Статья "Формирование смыслового чтения на уроках в начальной школе"


 

Формирование смыслового чтения на уроках в начальной школе.

 

Чтение и письмо открывают человеку новый мир,
особенно в наше время, при нынешних успехах разума.

 Н. Карамзин

Смысловое чтение в контексте новых ФГОС

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.

Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением...на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе реализации ФГОС ООО, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям .

В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации.

Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению ее уровня должна быть организована на всех учебных занятиях, где учащимся приходится взаимодействовать с текстами как источниками информации: на уроках, факультативных (элективных) курсах и пр.

ФГОС НОО и ООО включают в освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения.

Под смысловым чтением понимается:

осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного; публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка СМИ. Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.

Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению.

У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного - смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения.

Осмысленное чтение связано с пониманием

 

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента,  т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Смысловое чтение– вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

 осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

 определением основной и второстепенной информации;

 формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

 в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

 в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

 в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.

Тем не менее, обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий).

Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность – способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации. Это отличается от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. В этом плане интересны слова АлвинаТофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».

Чтение является важнейшим средством социализации учеников. Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.

Решение обозначенных проблем возможно только через подъём читательской культуры, воспитание грамотного читателя. Не случайно среди задач модернизации системы российского образования чтению отводится особая роль: именно чтение во многом обеспечивает развитие умений, лежащих в основе информационной, коммуникативной и других ключевых компетенций, поскольку основной объем учебной информации школьники получают посредством этого вида деятельности. Но «для того чтобы научить школьников работе с текстом, необходимо знать,  каким конкретным приёмам работы нужно обучать и как это делать.

Задачи смыслового чтения:

  • формирование у младшего школьника интереса к книге и потребности в систематическом чтении;

  • формирование понимания прочитанного;

  • развитие воображения ребенка;

  • формирование навыка чтения;

  • формирование техники чтения;

  • формирование познавательных интересов детей;

  • формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанных произведений

Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает младший школьник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение.

Учителю начальных классов при формировании читателя надо решать несколько задач одновременно:

  • Формирование и развитие мотива и цели чтения, слияния мотивов и изменяющихся целей чтения;

  • Создание развивающей образовательной среды, в которую входят информационно – художественные книжные и электронные ресурсы;

  • Выработка читательских умений, которые с помощью систематической практики, а также обсуждения прочитанного перерастут в читательскую компетентность, т.е. способность полноценно воспринимать любые тексты и расшифровывать закодированный в них смысл.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, понимает прочитанное и прослушанное произведение.

Мною используются различные приемы смыслового чтения, которые используют учащиеся для восприятия текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Приём: цитаты.

Цель: сформировать умение находить автора произведения по цитате…

Приём: следуйте за персонажем книги

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса

Приём: кластер

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами и составлять кластер.

Приём: синквейн

Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Приём: развитие восприятия текста

Цель: развить скорость и эффективность чтения у младшего школьника

Приём: чтение с остановками

Цель: формирование процесса осмысления текста во время чтения.

Приём: словесное рисование картин

Цель: развитие выразительного чтения, глубокого анализа произведения,

выявление главной мысли, идеи произведения.

Приём: шесть шляп

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации

Приём: интервью с писателем

Цель: формирование умений самостоятельно работать с текстом, запоминать информацию и воспроизводить её.

Приём: незаконченное предложение.

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Приём: ЗХУ

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

  • проблемно-поисковый,

  • дискуссия и обсуждение,

  • моделирование и рисунок.

Применение технологии смыслового чтения, помогло приобщить детей к дополнительному чтению, выполнению творческих заданий. Смысловое чтение  формирует у младшего школьника самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения

Для проверки уровня сформированности навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения проводится входная и итоговая диагностика. Начинается данная работа с 1 класса.

Входной мониторинг возможностей обучающихся 1-х классов при работе с текстами

Группы метапредметных результатов

Критерии

Уровень оценки (высокий, средний, низкий)

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

низкий

Умение составлять план текста

низкий

Умение восстановить последовательность событий

средний

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

средний

Преобразование и интерпретация информации

Умение формулировать несложные выводы

низкий

Умение объяснять новые (незнакомые) слова, опираясь на контекст

низкий

Оценка информации

Умение устно выказывать своё отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

средний

Итоговый мониторинг возможностей обучающихся 1-х классов при работе с тексами

Группы метапредметных результатов

Критерии

Уровень оценки (высокий, средний, низкий)

Динамика

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

средний

+ 20 %

Умение составлять план текста

средний

+25%

Умение восстановить последовательность событий

средний

+ 15 %

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

высокий

 

+30%

Преобразование и интерпретация
информации

Умение формулировать несложные выводы

средний

 

+20%

Умение объяснять новые (незнакомые) слова, опираясь на контекст

средний

 

+ 20 %

Оценка информации

Умение устно выказывать своё отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

средний

 

+ 15 %

Результаты итогового мониторинга среди учеников 1-х классов показали, что дети достигли значительных успехов в усвоении литературного чтения: повысился уровень сформированности следующих умений: определять тему и главную мысль текста - на 20 %, восстанавливать последовательность событий - на 15 %, определять тип и стиль текста – на 15 %, объяснять новые слова, опираясь на контекст – на 20 %, устно высказывать своё отношение к тексту – на 15 %, умение составлять план текста на 25%.

Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики

Стратегии смыслового чтения:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- оценка информации.

Существует множество педагогических технологий, которые используют учителя на своих уроках и во внеурочной деятельности, одна из которых технология критического мышления. 
Технология критического мышления:

  1. формирует у учащихся образовательные мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.

  2. позволяет формировать и совершенствовать навыки смыслового чтения, умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц

  3. В младшем школьном возрасте помогает учителю переключить ученика с внешней атрибутики на собственно учебную деятельность посредством вовлечения в процесс поиска знаний.

        Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

  • подготовительный  –стадия вызова;

  • восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

  • присвоение информации – стадия рефлексии.

Применение приемов  технологии развития критического мышления учащихся на уроках математики.

 Прием “Ключевые слова”

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Например, Закрепление знаний по опорным словам при изучении величин

( времени, массы, площади, длины).

Прием “Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Например: задачи с ошибками, с неверной информацией.

На стадии вызова наиболее часто используется приём

«Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ.

Например, при устном счете

-  Произведение 0 и 9 равно 9;

- Сумма 36 и 14 больше 40;

- Разность 80 и 15 меньше разности 80 и 25.

            На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам. Например, при введении понятия

« Площадь прямоугольника» на стадии вызов повторяем  свойства прямоугольника через игру "Да - нет"

- Через точку можно провести только одну прямую (нет).

- Прямоугольник - это замкнутая ломаная линия (да).

- Прямоугольник - это четырёхугольник, у которого все стороны равны (нет).

- Треугольник, у которого две стороны имеют равную длину, называется равнобедренным (да).

- Треугольник, у которого один угол острый, называется тупоугольным (нет).

- Площадь - это сумма длин сторон прямоугольника (нет)    

Прием “Корзина идей”

        Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

не бояться записывать все, что приходит на ум.

            Например, при изучении единиц времени на стадии вызова ученикам на листах предлагается таблица (прием «Инсерт»)  и  дается задание. Записать какие единицы времени они знают. Затем ставится вопрос - Что бы вы хотели узнать о единицах времени?  На этапе осмысления учитель предлагает учащимся прочитать текст. При работе с текстом использовать маркировочные значки:

«V»- то, что знаю

«+» - новая информация

« -  » -  думал иначе

« ? » - есть вопросы

«V»- то, что знаю

 

«+» - новая информация

« -  » -  думал иначе

« ? » - есть вопросы

Год

Неделя

Минута

Час

Месяц

 

 

 

После прочтения детям предлагается заполнить таблицу  и дополнить фразу, в которой дети описывали сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени.

Прием « Тонкие и толстые вопросы) можно использовать на любой стадии урока. Учащиеся учатся задавать вопросы таблице, а потом записывать вопросы по тексту.

  Кластер - способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы.

Например,

- при изучении геометрических фигур, треугольник, угол – острый, тупой, прямой, имеет вершины и т.д.

- при изучении величин;

- при изучении задач на движение

Синквейн

Также  одним из способов развития смыслового чтения является организация работы с текстовыми задачами.
Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи придается также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью. В контексте смыслового чтения при решении задач роль учителя состоит в том, чтобы организовать и направить детей на решение задачи с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи диалога и в нем участвуют все дети.

Стратегии смыслового чтения

Этапы решения задач

Что должен уметь ученик

Поиск информации и

понимание прочитанного

Анализ содержания

задачи.

Поиск пути решения

задачи и составление

плана ее решения

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию

Преобразование и

интерпретация

Осуществление плана

решения задачи.

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

Оценка информации

Проверка решения

задачи.

Подвергать сомнению достоверность получа-емой информации, обнаруживать её

Приём «Составление краткой  записи  задачи»
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

Приём  «Составление вопросов к задаче»

Анализ информации, представленной в объёмном тексте  математической задачи, формулировка  вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные;  останутся   не использованные данные; нужны дополнительные данные.

Таким образом на уроках математики можно организовать целенаправленную систематическую работу по развитию приемов смыслового чтения, что будет способствовать реализации системно-деятельностного подхода в обучении и формированию универсальных учебных действий.

Использованная литература

Список литературы

1. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.

2. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.

3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.

4. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // [Электронный ресурс] 

6. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И.Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // 

7. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016.

9. Дегтярева И. В. Использование технологии критического мышления в обучении смысловому чтению // Молодой ученый. — 2016. — №8.5. — С. 13-16.


Полный текст материала Статья "Формирование смыслового чтения на уроках в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бершадская Наталья Владимировна  Публикатор
10.05.2021 0 7560 310

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК