Конспект урока литературного чтения "Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова"; 3 класс
Урок литературного чтения, 3 класс
Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова.
Цели:
-
обобщить знания детей о баснях Эзопа и И.А. Крылова.
-
развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения и чтения по ролям;
-
воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.
Развитие УУД:
Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.
Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
Регулятивные: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.
Ход урока:
-
Проверка готовности детей к уроку, эмоциональный настрой.
- Сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствует много гостей. Давайте «проживём» наш урок интересно и с пользой.
-
Вхождение в тему.
Эпиграф нашего урока: Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками.
- Как понимаете эту фразу?
-Какой жанр литературы помогает нам увидеть свои недостатки?
- Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
- Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»
III Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. На предыдущих уроках мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.
- У вас на столах лежат информационно-рабочие карты.
Найдите I блок – тест. Приступаем к его выполнению.
I вариант находит сведения, относящиеся к Эзопу,
II вариант – к И. А. Крылову
(Слайды теста – презентация)
1. Жил:
а) в 13- 14 веках б) в 18 – 19 веках в) в 6 веке до н. э .
2. Родился:
а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани
3. В жизни был:
а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
4. Внешний вид:
а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб
б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами
в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
-Давайте проверим вашу работу:
I вариант: 1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб. )
II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в 18-19 веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)
-
Работа по теме урока.
- Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
- да, ребята, оба эти человека были великими баснописцами (слово баснописец выносится на доску)
- Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)
- Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.
- Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие) ≈ 10'-12 '
-Поможет нам в этом план сравнения басен в ваших информационно-рабочих картах.
Прочитайте II блок.
План сравнения басен:
-
Название басни.
-
Время написания.
-
Форма написания (стихотворная, прозаическая)
-
Композиция ( сюжет, мораль)
-
Характеры героев.
- Мы читали басню Эзопа «Ворон и Лисица», вспомним её (Читает ученик)
- Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и посмотрим инсценировку басни И. А. Крылова «Ворона и лисица». Итак, приглашаю вас в театр, мы становимся зрителями. (Учащиеся инсценируют басню)
- Приступим к исследованию. (на слайде появляются записи после ответов детей)
-
- Сопоставьте название басен. (название почти одинаковое)
-
- А время написания? (первая басня- 6 в. до н. э., а вторая басня -18 век)
-
- Форма изложения? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
-
- Говоря о басне, мы отмечаем, что в ней есть мораль, которая находится в начале или концовке. Мы можем сравнить композиции этих басен?
- Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни),
а у Крылова? (в начале басни)
- Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? (Лесть, неискренние слова некоторые используют, чтобы добиться своих целей)
- Похожи ли характеры героев басни? Какая Лиса? А Ворона?
- За пороками животных мы видим человеческие пороки. Обратимся к III блоку ваших информационно-рабочих карт.
- Подчеркните красным карандашом слова, обозначающие людские пороки, которые высмеяны обоими баснописцами в образе Лисы. (Работа в информационных картах)
(расчётливость, властолюбие, льстивость, грубость, хамство, жестокость, хитрость)
Физминутка.
- Продолжим нашу исследовательскую работу в группах. Повторим правила работы в группе.
-Послушайте басню И.А. Крылова «Волк и ягнёнок» в исполнении артиста И.Ильинского.
- Прочитаем басню Эзопа «Волк и ягнёнок». ( На листах)
Группы представляют сравнительный анализ басни по схеме в информационно- рабочих картах.
- Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать, сравнив эти басни? (Басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями).
- Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крылов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой Крыловым»? ( Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть).
- Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы. Подчеркните зелёным карандашом в IV блоке информационно – рабочих карт слова, обозначающие положительные черты характера человека.
(жадность, воспитанность, глупость, доброта, справедливость, отзывчивость, лень, вежливость, правдивость, трусость)
- Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.
- Ребята, Эзоп писал свои басни в 6 веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в 21 в.)
- Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)
- К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Первый шаг для исправления - признание своих недостатков.
- IV Связь с современностью
- Прочитаем произведение нашего современника Сергея Михалкова.(Учебник с.58 «Бараны» С.Михалков)
- Что это: сказка? Басня? Объясните.
- Только ли о баранах это стихотворение?
-О чём в юмористической форме предупреждает читателя поэт?
- Можем ли мы превратить это стихотворение в басню? Как? (Сочинить мораль)
Коль не научишься ты уступать,
То можешь в речке тоже побывать…
Договориться ты умей,
И станешь умным средь людей…
Не будь бараном никогда,
И не придёт к тебе беда…
- Пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню? (Да)
- К сегодняшнему уроку я предложила вам попробовать себя в роли баснописца. Давайте послушаем, что у вас получилось.
- Чему же учит басня?
V. Итог урока, рефлексия.
- Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова? Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим? (Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.
- Читая басни, смеясь над их героями, мы задумываемся над собой, а, задумавшись, стараемся расстаться со своими недостатками.
- Что можете сказать о сегодняшнем уроке?
-Что вас впечатлило?
-Какой вывод сделали для себя?
VI. Домашнее задание:
-
подготовить для выразительного чтения или проинсценировать другие басни Эзопа и Крылова;
-
Познакомиться с произведениями других баснописцев;
-
По учебнику (стр. 58) Опиши происшествие одними звуками.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Захарчук Надежда Васильевна
→ Публикатор 10.02.2022 0 1400 148 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы