Конспект урока литературного чтения "А. П. Чехов "Ванька"; 4 класс
Немирова Светлана Вячеславовна
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ 82» города Ульяновска
Конспект урока по литературному чтению
4 класс
Тема: А.П.Чехов «Ванька».
Цель: нацеливать на вдумчивое прочитывание литературного прозаического произведения.
Задачи урока:
-продолжить работу по формированию умения анализировать прочитанное обьемное литературное произведение;
-видеть исторические факты и их связь с жизнью и поступками героев, сопоставлять их с биографической справкой автора;
-находить в тексте рассказа использование автором литературных приемов и художественных средств, понимать цель их применения;
-составлять характеристику героев литературного произведения;
-ориентироваться в тексте: делить его на смысловые части и составлять план;
-определять идейную направленность произведения;
-учить навыкам драматизации сюжетов произведения.
Ход урока:
-
Организационный момент.
1). Приветствие детей.
- Всем! Всем! Всем! Добрый день!
2). Вступительное слово учителя:
- Сегодня у нас на уроке гости-учителя, которые пришли посмотреть на то, как вы умеете читать, понимать прочитанное, строить монологическую речь, участвовать в диалоге, высказывать свои мысли , прислушиваться к высказываниям других.
2. Актуализация знаний:
-Какой раздел мы изучаем?
(В школе жизни).
-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
( Называют автора и произведение)
-К какому литературному жанру оно относится?
( Это рассказ, потому что автор описывает один эпизод из жизни героя).
(на доску прикрепляю табличку:
-
Рассказ - это небольшое литературное произведение, повествующее о каком-либо одном эпизоде из жизни героя.
Признаки рассказа: - повествовательность;
- небольшой обьем;
- небольшое число героев;
- описание одного эпизода.
- Кто главный герой рассказа?
( 9-летний мальчик - сирота, Ванька Жуков, отданный в ученье сапожнику).
- О каком эпизоде из его жизни идет повествование?
( Рассказ идет о том, как он пишет письмо своему дедушке в деревню).
Вывод этапа: - Итак, мы познакомились с текстом произведения. На него по программе дается 3 урока. Кто же догадался, чем же мы займемся на сегодняшнем уроке?
( Мы будем перечитывать рассказ.
Мы будем анализировать его).
- Мы уже имеем опыт анализа литературных произведений, значит сегодня мы свое умение будем совершенствовать.
- Как же мы анализируем прочитанное произведение?
( находим исторические факты, узнаем значение новых слов, составляем характеристику героев, учимся понимать их поступки, мысли, находим в тексте литературные приемы и средства художественной выразительности, пытаемся понять, для чего автор их использовал, делим текст на смысловые части, составляем план).
- Какие уже литературные приемы вы заметили, читая текст рассказа?
( Использование прямой речи, описание природы, использование особого деревенского языка Ваньки).
- Верно. И в итоге мы отвечаем на главные вопросы?
( Для чего автор написал это произведение? Чему оно нас учит? В чем его идея?)
3.Текст.
Проверка понимания лексики новых слов, встретившихся в тексте. ( Работа в парах).
- На партах у вас лежат листочки, в которых в одном столбике – слова, а во втором столбике их обьяснение. Вы, работая в паре, соедините правильно слова и их обьяснения.
( Учащиеся работают).
- Теперь проверим. ( Проверка фронтальная).
- А сегодня я хочу пополнить ваш словарь еще одним новым словом.
( На доске появляется сначала только слово. Учитель выясняет, может кто-то из детей уже сам знает обьяснение этого слова, и только затем открывается и зачитывается вся табличка).
Эпиграф - |
.
-Почему именно этот эпиграф подходит к рассказу « Ванька»?
( Учащиеся отвечают).
4.Проверка умения ориентироваться в прочитанном тексте.
- А сейчас проверим, как вы ориентируетесь в тексте. Проведем выборочное чтение.
1). –Найдите описание города, в котором сейчас живет Ванька.
( зачитывается описание Москвы 19 века).
- Какие исторические факты мы узнали из этого отрывка?
( Москва в 19 веке была большим городом, дома были очень добротными, как выражается Ванька « господские», на улицах можно было увидеть много лошадей, много магазинов, которые назывались лавками, собаки бегали по улицам).
2). – Найдите отрывок, который рассказывает нам о том, как раньше доставляли письма.
( зачитывается отрывок о ямщиках).
- И вновь автор знакомит нас с историческими фактами. А для чего?
( Чтобы мы лучше себе представили то время, в котором жил главный герой рассказа).
3). - Зачитайте отрывок о том, где и как раньше жил Ванька.
-Что мы узнали?
( Что Ванька и в деревне не имел своего дома, что мама жила в барском доме, работая прислугой. Что богатые люди не работали, ведь барышня выучила Ваньку грамоте только от скуки.)
Вывод этапа: - Вы достаточно хорошо ориентируетесь в тексте, значит читали вдумчиво.
5. Драматизация « Ванька пишет письмо».
( Один ученик, одетый соответственно, «пишет» письмо деду).
- Что мы узнали из письма? Почему Ванька оказался в чужом городе? У чужих людей?
( Умерла мама, и он остался сиротой, без средств к существованию).
- Какие факты из его жизни открывает нам письмо?
(О том, что его не учат, что он работает и нянькой и на кухне, приходиться ему прислуживать не только хозяевам, но и подмастерьям, даже красть).
- Какое чувство вы испытали, впервые услышав текст этого письма?
( Жалость к мальчику).
- Почему?
( Мальчика бьют чем попало: и шпандырем, и колодками, таскают за волосы, насмехаются, унижают ,спит он в холодных сенях, вечно голодный).
- Как долго так живет Ванька?
( Уже три месяца).
- А зачем Ванька пишет письмо?
( Учитель обращает внимание на две жизни Ваньки « До и после»).
На доске это подтверждают иллюстрации из книг.
Вывод этапа: Отдали учить сапожному делу, а на самом деле взяли в прислуги.
6. Составление характеристики главного героя.
- Как описывает Ваньку А.П.Чехов? Составим его характеристику, доказывая фактами рассказа.
( на доске слова, обозначающие черты характера людей. Выбираем то, что характеризует Ваньку).
Добрый, злой, бессердечный, жадный, трудолюбивый, ленивый, вежливый, любознательный, равнодушный, впечатлительный, догадливый, смелый, боязливый, трус, внимательный. |
-Обратите внимание, что автор описывает главного героя через его поступки и через отношение к нему других людей. Очень много в рассказе уделено места для описания деда Ваньки, но это и не автор вроде его описывает, а сам Ванька его представляет.
7. Завершающий этап урока.
- Итак, наш урок подошел к концу. Давайте ответим на главный вопрос: для чего А.П.Чехов написал это произведение?
( Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом. Он как бы говорит нам:- «Цените свое детство! Цените что имеете!»)
- Шел 1886 год, А.П.Чехов жил в такое время, когда нельзя было открыто говорить о тяжелой жизни детей в подмастерьях. Чехов был неравнодушным человеком, имел чуткое сердце, будучи врачом по образованию, он лечил бесплатно бедных людей, на свои средства построил три школы в подмосковных селах для бедноты, совершил очень опасную и трудную поездку на Сахалин, чтобы лечить и немного облегчить жизнь ссыльных.
В то время рассказ этот заставлял людей не быть равнодушными, иметь чувство сострадания и бороться за светлое детство всех детей.
Итог урока: -Что нового для себя вы узнали?
- Чему учились? Понравился ли вам урок?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Немирова Светлана Вячеславовна
→ Публикатор 20.12.2020 0 2181 211 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.