2.По 3.Подготовительный этап этап к активной
Поз познавательной
деятельности.
Цель:
- выяснить то, что знают дети по теме;
- активизация имеющихся знаний.
|
-Как -Какой сейчас у нас урок?
-Чем -Чему мы учимся на уроках литер.чтения?
(Читать, отвечать на вопросы,знакомиться с новыми словами, размышлять о прочитанном.)
-Я со -Согласна. Давайте начнем с размышления. Согласны ли Вы с
утв с утверждением:
«Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за
свои поступки».
(отв ( ответы детей)
В к -В конце урока мы попытыемся согласиться или не
согл согласиться с этим утверждением.
А). Стадия вызов.
Прочитайте с произведением какого автора мы познакомимся?
А название произведения узнаем из сенквейна.
СИНКВЕЙН
1.-------------------------(совесть)
2.Человеческая, мучительная.
3.Грызёт, терзает, беспокоит.
4.Испытывает человек в душе.
5.Переживание.
– Перед вами – синквейн - 5 строк, но на первой строке не хватает одного слова. Прочтите следующие 4 строчки, подумайте, посовещайтесь в парах и назовите это слово. (Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «совесть»).
– Как вы можете объяснить это понятие? Что такое совесть? (Выслушать ответы детей)
– Спасибо. Вижу, что вам трудно сразу объяснить это слово. Давайте поближе познакомимся с ним. Я буду вас спрашивать, а вы ,если ответ «да» хлопаете , “нет”-не хлопаете.
Это слово связано:
|
|
Это слово можно:
|
– с растениями ( – )
– с животными ( – )
– с игрушками ( – )
– с человеком ( + )
|
|
– потрогать ( – )
– подержать в руках ( – )
– изготовить ( – )
– почувствовать ( + )
|
– Итак, мы теперь знаем, что это слово связано с человеком, и его можно почувствовать, но КАК?
-Ваши объяснения этого слова мы занесём в специальную схему- кластер (креплю под названием на доске)
КЛАСТЕР
А ч
то го
- Знаем, что она - бывает чистой
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
|
Доска маркерная, креплю слова к доске.(Чему учимся, девиз к уроку)
Надпись на доске, портрет писателя.
Слайд 3,4
(без 1 строчки)
Прикрепить к доске под автором слово «Совесть»
Креплю под словом «совесть» на доске объяснения этого слова, данные детьми (3 слова)
|
П умение на основе анализа объектов делать выводы
К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
К умение оформлять свои мысли в устной форме
|
4. Восприятие нового. Стадия осмысления.
Цель: Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста
5.Физминутка
Цель:Повышение умственной работоспособности детей, предупреждение преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения
Восприятие нового. Стадия осмысления.
6.Присвоение информации. Стадия рефлексии
Цель:
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
7.Домашнее задание
8.Итог урока
|
А) С А. Стадия осмысления .
-О человеке судят по его поступкам, а о писателе - по его произведениям Аркадий Петрович Гайдар прожил достойную жизнь, написал много книг не только для взрослых, но и для детей. Некоторые из них, возможно, вам знакомы: «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Голубая чашка»
Б) В Б.Выступление ученика (рассказ о А.Гайдаре)
Выс Выставка книг
В) П В.Прогнозирование.
Можно ли определить по названию, каким будет это произведение: шуточным, серьёзным или поучительны?
Кто главные герои, и где происходят события?
Г. Словарная разминка
- В этом рассказе нам встретятся трудные непонятные слова, давайте их прочитаем по слогам (хором 1 раз орфографически по слогам, 2-орфоэпически):
ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е
ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ БОЛ-ТА-ЕТ-СЯ
УК-РАД-КОЙ НАТ-КНУ-ЛАСЬ
СМЕК-НУ-ЛА БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ
-Все ли эти слова вы понимаете? (дети говорят)
Вышмыгнуть - быстро, бесшумно и незаметно выскочить, уйти откуда-нибудь
Добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобивый.
Украдкой- скрытно, тайком, незаметно для других.
Смекнуть - догадываться, понимать, рассчитывать...
Доверчивый - склонный к доверию, не подозревающий обмана, лжи.
Болтаться- бездельничать, бродить, двигаться, шататься.
Наткнуться-наскочить, напороться на что-либо острое.
Беспощадный- не дающий пощады; жестокий, безжалостный
Роща-небольшой лесок
музыку из м/ф «Про кота Леопольда» «Если добрый ты…»
Д.Работа с текстом
1) Первичное восприятие с элементами антиципации.
Выразительное чтение рассказа учителем (учебники у детей закрыты). Остановка в тексте после слов: “Она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась ...”.
-Как вы думаете, на кого?
-Слушайте дальше. (Вторая остановка в тексте после слов: “Нина нахмурилась”).
-Как поведёт себя Нина дальше?
Чтение рассказа до конца.
2) Проверка восприятия.
Карточка №1 (желтого цвета)(Приложение1)
Выбери и отметь правильный ответ:
- это произведение сказка,
- это произведение рассказ,
- это произведение басня.
-Почему вы так считаете? (Всё, что здесь написано, могло произойти на самом деле.)
В) Повторное чтение. (Губы – вслух).
С остановками. Вопросы по осмыслению текста. Найти в тексте подтверждение.
1остановка .(до слов «Украдкой пошла в рощу…»)
- Почему девочка решила не пойти в школу? (Не выучила уроки)
-Почему она шла в рощу украдкой?
2остановка .(до слов « …пришлось взять его за руку…)
-Какое настроение было у Нины? (хорошее)
-Кого она встретила? (Малыша)
-Какими глазами смотрел мальчик на Нину?
-Почему она назвала его «несчастным прогульщиком»? (судила по себе)
– Чему удивился малыш? (что его назвали прогульщиком)
- Как он объяснил своё появление в роще? (испугался собаки)
- Почему Нина нахмурилась? (у мальчика была уважительная причина)
-Что заставило Нину помочь малышу провести его через рощу?
Чтение до конца после этого
Все группы. Найти основную мысль в тексте и подчеркнуть ее.
1,2,3гр. Характеристика героев. (карточка №2 белая) (Приложение2)
4,5 гр. Работа с пословицами. (карточка № 3 персиковая) (Приложение3)
Давайте вернёмся к нашему кластеру и дополним его:
Кластер
- Какие ещё слова мы можем написать после прочтения этого рассказа?
А теп Теперь посмотрим ,что говорят словари? (Приложение 4)
(Слушаем 3 учеников,которые читают статьи из словарей
из сл C.Ожегова, философского, В. Даля)
7.Ит
1. Тест-итог
- О ком этот рассказ? (о Нине Карнауховой)
- Как вы думаете, сможет ли Нина стать лучше после этого случая?(да)
- Совершит ли она ещё раз такой поступок? (нет)
- О чем рассказ? (о совести)
- Может ли совесть сделать человека лучше?(Да)
(Совесть помогает стать человеку лучше).
-Так какой же это рассказ: шуточный, серьёзный или поучительный? (учит, поучительный)
Проверте себя поставте отметку.
Ответы:А,А,Б,Б,А,В.
Об авторе:
- Если Аркадий Петрович Гайдар написал такой рассказ, то какой человек он был? Правильно, ребята, он был честным, смелым, трудолюбивым. Прочитать другие его произведения, а так же больше узнать о жизни А.П.Гайдара вы можете, посетив школьную или городскую библиотеку.
На н На доске весь урок были слова:
«Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
- Верно ли это?
- Я желаю, чтобы вы всегда жили по совести, чтобы вам никогда не было стыдно за ваши поступки.
2.Рефлексия.
С Сегодня я узнал…
Б Было интересно…
У Я выполнял задания…
Я Я понял ,что..
Я научился…
Я
* Пе Пересказать рассказ.
*Пр Продолжить рассказ.
*На Нарисуйте совесть.
Все
Все
Все -Всем нам надо помнить о том, что совесть - это
мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.
Спа Спасибо за урок.
|
Слайд 5,6
Представляю выставку книг
Слайд 7,8
Слайд 9
Включаю физминутку.
Гостям предлагаю спеть в караоке песню
Работа в паре по карточке.
Слайд10
Слайд 11
Работа в группах (раздаю карточки)
Прикрепить еще слова к слову «совесть» на доске.
Слайд 12
Раздать листочки для теста
Слайд13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16,17
|
П умение на основе анализа объектов делать выводы
К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
К умение оформлять свои мысли в устной форме
Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексиюК умение слушать и понимать других
Л формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
П: умение извлекать информацию из текста
П: умение на основе анализа объектов делать выводы
П: умение делать выводы в результате совместной работы
К: умение слушать и понимать друг
К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
Происходит формирование
Личностных УУД
К: умение оформлять свои мысли в устной форме
Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Р:умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
П:(общеучебные-смысловое чтение, умение структурировать знания)
П:умение извлекать информацию из текста
К: умение слушать и понимать других
К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
П: умение извлекать информацию из текста
П: умение на основе анализа объектов делать выводы
П: умение делать выводы в результате совместной работы
П: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков ,синтез
Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
К : (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли),
Л :(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей)
К: умение слушать и понимать других
К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
К: умение оформлять свои мысли в устной форме
|