Конспект урока литературного чтения "Внеклассное чтение. Работа с текстом. Вариант 9 (О воздухе)"; 3 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя: Горшкова А.В.
Класс: 3-Б
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: Внеклассное чтение. Работа с текстом. Вариант 9 (О воздухе)
Место и роль урока в изучаемой теме: урок рефлексии
Цель урока: развитие метапредметных учебных действий в работе с научным текстом
Задачи
-
Образовательные: закреплять умение определения стиля, темы, главной мысли научного текста;
-
Развивающие: развивать познавательные учебные действии, письменную речь, обогащать словарный запас;
-
Воспитательные: воспитывать культуру речи, устную речь, стремление к сотрудничеству в парах, коллективе одноклассников.
-
Дидактические средства:
для учителя – тетрадь «Работа с текстом.3 класс» О.Н. Крылова, презентация.
для учащихся – тетрадь «Работа с текстом.3 класс» О.Н. Крылова, шаблон ассоциограммы «Книга-это…», кластер «Стили текста», стикеры - листики для рефлексии.
Название этапа |
Содержание этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Литературная разминка
|
Прочитайте загадку, ее отгадка связана с нашим уроком литературного чтения Открыть свою тайну Любому готова Но от нее не услышишь и слова -Что это? -Совершенно правильно - это книга. -Давайте построим ассоциограмму к слову «книга».На каждой парте для работы в парах лежат шаблоны кластера «Книга-это…». Укажите в гроздьях кластера свои мысли, связанные с понятием «книга». Работаем в парах 2-3 минуты и озвучиваем свои варианты ассоциограмм.
-Подытоживаем, без книги человек перестает мыслить, только чтение является лучшим учением. -А где люди читает?
-На все ли мы уроках пользуемся своими читательскими умениями? Приведите примеры.
|
Читают загадку. Отгадывают
- Книга
Работа в парах по составлению ассоциограмм.
Озвучивание работы а парах: «Книга-это чтение, знание, открытие нового, интересная информация и др.
-Везде и всюду: дома, в дороге, электричках. - На уроках родного языка, русского языка. На математике читаем правила, учебные задачи юного математика, тексты задач. Много интересного узнаем из чтения учебника «Окружающий мир» и т.п. |
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного взаимодействия |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: пробное учебное действие; фиксация затруднения. |
Постановка проблемы (разрыв-пятно) |
- Чтобы понять текст на любом уроке, что нам надо знать и уметь? - Предлагаю пройти мини-тестик из двух вопросов: чтобы понять тему текста…что такое тема текста. - Выберите свои варианты ответов в парах, обоснуйте свои ответы.(2-3 минуты)
- Выслушиваем готовые пары ответов. - Верные высказывания: чтобы понять текст надо понять основную мысль; темой текста является то, о чем и о ком говорится в тексте.
|
- Читать безошибочно, выразительно. Это достаточно? Выполнение в парах теста Что значит понять текст?
Что такое тема текста?
|
Познавательные: анализ, синтез, обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной конвергентностью (точностью ответа) |
|
|
|
|
|
3. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
|
Постановка задач урока |
- Многие ошиблись в выборе правильных ответов, значит, при работе с текстом сегодня на уроке какие задачи нам надо решать? На доске помещаются учебные задачи урока:
- При выполнении варианта работы с текстом, какие задания еще мы выполняем? - Сформулируйте задачу урока, связанную с грамматическими заданиями.
На доске прикрепляется вторая грамматическая задача урока. |
- Учиться умению понимать основную мысль текста. - Учиться определять тему текста.
- Грамматические задания после текста.
- Учиться выполнять по заданному тексту грамматические задания |
Познавательные: определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование задач урока.
|
4. Построение учебной деятельности выхода из затруднения. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. |
Предтекстовая работа. Чтение с пометками
|
- Перейдём к странице варианта 9 на странице 34. Кирилл читает, все следят, - Интересный текст? Прочитайте текст теперь сами повторно про себя с карандашом в руке. Предлагаю после прочтения каждого предложения делать пометки: ˅ - это я знаю + -это для меня новое - я думал иначе ? – для меня непонятно - Поставили ли вы себе вопросительные знаки? Почему? - У кого только стоят плюсы и галочки? - Думаю, что, информация, сообщаемая в тексте нами изучена хорошо на окружающем мире, обязательно осведомленность пригодиться нам для выполнения заданий, связанных с темой воздуха. |
- Интересный текст. Мы о воздухе изучали на уроках окружающего мира недавно.
Учащиеся читают про себя с пометками.
- Не знали, что воздух может быть таким тяжелым, целых 45 килограммов. Поднимают руки, у кого только плюсы и галочки. |
Познавательные: первичное знакомство с научным текстом, выделение в содержании знакомых и незнакомых сведений и фактов.
|
Физминутка |
Динамическая пауза. Дыхательная гимнастика |
Слайд со стихотворением о воздухе. Движения для улучшения мозгового кровообращения (наклоны головы, руки вверх в «замок» - бокам, прием «Зевок» в бессознательное. Чтение со слайда с учащимися.
|
Дети выполняют движения за учителем и хором читают с ним стихотворение о воздухе. Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ Невесомою косынкой Он окутывает нас Он в лесу – густой, душистый, Пахнет свежестью смолистой Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает теплым Веет холодом зимой Когда иней красит стекла И лежит на нем каймой, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем Он ведь нам необходим.
|
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; активизировать свое психофизиологическое состояние во время урока |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. |
Текстовая работа Беседа о прочитанных текстах: варианта 9 и стихотворения на слайде. Выполнение заданий №2,3,4 Выражение мнения с приведением аргументов. |
- Мы, ребята, прочитали сейчас, выполняя двигательные упражнения на слайде тоже про воздух? - В каком стиле текст стихотворения?
- А текст варианта 9 написан в другом стиле? В каком? Обоснуйте свои ответы. Работаем в парах, указываем во втором задании варианта 9 свой ответ. Пожалуйста, кто забыл особенности стилей, воспользуйтесь напоминайками на форзаце рабочей тетради работы с текстом. - Заслушаем первую пару, которая подготовила ответ с устным обоснованием.
- Переходим к заданию № 4. Валя Р. читает. Работа в парах. Перечитайте еще раз предложенные заголовки, выберите подходящий, обоснуйте устно свой выбор.
- Кто выбрал другой? Обоснуйте свой выбор.- Почему ваш выбор менее подходит?
- Задание № 5 делаем самостоятельно, не обсуждая, после сверяемся с эталоном на экране. -Зачитай, Вика И., какое предложение ты подчеркнула, отвечая на вопрос: что такое атмосфера?
- Почему, Вика, эти два предложения подчеркнула?
- Обратите внимание на задание №7, оно тоже связано содержанием текста о воздухе. Самостоятельно прочитайте задание, выполните, поменяйтесь тетрадями проверьте своего соседа. Сверьтесь с эталоном данного задания. |
- Да это стихотворение о воздухе. - В художественном стиле, потому что много красивых слов-прилагательных, которые описывают какой воздух: легкий, бесцветный, густой, душистый и т.д. Захотелось оказаться летом в лесу и подышать сосновым ароматом.
- Текст в варианте 9 написан другом стиле. Он называется научным. В нем сообщаются факты, доказательства, выводы ученых, что воздух – это смесь газов и капелек воды. Практическое выполнение задания № 2 (Какова тема текста: о воздухе, его свойствах), задания № 3 (Определи стиль текста) Чтение задания № 4 (подобрать заголовок). Валя Р. читает: подобрать заголовок из предложенных «Мешок с картошкой», «Воздух», «Мы чувствуем воздух» и записать. Обсуждают в парах почему остановились на одном из вариантов. Вариант ответа: выбрали заголовок «Воздух», потому что он наиболее полно раскрывает всю информацию, которая содержится в научном тексте» - Про мешок с картошкой только одно предложение, а о свойствах воздуха весь текст.
Задание № 5. –Я подчеркнула первые два предложения: «Воздух находится повсюду вокруг нас. Он окружает землю сплошным слоем, который называется атмосферой». - Нам указано подчеркнуть, чтобы был достаточно полный ответ. Второе предложение начинается с местоимения «Он». Поэтому я подчеркнула и первое предложение для пояснения второго высказывания об атмосфере.
Учащиеся самостоятельно читают задание № 7, выполняют, осуществляют взаимопроверку. |
Познавательные: сравнение двух стилей текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
6. Выполнение грамматических заданий варианта 9. Включение в систему знаний повторения, изученного на уроках русского языка Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление при выполнении заданий практического характера. |
Текстовая работа Практическая работа с заданиями № 6,8 |
- На каких уроках мы выполняем грамматические задания? Подытоживание учителем. - Верно на уроках русского языка и при выполнении домашних упражнений по русскому языку. - Читает задание № 6 Ваня Т.
- Какие два учебных действия нам надо выполнить? - Пропущенные буквы как мы еще в русском языку называем? - Определите, на какое правило пропущенные орфограммы. - Верно. Как проверить безударную гласную в корне слова? - Подбираем однокоренные слова с ударением на пропущенную (е/и). - Вставляем правильные буквы, подчеркиваем буквы, запоминаем правописание. - Какое еще действие мы не выполнили к этому заданию? Верно. Пожалуйста, рассуждайте, как мы такое задание выполняем на русском языке, находите, подчеркивайте. После выполнения всеми данного действия, поменяемся тетрадями в парах и сверимся по эталону. -Давайте проверим по эталону, правильно ли мы нашли грамматическую основу и подчеркнули? - Поднимите руку, у кого, как на эталоне? Поднимите руку, кто допустил ошибку. Пожалуйста, проанализируйте свою допущенную ошибку. Сосед по парте помогает.
- Задание № 8 читает Даша Г. - Давайте вспомним, что такое корень, однокоренные слова. - Суффиксы мы пока еще не знаем, но будем во 2 четверти изучать подробно. А пока учимся обозначать, если в слове есть трудное написание или надо образовать новое однокоренное слово. - Пожалуйста, образуйте к слову «кислород» прилагательное с таким же корнем.
На доске учителем записывается первый вариант с обозначением корня и суффикса. - Теперь продолжите работу самостоятельно. В паре можно обсудить варианты новых слов и обозначение корня и суффикса. Будьте внимательны, однокоренные слова пишутся одинаково. После выполнения сверьтесь с эталоном. - Проверьте по эталону. |
- На уроках русского языка.
- На диктантах, дома.
Читает задание № 6 Ваня Т., остальные следят. - Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу. - Называются орфограммами, ошибкоопасными буквами. - В словах «нагревании», «расширяется» две орфограммы: безударная гласная в корне слова и буквосочетания –жи-ши пишется с буквой –и-. - Безударная гласная в корне слова проверяется ударением. - проверочные слова: нагреть, грелка, ширь, расширить
- Надо подчеркнуть грамматическую основу.
Варианты ошибок: неверно найдена основа, подлежащее и сказуемое подчеркнуты одинаково и др.
Даша Г. читает задание № 8. Все следят. Учащиеся отвечают: однокоренные слова с одним корнем, одинаковой частью слова называются однокоренными.
- Кислород, а прилагательное кислородный. Корень: кислород, суффикс –н-: кислородный, холодный, азотный, водный, воздушный, цветной, атмосферный. Учащиеся записывают за учителем и обозначают корень и суффикс. Все образованные слова- прилагательные.
Проверка по эталону. Комментирование результатов выполнения в парах.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: развитие припоминания учебного материала, изученного на уроках русского языка. Коммуникативные: координирование в сотрудничестве разных позиций. |
7. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке |
Послетекстовая работа. Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
- С остальными заданиями 9,10 поработайте дома, на следующем уроке сдадите вариант №9 на проверку учителю. - А сейчас проверим, справились ли мы на уроке с поставленными с вами задачами? (обращаю внимание на доску) - У каждого на столе лежат два разноцветных листочка. Оцените свою деятельность, выбрав один из листочков «желтый» - поставленные задачи урока выполнил хорошо, понимаю смысл текста, его главную мысль, в грамматических заданиях не затруднялся, умею подбирать проверочные слова к безударной гласной, однокоренные слова, определять грамматическую основу. «зеленый» - надо еще повторить типы и стили текстов, учиться проверять безударную гласную, подчеркивать грамматическую основу в предложении. -Каких листочков больше на дереве? У кого зеленые, надо на следующем уроке потрудиться, повторить необходимые знания по русскому языку. - Вы довольны своим результатом? Почему?
- Пожалуйста, за выполненные 8 заданий оцените себя по шкалам правильности и аккуратности. Когда буду проверять, обязательно посмотрю, совпадает оценка учителя и Ваша собственная. |
Учащиеся выбирают нужный цвет листика, прикрепляют на «дерево рефлексии». Подытоживают, каких больше. Над чем еще работать на занятиях работы с текстом.
- Желтых.
Варианты ответов: «Я доволен своим результатом на уроке, т.к. не допускал ошибок». «У меня есть ошибки».
|
Регулятивные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания по итогу урока
|
8.Домашнее задание
|
Записывают в дневник с.36 №9,10 |
- Откройте дневники, на следующий урок чтения записываем: доделать задания варианта №9,10. Если хватит времени, пояснить характер заданий. - Что необходимо повторить из учебника русского языка: грамматическая основа не является словосочетанием (с.36); о словосочетании, главное и зависимое слово в словосочетаниях (с.47-48) - Спасибо, все очень старались, выполнили большую практическую работу. Урок окончен. |
|
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с инструкцией учителя; |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горшкова Альбина Витальевна
→ Публикатор 03.11.2020 0 3068 275 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.