Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка""; 3 класс
Класс: 3
Предмет: литературное чтение
Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Предметные:
- учащиеся познакомятся с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
- научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте в скрытом виде.
Личностные:
- формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Познавательные УУД:
- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов различных видов.
Коммуникативные УУД:
- слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Средства обучения: проектор, интерактивная доска, репродукция картины В.М. Васнецова «Алёнушка», карточки для групповой работы, карточки для парной работы.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент Цель: подготовить учащихся к включению в учебную деятельность, создать позитивный настрой, организовать внимание учащихся. |
Тренинг. - Ребята, возьмите в руки карандаш или ручку – любой предмет с гранями. Покатайте его, зажав пальцами. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учёными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты! |
Слушают учителя, катают карандаш между пальцами и настраиваются на работу во время урока.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания Цель: выяснить степень усвоения заданного материала. |
Ребята, что было задано на дом? (подготовить сообщение о произведениях прикладного искусства: дымковской или богородской игрушках – на основе учебника; из дополнительной литературы найти интересные факты о дымковской или богородской игрушках – по выбору) (Интересные факты об игрушках - задание исследовательского характера) - Проверку домашнего задания проведём в виде игры «Лови мяч». Я бросаю мяч, а кто его поймает, тот отвечает. |
Дети отвечают: 1.Возникновение дымковской игрушки связывают с весенним праздником Свистуньей, к которому женщины из Дымково лепили глиняные свистульки в виде баранов, козлов, птиц и др. животных. 2. На празднике все жители веселились, танцевали и свистели в глиняные фигурки. 3.Фигурки имели тайный смысл. Так, посвистев в глиняного медведя, по поверью, станешь сильным. Баран приносил счастливую жизнь, корова – достаток. 4. Символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке - «Кузнецы», которой уже более 300 лет, а игрушкой «Курочки» забавлялись ребятишки ещё во времена А.С. Пушкина. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников Цель: определить место и причины затруднения в пробном учебном действии учащихся, сформировать совместно с учащимися тему, проблему, цель и задачи урока. |
- Ребята, вспомните жанры устного народного творчества, с которыми знакомились на уроках литературного чтения, назовите их. - Сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром, а каким – узнаете, разгадав кроссворд.
1. Из снега, снега белого дочку себе сделали. А весна – красна пришла – дочка и растаяла. 2. Всех важней она в загадке, хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки деду с бабой помогла. 3. Кого петух прогнал в леса? Кто зайца обманул?.. 4. Кто бежал через мосточек, с клёна оторвал листочек? То из сказочки коза, её имя ... 5. Он от бабушки ушёл, он от дедушки ушёл. Песни пел под синим небом для лисы он стал обедом. 6. Бабушка в лесу живёт – травы, зелье собирает, В ступе по небу летает. Из кости её нога, эту бабу звать ... - Правильно, сказка. - На какие группы делятся сказки по авторству? - Посмотрите ещё раз на слова – отгадки и попробуйте предположить, чему будет посвящён наш урок? - А какие русские народные сказки вы знаете? - В названии нашей сказки есть имена. Герои эти – брат и сестра. (если по первым строкам дети не определяют название сказки, то зачитывается вторая половина загадки) Не послушал брат сестрицу Из лужицы испил водицы. - О ком будет сказка? - Предлагаю поставить цели на урок.
- Сегодня мы продолжим раскрывать тайны сказок и постараемся найти ответы на вопросы. |
Пословицы, поговорки, считалки, потешки, пестушки, русские народные песни, колыбельные песни
Работают в парах, разгадывают кроссворд
Народные и авторские.
Будем знакомиться с русской народной сказкой
Перечисляют
Выдвигают версии: будем читать сказку про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку; узнавать основную мысль произведения; учиться работать с текстом
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение новых знаний Цель: создать условия для выхода из затруднений в пробном учебном действии учащихся и его реализации. |
1.Словарная работа. - Перед тем, как я прочту вам сказку, давайте выясним значение некоторых слов. На доске есть слова, которые нужно соединить стрелкой с их значением. Попробуем вместе выполнить задание.
Физминутка для глаз Стрекоза
2. Чтение учителем сказки. - Я читаю, а вы внимательно следите по учебнику и подумайте: можно ли эту сказку назвать волшебной? |
Дети находят взаимосвязи, соединяют стрелкой слова с их значением
Вот какая стрекоза – как горошины глаза. (пальцами делают очки) Влево – вправо, назад – вперёд - (глазами смотрят влево – вправо) Ну, совсем как вертолёт. (круговые движения глаз) Мы летаем высоко (смотрят вверх), Мы летаем низко (смотрят вниз). Мы летаем далеко (смотрят вперёд), Мы летаем близко (смотрят вниз).
Дети следят |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания изученного Цель: закрепить усвоенные знания и создать условия для формирования навыков самоконтроля и самооценки у учащихся. |
- Понравилась сказка? - Назовите действующих лиц сказки. - Почему автор назвал главных героев ласково: сестрица Алёнушка и братец Иванушка? - Послушался ли Иванушка свою сестру? - К чему это привело? - Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного? - Сейчас самостоятельно вы ещё раз прочитаете сказку и по ходу чтения подумайте, на какие смысловые части можно разделить сказку.
- Прежде чем приступить к чтению, давайте потренируемся читать сложные слова. Сначала читаем по слогам, затем целыми словами: Од-ни о-ди-нё-шень-ки Же-ре-бё-ноч-ком Не-пос-лу-шал-ся О-бо-ро-ти-лась Жа-лоб-нё-хонь-ко Пе-ре-ки-нул-ся До-ни-ма-ет Физминутка «Любимые сказки» Будем пальчики считать, Будем сказки называть: Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок. Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк, Лиса. Не забудем Сивку – Бурку Нашего вещего каурку. Про Жар – птицу сказку знаем, Репку мы не забываем, Знаем волка и козлят – Этим сказкам каждый рад! |
Дети отвечают на вопросы
Родственные связи
Доказывают, что сказка по содержанию волшебная: волшебство, троекратный повтор, борьба добра и зла
Читают слова
Выполняют имитационные движения по ходу текста стихотворения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применение новых знаний, обобщение и систематизация Цель: организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по этапу. |
Самостоятельное чтение. - Сколько в сказке частей, по вашему мнению? Примерный план:
- Определите настроение каждой части. Предлагаю поработать в парах и заполнить «лист настроений». - Сделаем общий вывод о настроении сказки. - Что же помогло нашим героям выдержать все испытания? Работа по первой и второй части. - Просмотрите ещё раз текст сказки и составьте свои вопросы. Запишите на листках вопросы, которые вы зададите своим товарищам. От пары один вопрос задать классу.
|
Отвечают на поставленный вопрос
Выполняют задание, отвечают на вопросы
Грустное, печальное, часто переживали за героев, только в последней части порадовались за них
Ребята самостоятельно зачитывают, задают вопросы друг другу в парах, отвечают
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контроль и самоконтроль, коррекция Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного. |
Выполнение заданий в группах. Выборочное чтение. (задания записаны на цветных карточках) Задание 1 1 группа - Найдите в тексте ответ на вопрос: Как Алёнушка попала в реку? - Почему это с ней произошло? 2 группа - Найдите и прочитайте отрывок, где ведьма просит купца зарезать козлёнка. - Почему она хочет избавиться от него? - Кто помешал этому? 3 группа - Найдите и прочитайте отрывок, в котором Алёнушку спасают. - Обратите внимание на то, как это происходит. - Если во время работы встретятся непонятные слова – посмотрите их значение в толковом словаре. Задание 2 - Ребята, обратите внимание, из сказки мы узнаём, что происходит с Алёнушкой. Описания самой Алёнушки нет. А какой она вам представляется? Выберите нужные слова Слова на слайде ХИТРАЯ - Дайте характеристику главной героине, используя данные слова. Добавьте свои прилагательные, чтобы более точно описать Алёнушку. - А вот такой увидел Алёнушку художник Виктор Михайлович Васнецов. Рассмотрите репродукцию картины «Алёнушка» - Как вы думаете, есть что-то общее у сказки и картины? - Какой же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? Найдите его и прочитайте. - Ребята, оставшиеся слова на слайде какого персонажа описывают? Какое наказание за это понесла ведьма? Задание 3 - Я предлагаю обратиться к шкатулке идей. Учащимся предлагаются разноуровневые задания: 1 уровень Вычеркнуть английские буквы и прочитать пословицу. JВСGЯСЕМWЬЯВМWЕСТNЕИДУ VШАНZАМЕSСТЕ 2 уровень Соедините части пословиц. Запишите в тетрадь ту пословицу, которая подойдёт к этой сказке. Таблица с двумя столбиками
3 уровень - Постарайтесь ответить на вопрос: Почему никто «ведьму не распознал», только Иванушке всё было ведомо? |
Класс делится на 3 мини – группы (по 3 человека). Каждый ученик берёт со стола одну цветовую карточку: красную, зелёную, синюю. Учащиеся берут по 1 вопросу, изучают сказку в своей группе с целью найти ответ на свой вопрос, подчёркивают этот ответ в тексте, затем собираются при помощи цветовых карточек в «экспертные» группы, обсуждают, приходят к общему мнению, отвечают. Далее задание для этих же групп (группы не расходятся)
Выполняют задания по группам, озвучивают результат работы
Работают в парах
Нет, в сказке нет эпизода, который изображён на картине художника
Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет
Слушают задания учителя, выбирают посильное задание, выполняют его, озвучивают результат
Пословицу записывают в тетрадь, устно объясняют её значение
Соединяют части пословиц, выбирают нужную, записывают в тетрадь, объясняют свой выбор
Ведьма – представитель волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока, рефлексия Цель: проанализировать уровень положительной динамики состояния эмоционально-интеллектуальной сферы учащихся по результатам урока и закрепить полученные знания. |
Вот и подходит наш урок к концу. - Какая основная мысль произведения? - В чём нас хотел убедить автор? - В какой момент вы особенно переживали за Иванушку? А за Алёнушку? - Смогли ли вы ответить на вопросы, которые у вас возникали? - Чему научила вас сказка? - Спасибо, ребята, ваше мнение очень важно для меня. - Оцените свою работу на уроке. А поможет вам в этом лесенка знаний. Если вы считаете, что урок прошёл для вас интересно, вы себя проявили, разобрались в тайнах сказки – прикрепите смайлик на верхней ступени лестницы. Если вы испытывали затруднения в некоторых вопросах, но сумели в них разобраться, урок показался вам недостаточно интересным – поместите смайлик на средней ступени лесенки. Кто был малоактивным, чаще грустил на уроке – нижняя ступень. - А кто хочет похвалить своего товарища за работу? Похвалите. - Я согласна с вашей оценкой. Благодарю вас всех за работу на уроке. |
Дети прикрепляют смайлики |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Долгачёва Любовь Николаевна
→ Публикатор 01.02.2022 0 2677 201 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.