Конспект урока литературного чтения "Жанры устного народного творчества"; 2 класс
Урок литературного чтения
2 класс
По УМК«Перспектива»
Составитель: Мамонтова Ольга Александровна
Тема: «Устное народное творчество».
Форма урока: интегрированный урок-путешествие с использованием театрализованных элементов.
Цели:
образовательная:
обобщить знания о жанрах устного народного творчества, различать их; показать красоту языка русского народа, мудрость, скрытую в пословицах; умение различать русские народные инструменты; познакомить с русскими народными песнями, танцами;
развивающая:
развивать интерес к устному народному творчеству, музыкальные и артистические способности учащихся, прививать интерес к традициям своего народа;
воспитательная:
воспитывать любовь к русскому языку, устному народному творчеству, воспитывать патриотические чувства, уважение к людям, почитание старших, трудолюбие.
Оборудование: костюмы, выполненные в национальных традициях, платочки, деревянные ложки, трещотки, свирели, утварь русского быта: самовар, баранки, пироги, мед, варенье; домотканые половики, кружевная скатерть, рушники, кашелка с сеном и курицей (игрушка), ИКТ Презентация « Устное народное творчество » с музыкальным сопровождением, карта, буклет, плакат «музыкальные инструменты.»
Этапы урока с временной раскладкой.
1. Организационный момент - 1 мин.
Актуализация знаний - 2 мин.
Самоопределение к деятельности.- 1 мин.
Работа по теме урока — 15 мин.
Физкультминутка - 3 мин.
Продолжение работы по теме урока — 19 мин.
Подведение итогов урока - 2 мин.
Рефлексия — 2 мин.
Чаепитие.
Ход урока.
1. Организационный момент. Слайд 1
Ученица:
Здравствуйте, гости дорогие!
Веселья Вам да радости.
Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.
Просим в избу:
Красному гостю, красное место.
Хлеб, да соль Вам! (кланяется)
Учитель:
Чайку откушать, свирельку послушать.
Милости просим к нам на посиделки.
Собрались мы позабавиться да потешиться.
Пошутить, поиграть, посмеяться.
Припасли мы на вас забавушки
На всякий вкус –
Кому сказку, кому правду,
Кому песенку.
Актуализация знаний.
Урок литературного чтения у нас сегодня необычный. И об этом говорит все: и оформление нашего класса, и вы в таких замечательных костюмах. Какой стиль во всем прослеживается? (русский народный)
Даже письмо для нашего класса, которое я получила сегодня, тоже необычное. Послушайте.
Здравствуйте, ребятишки!
Озорники и шалунишки!
Я- самовар Егор
Из деревни «Фольклор»
В гости вас к себе зову,
Сладким чаем угощу.
Жду вас всех в своей избушке
Возле леса на опушке.
Чтобы вы поторопились,
Чтоб в лесу не заблудились,
Посылаю карту вам-
Я ее составил сам.
3. Самоопределение к деятельности.
Ребята, название деревни необычное - «Фольклор».
Поднимите руки те, кто уже слышал это слово.
Как вы думаете, что это такое?
Посмотрите на карту. Прочитаем названия пунктов.
Кто догадался как называется тема нашего урока?
Слово “фольклор” английского происхождения. Слайд 2
Это произведения устного народного творчества. Слайд 3
4. Работа по теме урока.
Существует множество жанров УНТ. На уроке мы поговорим о тех, название которых есть на карте. Слайд 4
Произведения УНТ создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение было удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста.
Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к истории своего народа.
Отправляемся в гости к самовару Егорке.
Прочитаем в письме, что нас ждет впереди.
Впереди вас ждет река,
Широка и глубока.
Вы по ней плывите,
Да не утоните.
Берега реки называются «пословица» и «поговорка».
Прочитаем в буклете что такое «Пословица» . Слайд 5
Пословица- это краткое образное законченное изречение с назидательным смыслом. Например: «Без труда не выловишь рыбку из пруда.»
Ребята объясните смысл пословиц на экране:
- «Как аукнется, так и откликнется»
- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
- «В гостях хорошо, а дома лучше».
Прочитаем в буклете что такое «Поговорка» . Слайд 6
Поговорка- это краткое устойчивое выражение, которое в отличие от пословицы не составляет законченного высказывания. Например: «Когда рак на горе свистнет».
Ребята объясните смысл поговорок на экране:
-«Как белка в колесе»
-«Хранить как зеницу ока»
-«Белая ворона»
Что же дальше впереди, и куда сейчас идти мы прочитаем в письме.
Слева видите — гора?
Вам идти как раз туда.
Под этой горой
Живет волк злой.
Тише идите,
Волка не будите.
Гора называется «Заклички».
Прочитаем в учебнике на с.110 что такое «Заклички» . Слайд 7
Заклички — это коротенькие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам: солнышко- колоколнышко, весна - красна. Просят о помощи силы природы.
Прочитаем заклички на с.94 в учебнике.
Гору мы обошли, а за горой-то спит волк. Чтобы сон его стал еще крепче, расскажем ему сказку.
Прочитаем в буклете, что такое «Сказка». Слайд 8
Сказка — жанр русского народного творчества, устный рассказ о вымышленных событиях.
На экране вы видите названия сказок. Какие из них являются русскими народными?
Как можно назвать остальные сказки? (авторские)
На какие виды можно разделить сказки? ( о животных, волшебные, бытовые)
Сказка «Золотое яичко». Слайд 9
(звучат звуки деревни)
Приложение 1.
Вам понравилось, ребята?
К какому виду можно отнести эту сказку? (бытовая)
5. Физкультминутка. Слайд 10
Полдороги, полпути
Быстро мы смогли пройти.
А сейчас мы отдохнем
И опять вперед пойдем.
Веселись народ, становись в хоровод!
(звучит кадриль)
6. Продолжение работы по теме урока.
Прочитаем в письме куда нам идти дальше.
А теперь — наискосок,
Через тропочку в лесок.
А в лесочке нас поджидают небылицы, загадки, потешки.
Прочитаем в буклете что такое «Небылицы» Слайд 11
Небылица или перевертыш — это шуточный рассказ о том, чего не бывает на самом деле.
Прочитаем небылицы на с. 97 в учебнике.
Прячутся в этом лесу и загадки.
Прочитаем в буклете что такое «Загадки»
Загадка — фольклорный жанр. В древности была средством испытания мудрости, теперь — народная забава.
Отгадаем загадки этого сказочного леса. Слайд 12-16
Не пустит нас дальше лес, пока не познакомимся с «Потешками»
Прочитаем в буклете что такое «Потешки» Слайд 17
Потешки - жанр русского народного творчества, исполняется в процессе игры с маленьким ребенком.
Прочитаем потешку в творческой тетради на с. 39.
Путешествие к самовару Егорке продолжается.
Справа- медведь,
Он любит петь,
Громко поет,
Пройти не дает.
По секрету вам скажу:
С этим мишкой я дружу.
Спойте ему частушек много,
Он уступит вам дорогу. Слайд 18
Дети исполняют частушки. ( Приложение 2)
Частушки- фольклорный жанр, короткая песенка юмористического содержания, исполняется в быстром темпе.
Медведю спели -
И вперед скорее.
На пригорке деревушка
Под названием «Фольклор».
Здесь живет и ваш Егор.
Развеселый в ней народ
Песни русские поет.
И вы запевайте,
На свирельках подъиграйте! Слайд 19
Песня — основа культуры русского народа. «Песня -душа народа».
7. Подведение итога урока.
Вот мы и добрались до дома самовара Егора из деревни «Фольклор».
Ребята, во время путешествия мы узнали много нового.
- Что такое фольклор? (произведения устного народного творчества.)
- Какие жанры фольклора вы запомнили?
- Зачем современному человеку нужно знать УНТ?
(чтобы знать культуру своего народа, историю, как люди жили в старину)
Домашнее задание записано в буклетах:
Рабочая тетрадь с. 39-41, выразительное чтение.
8. Рефлексия. Слайд 20
В благодарность за нелегкое путешествие самовар Егор дарит вам изображение матрешки. Но лицо матрешки вы дорисуете сами. А какое оно получится зависит от вашего настроения.
Ребята, оцените свою работу на уроке - на фартучке матрешки поставьте оценку.
Чаепитие. Слайд 21
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей.
Тары-бары растабары,
Выпьем чай из самовара!
- С сухарями!
- С кренделями,
- С бубликами вкусными,
- С сушками, ватрушками!
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мамонтова Ольга Александровна
→ Публикатор 11.05.2021 0 6006 96 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.