Конспект урока литературного чтения "А. П. Чехов "Ванька"; 4 класс


Немирова Светлана Вячеславовна

Учитель начальных классов

МБОУ «СШ 82» города Ульяновска


 


 


 

Конспект урока по литературному чтению

4 класс

Тема: А.П.Чехов «Ванька».


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Цель: нацеливать на вдумчивое прочитывание литературного прозаического произведения.

Задачи урока:

-продолжить работу по формированию умения анализировать прочитанное обьемное литературное произведение;

-видеть исторические факты и их связь с жизнью и поступками героев, сопоставлять их с биографической справкой автора;

-находить в тексте рассказа использование автором литературных приемов и художественных средств, понимать цель их применения;

-составлять характеристику героев литературного произведения;

-ориентироваться в тексте: делить его на смысловые части и составлять план;

-определять идейную направленность произведения;

-учить навыкам драматизации сюжетов произведения.


 


 


 


 


 


 


 


 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

1). Приветствие детей.

- Всем! Всем! Всем! Добрый день!

2). Вступительное слово учителя:

- Сегодня у нас на уроке гости-учителя, которые пришли посмотреть на то, как вы умеете читать, понимать прочитанное, строить монологическую речь, участвовать в диалоге, высказывать свои мысли , прислушиваться к высказываниям других.

2. Актуализация знаний:

-Какой раздел мы изучаем?

(В школе жизни).

-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

( Называют автора и произведение)

-К какому литературному жанру оно относится?

( Это рассказ, потому что автор описывает один эпизод из жизни героя).

(на доску прикрепляю табличку:

Рассказ - это небольшое литературное произведение, повествующее о каком-либо одном эпизоде из жизни героя.

Признаки рассказа: - повествовательность;

- небольшой обьем;

- небольшое число героев;

- описание одного эпизода.

 


 

- Кто главный герой рассказа?

( 9-летний мальчик - сирота, Ванька Жуков, отданный в ученье сапожнику).

- О каком эпизоде из его жизни идет повествование?

( Рассказ идет о том, как он пишет письмо своему дедушке в деревню).

Вывод этапа: - Итак, мы познакомились с текстом произведения. На него по программе дается 3 урока. Кто же догадался, чем же мы займемся на сегодняшнем уроке?

( Мы будем перечитывать рассказ.

Мы будем анализировать его).

- Мы уже имеем опыт анализа литературных произведений, значит сегодня мы свое умение будем совершенствовать.

- Как же мы анализируем прочитанное произведение?

( находим исторические факты, узнаем значение новых слов, составляем характеристику героев, учимся понимать их поступки, мысли, находим в тексте литературные приемы и средства художественной выразительности, пытаемся понять, для чего автор их использовал, делим текст на смысловые части, составляем план).

- Какие уже литературные приемы вы заметили, читая текст рассказа?

( Использование прямой речи, описание природы, использование особого деревенского языка Ваньки).

- Верно. И в итоге мы отвечаем на главные вопросы?

( Для чего автор написал это произведение? Чему оно нас учит? В чем его идея?)

3.Текст.

Проверка понимания лексики новых слов, встретившихся в тексте. ( Работа в парах).

- На партах у вас лежат листочки, в которых в одном столбике – слова, а во втором столбике их обьяснение. Вы, работая в паре, соедините правильно слова и их обьяснения.

( Учащиеся работают).

- Теперь проверим. ( Проверка фронтальная).

- А сегодня я хочу пополнить ваш словарь еще одним новым словом.

( На доске появляется сначала только слово. Учитель выясняет, может кто-то из детей уже сам знает обьяснение этого слова, и только затем открывается и зачитывается вся табличка).

Эпиграф -

.


 

-Почему именно этот эпиграф подходит к рассказу « Ванька»?

( Учащиеся отвечают).

4.Проверка умения ориентироваться в прочитанном тексте.

- А сейчас проверим, как вы ориентируетесь в тексте. Проведем выборочное чтение.

1). –Найдите описание города, в котором сейчас живет Ванька.

( зачитывается описание Москвы 19 века).

- Какие исторические факты мы узнали из этого отрывка?

( Москва в 19 веке была большим городом, дома были очень добротными, как выражается Ванька « господские», на улицах можно было увидеть много лошадей, много магазинов, которые назывались лавками, собаки бегали по улицам).

2). – Найдите отрывок, который рассказывает нам о том, как раньше доставляли письма.

( зачитывается отрывок о ямщиках).

- И вновь автор знакомит нас с историческими фактами. А для чего?

( Чтобы мы лучше себе представили то время, в котором жил главный герой рассказа).

3). - Зачитайте отрывок о том, где и как раньше жил Ванька.

-Что мы узнали?

( Что Ванька и в деревне не имел своего дома, что мама жила в барском доме, работая прислугой. Что богатые люди не работали, ведь барышня выучила Ваньку грамоте только от скуки.)


 

Вывод этапа: - Вы достаточно хорошо ориентируетесь в тексте, значит читали вдумчиво.

5. Драматизация « Ванька пишет письмо».

( Один ученик, одетый соответственно, «пишет» письмо деду).

- Что мы узнали из письма? Почему Ванька оказался в чужом городе? У чужих людей?

( Умерла мама, и он остался сиротой, без средств к существованию).

- Какие факты из его жизни открывает нам письмо?

(О том, что его не учат, что он работает и нянькой и на кухне, приходиться ему прислуживать не только хозяевам, но и подмастерьям, даже красть).

- Какое чувство вы испытали, впервые услышав текст этого письма?

( Жалость к мальчику).

- Почему?

( Мальчика бьют чем попало: и шпандырем, и колодками, таскают за волосы, насмехаются, унижают ,спит он в холодных сенях, вечно голодный).

- Как долго так живет Ванька?

( Уже три месяца).

- А зачем Ванька пишет письмо?

( Учитель обращает внимание на две жизни Ваньки « До и после»).

На доске это подтверждают иллюстрации из книг.


 

Вывод этапа: Отдали учить сапожному делу, а на самом деле взяли в прислуги.

6. Составление характеристики главного героя.

- Как описывает Ваньку А.П.Чехов? Составим его характеристику, доказывая фактами рассказа.

( на доске слова, обозначающие черты характера людей. Выбираем то, что характеризует Ваньку).

Добрый, злой, бессердечный, жадный, трудолюбивый, ленивый, вежливый, любознательный, равнодушный, впечатлительный, догадливый, смелый, боязливый, трус, внимательный.

 

-Обратите внимание, что автор описывает главного героя через его поступки и через отношение к нему других людей. Очень много в рассказе уделено места для описания деда Ваньки, но это и не автор вроде его описывает, а сам Ванька его представляет.

7. Завершающий этап урока.


 

- Итак, наш урок подошел к концу. Давайте ответим на главный вопрос: для чего А.П.Чехов написал это произведение?

( Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом. Он как бы говорит нам:- «Цените свое детство! Цените что имеете!»)

- Шел 1886 год, А.П.Чехов жил в такое время, когда нельзя было открыто говорить о тяжелой жизни детей в подмастерьях. Чехов был неравнодушным человеком, имел чуткое сердце, будучи врачом по образованию, он лечил бесплатно бедных людей, на свои средства построил три школы в подмосковных селах для бедноты, совершил очень опасную и трудную поездку на Сахалин, чтобы лечить и немного облегчить жизнь ссыльных.

В то время рассказ этот заставлял людей не быть равнодушными, иметь чувство сострадания и бороться за светлое детство всех детей.


 

Итог урока: -Что нового для себя вы узнали?

- Чему учились? Понравился ли вам урок?


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "А. П. Чехов "Ванька"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Немирова Светлана Вячеславовна  Публикатор
20.12.2020 0 2181 211

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК