Статья "Урок литературного чтения в начальных классах как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников"


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7


 


 


 


 


 


 


 

Урок литературного чтения в начальных классах, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.


 


 


 


 


 


 


 

Выступление на ГМО начальных классов

учителей начальных классов МОАУ СОШ №7

Вяткиной Л.Э.


 


 


 


 


 


 

г. Нефтекамск

2021г.

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России”. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей. Одним из традиционных источников нравственности является русская литература. Красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие – всё это основные вопросы, поднимаемые в литературных произведениях. Недаром литературу, особенно классическую, называют предметом человековедения и способом самопознания. Младшие школьники ярче, чем другие возрастные группы проявляют чувства товарищества, сопереживания и ответственности за класс. Школа находится в постоянном поиске адекватных современным условиям способов организации воспитательной работы.

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, многочисленных гаджетов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.Н.Носова, В Осеевой, К.Д. Ушинского и др. писателей знакомят детей с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний импульс к содействию, сопереживанию. Такие задания, как пофантазируй, представь, объясни, вообрази, творческая работа по тексту помогают развить способность одухотворять окружающий мир, чувствовать самоценность. В процессе чтения учащиеся могут ответить на такие вопросы: “В каком месте рассказа ты испытывал особенно сильное волнение? Из-за чего ты волновался? За кого из героев ты тревожился больше и почему?” (кубик Блума или Ромашка Блума).

Наша задача — по­мочь детям не только испытать те или иные эмоции вместе с героями произведений литературы, но и по­размышлять над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему имен­но эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами читатели, ес­ли были бы на месте героев. Работа проводится в разных зонах чувств, очень часто в одном произведении пересекается несколько зон.

Давайте мы сейчас с Вами поразмыслим. Я назову автора и его произведения, а ваша задача определить и назвать эмоции и чувства, которые испытываем при чтении этих текстов. В помощь Вам словарь эмоции и чувств, который мы используем на уроках. В. Осеева «Синие листья», Л.Н. Толстой «Два товарища», Н. Носов «Живая шляпа»


 

Произведения “Косточка”, “Филиппок”, “Пожар”, “Кот-ворюга”, “Спор деревьев” глубоки по мысли, воспитательную роль, выполняют через переживания, соучастие, часто не выраженные словами. Эти художественные произведения развивают общечеловеческие качества. Понять смысл этих произведений нам помогает метод «Толстые и тонкие вопросы».

В рамках урока литературного чтения есть возможность использовать элементы театра, так как литература и театр - два искусства, общим для которых является слово. Театрализация на уроках литературного чтения развивает память, образное мышление, речь, усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения, играет важную роль в духовно – нравственном воспитании обучающихся. Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита, включает в себя инсценирование, режиссёрский комментарий, сценически - игровые упражнения, театральное видение пьесы. Участвуя в театрализации ребенок вживается в роль своего героя, пропуская через себя все его нравственные качества и духовные переживания.

Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание "Сказок на новый лад", изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение. Стихотворения трудно или даже невозможно драматизировать, но их можно читать, исполняя разные роли (поэта, внешнего наблюдателя и т.д.) Такие задания повышают интерес к литературе, учат детей общаться.

Все дети любят играть, и ролевые игры - одни из самых любимых: в них дети осваивают мир, учатся, перенимают опыт взрослых. Поэтому инсценирование - театральная игра - любима маленькими школьниками и доступна им.

Но, однако, мы часто сталкиваемся с такой проблемой, как невосприятие сути текста и его нравственной стороны. Это не говорит о том, что ребенок не может понять и научиться, а просто не успевает развиваться в таком темпе. Важен положительный настрой, доверие учителя и товарищей, взаимоподдержка. В игровой форме знания усваиваются не произвольно, без усилий. Поэтому предлагайте ребенку не читать или учиться, а играйте. Можно использовать в начале урока следующие упражнения:

- Таблица Шульте

- Зачеркушки

- Цветные слова

- Анаграммы

А при работе с исходным текстом применять такие приемы как:

  1. Скрыта нижняя ил верхняя часть строки

  2. Текст без пробелов

  3. Текст со случайными символами

  4. Текст с переставленными буквами

  5. Зеркальный текст

  6. Чтение с решёткой

Ведите Дневник успеха в котором отмечайте все достижения ребенка. Пусть даже самые маленькие победы! Обращайте внимание на все его успехи. Это вызовет интерес и любовь к чтению, что в свою очередь способствует восприятию смысла текста и воспитанию духовно- нравственной личности.

Есть такой интересный прием «Суд», которым хотели бы с Вами поделиться. Перед вами лежат листочки с произведением Л.Н.Толстого «Два товарища».

Закончить наше выступление хотелось бы словами Эдуарда Шима «Мальчишка не научится лю­бить природу, пока не пожалеет замерзшего воробья; девочка не оценит красоты окружающего мира, пока не увидит какой-ни­будь тихий закат на реке, вдруг ударивший по сердцу с неожидан­ной силой... А с таких вот кро­шечных открытий и начинается духовный рост человека».


 


 


 


Полный текст материала Статья "Урок литературного чтения в начальных классах как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вяткина Лилия Эрнесовна  Публикатор
08.11.2021 0 1019 161

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК