Рабочая программа по литературному чтению на родном языке; 4 класс
МБОУ Купавинская средняя общеобразовательная школа №22
г. Старая Купавна, Богородского городского округа, Московской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО ___________/Т.А. Клименкова/ «20» августа 2020 год |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _________/Д.М. Королева/ «24» августа 2020год
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ №22 ___________/ А. Х. Хасанов/ «26» августа 2020 год
|
Рабочая программа
и календарно – тематическое планирование
Литературное чтение на родном языке
(на основе примерной программы)
4 класс «А»
(ФГОС)
учитель начальных классов
Клименкова Татьяна Александровна
2020 - 2021 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для 4 класса составлена на основании следующих документов:
-
федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
-
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
-
образовательная программа начального общего образования МБОУ Купавинской СОШ №22 на 2020-2021 учебный год;
-
учебный план МБОУ Купавинской СОШ № 22 на 2020-2021 учебный год;
-
календарный учебный график МБОУ Купавинской СОШ № 22 на 2020-2021 учебный год;
-
примерная рабочая программа Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение». 1-4 класс», предметная линия системы «Школа России». - М.; «Просвещение», 2019;
Для реализации программного содержания используются учебные пособия:
-
Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – М.: «Просвещение», 2017.
-
Полная хрестоматия для начальной школы, 4 класс. / Жилинская А., - М: ЭКСМО, 2019.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)
Планируемые результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:
Личностные результаты
-
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
-
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
-
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
-
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-
осознание языка как основного средства человеческого общения;
-
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
-
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
-
овладение словами речевого этикета;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
-
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
-
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
-
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
-
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
-
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
-
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
-
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
-
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Обучающийся получит возможность научиться:
-
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
-
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
-
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
-
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
-
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
-
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
-
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
-
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
-
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
-
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
-
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
-
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
-
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
-
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
-
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
-
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
-
определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
-
создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
-
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
-
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
-
участвовать в диалоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
-
создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
-
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
-
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
-
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
-
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
-
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
-
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
-
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
-
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
-
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
-
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
-
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
-
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
-
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
-
самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
-
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
-
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
-
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
-
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Виды речевой и читательской деятельности
-
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
-
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
-
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
-
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
-
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
-
формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
-
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
-
находить в произведениях средства художественной выразительности;
-
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
-
приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
-
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
-
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.
-
соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
-
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
-
работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
-
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
-
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
-
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
-
писать отзыв на прочитанную книгу.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
-
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Обучающийся получит возможность научиться:
-
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
-
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Учебно – тематический план курса
«Литературное чтение на родном языке» - 4 класс.
№ раздела |
Название раздела |
Количество часов |
Раздел 1. |
Летописи, былины, сказания, жития. |
3 |
Раздел 2. |
Чудесный мир классики. |
4 |
Раздел 3. |
Поэтическая тетрадь. |
4 |
Раздел 4. |
Литературные сказки. |
5 |
Раздел 5. |
Страна детства. |
5 |
Раздел 6. |
Природа и мы. |
5 |
Раздел 7. |
Родина. |
8 |
|
Итого: |
34 |
Краткое содержание тем учебного курса
«Литературное чтение на родном языке» - 4 класс.
Раздел 1. Летописи, былины, сказания, жития (3 часа).
Особенности былинных текстов.Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич».
События летописи - основные события Древней Руси. Повесть временных лет.
Сравнение текстов летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге.
Раздел 2. Чудесный мир классики (4 часа)
Творчество А.С. Пушкина.
П.П.Ершов «Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев.
Творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убирал».
Раздел 3. Поэтическая тетрадь (4 часа)
А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»
Б.П. Пастернак «Золотая осень».
Д.Б. Кедрин «Бабье лето».
Раздел 4. Литературные сказки (5 часов)
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Н.Д. Телешов «Крупеничка».
В.П. Катаев «Цветик – семицветик».
Л.Н. Толстой «Сорочьи сказки».
Л.Н. Толстой «Сорочьи сказки».
Раздел 5. Страна детства (5 часов)
Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
Д.Ю. Драгунский «Главные реки».
Д.Ю. Драгунский. «Двадцать лет под кроватью»
К.В. Драгунская «Лекарство от послушности».
Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».
Раздел 6. Природа и мы (5 часов)
Е.И. Носов «Хитрюга».
В.В. Бианки «Сумасшедшая птица».
Е.И. Чарушин «Кабан».
Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч».
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».
Раздел 7. «Родина» (8 часов)
А.О. Ишимова История России в рассказах для детей. Славяне до 862 года христианского летоисчисления. Начало Русского государства и первые государи русские. 802-944г. Начало Москвы. 1146-1155г.
С. Голицын «Сказание о земле русской».
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин».
Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».
Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.
Творческий проект на тему «Нам не нужна война».
Виды и формы контроля
Выборочный, фронтальный опрос, проверка навыка чтения.
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
-
Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – М.: «Просвещение», 2017.
-
Полная хрестоматия для начальной школы, 4 класс / Жилинская А., - М: ЭКСМО, 2019.
-
3. Универсальная хрестоматия для начальной школы. 1-4 классы. / Жилинская А., - М: ЭКСМО, 2019.
-
4.Примерная рабочая программа Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение». 1-4 класс», предметная линия системы «Школа России». - М.; «Просвещение», 2019г.;
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Литературное чтение на родном языке»
Рабочих недель – 34
Часов – 34 (1 час в неделю)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
По плану |
Корректировка (если необходимо) |
||
I четверть (9 часов) |
|||
Раздел 1. Летописи, былины, сказания, жития (3 часа) |
|||
1 |
01.09.2020-04.09.2020 |
|
Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич». |
2 |
07.09.2020-11.09.2020 |
|
События летописи - основные события Древней Руси. Повесть временных лет. |
3 |
14.09.2020-18.09.2020 |
|
Сравнение текстов летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге. |
Раздел 2. Чудесный мир классики (4 часа) |
|||
4 |
21.09.2020-25.09.2020 |
|
Творчество А.С. Пушкина. |
5 |
28.09.2020-02.10.2020 |
|
П.П.Ершов «Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. |
6 |
05.10.2020-09.10.2020 |
|
П.П.Ершов «Конек-Горбунок». Характеристика героев. |
7 |
12.10.2020-16.10.2020 |
|
Творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убирал». |
Раздел 3. Поэтическая тетрадь (4 часа) |
|||
8 |
19.10.2020-23.10.2020 |
|
А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. |
9 |
26.10.2020-30.10.2020 |
|
Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» |
II четверть (7 часов) |
|||
10 |
09.11.2020-13.11.2020 |
|
Б.П. Пастернак «Золотая осень». |
11 |
16.11.2020-20.11.2020 |
|
Д.Б. Кедрин «Бабье лето». |
Раздел 4. Литературные сказки (5 часов) |
|||
12 |
23.11.2020-27.11.2020 |
|
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». |
13 |
30.11.2020-04.12.2020 |
|
Н.Д. Телешов «Крупеничка». |
14 |
07.12.2020-11.12.2020 |
|
В.П. Катаев «Цветик – семицветик». |
15 |
14.12.2020-18.12.2020 |
|
Л.Н. Толстой «Сорочьи сказки». |
16 |
21.12.2020-25.12.2020 |
|
А.Н. Афанасьев «Летучий корабль». |
III четверть (10 часов) |
|||
Раздел 5. Страна детства (5 часов) |
|||
17 |
11.01.2021-15.01.2021 |
|
Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». |
18 |
18.01.2021-22.01.2021 |
|
Д.Ю. Драгунский «Главные реки». |
19 |
25.01.2021-29.01.2021 |
|
Д.Ю. Драгунский. «Двадцать лет под кроватью». |
20 |
01.02.2021-05.02.2021 |
|
К.В. Драгунская «Лекарство от послушности». |
21 |
08.02.2021-12.02.2021 |
|
Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». |
Раздел 6. Природа и мы (5 часов) |
|||
22 |
15.02.2021-19.02.2021 |
|
Е.И. Носов «Хитрюга». |
23 |
22.02.2021-26.02.2021 |
|
В.В. Бианки «Сумасшедшая птица». |
24 |
01.03.2021-05.03.2021 |
|
Е.И. Чарушин «Кабан». |
25 |
08.03.2021-12.03.2021 |
|
Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч». |
26 |
15.03.2021-19.03.2021 |
|
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». |
IV четверть (8 часов) Раздел 7. «Родина» (8 часов) |
|||
27 |
29.03.2021-02.04.2021 |
|
А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей. Славяне». |
28 |
05.04.2021-09.04.2021 |
|
А.О. Ишимова «Начало Русского государства и первые государи русские». |
29 |
12.04.2021-16.04.2021 |
|
А.О. Ишимова «Начало Москвы». |
30 |
19.04.2021-23.04.2021 |
|
С. Голицын «Сказание о земле русской». |
31 |
26.04.2021-30.04.2021 |
|
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин». |
32 |
03.05.2021-07.05.2021 |
|
Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». |
33 |
10.05.2021-14.05.2021 |
|
Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Творческий проект на тему «Нам не нужна война». |
34 |
17.05.2021-25(27).05.2021 |
|
Обобщающий урок «По дорогам любимых книг». |
ИТОГО: 34 часа |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лихолетова Людмила Ивановна
→ Публикатор 13.12.2021 0 1604 176 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.