Статья "Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе"
Иконникова Наталья Михайловна
Учитель начальных классов 1 категории ЧУОО г. Москвы «Международная школа завтрашнего дня», ЮАО
Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе
Статья посвящена проблеме формирования читательской грамотности как одного из базовых компонентов образования личности. В статье показана целесообразность использования методик, заданий и упражнений на уроках в начальной школе для развития и совершенствования компонентов читательской грамотности. Автор делится опытом использования различных методов и приемов при работе с текстом на уроках, им даны рекомендации по их применению.
Ключевые слова: международные исследования PIRLS, TIMSS, PISA, читательская грамотность, работа с текстом, метапредметные универсальные учебные действия.
Современная реальность диктует новые условия организации образовательного процесса, новые, более структурированные и практически направленные цели и задачи образования, новые стандарты. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Каков он, идеальный образ юного читателя? Ребенок, читающий быстро и правильно, эмоционально и с выражением, умеющий вычленить основную мысль текста и раскрыть ее. Умеющий сравнивать, сопоставлять факты, выделять главное, делать выводы, аргументировать их и приводить доказательства. А на выходе мы получаем читателя в лучшем случае правильно сливающего звуки в слоги, слоги в слова, а слова в предложения. Любой «неформатный» вопрос ставит такого ребенка в тупик, создавая ситуацию «неуспеха», на веки вечные отбивая желание читать. Поэтому актуальность проблемы читательской грамотности вытекает из статистических данных: всего лишь 35% респондентов в возрасте от 7 до 13 лет считают чтение любимым времяпровождением.
Работу над формированием читательской грамотности можно начинать уже с 1 класса. Каждый урок литературного чтения начинается с игры в разведчиков, которые расшифровывают важное донесение: пытаются прочитать слово, написанное справа налево, написанное сверху вниз столбиком, написанное в строчку, начиная с последней буквы, заканчивая первой (См. приложение). Дети, которые читают бегло, расшифровывают целые предложения или даже рассказы. Что дает такая работа? Кроме познавательного интереса и повышения мотивации к умению читать, можно от метить увеличение скорости мыслительной реакции, объем зрительных и слуховых восприятий, а также угол зрительного поля.
Где-то в конце второй четверти начинается конкурс «Эпитеты» (специально называю его так: детям нравятся красивые и умные слова). Каждому ребенку раздаю по фломастеру из пачки в 24 штуки. На большом плакате (куске обоев) пишу «Снег бывает… или снежинка бывает.. или Снегурочка бывает (какая?)» Дети пишут свои определения своим фломастером для того, чтобы легче было считать. Первые 8-10 слов находятся быстро. Далее в каникулы предлагаю почитать или послушать стихи, рассказы, сказки о выбранном предмете, поискать определения там. За каждое слово ребенок получает смайлик. Конкурс продолжается до весны. Интерес проявляют и слабые дети: можно получить «пятерку», найдя красивое выражение в книге.
Как только появляется возможность меньше времени потратить на само чтение произведений (практически все дети читают целыми словами) приступаем к основам анализа текста. Сначала разбираем сам сюжет. Часто после прочтения простейшего стихотворения устраиваем конференцию. Например, после прочтения стихотворения В. Орлова «Кто первый?» была проведена конференция с аналогичным названием. Класс был поделен на группы, и каждой был задан один вопрос, на который надо ответить более полно.
1. Какие действия совершали иди могли совершать герои стихотворения?
2. Чем действия одного героя отличаются от действий другого?
3. Кто из действующих лиц стихотворения поступал более правильно и почему?
Конференция длилась целый урок, дети спорили, перечитывали стихотворение, представляли себя на месте главных героев, — равнодушных не было.
К 3—4 классу такой приём перерастает в дидактическую игру «Третейский суд» (на примере урока литературного чтения в 4 классе. Тема: В. Драгунский «Что любит Мишка»). Дети делятся на три группы:
1. Дают характеристику положительных и отрицательных качеств Дениски.
2. Дают характеристику Мишки.
3. Судьи, сравнивают двух героев.
Школьники определяют для себя, что есть правильное в поведении, что есть спорное, которое каждый решает для себя сам, а как поступать нельзя.
Одним из любимых заданий для учеников 3–4 классов является игра «Остановка». Используется при первичном чтении материала. Чаще всего выбираю повествовательный текст. Первая остановка после прочтения названия произведения. На ней дети предполагают, о чем будет рассказ (сказка, повесть), кто будут главные герои, какова будет основная мысль, чем произведение закончится.
Вторая остановка – после прочтения первой части, определенной учителем. Корректируем свои гипотезы, предполагаем, что будет кульминацией произведения. По такому же принципу делаем следующие остановки.
Еще один прием, используемый мною со второго класса, «Каверзные вопросы». Подходит для работы с небольшими текстами. Вопросы такого плана: найди в тексте элементы поведения героя и сделай вывод о том, как они характеризуют его.» (См. приложение). Этот прием развивает концентрацию и объем внимания, психологические действия анализа и синтеза, совершенствуют умение составлять логические цепочки.
Работаем над текстом на уроке математики при решении задач. Зачастую, дети просто не понимают ход действия, происходящего в задаче. Перечитываем задачу, пересказываем ее, иногда используя инсценировку и драматизацию, выделяем ключевые слова: больше, столько же, одинаково, вместе и т. п.
Пока что большой проблемой для учащихся начальной школы остается умение находить и извлекать информацию из разных источников. При работе над этим аспектом мне помогают созданные мною и коллегами на платформе Московская Электронная Школа электронные уроки. В их интерактивном содержании учащиеся могут найти ссылки на разнообразные словари, на сайты Государственных музеев, усадьб, заповедников и других мест, где дети могут найти доступную информацию, ознакомиться с ней, используя ее, выполнить задание. На уроках окружающего мира, где также формируются элементы читательской грамотности, мы часто используем таблицы, графики и диаграммы, что способствует формированию познавательных и метапредметных УУД.
В заключении хочется сказать, что необходимо задействовать любой ресурс для развития читательской грамотности как структурного звена функциональной грамотности, т.к. все исследователи едины в одном: чтение есть и будет основным средством обучения, инструментом познания окружающего мира.
Приложение.
Примеры заданий для игры «Шифровка».
Задание: Прочитай текст в слух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Солнце и ветер.
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё. Л.Н. Толстой.
Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.
заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв анугудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.
окшынлоС и тировог: «ыТависарк - отэ адварп, он ьдевзебянем и игудар ен теавыб». А агуда окьлот ястёемс ад ещупястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс азучут - и игудар как ин олавыб. К.Д. Ушинский
«Каверзные вопросы» по рассказу-были Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Задания в формате международных исследований PIRLS.
Вопросы к произведению Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
1. Где происходит действие сказки?
А) в зоопарке в Лондоне;
Б) в Москве в зоосаде;
В) в Лондоне в зверинце;
Г) в питомнике в Москве.
2. Где один человек взял собачку, чтобы посмотреть диких зверей»
А) принес свою;
Б) на улице подобрал;
В) у соседей;
Г) купил.
3. Что в произведении показывает на то, что собачке было страшно, когда она попала ко льву в клетку?
А) Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки;
Б) Cобачка жила в одной клетке со львом;
В) Через год собачка заболела и издохла;
Г) Cобачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
4. Найди и выпиши три словосочетания, характеризующие то, как вела себя собачка в клетке льва. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как ты думаешь, почему лев не разодрал собачку? Запиши две причины.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. По каким словам можно сделать вывод, что лев – хищное животное?
А) Лев тронул её лапой и перевернул;
Б) Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке;
В) Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней;
Г) Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
7. Объясни, почему, когда лев понял, что собачка умерла, он «… бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.»?_________________________________________________________________________________________________________________________________/
8. Найди в тексте и выпиши три словосочетания, характеризующие то, что лев привязался к собачке?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
9. По поведению льва ты узнал о повадках хищника. Запиши одну из повадок льва. Чтобы подтвердить свой ответ, приведи пример того, что он делал.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
10. Как ты думаешь, для чего в произведении дано описание того, как жили лев и собачка в одной клетке?
А) чтобы показать, что лев- царь зверей;
Б) чтобы вызвать у читателей жалость к собачке;
В) чтобы показать, как живут звери в неволе;
Г) чтобы показать, что даже звери, которые наделены такими качествами как мощь, сила, жестокость не лишены чувства привязанности, заботы, любви и преданности.
11) Какие слова из текста подтверждают то, что раньше существовало жестокое отношение людей к домашним животным?
А) Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке;
Б) Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку;
В) В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям;
Г) как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
12) Как ты думаешь, почему лев умер? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иконникова Наталья Михайловна
→ Публикатор 04.04.2021 0 2231 221 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.