Рабочая программа по литературному чтению на родном языке; 4 класс


МБОУ Купавинская средняя общеобразовательная школа №22

г. Старая Купавна, Богородского городского округа, Московской области

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

___________/Т.А. Клименкова/

«20» августа 2020 год

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_________/Д.М. Королева/

«24» августа 2020год

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №22

___________/ А. Х. Хасанов/ «26» августа 2020 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

и календарно – тематическое планирование

 

 

Литературное чтение на родном языке

(на основе примерной программы)

 

4 класс «А»

(ФГОС)

 

 

 

 

 

учитель начальных классов

Клименкова Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 - 2021 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для 4 класса составлена на основании следующих документов:

  • федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • образовательная программа начального общего образования МБОУ Купавинской СОШ №22 на 2020-2021 учебный год;

  • учебный план МБОУ Купавинской СОШ № 22 на 2020-2021 учебный год;

  • календарный учебный график МБОУ Купавинской СОШ № 22 на 2020-2021 учебный год;

  • примерная рабочая программа Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение». 1-4 класс», предметная линия системы «Школа России». - М.; «Просвещение», 2019;

 

Для реализации программного содержания используются учебные пособия:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – М.: «Просвещение», 2017.

  2. Полная хрестоматия для начальной школы, 4 класс. / Жилинская А., - М: ЭКСМО, 2019.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)

Планируемые результаты освоения содержания курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

  • восприятие русского языка как явление национальной культуры;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  

  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;

  • овладение словами речевого этикета;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

 

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

 

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в диалоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

 

Предметные результаты

Обучающийся научится:

Виды речевой и читательской деятельности

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

  • работать с детской периодикой.

 

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

 

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

 

Учебно – тематический план курса

«Литературное чтение на родном языке» - 4 класс.

раздела

Название раздела

Количество часов

Раздел 1.

Летописи, былины, сказания, жития.

3

Раздел 2.

Чудесный мир классики.

4

Раздел 3.

Поэтическая тетрадь.

4

Раздел 4.

Литературные сказки.

5

Раздел 5.

Страна детства.

5

Раздел 6.

Природа и мы.

5

Раздел 7.

Родина.

8

 

Итого:

34

 

Краткое содержание тем учебного курса

«Литературное чтение на родном языке» - 4 класс.

Раздел 1. Летописи, былины, сказания, жития (3 часа).

Особенности былинных текстов.Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич».

События летописи - основные события Древней Руси. Повесть временных лет.

Сравнение текстов летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге.

 

Раздел 2. Чудесный мир классики (4 часа)

Творчество А.С. Пушкина.

П.П.Ершов «Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев.

Творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убирал».

 

Раздел 3. Поэтическая тетрадь (4 часа)

А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

Б.П. Пастернак «Золотая осень».

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

 

Раздел 4. Литературные сказки (5 часов)

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Н.Д. Телешов «Крупеничка».

В.П. Катаев «Цветик – семицветик».

Л.Н. Толстой «Сорочьи сказки».

Л.Н. Толстой «Сорочьи сказки».

 

Раздел 5. Страна детства (5 часов)

Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Д.Ю. Драгунский «Главные реки».

Д.Ю. Драгунский. «Двадцать лет под кроватью»

К.В. Драгунская «Лекарство от послушности».

Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».

 

Раздел 6. Природа и мы (5 часов)

Е.И. Носов «Хитрюга».

В.В. Бианки «Сумасшедшая птица».

Е.И. Чарушин «Кабан».

Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч».

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

 

Раздел 7. «Родина» (8 часов)

А.О. Ишимова История России в рассказах для детей. Славяне до 862 года христианского летоисчисления. Начало Русского государства и первые государи русские. 802-944г. Начало Москвы. 1146-1155г.

С. Голицын «Сказание о земле русской».

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин».

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.

Творческий проект на тему «Нам не нужна война».

 

Виды и формы контроля

Выборочный, фронтальный опрос, проверка навыка чтения.

 

Информационно-методическое обеспечение учебного процесса

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – М.: «Просвещение», 2017.

  2. Полная хрестоматия для начальной школы, 4 класс / Жилинская А., - М: ЭКСМО, 2019.

  3. 3. Универсальная хрестоматия для начальной школы. 1-4 классы. / Жилинская А., - М: ЭКСМО, 2019.

  4. 4.Примерная рабочая программа Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение». 1-4 класс», предметная линия системы «Школа России». - М.; «Просвещение», 2019г.;

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Литературное чтение на родном языке»

Рабочих недель – 34

Часов – 34 (1 час в неделю)

 

 

 

п/п

Дата

Тема урока

По плану

Корректировка

(если необходимо)

I четверть (9 часов)

Раздел 1. Летописи, былины, сказания, жития (3 часа)

1

01.09.2020-04.09.2020

 

Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич».

2

07.09.2020-11.09.2020

 

События летописи - основные события Древней Руси. Повесть временных лет.

3

14.09.2020-18.09.2020

 

Сравнение текстов летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге.

Раздел 2. Чудесный мир классики (4 часа)

4

21.09.2020-25.09.2020

 

Творчество А.С. Пушкина.

5

28.09.2020-02.10.2020

 

П.П.Ершов «Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

6

05.10.2020-09.10.2020

 

П.П.Ершов «Конек-Горбунок». Характеристика героев.

7

12.10.2020-16.10.2020

 

Творчество Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убирал».

Раздел 3. Поэтическая тетрадь (4 часа)

8

19.10.2020-23.10.2020

 

А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

9

26.10.2020-30.10.2020

 

Н.А.Некрасов «Школьник»,

«В зимние сумерки нянины сказки…»

II четверть (7 часов)

10

09.11.2020-13.11.2020

 

Б.П. Пастернак «Золотая осень».

11

16.11.2020-20.11.2020

 

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

Раздел 4. Литературные сказки (5 часов)

12

23.11.2020-27.11.2020

 

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

13

30.11.2020-04.12.2020

 

Н.Д. Телешов «Крупеничка».

14

07.12.2020-11.12.2020

 

В.П. Катаев «Цветик – семицветик».

15

14.12.2020-18.12.2020

 

Л.Н. Толстой «Сорочьи сказки».

16

21.12.2020-25.12.2020

 

А.Н. Афанасьев «Летучий корабль».

III четверть (10 часов)

Раздел 5. Страна детства (5 часов)

17

11.01.2021-15.01.2021

 

Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

18

18.01.2021-22.01.2021

 

Д.Ю. Драгунский «Главные реки».

19

25.01.2021-29.01.2021

 

Д.Ю. Драгунский. «Двадцать лет под кроватью».

20

01.02.2021-05.02.2021

 

К.В. Драгунская «Лекарство от послушности».

21

08.02.2021-12.02.2021

 

Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».

Раздел 6. Природа и мы (5 часов)

22

15.02.2021-19.02.2021

 

Е.И. Носов «Хитрюга».

23

22.02.2021-26.02.2021

 

В.В. Бианки «Сумасшедшая птица».

24

01.03.2021-05.03.2021

 

Е.И. Чарушин «Кабан».

25

08.03.2021-12.03.2021

 

Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч».

26

15.03.2021-19.03.2021

 

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

IV четверть (8 часов)

Раздел 7. «Родина» (8 часов)

27

29.03.2021-02.04.2021

 

А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей. Славяне».

28

05.04.2021-09.04.2021

 

А.О. Ишимова «Начало Русского государства и первые государи русские».

29

12.04.2021-16.04.2021

 

А.О. Ишимова «Начало Москвы».

30

19.04.2021-23.04.2021

 

С. Голицын «Сказание о земле русской».

31

26.04.2021-30.04.2021

 

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин».

32

03.05.2021-07.05.2021

 

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».

33

10.05.2021-14.05.2021

 

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Творческий проект на тему «Нам не нужна война».

34

17.05.2021-25(27).05.2021

 

Обобщающий урок «По дорогам любимых книг».

ИТОГО: 34 часа

 


 


 


 


Полный текст материала Рабочая программа по литературному чтению на родном языке; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лихолетова Людмила Ивановна  Публикатор
13.12.2021 0 1567 174

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК