ПРЕДЛАГАЕТ ПОРАБОТАТЬ НА С 79 С ТЕКСТОМ

Чтение слов, выделенных жирным шрифтом

ПРОЧИТАЙ СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРОФЕССИИ. ЧТО ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ? КАКИЕ ЕЩЕ ПРОФЕССИИ ТЫ ЗНАЕШЬ? 

- Прочитаем пословицы. Как вы их понимаете? Почему в некоторых словах «П» заглавная, в других «п» строчная?

- А как мы запишем слова повар Павел Петр 1?

Запишите в тетрадях для печатания

 

Дети читают.

ПИЛА, ПИЛИТ, ПЛОТНИК, ПОВАР, ПИЛОТ, КАПИТАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

повар Павел, Петр 1

Познавательные:  смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;  Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.  

7.

 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Организую работу в учебнике с. 80 работа в парах

(Игра «Дежурная буква»)

- прочитайте текст

- Какие слова непонятные?

-что такое конкурс?

-Сколько ребят принимали участие в конкурсе?

-Что нарисовала Вера? Павел? Виктор? Полина?

У детей карточки с картинками: КУКЛА, КРАН, АСТРЫ, ТРАКТОР. И карточки с именами детей: Вера, Павел, Виктор, Полина.

- Проверьте по эталону

1 группе ребят (сильные) выдаются карточки с текстом. Задание найти и подчеркнуть букву

Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете почтальону:

- Завтра наш праздник. День поросенка. Я хочу послать посылочку моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит.

 

Работают с текстом

Считают, сколько букв «А».

Сравнивают с эталоном.

Корректируют.

 

 

 

Подчеркивают все буквы П, п

 

Собрать цепочку из карточек, согласно текста

 

 

 

 

 

 

 

Дети, выполнив задание, читают текст классу, рассказывают о словах с буквой «П», их написанием. Высказывают свое мнение о поступке поросенка Персика.

Регулятивные:  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

9

Рефлексия

учебной деятельности

на уроке

Павел достанет три шляпы и мы узнаем, о …..

Третья КРАСНАЯ- расскажет нам о победах, и ее мы наденем в конце урока

- С каким звуком мы сегодня работали, учились его слышать, выделять?

- С какой буквой познакомились?

Снова надеваем ЖЕЛТУЮ И ЧЕРНУЮ ШЛЯПЫ

 

 Рассказывают о своих победах-что узнали, чему научились, о своих страхах- оправдались ли ожидания

Отвечают на вопросы

Дают оценку своей деятельности на уроке и ее результативности

Смайлики: зеленый –всё было отлично. Я многое узнал, мне было всё понятно, могу рассказать другим, желтый-мне было интересно, но не всё понятно, красный- я ничего не понял, мне было тяжело, я устал

 

Познавательные:  умение структурировать знания.  Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено
и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

При составлении плана урока были использованы интернет источники:

https://sad1mosty.schools.by/pages/kartoteka-ritualov-nachala-i-okonchanija-zanjatij

https://deti-online.com/zagadki/zagadki-o-professijah-i-trude/zagadki-pro-povara/

https://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_zagadki/pro_alfavit/1199-zagadki_pro_bukvu_p.html

https://school10-mgn.ru/razvivayushchie-zadaniya-dlya-bukvy-p-izuchaem-bukvy-v-deistvii-bukva-p--.html


 


 


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "Согласные звуки [п], [п']. Буквы П, п"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Остапенко Наталья Викторовна  Публикатор
02.11.2020 0 2702 274

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК