Конспект урока литературного чтения "Друзья познаются в беде"; 2 класс


Предмет: литературное чтение


 

Тема урока: «С.В.Михалков «Друзья познаются в беде»


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №7» имени Юрия Антоновича Грановского


 

Автор проекта : Вишнякова Валентина Фёдоровна

Должность : учитель начальных классов


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №7» имени Юрия Антоновича Грановского

Тбилисского района

ст.Тбилисской


 


 

Технологическая карта урока литературного чтения

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Тема: С.В.Михалков «Друзья познаются в беде»

2 класс

(УМК «Школа России»)


 

Разработала:

Учитель нач.классов

Вишнякова В.Ф.

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Класс: 2 «а»

Учитель: В.Ф.Вишнякова

Предмет: литературное чтение

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Тема: С.В. Михалков «Как друзья познаются»

 

Цель урока: познакомить детей с биографией и творчеством С.В.Михалкова; продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека.

Дидактическая задача урока: создать условия для осознания детей, что дружба - это одно из самых дорогих и близких качеств, что есть у человека.

Цели урока:

Образовательная: познакомить детей с биографией С.В.Михалкова и его рассказом «Как друзья познаются»;

закреплять умение грамотно отвечать на вопросы и пересказывать услышанное, составлять пословицы и объяснять их смысл; формировать представления о содержание и смысле прочитанного произведения как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников.

Развивающая: развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, обобщение), подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения;

развивать умение определять нравственные качества человека, приводить примеры из своей жизни.

Воспитательная: воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям; сформировать в сознании детей понятие слова «доброта»;

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах,

Оборудование: выставка детских книг С.В.Михалкова, портрет писателя,

мультимедийный проектор, экран, презентация по теме урока, учебник «Литературное чтение. 2 класс.» (сост. Л.Ф.Климанова и др.), раздаточные материалы: наборы «Собери пословицу», карточки – ладошки для написания предложений

 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология: развитие критического мышления через чтение.

Приёмы: постановка проблемы и поиск её решения, обращение к личному опыту учащихся, составление синквея, поиск ответов на поставленные, ответы на вопросы, работа в группах, составление «Корзины предложений».


 

Планируемый результат:

Предметные:

Выразительно читать, воспринимать  на слух чтение и рассказ товарищей по классу; высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами, осознавать сущность поведения героев, с помощью учителя делать выводы, уметь работать с текстом.

Личностные:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку, выражать свои эмоции посредством выразительного чтения, ориентироваться в нравственном содержании; выделять этапы в жизни человека, осознавать сложности, которые приходят к человеку в старости; проявлять сочувствие и понимание, находить способы оказания помощи пожилым людям.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом.(Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать  в паре, в группе; следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности.(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте; составлять ответы на вопросы, составлять пословицы, понимать и объяснять их смысл; читать произведение, отражая его настроение, читать (про себя) со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту(Познавательные УУД)


 


 

Этап урока

Деятельность педагога

I. Самоопределение.

Психологический настрой.


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Постановка цели и темы урока.

 

1. Проверка готовности.

 

2. Психологический настрой

- О чём говорит моя мимика? (учитель улыбается)

- Какое выражение человека вам больше нравится, с кем бы вам хотелось общаться?

 

Слайд№2 (2 щелчка)

 

 

 

Помним золотое правило нравственности. Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и … (ты поступай с ними)

- Как вы думаете, что вам надо сейчас сделать?

(Улыбнуться)

- Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи.

- Прочитайте и выберите слова, которые ближе к вашему настроению.

Страх, счастье, мир, беспокойство, одиночество, неуверенность, спокойствие, дружба, вражда, понимание. (щелчок)

- Выскажи своё мнение, почему остались именно эти слова?

- Продолжи мою мысль, используя выбранные слова

«Как хорошо было бы в мире, если бы…» (щелчок)

- Но так бывает не всегда. В жизни не всегда люди могут сохранить мир между собой.

- Сегодня мы постараемся разобраться, что мешает человеческим отношениям.

 

 

2. Постановка цели и темы урока.

- А поможет нам в этом произведение замечательного русского писателя, имя которого нам подскажет выставка книг.

- Посмотрите на выставку книг. Прочитайте их названия.

 

Слайд №3 (щелчок)

 

 

 

-Как вы думаете, с каким писателем мы сегодня познакомимся?

- Верно. Это С.В.Михалков. (щелчок) . Его книги переведены на многие языки мира.

- Я приглашаю моих помощников, группу РВС:

Разведай…

Выясни…

Сообщи…

- Познакомьте нас с автором этого произведения.

Ученик 1

С.В.Михалков великий советский писатель. Он прожил 86 лет и всю свою жизнь он посвятил литературе. Михалков изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки. Их читают во всём мире. Тираж экземпляров его книг составлял 25миллионов.

Слайд № 4 ( щелчка)


Ученик 2

Сергей Владимирович Михалков.

Кто не знает стихи, сказки, басни Сергея Михалкова. С ними выросли наши дедушки, бабушки, папы и мамы. И совсем маленькие дети, которые не умеют читать, а уже знают и  любят дядю Степу. И сегодня мы поговорим о творчестве великого мастера.  

Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта в 1913 году в Москве. Учился в обычной школе. С десяти лет начал писать стихи. Маленький Сережа мечтал «напечататься»  по-настоящему. Сочинив «Сказку про медведя» переписал ее аккуратно печатными буквами и отнес в одно из московских издательств . Получив за это 3 рубля, свой первый денежный аванс ! Деньги тут же были потрачены на ириски и батончики.

.

Слайд №5 (4 щелчка)

 

После окончания школы, он твердо решил стать писателем. Его стихи печатают в журналах и газетах. Михалков знакомится со многими писателями, поэтами, актерами.

Во время Великой Отечественной войны, он отправляется на фронт как корреспондент армейской газеты. Был награжден орденами за мужество. В 1942 году Сергей Михалков с группой писателей купили на свои средства настоящий танк, его назвали «Беспощадный» (2 щелчка)

Ученик 3

В послевоенные годы был воздвигнут Символ вечной Памяти Неизвестному Солдату ,погибшему на фронтах войны. На камне – слова Сергея Михалкова: «Имя твое неизвестно подвиг твой - бессмертен». И слова к Гимну России написаны Сергеем Михалковым. (щелчок)

 


 


 


 

III. Актуализация знаний.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

IV. Постановка целей урока, учебной задачи


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

V. Изучение новой темы (Совместная деятельность по достиже-нию цели).


 


 


 


 


 


 


 

 

С.В.Михалков в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам.

 

- Предлагаю соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания и объяснить их смысл.

Работа в парах.

- Вспомните правила работы в парах.

 

Слайд № 6 (щелчки)

 

 

Сам погибай,а… … в беде.

Друзья познаются… …на того и походишь.

С кем хлеб, соль водишь… …друга выручай.

- Что общего у этих пословиц?

- Как вы понимаете слово «дружба»?

 

- Для того чтобы дать ответ предлагаю вам составить образ слова «Дружба».

 

Слайд №7 (щелчок)

 

-Посмотрите на слайд, оставьте только те иллюстрации, которые подходят к слову «Дружба»


 

-Итак, мы с вами получили модель «Дружбы».

Расскажите, что вы видите на фотографиях. Делайте свои предположения.

-Верно. Читать мы будем о животных, но поступки они будут совершать людей.

- Прочитайте название произведения.

Называется произведение «Как друзья познаются».

 

Целевая установка перед чтением текста

-Откройте учебник, прочитайте название произведения С.В.Михалкова .

Слайд №8

 

 

 

- Сравните фотовыставку с иллюстрацией в учебнике.

- Что вы можете сказать об этом произведении?

- Кто, на ваш взгляд, самый беспомощный в рассказе?

- Какое это произведение по настроению? (ответы детей)

-А теперь наконец-то прочитаем это произведение и проверим, правы ли мы были.

Знакомство с текстом-первичное чтение.

ЧТЕНИЕ С МАРКИРОВКОЙ.

-Если вы услышите незнакомые вам слова, запомните их. Мы с ними поработаем позже

Взяли в руки карандаши.

-Понравилось вам произведение?

-А разве может нравится, если не помогли другу?

-Понравились ли вам эти друзья?

-Хотели бы вы быть другом Лисы и Кабана?

Словарная работа

-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте найдём их определение в толковом словаре.

ПОЧЁТ

ПОБРОДИТЬ


 

Слайд № 9

 

-Есть в тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?

-Есть в тексте то, с чем вы НЕ СОГЛАСНЫ?.

Вторичное чтение (осознанное)

Фронтальная работа

Фрагмент 1

-Почему Бобёр не захотел путешествовать с Кабаном и Лисой? (ответы детей)

Слайд №10

 

- Давайте посмотрим, как на этот же вопрос отвечает Михалков. Найдите это место в тексте и прочитайте.


 

Фрагмент 2

Выборочное чтение

- Кому предложили пройти по мостику?

-Что произошло?

Фрагмент 3

Инсценировка диалога Бобра и Лисы, Кабана.

Фрагмент 4

- Чем заканчивается сказка?

-Что хотел сказать своим рассказом С.В.Михалков?

Физкультминутка

 

VI. Подведение итога

Подведение детей к нахождению поучения в рассказе.

- Прочитайте пословицу к произведению.

-Может ли она выражать главную мысль, которую хотел сказать автор читателям?

 

Сопоставление поставленных цели и задач с достигнутыми результатами.

- А теперь вернёмся к задачам, которые мы ставили в начале урока.

-С каким произведением мы познакомились?

-Есть ли здесь поучение для читателя?

 

 

Организация работы в группах по составлению «Ладошек добра» для организации более приятных условий жизни старшего поколения.

- Поднимите руки у кого есть друзья или подруги.

- Вы хотите, чтобы у вас была такая дружба, как в рассказе?

Работа в группах:

-Давайте, обогреем наших друзей теплом наших рук. Запишите на ладошках советы о том, как нужно поступать ,чтоб друзья от вас не отказывались.

-Напишите свои предложения на карточках – ладошках, озвучьте свои предложения.


 

Слайд №11


 

 

VII. Рефлексия

-А теперь оцените свою работу на уроке. Принесла ли ваша деятельность на уроке пользу или радость.

Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

-Зачем нам нужен был этот урок?

Вопросы и задания:

- Что значит слово «дружба»?

- Какой же совет даёт нам автор?

 

Задание : составить синквейн слова «дружба».

 

Слайд №12

 

 

 


 

Дружба.
Крепкая, надёжная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Дружба – лучшая награда.


 

-Какой строкой можно закончить наш урок?

Слайд №13

 

 

VIII. Домашнее задание

Творческое задание: в «ПОРТФОЛИО» написать рассказ о своём друге, к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию.

 


 


 


 

Источники информации:

Сайты:

http://poslovic.ru/tags/poslovicy-o-literature (пословицы)

nizrp.rumihalkov_ill.htm (иллюстрации к произведениям С.В.Михалкова)

librolife.rug2041605 (отзывы о произведениях С.В.Михалкова)

potok.smbn.ru/ (шаблоны презентаций)


 


 


 


 

Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №7»им.Ю.А.Грановского Тбилисского района ст. Тбилисской Урок литературного чтения «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» Тема: С. В. Михалков «Друзья познаются в беде» 2 класс Разработала: учитель нач. классов Вишнякова В.Ф.
Слайд 2
 
Слайд 3
СТРАХ ВРАЖД А БЕСПОКОЙСТ СЧАСТЬ ВО Е ОДИНОЧЕСТ ПОНИМАН ВО ИЕ НЕУВЕРЕННОС МИ ТЬ Р СПОКОЙСТВ ИЕ ДРУЖДБ А
Слайд 4
Сергей Владимирович Михалков
Слайд 5
 
Слайд 6
… •Сам погибай, •Друзья познаются- •Дружбу водишь, в беде. так себя не щади. а товарища выручай.
Слайд 7
 
Слайд 8
ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ БЕДЕ В
Слайд 9
СЛОВАРНАЯ РАБОТА почёт - глубокое уважение, почтение, проявляемое обществом, средой по отношению к кому-чемунибудь. побродить - медленно погулять, походить без определенного направления или без цели.
Слайд 10
 
Слайд 11
БЕСЕДО ВАТЬ УВАЖАТЬ АТЬ М И Н ПО ТЬ ОБЕРЕГА РАДОВАТ Ь ЗАБО Т ТЬ ОБЕРЕГА ИТЬ Б ЛЮ СЛЫШ АТ ИТЬС Я ПОН И МАТ Ь ИТЬ Б ЛЮ Ь УВАЖАТЬ ОБЕРЕГАТЬ Ь ЖИВАТ Р Е Д Д О П ПОЧИТАТ Ь АТЬ В О ЕД БЕС
Слайд 12
СИНКВЕЙ Н Дружба Крепкая, надёжная. Сплачивает, объединяет, оберегает. Дружба – лучшая награда . БОГАТСТВО
Слайд 13
Человек без друзей, что дерево без корней.
Слайд 14
Спасибо за внимание!

Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "Друзья познаются в беде"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вишнякова Валентина Фёдоровна  Публикатор
16.08.2021 0 2906 299

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК