Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль"; 1 класс
Конспект урока
по литературному чтению в 1 классе
Тема: «Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Учитель начальных классов
МАОУСОШ № 18 с УИОП
Маринычева Н.В.
Технологическая карта урока
Тема: Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
Цель урока: ознакомить с традиционными героями сказок о животных, с традиционной композицией этих сказок
Задачи:
Образовательные: способствовать развитию у детей умения высказывать свою точку зрения на происходящее, читать выразительно, сравнивать сказки со сходным сюжетом, рассказывать о своем отношении к сказкам
Развивающие: развивать речь, обогащать словарный запас, воображение.
Воспитательные: воспитывать культуру речи, любовь к русскому слову, родному языку,
Дидактические средства:
для учителя – текст сказки, презентация.
для обучающихся – текст сказки, карточки с сюжетными картинками.
Планируемые результаты:
Предметные: умение дать эмоциональную окраску всему произведению; читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе); обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте героя сказки?»
Метапредметные:
Познавательные: овладение приёмами понимания прочитанного; овладение приемами выразительного чтения, совершенствование техники чтения
Регулятивные: умение выполнять учебные действия в соответствии с целью урока, умение проверить себя и самостоятельно оценивать свои действия, принимать во внимание различные точки зрения других людей.
Коммуникативные: уметь верно формулировать высказывания, используя сложные грамматические конструкции; использовать выразительные средства языка.
Личностные: осознавать значимость чтения; испытывать потребность в систематическом чтении; высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к точке зрения своего товарища.
Формы работы: работа парами, индивидуальная работа, работа с текстом.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты |
Организационный момент. |
- Ребята, мы начинаем наш урок! Слайд 2 В мире много сказок, Грустных и смешных. Мы сегодня прочитаем Лишь одну из них.
|
Эмоциональный отклик ребят |
Проверка готовности к уроку |
Актуализация знаний обучающихся |
- Вспомните, что такое сказка? Слайд 3 - Какие сказки вы помните?
|
Актуализировать знания обучающихся |
Назвать особенности сказки; вспомнить русские народные сказки |
Постановка цели и задач урока |
Игра «Ответь быстро» Слайд 4 1. У кого из зверей фамилия Топтыгин? (Медведь) 2. Кого считают царем зверей? (Лев) 3. Кого величают по отчеству Патрикеевна? (Лиса) 4. Кого в шутку называют косым? (Заяц) 5. Какой зверь помогаем нам перейти дорогу? (Зебра) - Что общего в ваших ответах? - Какие животные встречаются в русских народных сказках? - О каких животных мы будем читать сегодня вы узнаете, отгадав ребус. Слайд 5 - Кто же сможет ответить, с какой сказкой мы будем знакомиться. О ком будет эта сказка? - Кто автор этой сказки? - Какую сказку мы называем народной? - Зачем мы читаем народные сказки? |
Блиц – опрос
Фронтальная работа
|
Вспомнить персонажей сказок о животных
Формирование умения обобщать и делать вывод
Повторить понятие народной сказки, ее значимости в изучении культуры и истории своего народа |
Первичное восприятие прочитанного. Проверка первичного понимания |
Чтение учителем сказки. Слайд 6 - Какое настроение вызывает слушание сказки? Воспользуйтесь «Листком настроения», подберите подходящие слова. (Приложение 1)
|
Активное слушание
Работа с «Листком настроения» |
Умение подбирать точные слова при определении настроения |
Словарная работа |
Из нашего волшебного сундучка сегодня мы достанем слова, которые уже не используются в современном языке. Они называются архаизмы. Без расшифровки этих слов нам будет трудно правильно понять содержание сказки. Вот эти слова. Слайд 7 - Значение каких слов вам знакомо? Куманек(кум)– крестный отец по отношению к родителям крестника. Сама стряпала – сама приготовила пищу. Не обессудь – не суди строго. Потчевать – угощать. Досада – обида, огорчение. Несолоно хлебала – обманулась в ожидании. |
Словарная работа |
Умение употреблять архаизмы; обогащение словарного запаса |
Повторное чтение сказки |
1.Чтение сказки цепочкой. - Назовите главных героев сказки. - Подумайте, с какой интонацией нужно прочитать слова главных героев. - Почему журавль ушел от лисы голодным? - Как поступил журавль? - Почему лиса и журавль перестали дружить? - Какое правило дружбы было нарушено? 2. Выберите пословицу, подходящую к сказке. Слайд 8 Объясните свой выбор. Делу время, потехе За добро добром платят. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Хороший гость дому радость. Гостю щи не жалей, а побольше лей. Умей в гости звать, умей и угощать. |
Чтение «цепочкой»
Работа с пословицами |
Овладение приёмами понимания прочитанного; овладение приемами выразительного чтения, совершенствование техники чтения |
Физкультминутка |
Лисонька
по лесу шла (ходьба на месте), |
Выполнение упражнений |
Снятие напряжения |
Работа над композицией сказки |
Выборочное чтение. Слайд 9 Каждая сказка начинается с зачина. Прочитайте первое предложение. - Что мы узнаем из зачина? Далее идет развитие сюжета. - Что мы узнали из сюжета сказки? Далее идет кульминация – самый напряженный (острый) момент. Давайте найдем предложение, которое соответствует кульминации сказки. И развязка. Чем же заканчивается сказка? - Подумайте, как можно завершить сказку, чтобы лиса и журавль стали друзьями. И возможен ли такой поворот в сказке? |
Выборочное чтение
Придумать свое окончание сказки |
Умение анализировать поступки героев, находить подтверждение своих слов в тексте
Раскрытие творческого потенциала |
Обобщение и систематизация знаний |
1.-Чему учит сказка? Работа в парах -Какими вы увидели главных героев сказки? Какие черты характера им присущи? (Приложение 2.) Доброта находчивость простота хитрость ЛИСА коварство жадность ЖУРАВЛЬ злость ум доверчивость Индивидуальная работа 2. Тест (Приложение 3) Слайд 10 |
Работа в парах
Тест |
Умение выслушать своего собеседника и принять общее решение
Проверка понимания прочитанного; самопроверка; оценивания своего результата |
Рефлексия (подведение итогов урока) |
- Что на уроке мы повторили? Слайд 11 - Мы узнали… - На уроке мы научились… - Самым интересным мне показался тот момент, когда… - Трудным для меня стало… |
Ответы на вопросы
|
Оценивание своей работы через эмоциональный настрой |
Приложение 1
Листок настроения
Беспокойное
Весёлое
Возмущённое
Волшебное
Восторженное
Высмеивающее
Грустное
Добродушное
Загадочное
Заносчивое
Капризное
Мечтательное
Мрачное
Насмешливое
Нежное
Нетерпеливое
Обиженное
Печальное
Поучительное
Прихотливое
Прославляющее
Скрытное
Смешное
Солнечное
Приложение 2
Доброта |
Находчивость |
Простота |
Хитрость |
Коварство |
Жадность |
Зло |
Ум |
Доверчивость |
ЛИСА |
ЖУРАВЛЬ |
Приложение 3
1. Лиса с Журавлем …
А) породнились
Б) подружились
В) помирились
2. Как лиса обращается к журавлю?
А) куманёк
Б) дружок
В) милок
3. Какую кашу приготовила Лиса?
А) рисовую
Б) манную
В) овсяную
4. Чем Журавль угощал Лису?
А) картошкой
Б) перловкой
В) окрошкой
5. В какую посуду налила кашу Лиса?
А) кувшин
Б) тарелка
В) чашка
6. В какую посуду налил угощение Журавль?
А) кувшин
Б) тарелка
В) чашка
7. Закончи фразу
Как аукнулось, так и _______________.
Таблица для самопроверки
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Б |
А |
Б |
В |
Б |
В |
откликнется |
Используемые источники
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006 г.
Захарова В.В., Круковская Н.Л., Серова М.В. Поурочные разработки по литературному чтению – М.: ВАКО, 2007
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маринычева Наталья Владимировна
→ Публикатор 05.12.2021 0 1881 79 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.