Конспект урока литературного чтения "Сказка "Гуси-лебеди"; 2 класс


Конспект урока по литературному чтению, проведенного во 2Б классе на тему: сказка "Гуси-лебеди"

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка цели урока:

Какие виды сказок, мы с вами знаем? (Бытовые, о животных)

Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому…

  1. Снежная буря (Вьюга)

  2. Глаз (Око)

  3. Неправда (Ложь)

  4. Временное легкое жилище (Шалаш)

  5. Непоседа (Егоза)

  6. Любимая и дорогая мамина мама (Бабушка)

  7. Потоп (Наводнение)

  8. Пятая буква в алфавите с конца (Ы)

  9. Пища (Еда)

 1  

  2  

  3  

  4  

  5  

  6  

  7  

  8  

  9  

Какое слово получилось? (Волшебные)

Правильно. В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелит зерно, печка разговаривает.

Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер- самолёт и др)

В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого- нибудь эпизода.

Откройте учебники. Прочитайте название сказки.

Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог – обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.

4. Изучение нового материала.

Первичное чтение.

Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа.

  • Кликать – громко звать;

  • Кудель – пучок льна; приготовленный из пряжи;

  • Веретено – используется для прядения

  • Устьице – выходное отверстие у печи.

2. Первичная проверка понимания.

Вопросы после чтения:

Понравилась сказка?

Что в сказке было волшебного?

Назовите героев сказки.

Что же случилось у сестрицы?

Был ли у неё план спасения братца?

Кого она встретила по дороге, когда искала братца?

Помогли они в поиске? Почему?

Почему она не стала ничего кушать?

Где она нашла своего братца?

Кто ей помог увести оттуда братца? Почему?

Кто потом помогал им добраться до дома?

Удалось ли им вернуться домой?

3. Составление плана сказки.

На сколько частей можно разделить текст?(4)

Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее.

На доске появляется запись:

  1. Потеря брата.

  2. Поиск.

  3. В избушке у Бабы Яги.

  4. Возвращение домой.

Работа по содержанию сказки

ЧАСТЬ 1.

- Почему случилась беда: гуси-лебеди унесли братца?

- Могло ли это не случиться?

- Старшие в сказках часто запрещают младшим что-то делать, чтобы с ними не случилось чего-либо плохого. Если младшие нарушают запрет, то происходит беда. Найдите в тексте народные слова и выражения, которые помогают почувствовать, как девочка переживает беду (выборочное чтение).

С этой беды, с переживаний девочки и начинаются события в сказке. Читая сказку дальше, мы понаблюдаем за поведением героини, за её отношением к окружающим, попытаемся разобраться, почему спасение братца для неё оказалось таким не простым делом. Сейчас послушаем следующий эпизод, в котором говорится о начале поисков братца, и найдите в тексте выражения, указывающие место, где происходит действие, куда полетели гуси-лебеди.

ЧАСТЬ 2.

- Где происходит действие? (в чистом поле)

- «Чистое поле» - это сказочное место действия, где героям встречаются добрые волшебные существа и волшебные предметы. Куда полетели гуси-лебеди? (в темный лес)

- «Темный лес» - это тоже сказочное место, но только для злых волшебных существ. Как их называют в этой сказке?

- Что же это за птицы такие странные гуси-лебеди?

- Что повстречалось девочке в начале пути?

- Почему печка не помогла девочке?

- Каким тоном, как разговаривала девочка с печкой?

- Что повстречалось девочке после печки?

- Почему яблонь не помогла девочке?

- Как, каким тоном разговаривала девочка с яблонею?

- Что повстречалось девочке после яблони?

- Почему речка не помогла девочке?

- Каким тоном разговаривала девочка с речкою?

- Кого повстречала девочка?

- Почему еж помог девочке?

- Почему девочка так поступила? (она поняла, что ежик ей тоже не поможет, если она будет разговаривать с ним грубо). Девочка становится добрее.

ЧАСТЬ 3.

- Где нашла девочка своего братца? - Страшно ли было девочке?

- Почему девочка пересилила свой страх?

- Ей, конечно, страшно, но ведь в избушке сидит братец, которого нужно спасти, во, что бы то ни стало. Сестра одерживает победу над собой: она пересиливает свой страх и спасает братца. И волшебные предметы тоже меня свое отношение к девочке., они становятся другие.

ЧАСТЬ 4.

- Почему речка, яблоня, печка откликнулись на беду девочки, когда она бежала с братцем домой?

- Как она обращалась к ним?

- Обращение матушка – уважительное отношение, а сударыня с почтением. Чудесные предметы не просто помогают девочке спасти братца, они радуются за неё, довольны той победой, которую героиня одержала над собой.

5. Физкультминутка.

Сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны.

Учитель называет героев сказки «Гуси- лебеди» ,если этот персонаж использован в сказке, дети прыгают на месте два раза, если нет- хлопают два раза в ладоши.

Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба Яга.

6. Закрепление нового материала.

А тут и отец с матерью пришли.

Яблоня, матушка, спрячь меня!

Печка, матушка, спрячь меня!

Налетели гуси - лебеди, подхватили мальчика.

7. Заключительная беседа.

- Как вы думаете, какая сказка «Гуси-лебеди»: поучительная, героическая, юмористическая.

8. Итог урока.

Учитель: Что было интересным на уроке? Работа над смыслом сказки.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Чему учит нас сказка?( Сказка учит слушать родителей!)

Кто из героев сказки тебе понравился? Почему?

Какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами сегодня читали?

Какие волшебные предметы в ней встречаются?

Какой троекратный повтор есть в сказке?

В чем главная мысль сказки? Чему она учит?

9. Домашнее задание.

Пересказ сказки по плану


 


 


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "Сказка "Гуси-лебеди"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Великанова Вера Александровна  wera2018
03.02.2021 0 3169 222

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК