Конспект урока внеклассного чтения "Весна, весна! И всё ей радо!"; 4 класс


Вихарева Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов,

Государственное казенное

общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа №15 г. Славянска-на-Кубани

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: ЧТЕНИЕ

Класс: 4

Целевой блок

Тема: Внеклассное чтение «Весна, весна! И всё ей радо!»

Цель:

Развитие устной речи учащихся в единстве с развитием мышления и формирования школьника как личности. Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов, доступных для понимания по структуре и содержанию; развитие навыков устной коммуникации; овладение различными доступными средствами устной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.

Формировать БУД:

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, занятиями. Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; Самостоятельность в выполнении учебных заданий; Умение вступать в контакт, работать в коллективе, использовать принятые ритуалы взаимодействия с учителем и одноклассниками; Умение обращаться за помощью и принимать помощь; Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения; Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; Умение ориентироваться в учебнике;

Планируемые результаты

Предметные: осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, получение представления о мире, человеке и обществе, социальных нормах, принятых в нем, умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке от учителя; формирование интереса к чтению, формирование и развитие навыков осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов; участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил; выбор с помощью взрослых интересующей литературы.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, способствовать овладению начальными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способствовать овладению умением слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; развитие умения общаться; развитие монологической и диалогической речи.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: формировать круг читательских интересов, способствовать привитию интереса к самостоятельному чтению, учить подбирать произведения по теме, рекомендованной учителем, формирование навыков работы над текстом, восприятием содержания прочитанного произведения

Способствовать развитию: оперативной памяти, произвольного и слухового внимания, фонематического слуха, элементарного звукового анализа, наглядно-образного и предметно-логического мышления, мелкой и общей моторики, активизации словарного запаса, произносительной стороны речи

Воспитывать: культуру поведения на уроке, навыки коллективной работы, положительные личностные качества.

Тип урока:

комбинированный урок

Учебно-методический комплекс:

Чтение: 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2-х частях./ автор-составитель С.Ю.Ильина. - М.: «Просвещение», 2019 год; слова по теме урока, данные вразбивку, карточки со словарными словами по теме урока; предметные и сюжетные картинки по тематике произведения; Мультимедийный проектор, компьютер;

Организационно - деятельностный блок

Основные понятия

Внеклассное чтение, читатель, читательские интересы

Организация пространства

фронтальная, индивидуальная работа, коллективная

Методы и приемы, используемые на уроке

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: речевая ситуация, игровые методы: ситуации с игровыми персонажами

Методы, направленные на принятие учеником учебно-познавательной задачи: сообщение темы с мотивирующим приемом

Методы организации учебно-познавательной деятельности: репродуктивные: сообщение учителя; работа с учебником;

Межпредметные связи

Русский язык, речевая практика, мир природы и человека

 

Технология обучения

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент

1.Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку

2. Психологическая настройка:

Книжек памятные строки освещают путь далекий, манят в путь нас за собой над землей и под водой:

все расскажут, все покажут и научат всему нас – нужно только постараться дружить с ними каждый час!

3.Дыхательная гимнастика (повтор 4-5 раз):«Чем пахнет», «Следопыты», «Охи-вздохи»

«4.Артикуляционная гимнастика (упр. повторяются 4-5 раз):

- «Чашечка», «Часики», «Футбол», «Трубочка», «Грибок»

Отработка умения приветствовать учителя

Проверка готовности к уроку, формирование навыков учебного поведения

Отработка упражнений дыхательной и артикуляционной гимнастики, повторение упражнений под счет по показу учителя. Самоконтроль за выполнением упражнений.

II.Постановка цели урока

Познакомимся с новыми произведениями, которые вы подготовили самостоятельно по теме урока. Будем учиться внимательно слушать и читать, отвечать на вопросы по содержанию.

Подготовка к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с педагогом, формирование умения выполнять инструкцию

III. Введение в тему урока

Отгадайте загадку:
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (Весной) 
-Есть такой закон природы: после зимы неизбежно наступает весна. И как бы мы ни любили зиму с ее забавами, ее время прошло. Весна вступает в свои права. Сегодня на уроке мы поговорим о весне, о весенних месяцах, послушаем стихотворения, которые вы приготовили.
- Какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?
 

Выполнение заданий, столкновение с затруднением в проблемной ситуации. Определение границы собственного знания/ незнания, умение слушать и понимать речь учителя, строить собственное речевое высказывание и отвечать на вопросы. Упражнение в слушании произведения в чтении учителя, проверка восприятия содержания по вопросам, упражнение в звукопроизношении и звукообразовании.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

ЛИСТОПАД, ЛИСТОПАД, ЛИСТЬЯ РАЗНЫЕ ЛЕТЯТ.

НАД ЗЕМЛЕЙ КРУЖАТСЯ, ПОД НОГИ ЛОЖАТСЯ.

КАК КРАСИВ ТЫ, ЛИСТ РЕЗНОЙ, ЗАБЕРУ ТЕБЯ ДОМОЙ!

Выполнение упражнений с речитативом по показу учителя. Отработка навыков выполнения упражнений на развитие мышц, развитие вестибулярного аппарата.

IV.Открытие новых знаний, первичное восприятие и усвоение нового материала

- Весна всегда считалась символом обновления, пробуждения природы, это надежда на то, что в жизни произойдет что-то новое, хорошее. Приход весны можно назвать праздником. Именно поэтому на Руси устраивали праздник, который назывался «Веснянка». Во время его проведения люди пели народные песни, устраивали состязания, играли в игры, веселились от души, а потом приходило труда, время работы в полях.
- С каким настроением будем читать стихи о весне? Почему?
- На столе лежат цветы. Выберите тот, который вам больше нравится и, когда вы будете выходить к доске и читать свои стихотворения, я прошу вас прикреплять цветочек на доску.
- Послушайте, как весна говорит о себе: 

Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня… весна.

плавное чтение по слогам с переходом на целые слова, без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений; работа по формированию общеречевых и коммуникативных навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения; закрепление правильного звукопроизношения, развитие чёткой дикции

V.Открытие новых знаний, первичное восприятие и усвоение нового материала

Игра «Шифровальщики». 
-Догадайтесь, какие слова здесь зашифрованы: Мтар, паьлре, айм (март, апрель, май).
-Что вы знаете о весенних месяцах? Как называли их на Руси много лет назад?

Март- зимобор, протальник, березозол.
Апрель- снегогон, зажги снега, заиграй овражки.
Май- травник, травень.
 
- Как вы думаете, почему их так называли?
-У кого стихи о весенних месяцах? 
(рассказывают стихотворения).
- Как весну можно увидеть? В чем она проявляется? (В виде зеленой травы, первых цветов, листиках на деревьях).
- У кого об этом стихотворения? 
(рассказывают стихи).
- Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась. Три - нагнулась и присела. На четыре тихо села.

плавное чтение по слогам с переходом на целые слова, без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений; работа по формированию общеречевых и коммуникативных навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения; закрепление правильного звукопроизношения, развитие чёткой дикции

VI. Развитие умений - применение новых знаний в условиях выполнения упражнений

 Ребята, скажите, как весну можно услышать? (С помощью пения птиц, журчания ручейков, т.д.)
- Как птицы радуют нас?
- Конечно, же своим пением. Что мы можем сделать для птиц?
- Давайте послушаем голоса птиц. 
(Аудиозапись.)
-У кого стихи о птицах, о ручьях? (рассказывают стихотворения)
Сегодня вы побывали в роли шифровальщиков - расшифровывали слова, в роли чтецов – читали и рассказывали стихотворения, а сейчас я предлагаю вам побыть в роли поэтов. Давайте попробуем сочинить короткие стихотворения. Работать будем по вариантам. 1 вариант: картинки … …травинки … почки … листочки …2 вариант: весна …ото сна… настает … поет. Запишите в своих тетрадях по чтению и окружающему миру.
- Какие стихотворения у вас получились
?

- Сегодня вы говорили о том, какие птицы символизируют приход весны, к ним относятся ещё и грачи. Приходилось ли вам видеть этих птиц?

- А вот художник Саврасов создал картину «Грачи прилетели»

1. Работа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

- Алексей Кондратьевич Саврасов – известный русский живописец-пейзажист – родился в Москве в семье купца. Он был настолько талантливым художником, что, окончив Московское училище живописи, в 24 года стал членом Академии художеств, а в 26 лет уже преподавал в училище.

Картину «Грачи прилетели» А. Саврасов написал в 1871 году. Эта картина сразу же попала на выставку и принесла художнику всероссийскую известность.

- Что вы видите на картине?

- Какое чувство испытываете, глядя на нее?

- Какая весна показана на картине – подберите для описания только имена прилагательные?

-А теперь составим несколько синонимических рядов с названными словами (черная бурая, темная; первые, весенние; грязный, нечистый, черный; мрачное, неясное, печальное, хмурое, грустное)

2. Рассказ- обобщение учителя по картине.

Формирование навыков осмысленного чтения, умения слушать и воспринимать содержание прочитанного текста, давать полные содержательные ответы на вопросы с использованием слов и выражений, содержащихся в вопросах учителя, слов и выражений из произведения. Анализ содержания прослушанного произведения по вопросам учителя Работа над целостным восприятием произведения.

VII. Самостоятельное творческое использование нового материала

- Какие стихи вам понравились сегодня больше всего? Почему?
- Какое у вас сейчас настроение?
- Завершая наш урок , я предлагаю вам охарактеризовать весну. Подберите на каждую букву слова «Весна» слова, которые отражают ее основные признаки, олицетворяя ее. В - Е - С - Н - А -

Оцените свою работу на уроке цветом.

Отработка навыка слогового чтения текста с переходом на чтение целыми словами; навыка выборочного чтения по вопросам учителя и заданиям учебника. Формирование умения работать с иллюстрацией к тексту, подбор отрывка из произведения, соответствующего содержания. Формирование навыков выразительного чтения с соблюдением силы голоса и эмоционально-выразительных средств, тренировочные упражнения на придание эмоциональной окрашенности голосу. Упражнение в умении высказывать свое отношение к описываемым событиям и давать оценку поступкам героев.

Диагностика результатов урока

- Какую цель ставили? Достигли ли цели? Какая тема урока была? Чему научились на уроке? Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков.

домашнее задание

Чтение книг по теме урока 3 группа – чтение стихотворения по карточке


 


Полный текст материала Конспект урока внеклассного чтения "Весна, весна! И всё ей радо!"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вихарева Татьяна Михайловна  Публикатор
28.10.2021 0 911 143

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК