Предмет: литературное чтение
Тема урока: «С.В.Михалков «Друзья познаются в беде»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №7» имени Юрия Антоновича Грановского
Автор проекта : Вишнякова Валентина Фёдоровна
Должность : учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №7» имени Юрия Антоновича Грановского
Тбилисского района
ст.Тбилисской
Технологическая карта урока литературного чтения
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Тема: С.В.Михалков «Друзья познаются в беде»
2 класс
(УМК «Школа России»)
Разработала:
Учитель нач.классов
Вишнякова В.Ф.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Класс: 2 «а»
Учитель: В.Ф.Вишнякова
Предмет: литературное чтение
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Тема: С.В. Михалков «Как друзья познаются»
Цель урока: познакомить детей с биографией и творчеством С.В.Михалкова; продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека.
Дидактическая задача урока: создать условия для осознания детей, что дружба - это одно из самых дорогих и близких качеств, что есть у человека.
Цели урока:
Образовательная: познакомить детей с биографией С.В.Михалкова и его рассказом «Как друзья познаются»;
закреплять умение грамотно отвечать на вопросы и пересказывать услышанное, составлять пословицы и объяснять их смысл; формировать представления о содержание и смысле прочитанного произведения как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников.
Развивающая: развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, обобщение), подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения;
развивать умение определять нравственные качества человека, приводить примеры из своей жизни.
Воспитательная: воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям; сформировать в сознании детей понятие слова «доброта»;
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах,
Оборудование: выставка детских книг С.В.Михалкова, портрет писателя,
мультимедийный проектор, экран, презентация по теме урока, учебник «Литературное чтение. 2 класс.» (сост. Л.Ф.Климанова и др.), раздаточные материалы: наборы «Собери пословицу», карточки – ладошки для написания предложений
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: развитие критического мышления через чтение.
Приёмы: постановка проблемы и поиск её решения, обращение к личному опыту учащихся, составление синквея, поиск ответов на поставленные, ответы на вопросы, работа в группах, составление «Корзины предложений».
Планируемый результат:
Предметные:
Выразительно читать, воспринимать на слух чтение и рассказ товарищей по классу; высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами, осознавать сущность поведения героев, с помощью учителя делать выводы, уметь работать с текстом.
Личностные:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку, выражать свои эмоции посредством выразительного чтения, ориентироваться в нравственном содержании; выделять этапы в жизни человека, осознавать сложности, которые приходят к человеку в старости; проявлять сочувствие и понимание, находить способы оказания помощи пожилым людям.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом.(Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре, в группе; следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности.(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте; составлять ответы на вопросы, составлять пословицы, понимать и объяснять их смысл; читать произведение, отражая его настроение, читать (про себя) со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту(Познавательные УУД)
Этап урока
|
Деятельность педагога
|
I. Самоопределение.
Психологический настрой.
II. Постановка цели и темы урока.
|
1. Проверка готовности.
2. Психологический настрой
- О чём говорит моя мимика? (учитель улыбается)
- Какое выражение человека вам больше нравится, с кем бы вам хотелось общаться?
Слайд№2 (2 щелчка)
Помним золотое правило нравственности. Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и … (ты поступай с ними)
- Как вы думаете, что вам надо сейчас сделать?
(Улыбнуться)
- Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи.
- Прочитайте и выберите слова, которые ближе к вашему настроению.
Страх, счастье, мир, беспокойство, одиночество, неуверенность, спокойствие, дружба, вражда, понимание. (щелчок)
- Выскажи своё мнение, почему остались именно эти слова?
- Продолжи мою мысль, используя выбранные слова
«Как хорошо было бы в мире, если бы…» (щелчок)
- Но так бывает не всегда. В жизни не всегда люди могут сохранить мир между собой.
- Сегодня мы постараемся разобраться, что мешает человеческим отношениям.
2. Постановка цели и темы урока.
- А поможет нам в этом произведение замечательного русского писателя, имя которого нам подскажет выставка книг.
- Посмотрите на выставку книг. Прочитайте их названия.
Слайд №3 (щелчок)
-Как вы думаете, с каким писателем мы сегодня познакомимся?
- Верно. Это С.В.Михалков. (щелчок) . Его книги переведены на многие языки мира.
- Я приглашаю моих помощников, группу РВС:
Разведай…
Выясни…
Сообщи…
- Познакомьте нас с автором этого произведения.
Ученик 1
С.В.Михалков великий советский писатель. Он прожил 86 лет и всю свою жизнь он посвятил литературе. Михалков изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки. Их читают во всём мире. Тираж экземпляров его книг составлял 25миллионов.
Слайд № 4 ( щелчка)
Ученик 2
Сергей Владимирович Михалков.
Кто не знает стихи, сказки, басни Сергея Михалкова. С ними выросли наши дедушки, бабушки, папы и мамы. И совсем маленькие дети, которые не умеют читать, а уже знают и любят дядю Степу. И сегодня мы поговорим о творчестве великого мастера.
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта в 1913 году в Москве. Учился в обычной школе. С десяти лет начал писать стихи. Маленький Сережа мечтал «напечататься» по-настоящему. Сочинив «Сказку про медведя» переписал ее аккуратно печатными буквами и отнес в одно из московских издательств . Получив за это 3 рубля, свой первый денежный аванс ! Деньги тут же были потрачены на ириски и батончики.
.
Слайд №5 (4 щелчка)
После окончания школы, он твердо решил стать писателем. Его стихи печатают в журналах и газетах. Михалков знакомится со многими писателями, поэтами, актерами.
Во время Великой Отечественной войны, он отправляется на фронт как корреспондент армейской газеты. Был награжден орденами за мужество. В 1942 году Сергей Михалков с группой писателей купили на свои средства настоящий танк, его назвали «Беспощадный» (2 щелчка)
Ученик 3
В послевоенные годы был воздвигнут Символ вечной Памяти Неизвестному Солдату ,погибшему на фронтах войны. На камне – слова Сергея Михалкова: «Имя твое неизвестно подвиг твой - бессмертен». И слова к Гимну России написаны Сергеем Михалковым. (щелчок)
|
III. Актуализация знаний.
IV. Постановка целей урока, учебной задачи
V. Изучение новой темы (Совместная деятельность по достиже-нию цели).
|
С.В.Михалков в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам.
- Предлагаю соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания и объяснить их смысл.
Работа в парах.
- Вспомните правила работы в парах.
Слайд № 6 (щелчки)
Сам погибай,а… … в беде.
Друзья познаются… …на того и походишь.
С кем хлеб, соль водишь… …друга выручай.
- Что общего у этих пословиц?
- Как вы понимаете слово «дружба»?
- Для того чтобы дать ответ предлагаю вам составить образ слова «Дружба».
Слайд №7 (щелчок)
-Посмотрите на слайд, оставьте только те иллюстрации, которые подходят к слову «Дружба»
-Итак, мы с вами получили модель «Дружбы».
Расскажите, что вы видите на фотографиях. Делайте свои предположения.
-Верно. Читать мы будем о животных, но поступки они будут совершать людей.
- Прочитайте название произведения.
Называется произведение «Как друзья познаются».
Целевая установка перед чтением текста
-Откройте учебник, прочитайте название произведения С.В.Михалкова .
Слайд №8
- Сравните фотовыставку с иллюстрацией в учебнике.
- Что вы можете сказать об этом произведении?
- Кто, на ваш взгляд, самый беспомощный в рассказе?
- Какое это произведение по настроению? (ответы детей)
-А теперь наконец-то прочитаем это произведение и проверим, правы ли мы были.
Знакомство с текстом-первичное чтение.
ЧТЕНИЕ С МАРКИРОВКОЙ.
-Если вы услышите незнакомые вам слова, запомните их. Мы с ними поработаем позже
Взяли в руки карандаши.
-Понравилось вам произведение?
-А разве может нравится, если не помогли другу?
-Понравились ли вам эти друзья?
-Хотели бы вы быть другом Лисы и Кабана?
Словарная работа
-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте найдём их определение в толковом словаре.
ПОЧЁТ
ПОБРОДИТЬ
Слайд № 9
-Есть в тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?
-Есть в тексте то, с чем вы НЕ СОГЛАСНЫ?.
Вторичное чтение (осознанное)
Фронтальная работа
Фрагмент 1
-Почему Бобёр не захотел путешествовать с Кабаном и Лисой? (ответы детей)
Слайд №10
- Давайте посмотрим, как на этот же вопрос отвечает Михалков. Найдите это место в тексте и прочитайте.
Фрагмент 2
Выборочное чтение
- Кому предложили пройти по мостику?
-Что произошло?
Фрагмент 3
Инсценировка диалога Бобра и Лисы, Кабана.
Фрагмент 4
- Чем заканчивается сказка?
-Что хотел сказать своим рассказом С.В.Михалков?
|
Физкультминутка
|
|
VI. Подведение итога
|
Подведение детей к нахождению поучения в рассказе.
- Прочитайте пословицу к произведению.
-Может ли она выражать главную мысль, которую хотел сказать автор читателям?
|
|
Сопоставление поставленных цели и задач с достигнутыми результатами.
- А теперь вернёмся к задачам, которые мы ставили в начале урока.
-С каким произведением мы познакомились?
-Есть ли здесь поучение для читателя?
|
|
Организация работы в группах по составлению «Ладошек добра» для организации более приятных условий жизни старшего поколения.
- Поднимите руки у кого есть друзья или подруги.
- Вы хотите, чтобы у вас была такая дружба, как в рассказе?
Работа в группах:
-Давайте, обогреем наших друзей теплом наших рук. Запишите на ладошках советы о том, как нужно поступать ,чтоб друзья от вас не отказывались.
-Напишите свои предложения на карточках – ладошках, озвучьте свои предложения.
Слайд №11
|
VII. Рефлексия
|
-А теперь оцените свою работу на уроке. Принесла ли ваша деятельность на уроке пользу или радость.
Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
-Зачем нам нужен был этот урок?
Вопросы и задания:
- Что значит слово «дружба»?
- Какой же совет даёт нам автор?
Задание : составить синквейн слова «дружба».
Слайд №12
Дружба.
Крепкая, надёжная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Дружба – лучшая награда.
-Какой строкой можно закончить наш урок?
Слайд №13
|
VIII. Домашнее задание
|
Творческое задание: в «ПОРТФОЛИО» написать рассказ о своём друге, к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию.
|
Источники информации:
Сайты:
http://poslovic.ru/tags/poslovicy-o-literature (пословицы)
nizrp.ru›mihalkov_ill.htm (иллюстрации к произведениям С.В.Михалкова)
librolife.ru›g2041605 (отзывы о произведениях С.В.Михалкова)
potok.smbn.ru/ (шаблоны презентаций)