Конспект урока литературного чтения "Сказка "Гуси-лебеди"; 2 класс
Конспект урока по литературному чтению, проведенного во 2Б классе на тему: сказка "Гуси-лебеди"
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка цели урока:
– Какие виды сказок, мы с вами знаем? (Бытовые, о животных)
– Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому…
-
Снежная буря (Вьюга)
-
Глаз (Око)
-
Неправда (Ложь)
-
Временное легкое жилище (Шалаш)
-
Непоседа (Егоза)
-
Любимая и дорогая мамина мама (Бабушка)
-
Потоп (Наводнение)
-
Пятая буква в алфавите с конца (Ы)
-
Пища (Еда)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
– Какое слово получилось? (Волшебные)
– Правильно. В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелит зерно, печка разговаривает.
– Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер- самолёт и др)
– В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого- нибудь эпизода.
– Откройте учебники. Прочитайте название сказки.
– Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог – обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.
4. Изучение нового материала.
Первичное чтение.
Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа.
-
Кликать – громко звать;
-
Кудель – пучок льна; приготовленный из пряжи;
-
Веретено – используется для прядения
2. Первичная проверка понимания.
Вопросы после чтения:
– Понравилась сказка?
– Что в сказке было волшебного?
– Назовите героев сказки.
– Что же случилось у сестрицы?
– Был ли у неё план спасения братца?
– Кого она встретила по дороге, когда искала братца?
– Помогли они в поиске? Почему?
– Почему она не стала ничего кушать?
– Где она нашла своего братца?
– Кто ей помог увести оттуда братца? Почему?
– Кто потом помогал им добраться до дома?
– Удалось ли им вернуться домой?
3. Составление плана сказки.
– На сколько частей можно разделить текст?(4)
– Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее.
На доске появляется запись:
-
Потеря брата.
-
Поиск.
-
В избушке у Бабы Яги.
-
Возвращение домой.
Работа по содержанию сказки
ЧАСТЬ 1.
- Почему случилась беда: гуси-лебеди унесли братца?
- Могло ли это не случиться?
- Старшие в сказках часто запрещают младшим что-то делать, чтобы с ними не случилось чего-либо плохого. Если младшие нарушают запрет, то происходит беда. Найдите в тексте народные слова и выражения, которые помогают почувствовать, как девочка переживает беду (выборочное чтение).
С этой беды, с переживаний девочки и начинаются события в сказке. Читая сказку дальше, мы понаблюдаем за поведением героини, за её отношением к окружающим, попытаемся разобраться, почему спасение братца для неё оказалось таким не простым делом. Сейчас послушаем следующий эпизод, в котором говорится о начале поисков братца, и найдите в тексте выражения, указывающие место, где происходит действие, куда полетели гуси-лебеди.
ЧАСТЬ 2.
- Где происходит действие? (в чистом поле)
- «Чистое поле» - это сказочное место действия, где героям встречаются добрые волшебные существа и волшебные предметы. Куда полетели гуси-лебеди? (в темный лес)
- «Темный лес» - это тоже сказочное место, но только для злых волшебных существ. Как их называют в этой сказке?
- Что же это за птицы такие странные гуси-лебеди?
- Что повстречалось девочке в начале пути?
- Почему печка не помогла девочке?
- Каким тоном, как разговаривала девочка с печкой?
- Что повстречалось девочке после печки?
- Почему яблонь не помогла девочке?
- Как, каким тоном разговаривала девочка с яблонею?
- Что повстречалось девочке после яблони?
- Почему речка не помогла девочке?
- Каким тоном разговаривала девочка с речкою?
- Кого повстречала девочка?
- Почему еж помог девочке?
- Почему девочка так поступила? (она поняла, что ежик ей тоже не поможет, если она будет разговаривать с ним грубо). Девочка становится добрее.
ЧАСТЬ 3.
- Где нашла девочка своего братца? - Страшно ли было девочке?
- Почему девочка пересилила свой страх?
- Ей, конечно, страшно, но ведь в избушке сидит братец, которого нужно спасти, во, что бы то ни стало. Сестра одерживает победу над собой: она пересиливает свой страх и спасает братца. И волшебные предметы тоже меня свое отношение к девочке., они становятся другие.
ЧАСТЬ 4.
- Почему речка, яблоня, печка откликнулись на беду девочки, когда она бежала с братцем домой?
- Как она обращалась к ним?
- Обращение матушка – уважительное отношение, а сударыня с почтением. Чудесные предметы не просто помогают девочке спасти братца, они радуются за неё, довольны той победой, которую героиня одержала над собой.
5. Физкультминутка.
– Сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны.
Учитель называет героев сказки «Гуси- лебеди» ,если этот персонаж использован в сказке, дети прыгают на месте два раза, если нет- хлопают два раза в ладоши.
– Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба Яга.
6. Закрепление нового материала.
А тут и отец с матерью пришли.
Яблоня, матушка, спрячь меня!
Печка, матушка, спрячь меня!
Налетели гуси - лебеди, подхватили мальчика.
7. Заключительная беседа.
- Как вы думаете, какая сказка «Гуси-лебеди»: поучительная, героическая, юмористическая.
8. Итог урока.
Учитель: Что было интересным на уроке? Работа над смыслом сказки.
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Чему учит нас сказка?( Сказка учит слушать родителей!)
Кто из героев сказки тебе понравился? Почему?
– Какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами сегодня читали?
– Какие волшебные предметы в ней встречаются?
– Какой троекратный повтор есть в сказке?
– В чем главная мысль сказки? Чему она учит?
9. Домашнее задание.
Пересказ сказки по плану
На странице приведен фрагмент.
Автор: Великанова Вера Александровна
→ wera2018 03.02.2021 0 3169 222 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.