Конспект урока литературного чтения "Внеклассное чтение. Работа с текстом. Вариант 9 (О воздухе)"; 3 класс


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя: Горшкова А.В.

Класс: 3-Б

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: Внеклассное чтение. Работа с текстом. Вариант 9 (О воздухе)

Место и роль урока в изучаемой теме: урок рефлексии

Цель урока: развитие метапредметных учебных действий в работе с научным текстом

Задачи

  • Образовательные: закреплять умение определения стиля, темы, главной мысли научного текста;

  • Развивающие: развивать познавательные учебные действии, письменную речь, обогащать словарный запас;

  • Воспитательные: воспитывать культуру речи, устную речь, стремление к сотрудничеству в парах, коллективе одноклассников.

  • Дидактические средства:

для учителя – тетрадь «Работа с текстом.3 класс» О.Н. Крылова, презентация.

для учащихся – тетрадь «Работа с текстом.3 класс» О.Н. Крылова, шаблон ассоциограммы «Книга-это…», кластер «Стили текста», стикеры - листики для рефлексии.


 

Название этапа

Содержание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Литературная разминка

 

Прочитайте загадку, ее отгадка связана с нашим уроком литературного чтения

Открыть свою тайну

Любому готова

Но от нее

не услышишь и слова

-Что это?

-Совершенно правильно - это книга.

-Давайте построим ассоциограмму к слову «книга».На каждой парте для работы в парах лежат шаблоны кластера «Книга-это…». Укажите в гроздьях кластера свои мысли, связанные с понятием «книга». Работаем в парах 2-3 минуты и озвучиваем свои варианты ассоциограмм.

 

 

-Подытоживаем, без книги человек перестает мыслить, только чтение является лучшим учением.

-А где люди читает?

 

-На все ли мы уроках пользуемся своими читательскими умениями? Приведите примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают загадку. Отгадывают

 

 

 

- Книга

 

Работа в парах по составлению ассоциограмм.

 

 

 

 

Озвучивание работы а парах: «Книга-это чтение, знание, открытие нового, интересная информация и др.

 

 

 

-Везде и всюду: дома, в дороге, электричках.

- На уроках родного языка, русского языка. На математике читаем правила, учебные задачи юного математика, тексты задач. Много интересного узнаем из чтения учебника «Окружающий мир» и т.п.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного взаимодействия

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа:

пробное учебное действие; фиксация затруднения.

Постановка проблемы (разрыв-пятно)

- Чтобы понять текст на любом уроке, что нам надо знать и уметь?

- Предлагаю пройти мини-тестик из двух вопросов: чтобы понять тему текста…что такое тема текста.

- Выберите свои варианты ответов в парах, обоснуйте свои ответы.(2-3 минуты)

 

 

 

 

 

 

- Выслушиваем готовые пары ответов.

- Верные высказывания: чтобы понять текст надо понять основную мысль; темой текста является то, о чем и о ком говорится в тексте.

 

- Читать безошибочно, выразительно. Это достаточно?

Выполнение в парах теста

Что значит понять текст?

  • Прочитать текст

  • Найти опорные(ключевые) слова

  • Найти текст в учебнике

  • Понять основную мысль

Что такое тема текста?

  • То, о чем или о ком говорится в тексте

  • Начало и концовка текста

  • То, о чём я думаю

  • То, что мы списываем

Познавательные: анализ, синтез, обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной конвергентностью

(точностью ответа)

 

 

 

 

 

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

 

Постановка задач урока

- Многие ошиблись в выборе правильных ответов, значит, при работе с текстом сегодня на уроке какие задачи нам надо решать?

На доске помещаются учебные задачи урока:

  • Отрабатывать умение работы с текстом: понимать основную мысль текста, определять его тему

- При выполнении варианта работы с текстом, какие задания еще мы выполняем?

- Сформулируйте задачу урока, связанную с грамматическими заданиями.

  • Закреплять умения разбора грамматических заданий, связанных с темой текста.

На доске прикрепляется вторая грамматическая задача урока.

- Учиться умению понимать основную мысль текста.

- Учиться определять тему текста.

 

 

 


 


 


 

- Грамматические задания после текста.


 

- Учиться выполнять по заданному тексту грамматические задания

Познавательные: определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование задач урока.

 

 

 

 

4. Построение учебной деятельности выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Предтекстовая работа. Чтение с пометками

 

- Перейдём к странице варианта 9 на странице 34. Кирилл читает, все следят, - Интересный текст? Прочитайте текст теперь сами повторно про себя с карандашом в руке. Предлагаю после прочтения каждого предложения делать пометки:

˅ - это я знаю

+ -это для меня новое

- я думал иначе

? – для меня непонятно

- Поставили ли вы себе вопросительные знаки? Почему?

- У кого только стоят плюсы и галочки?

- Думаю, что, информация, сообщаемая в тексте нами изучена хорошо на окружающем мире, обязательно осведомленность пригодиться нам для выполнения заданий, связанных с темой воздуха.

 

 

- Интересный текст. Мы о воздухе изучали на уроках окружающего мира недавно.

 

 

 

Учащиеся читают про себя с пометками.

 

 

- Не знали, что воздух может быть таким тяжелым, целых 45 килограммов.

Поднимают руки, у кого только плюсы и галочки.

Познавательные: первичное знакомство с научным текстом, выделение в содержании знакомых и незнакомых сведений и фактов.

 

Физминутка

Динамическая пауза. Дыхательная гимнастика

Слайд со стихотворением о воздухе.

Движения для улучшения мозгового кровообращения (наклоны головы, руки вверх в «замок» - бокам, прием «Зевок» в бессознательное. Чтение со слайда с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют движения за учителем и хором читают с ним стихотворение о воздухе.

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым

Веет холодом зимой

Когда иней красит стекла

И лежит на нем каймой,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем

Он ведь нам необходим.

 

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; активизировать свое психофизиологическое состояние во время урока

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Текстовая работа

Беседа о прочитанных текстах: варианта 9 и стихотворения на слайде. Выполнение заданий №2,3,4

Выражение мнения с приведением аргументов.

- Мы, ребята, прочитали сейчас, выполняя двигательные упражнения на слайде тоже про воздух?

- В каком стиле текст стихотворения?

 

 

 

- А текст варианта 9 написан в другом стиле? В каком? Обоснуйте свои ответы. Работаем в парах, указываем во втором задании варианта 9 свой ответ. Пожалуйста, кто забыл особенности стилей, воспользуйтесь напоминайками на форзаце рабочей тетради работы с текстом.

- Заслушаем первую пару, которая подготовила ответ с устным обоснованием.

 

 

 

 

 

 

- Переходим к заданию № 4. Валя Р. читает. Работа в парах. Перечитайте еще раз предложенные заголовки, выберите подходящий, обоснуйте устно свой выбор.


 


 


 

- Кто выбрал другой? Обоснуйте свой выбор.- Почему ваш выбор менее подходит?

 

- Задание № 5 делаем самостоятельно, не обсуждая, после сверяемся с эталоном на экране.

-Зачитай, Вика И., какое предложение ты подчеркнула, отвечая на вопрос: что такое атмосфера?

 

- Почему, Вика, эти два предложения подчеркнула?

 

 

 

 

- Обратите внимание на задание №7, оно тоже связано содержанием текста о воздухе. Самостоятельно прочитайте задание, выполните, поменяйтесь тетрадями проверьте своего соседа. Сверьтесь с эталоном данного задания.

- Да это стихотворение о воздухе.

- В художественном стиле, потому что много красивых слов-прилагательных, которые описывают какой воздух: легкий, бесцветный, густой, душистый и т.д. Захотелось оказаться летом в лесу и подышать сосновым ароматом.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Текст в варианте 9 написан другом стиле. Он называется научным. В нем сообщаются факты, доказательства, выводы ученых, что воздух – это смесь газов и капелек воды.

Практическое выполнение

задания № 2 (Какова тема текста: о воздухе, его свойствах), задания № 3 (Определи стиль текста)

Чтение задания № 4 (подобрать заголовок). Валя Р. читает: подобрать заголовок из предложенных «Мешок с картошкой», «Воздух», «Мы чувствуем воздух» и записать. Обсуждают в парах почему остановились на одном из вариантов.

Вариант ответа: выбрали заголовок «Воздух», потому что он наиболее полно раскрывает всю информацию, которая содержится в научном тексте»

- Про мешок с картошкой только одно предложение, а о свойствах воздуха весь текст.

 

 

 

Задание № 5. –Я подчеркнула первые два предложения: «Воздух находится повсюду вокруг нас. Он окружает землю сплошным слоем, который называется атмосферой».

- Нам указано подчеркнуть, чтобы был достаточно полный ответ. Второе предложение начинается с местоимения «Он». Поэтому я подчеркнула и первое предложение для пояснения второго высказывания об атмосфере.

 

 

Учащиеся самостоятельно читают задание № 7, выполняют, осуществляют взаимопроверку.

Познавательные: сравнение двух стилей текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6. Выполнение грамматических заданий варианта 9.

Включение в систему знаний повторения, изученного на уроках русского языка

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление при выполнении заданий практического характера.

Текстовая работа

Практическая работа с заданиями № 6,8

- На каких уроках мы выполняем грамматические задания?

Подытоживание учителем.

- Верно на уроках русского языка и при выполнении домашних упражнений по русскому языку.

- Читает задание № 6 Ваня Т.

 

- Какие два учебных действия нам надо выполнить?

- Пропущенные буквы как мы еще в русском языку называем?

- Определите, на какое правило пропущенные орфограммы.

- Верно. Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Подбираем однокоренные слова с ударением на пропущенную (е/и).

- Вставляем правильные буквы, подчеркиваем буквы, запоминаем правописание.

- Какое еще действие мы не выполнили к этому заданию? Верно. Пожалуйста, рассуждайте, как мы такое задание выполняем на русском языке, находите, подчеркивайте. После выполнения всеми данного действия, поменяемся тетрадями в парах и сверимся по эталону.

-Давайте проверим по эталону, правильно ли мы нашли грамматическую основу и подчеркнули?

- Поднимите руку, у кого, как на эталоне? Поднимите руку, кто допустил ошибку. Пожалуйста, проанализируйте свою допущенную ошибку. Сосед по парте помогает.

 

- Задание № 8 читает Даша Г.

- Давайте вспомним, что такое корень, однокоренные слова.

- Суффиксы мы пока еще не знаем, но будем во 2 четверти изучать подробно. А пока учимся обозначать, если в слове есть трудное написание или надо образовать новое однокоренное слово.

- Пожалуйста, образуйте к слову «кислород» прилагательное с таким же корнем.

 

 

На доске учителем записывается первый вариант с обозначением корня и суффикса.

- Теперь продолжите работу самостоятельно. В паре можно обсудить варианты новых слов и обозначение корня и суффикса. Будьте внимательны, однокоренные слова пишутся одинаково.

После выполнения сверьтесь с эталоном.

- Проверьте по эталону.

- На уроках русского языка.

 

- На диктантах, дома.

 

 

 

Читает задание № 6 Ваня Т., остальные следят.

- Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу.

- Называются орфограммами, ошибкоопасными буквами.

- В словах «нагревании», «расширяется» две орфограммы: безударная гласная в корне слова и буквосочетания –жи-ши пишется с буквой –и-.

- Безударная гласная в корне слова проверяется ударением.

- проверочные слова: нагреть, грелка, ширь, расширить

 

- Надо подчеркнуть грамматическую основу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ошибок: неверно найдена основа, подлежащее и сказуемое подчеркнуты одинаково и др.

 

 

Даша Г. читает задание № 8. Все следят.

Учащиеся отвечают: однокоренные слова с одним корнем, одинаковой частью слова называются однокоренными.


 


 

- Кислород, а прилагательное кислородный. Корень: кислород, суффикс –н-: кислородный, холодный, азотный, водный,

воздушный, цветной, атмосферный.

Учащиеся записывают за учителем и обозначают корень и суффикс. Все образованные слова- прилагательные.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка по эталону. Комментирование результатов выполнения в парах.

 

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: развитие припоминания учебного материала, изученного на уроках русского языка.

Коммуникативные: координирование в сотрудничестве разных позиций.

7. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Послетекстовая работа. Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- С остальными заданиями 9,10 поработайте дома, на следующем уроке сдадите вариант №9 на проверку учителю.

- А сейчас проверим, справились ли мы на уроке с поставленными с вами задачами? (обращаю внимание на доску)

- У каждого на столе лежат два разноцветных листочка. Оцените свою деятельность, выбрав один из листочков

«желтый» - поставленные задачи урока выполнил хорошо, понимаю смысл текста, его главную мысль, в грамматических заданиях не затруднялся, умею подбирать проверочные слова к безударной гласной, однокоренные слова, определять грамматическую основу.

«зеленый» - надо еще повторить типы и стили текстов, учиться проверять безударную гласную, подчеркивать грамматическую основу в предложении.

-Каких листочков больше на дереве? У кого зеленые, надо на следующем уроке потрудиться, повторить необходимые знания по русскому языку.

- Вы довольны своим результатом? Почему?

 

- Пожалуйста, за выполненные 8 заданий оцените себя по шкалам правильности и аккуратности. Когда буду проверять, обязательно посмотрю, совпадает оценка учителя и Ваша собственная.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают нужный цвет листика, прикрепляют на «дерево рефлексии». Подытоживают, каких больше. Над чем еще работать на занятиях работы с текстом.

 

 

 

- Желтых.

 

 

 

Варианты ответов: «Я доволен своим результатом на уроке, т.к. не допускал ошибок». «У меня есть ошибки».

 

Регулятивные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания по итогу урока

 

8.Домашнее задание

 

Записывают в дневник с.36 №9,10

- Откройте дневники, на следующий урок чтения записываем: доделать задания варианта №9,10.

Если хватит времени, пояснить характер заданий. - Что необходимо повторить из учебника русского языка: грамматическая основа не является словосочетанием (с.36); о словосочетании, главное и зависимое слово в словосочетаниях (с.47-48)

- Спасибо, все очень старались, выполнили большую практическую работу. Урок окончен.

 

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с инструкцией учителя;

 


 


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "Внеклассное чтение. Работа с текстом. Вариант 9 (О воздухе)"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горшкова Альбина Витальевна  Публикатор
03.11.2020 0 2765 263

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК