Статья "Формирование читательской грамотности обучающихся младших классов"
Формирование читательской
грамотности обучающихся
младших классов
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 65»
г.Новокузнецк
Чернышева И.В.
Содержание
-
Введение 3
-
Читательская грамотность 4
-
Формирование читательской грамотности 6
-
Этапы формирования читательской самостоятельности 8
-
Игры, направленные на формирование навыка чтения 13
-
Заключение 16
-
Литература 18
Введение
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать».
Д.Дидро
В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интерес детей к чтению не исключение. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, общениями в соцсетях. Поэтому вопрос формирования читательской грамотности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Перед начальной школой стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»
В начальной школе возможно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Данные задачи решаются на уроках литературного чтения.
В современном мире переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская грамотность.
Читательская грамотность
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
-
умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
-
умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;
-
найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
-
основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
-
устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
-
интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
-
реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
-
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
-
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
-
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Формирование читательской грамотности
Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы.
Существует несколько особенностей формирования читательской грамотности:
1. Формирование навыка чтения. Оно строится на
-
умение правильно прочитывать слова;
-
понимать смысл текста;
-
выразительно читать;
2. Овладение техникой чтения.
3. Формирование читательских интересов.
Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.
Для решения этих вопросов наиболее эффективные приемы:
1. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А
АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы, обозначающие гласные, А
СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы, обозначающие гласные, О
МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
2. Прочитай слова без лишнего слога
тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка
3. Читай только первые слоги.
канат лентяй дача рисунок
сани ракета фантазия
концерт феникс тарелка
фикус аллея карандаш
4. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z
L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S
Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
Один костёр - весь мир согревает. (солнце)
5. Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
-
По печи узнают человека.
-
Терпенье и прут всё перетрут.
-
Здоровому - грач не нужен.
-
Торопливый человек дважды одно тело делает.
Все эти приемы ведут к формированию читательской грамотности. Но формировать эти умения необходимо с развитием читательской самостоятельности.
Ушинский К.Д. писал «Читательская самостоятельность - это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его.»
Самостоятельное чтение детей заключается не в раскодирование графических знаков, а в общении с книгами, в переживаниях, мыслях, чувствах, раздумьях.
В своей исследовательской работе Н.Н.Светловская доказала, что общение с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить, поэтапно формируя читательскую грамотность и читательскую самостоятельность.
Многие авторы считают, что для формирования читательской самостоятельности ребенка необходимо заинтересовать книгой, удивить процессом чтения.
В современной начальной школе детская книга (художественная, научно-популярная) является предметом специального изучения в системе уроков чтения. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача уроков классного и внеклассного чтения. Именно эти уроки могут способствовать развитию личности учащихся.
Книги должны быть разнообразны, грамотно подобраны и соответствовать возрасту ребенка. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией.
Этапы формирования читательской самостоятельности
На развитие познавательного интереса к чтению влияет и организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними.
В программах по новому ФГОС НОО выделены следующие разделы, нацеленные на формирование читательской самостоятельности младшего школьника:
- библиографическая культура: книга как особый объект, ее элементы, виды и типы книг, виды информации в книге, библиографические умения: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, как выбрать книгу;
- круг детского чтения: представленность разных видов книг (историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая), детские периодические издания; основные темы детского чтения;
- работа с разными видами текста, поиск информации в разных текстах (художественном, учебном, научно-познавательном).
Существует несколько этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников, которые определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки при работе с книгой.
Этапы обучения читательской самостоятельности
№ п/п |
Этапы обучения |
Годы обучения |
Виды уроков чтения |
1 |
Подготовительный этап обучения читательской самостоятельности |
1 класс |
обучение грамоте и занятия внеклассным чтением |
2 |
Начальный этап обучения читательской самостоятельности |
2 класс |
уроки классного и уроки внеклассного чтения |
3 |
Основной этап обучения читательской самостоятельности |
3 класс |
уроки классного и уроки внеклассного чтения |
4 |
Заключительный этап обучения читательской самостоятельности |
4 класс |
уроки классного и уроки внеклассного чтения |
Каждый этап отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся. На всех уроках осуществляется взаимодействие форм, приемов обучения чтению.
На подготовительном этапе дети овладевают правилами самостоятельной читательской деятельности:
-
восприятие и воспроизведение прослушанного произведения с помощью учителя;
-
ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения учителем вслух;
-
освоение закономерностей: содержание книги - иллюстрации, заглавие, автор;
-
узнавание прочитанных на уроке книг по двум из этих показателей.
Основным методом изучения становится чтение-рассматривание книги, как собеседника. Книга предоставляет читателю два информационных ряда, подлежащих сопоставлению: это текст и внетекстовая информация, т.е. язык книги. Его ребенок должен освоить, научиться сопоставлять, т.е. думать над книгой. Чтобы достичь положительного отношения учащихся к деятельности с книгами, необходимо выполнять следующие условия:
а) отбирать книги в соответствии с требованиями;
б) организовать активную учебную деятельность с книгами в уголке чтения.
1. Необходимо приучать детей, взяв в руки любую книгу, внимательно рассматривать ее с первой страницы обложки:
-
на первой странице обложки сразу же выделять и разграничивать иллюстрации и надписи;
-
анализировать их по содержанию: сначала иллюстрации, потом основные надписи.
Вопросы, на которые при этом надо привыкнуть отвечать:
Что здесь нарисовано? О чем мы думаем, глядя на это? Что нам знакомо? Что ново? На какие мысли наводят нас эти картинки или картина? Где здесь надписи? Где фамилия автора? Покажите! Прочитайте! Где заглавие книги? Покажите! Прочитайте!
Дети, побуждаемые вопросами, учатся находить и читать надписи на книгах.
Вопросы после чтения надписи:
Как мы поняли эту надпись? Знаком ли, нам этот автор? Какие его книги уже знаем?
1. Cодержание прочитанных надписей и иллюстраций на 1 странице обложки каждый раз сопоставляется; определяется, насколько оправданно и понятно помещение на первой странице именно такой картинки и данной надписи. Как они связаны? Чем? На какие мысли нас наводят?
2. Рассматривание четвертой страницы обложки - иллюстраций и надписей (порядок и смысл рассматривания тот же). Сопоставление того, что написано и нарисовано не первой странице обложки, с тем, что содержится на 4 странице обложки. Размышления о том, насколько связаны иллюстрации и надписи на 1 и 4 страницах обложки, и предварительный вывод о том, одно в книге произведение или несколько.
3. Общий вывод о том, может ли быть в этой книге только что прочитанное учителем произведение.
4. Внимательное перелистывание книги с целью уточнения высказанного предположения о ее содержании. Выделение и рассматривание иллюстраций, а также крупных заголовков, означающих начало нового произведения; если возможно, отыскание знакомого произведения.
5. Предположительные высказывания об общем характере книги; о теме или жанре предлагаемого читателю разговора; о характере, манере, в которой этот разговор будет вестись (весело, грустно, страшно, в стихах или прозе и т.п.); вывод о том, нравится ли собеседник, хочется ли с ним поговорить самому в свободное время.
На начальном этапе дети уже должны ориентироваться в каждой из группы книг до чтения.
Они должны воспринимать и воссоздавать произведения в процессе и после самостоятельного чтения избранной книги - с опорой на иллюстрации. Сопоставлять книги с другими известными книгами по сходству, контрасту и т.д. Освоить закономерности, упорядочивающие читательский кругозор учащихся: книга-тема, книга-автор, книга-жанр, автор-книги.
Задача начального этапа - «пробудить и сформировать у детей интерес не просто к книге как собеседнику, а к самостоятельному чтению, т.е. к разговору с этим собеседником с помощью книги как инструмента для чтения, чтобы нацелить учащихся на широкое знакомство с миром доступных книг по собственной инициативе, на поиск среди книг тех собеседников, которые интересны, необходимы и доступны каждому из них».
На данном этапе учитель организует самостоятельное рассматривание детьми предложенной книги, т.к. ученики подготовлены к тому, чтобы предугадать и содержание книги, и тему урока. Существенным отличием первого этапа от начального является то, что детям предлагается для рассматривания не одна книга, а группа книг от двух до пяти и не обязательно в типовом оформлении. Круг чтения - детская художественная и научно-художественная «тонкая» книга, различная по тематике и жанрам.
Основное место занимает самостоятельная индивидуальная работа учащихся с детскими книгами. Для этого учитель выставляет книги у доски и приучает детей рассматривать их до урока. Здесь решается три типа задач
1 тип задач: определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить.
2 тип задач: ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам.
Приступать к таким упражнениям можно лишь после того, как каждый ребенок освоил в деятельности (а не на словах) умение самостоятельно рассматривать одну любую книгу, определяя ее содержание по внешним приметам, а затем и группу книг (с той же целью) методом чтения-рассматривания.
3 (последний) тип задач: ориентировка в группе книг - самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопросов о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем.
Таким образом дети учатся ориентироваться в группе книг, и тренируются в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги.
Цель основного этапа - формирование желания и умения читать книги по собственному выбору. Для достижения этой цели складываются два аспекта: первый для учащихся 3 класса - формирование подлинной самостоятельности при ориентировке в книгах с целью выбора книги или произведения для себя, исходя из сформированности навыка чтения; второй для учащихся 4 класса - формирование базы для использования умения выбирать книги и читать их с целью самообразования, исходя из личностного интереса не только для уроков чтения, но и по другим предметам начального обучения.
У детей формируются такие читательские умения:
-
Умение воссоздавать в воображении картины, нарисованные писателем;
-
Умение воспринимать мир чувств и переживаний литературных героев;
-
Умение видеть авторскую позицию во всех компонентах текста художественного произведения;
-
Умение давать самостоятельную оценку художественного произведения в единстве содержания и формы.
Учитель становится консультантом, помощником, он поощряет, нацеливает каждого ребенка на продвижение в формировании квалифицированного читателя.
Игры, направленные на формирование навыка чтения
Предложенные упражнения можно использовать в групповой работе на уроке, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной работе и в работе с малыми группами. Задания носят непринужденный игровой характер.
1. Игра «Слова наоборот». Чтение строчек, наоборот, по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.
2. Игра «Буквы наоборот». Чтение строчек, наоборот, по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.
3. Игра «Туда-сюда». Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.
4. Игра «Половинка». Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя. Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.
5. Игра «Прятки». Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка. Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.
6. Игра «Маршрут». Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.
7. Игра «Путаница». Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.
8. Игра «Спокойной ночи!» Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.
9. Игра «Найди меня!» Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.
10. Игра «Никуда ты от меня не уйдёшь!» Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
11. Игра «Смытые буквы». Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
12. Игра «Половинки». Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другой. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.
13. Игра «С кочки на кочку». Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.
14. Игра «Шифровка». Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.
Представленные выше упражнения направлены на формирование первого компонента навыка чтения – техники чтения.
Вторым компонентом навыка чтения является понимание текста. Существует программа, направленная на развитие способности понимать разные типы текстов.
Ниже представлены упражнения, которые могут быть использованы учителями начальной школы на уроках и во внеклассной работе.
15. Игра «Пять вопросов». Ребенок загадывает слово, а дети задают ему вопросы о значении этого слова. На вопросы можно отвечать только “да”, “нет” и “не знаю”. Задается только 5 вопросов. Дети должны угадать слово, которое загадал ведущий.
16. Игра «Наоборот». Поиск противоположных предметов: называется какой-либо предмет. Надо перечислить как можно больше предметов, противоположных заданному. Противопоставлять предметы можно, беря за основу разные свойства и признаки предмета.
17. Игра «Поиск». Нахождение противоположных слов: в каждой строчке даются 5 слов, из которых нужно выбрать 2, имеющих противоположное значение.
18. Игра «Школа писателей». Нахождение внутритекстовых связей: ребенку предлагается расставить строчки стихотворения в нужном порядке.
Заключение
Подводя итог всему сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, насколько важно включать каждого школьника в активный, самостоятельный познавательный процесс. Привлечение читательского опыта школьников, использование возможностей детских книг являются особенностью организации обучения и формирования основ читательской грамотности. Это поддерживает интерес учащихся к деятельности с книгой и развивает читательскую эрудицию.
Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.
В современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Вместе с тем в этом возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих.
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.
В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г.Песталоцци).
Литература
-
Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / под ред. М.С.Васильевой, М.И.Омороковой, Н.Н.Светловской. - М.: Просвещение., 1977.
-
Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности, 2013.
-
Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.
-
Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е.Пановой. - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. - 116 с.
-
ФГОС НОО.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чернышева Ирина Васильевна
→ Публикатор 14.01.2022 0 6255 235 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.