Конспект урока литературного чтения "Новогодняя сказка" по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина; 1 - 4 классы


 Конспект урока литературного чтения в начальной школе «Новогодняя сказка» по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина

Цель

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением; знакомство с произведением А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжина «Улицей гуляет»

Задачи Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты Предметныелитературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом

Формируемые УУД

- Личностные

- Регулятивные

- Коммуникативные

- Познавательные

Основные понятия Зима, лирический герой, сквозистый.

Межпредметные связи Окружающий мир, русский язык, живопись

Оборудование

Учебник Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской, В. Г. Горецкого «Литературное чтение» 2 кл. (Программа «Перспектива»)

Словари

Электронные физкультминутки

Презентация к уроку

Карточки для заданий

Задачи этапа урока

(вида работ) Деятельность

учителя

Задания для учащихся Деятельность

учеников Планируемые результаты

Предметные УУД

I. Организация класса на работу (Слайд 2)

Задачи:

Заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. Ну, ребята, был звонок.

Начинается урок.

Повернитесь все назад,

Гости там у нас сидят.

Мило улыбнитесь,

Обратно повернитесь

И тихонечко садитесь!

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя.

II. Систематизация изученного материала на предыдущих уроках.

Проверка домашнего задания

Пересказ сказки «Новогодняя быль» от лица Ёлочки.

Расширяют свой кругозор.

Активное слушание

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

III. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Речевая разминка (Слайд 3-5)

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы урока.

Артикуляционные упражнения (чистоговорка)

Скороговорка (Работа над логическим ударением)

- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром - в школу,

Днем - домой.

- Прочитать стихотворение, разделяя слова на слоги.

Ма-ма-ма – наконец пришла зима

Су-су-су – стало холодно в лесу.

Са-са-са – под кустом сидит лиса.

Ву-ву-ву – в лесу видели сову.

Ри-ри-ри – а на ветках снегири.

Ой-ой-ой – зайке голодно зимой.

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

- Давайте сформулируем задачи. (Познакомиться с ещё одним зимним стихотворением, отрабатывать навыки чтения стихотворения) Выдвигают предположение о теме урока, опираясь на стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

Познавательные:

Уметь выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Изучение нового материала (Слайд 6 -11)

1. Подготовка к восприятию нового материала.

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

- Исправь ошибку, расставьте по порядку зимние месяцы

(Декабрь, январь, февраль)

-Откройте учебники на с 148 и прочитайте имя автора произведения

- Есть ли у стихотворения название?

- Как же быть? Как нам его назвать? (По первой строке)

- Прочитайте ее. О чём нам может говорить это название? (В какое время происходят события стихотворения)

Работа с иллюстрацией

- Рассмотрите иллюстрацию и догадайтесь, о чем может быть стих?

Отгадайте загадки. Отгадки помогут вам проверить свои предположения.

1. Зимой белый, летом серый. (Заяц)

2. Серовато, зубовато –

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

-Где мы уже встречались с волком, зайцем?

А могут ли эти герои попасть в новогоднюю сказку?

- сформулируйте тему урока

- Что нам напоминает эта иллюстрация?

- Поднимите руку те, у кого дома в Новый год была ёлка и кто наряжал ее.

б) Проблемный вопрос.

-Знаете ли вы, откуда пошла традиция, наряжать ёлку под Новый год?

в) Слово учителя.

-Обычай украшать деревья появился у наших предков очень давно. Считалось, что в ветвях деревьев нашли приют добрые и злые духи, а для того чтобы договориться с ними приносили дары, развешивая их на ветвях.

Елку впервые стали украшать в 16 веке в Эльзасе (часть Франции). Существует легенда о том, как Мартин Лютер возвращался домой в ночь накануне Рождества (1513г., он был настолько поражен красотой звездного неба, что ему показалось, будто звездами украшены и ветви дерева. Придя домой, он развесил на елке звезды и свечи.

Со временем появились новые игрушки: шар в виде солнца, который прикрепляли на верхушку елки.Некоторый период было строго определено количество свечей: 12 – количество месяцев в году. В 18 веке праздничная елка распространилась из Эльзаса по всей Европе и к 20 веку завоевала весь мир.

В России же первое новогоднее торжество состоялось в Москве в честь нового 1700 года. Но в 1918 году елка была запрещена на 17 лет из-за принадлежности к рождеству.

- Кто для нас всегда является символом Нового Года(Дед Мороз)

- Что вы о нём знаете?

- Где часто нам встречается он? (В сказках, он помогает добрым, наказывает плохих людей)

- Вот у нас Дедушка Мороз, а в других странах кто? (Санта Клаус)

- А где они живут? (В лесу)

- Какая у них работа? Как они приносят подарки?

- А в лесу у них, какая работа? (Снегом всё посыпать, укрывать, инеем)

- Какие животные обычно встречаются нам в лесу по сказкам?

- Что всегда между ними происходит?

Отвечают на вопросы учителя.

Активное слушание

Отвечают на вопросы, читают текст, отгадывают загадки

Учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

Регулятивные:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

2. Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. (Слайд 12- 23)

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

Физминутка

- Кто автор стихотворения(Агния Барто)

- У нас в стране, наверное, нет ни одного человека, который не знал бы, не слыша бы в детстве стихов АБарто. Как вы думаете почему?

- Вспомните, какие стихи вы слышали в дет. саду или дома от родителей, бабушки, когда вам было 3,4 года.

- Про зайку, которого бросила, кто? Про бычка, который идёт, качается…

Составьте рассказ об А. Л. Барто

- Что интересного вы узнали об А. Барто?

- Внимательно слушаем запись стихотворения.

- Понравилось ли вам произведение? Почему?

- Что вы представили, слушая это стихотворение? Нарисуйте словесную картину.

- Какие чувства передает поэт этим своим стихотворением?

- А теперь, ребята, не мешая друг другу, в пол голоса, прочитайте стихотворение, обратите внимание на знаки препинания.

- Молодцы! Сейчас мы уже будем читать выразительно вслух, соблюдая критерии оценивания,представленные на доске:

1. Чтение по нормам литературного языка

2. Интонационное богатство

3. Дикция

- Ребята, все знают, что обозначают эти критерии?

Комментирует каждый критерий.

- Что вам особенно запомнилось?

- Какие чувства оно у вас вызвало?

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя

Ребята работают с дополнительным материалом

Читают интересные факты из жизни Барто

Выполняют физкультминутку

«Дедушка Мороз»

Возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.Познавательные:

Уметь анализировать степень выразительности чтения.

Коммуникативные:

Понимать на слух содержание произведения.

Регулятивные:

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу.

3. Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. Слайд (24-25)

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

- Хорошо. Теперь, читая это стихотворение, мы будем следить за развитием событий, чувств, будем анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Работа по содержанию стихотворения

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Как зайчата перехитрили волка?

- Почему им это удалось? Как вы считаете, почему волк поверил?

-Похоже ли это произведение на сказку? Докажи.

-Какие чудеса могут происходить в новогоднюю ночь?

- Как построено стихотворение? Чем начинается, чем заканчивается?

Отгадайте загадки. Отгадки помогут вам узнать, о чём будет второе

стихотворение.

Игра «Доскажи словечко».

1. Не колючий,

Светло-синий,

По кустам развешан (Иней)

2. Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

- Посмотрите на иллюстрацию на стр. 149.

Что на ней изображено? О чём нам может это говорить?

Работа над произведением С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»

- Давайте послушаем аудиозапись стихотворения СДрожжина.

- Выразительно прочитаем.

- Что происходит в этом стихотворении?

- Кто герой?

- Что значит «улицей гуляет»?

- Что он делает? Зачем?

- Что такое иней? (Тонкий слой кристалликов льда, покрывающий поверхность разных предметов при их резком охлаждении.)

- Почему он его рассыпает?

- Как вы думаете, почему он топает и треск идёт?

- Как вы понимаете выражение «трескучий мороз»?

- В каком месяце зимы обычно такой мороз? Какой самый морозный месяц зимы? (В январе)

- Какая у вас любимая зимняя погода? Почему?

- Как вы думаете, зачем нам авторы учебников предложили оба эти стихотворения для одного урока(Они объединены одной темой – Новым Годом)

- Эти стихотворения, что несут в себе? (Сказочность) Можем ли мы так сказать? Почему?

- Ребята, зима – всегда сказочное время года, как мы уже с вами знаем и с уроков окружающего мира. В это время наступают любимые нами праздники, происходят различные чудеса, особенно в ночь Нового Года. А Дедушка Мороз остаётся неизменным гостем этого праздника, мы все его ждём. Учащиеся размышляют, отвечают на вопросы учителя; наблюдают за «словом», за развитием сюжета; анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста. Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.Познавательные:

Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.

Коммуникативные:

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

Обосновывать своё мнение.

4. Работа учащихся в микрогруппах

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

- Ребята, я предлагаю вам выполнить задания. Для этого нам нужно объединиться в группы по 3 человека.

Карточка 1

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени зайцев, используя предложенные ниже слова.

В январе всегда очень холодно! Мы гуляли и вдруг увидели стаю злых голодных волков. Нужно было скорее прятаться! Увидели мы ёлку и решили притвориться елочными игрушками в надежде, что волки поверят.

Карточка 2

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени волка, используя предложенные ниже слова.

Зима – очень голодное и холодное время для волков. Ходим мы по всему лесу, чтобы поймать хотя бы одного зайца. Услышал я шум около ёлки, обрадовался, что это заяц. Оказалось, что просто ёлка стоит наряженная, потому что начало января. Эх…

Карточка 3

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени ёлки, используя предложенные ниже слова.

Ой, холодно в январе. Иногда приходит Дедушка Мороз, укрывает меня снежными сугробами. Вокруг всё время бегают то зайцы, то волки.

Карточка 4

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени Дедушки Мороза, используя предложенные ниже слова.

Люблю я январь! Такой морозец на улице, аж трещит всё. После Нового Года много работы в лесу. Хожу, охраняю я берёзы, ёлки, укрываю их снегом, инеем.

Карточка 5

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени берёз, используя предложенные ниже слова.

Холодно в лесу зимой, особенно в январе! Вот у ёлки хоть иголки есть, а у нас одни тонкие веточки. К нам Дедушка Мороз часто приходит, укрывает нас, а мы ему очень благодарны.

Представление работ. Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания предложенного задания, его представления, защиты и т. д. Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор, формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.Познавательные:

• Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект.

Коммуникативные:

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;

Работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы.

Регулятивные:

Учатся вносить коррективы;

Принимают и сохраняют учебную задачу.

IV. Подведение итога урока(слайд 26-27)

Обобщить и закрепить полученные школьниками знания.

Стихотворение, каких поэтов мы сегодня читали?

- Что вы можете сказать об Агнии Барто?

- Понравилось ли вам стихотворения? Что хотели нам передать авторы с помощью этих стихотворений?

- Какие строчки больше всего вам понравились? Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно прочитанного произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.Коммуникативные:

Учатся оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические

рассуждения.

V. Рефлексия метод «Микрофон» (слайд 26 – 27)

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

- Я предлагаю вам оценить свою работу.

Я узнал…

Мне было интересно, что…

Я запомнил, что… Учащиеся анализируют степень плодотворности урока.Личностные:

Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VI. Домашнее задание

Выразительно читать стихотворения, нарисовать рисунок к

произведению по выбору

Приложение

Рассказ о творчестве А. Л. Барто

Во время Великой Отечественной войны семью Агнии Барто эвакуировали в Свердловск. Там ей пришлось освоить профессию токаря. Она работала наравне с теми, кто давно уже стоял у станка. За трудовые подвиги во время войны ей была присвоена премия. Но Барто отказалась от денег, пожертвовав их на строительство танка.

В дате рождения Агнии Барто имеется путаница. “Официально” она родилась в 1906 году, но исследователи полагают, что это произошло двумя годами позже. Путаница возникла из-за того, что Барто, рано познавшая нужду и голод, хотела устроиться на работу, но ей для этого “не хватало” пары лет. Поэтому она подделала свои метрики.

Многие стихи Агния Львовна посвятила дочери Татьяне. А с появлением внука Володи написала ряд стихотворений: "Вовка — добрая душа".

Во время Великой Отечественной войны семья Агнии Львовны обосновалась в Свердловске. Она работала токарем на заводе. В 1942 году ушла на фронт фронтовым корреспондентом. В столицу Барто вернулась в 1944-м году.

• Стихи Агнии Барто простые, легко запоминающиеся. Не зря Ю. А. Гагарин брал их с собой в космос.

В 1925 году были опубликованы её первые стихи.

Агния Львовна Барто вела передачу на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Благодаря этой передаче в течение 9 лет воссоединились 927 семей!

Карточка 1

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени зайцев, используя предложенные ниже слова.

В январе всегда очень холодно! Мы гуляли и вдруг увидели стаю злых голодных волков. Нужно было скорее прятаться! Увидели мы ёлку и решили притвориться елочными игрушками в надежде, что волки поверят.

Карточка 2

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени волка, используя предложенные ниже слова.

Зима – очень голодное и холодное время для волков. Ходим мы по всему лесу, чтобы поймать хотя бы одного зайца. Услышал я шум около ёлки, обрадовался, что это заяц. Оказалось, что просто ёлка стоит наряженная, потому что начало января. Эх…

Карточка 3

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени ёлки, используя предложенные ниже слова.

Ой, холодно в январе. Иногда приходит Дедушка Мороз, укрывает меня снежными сугробами. Вокруг всё время бегают то зайцы, то волки.

Карточка 4

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени Дедушки Мороза, используя предложенные ниже слова.

Люблю я январь! Такой морозец на улице, аж трещит всё. После Нового Года много работы в лесу. Хожу, охраняю я берёзы, ёлки, укрываю их снегом, инеем.

Карточка 5

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени берёз, используя предложенные ниже слова.

Холодно в лесу зимой, особенно в январе! Вот у ёлки хоть иголки есть, а у нас одни тонкие веточки. К нам Дедушка Мороз часто приходит, укрывает нас, а мы ему очень благодарны.


 


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "Новогодняя сказка" по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина; 1 - 4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Магомедова Мадина Ибрагимхалиловна  Публикатор
09.08.2021 0 963 141

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК