Конспект урока литературного чтения "Звук [э]. Буква Ээ"; 1 класс
Ф.И.О. учителя: Джикаева Ирина Харитоновна
МБОУ СОШ № 42 им. Х. Мамсурова
РСО – Алания г. Владикавказ
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1
УМК « Начальная школа ХХІ века»
Тема урока:Звук [э]. Буква Ээ.
Тип урока:изучение нового материала.
Цель: Знакомство с буквой Э,э с гласным звуком [ э]
Задачи :
Образовательные : Познакомить с гласным звуком [э] и буквами Ээ, обозначающими этот звук на письме.
Развивающие: Развивать фонематический слух, любознательность, внимание, мышление, познавательную активность, речь учащихся
Воспитательные: Воспитывать любознательность, умение слушать и слышать.
УУД:
Предметные УУД:Определять отдельные звуки в словах;
определять количество звуков в словах и их последовательность;
различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки;
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Регулятивные УУД:Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД: Учиться слушать и понимать других.
Познавательные УУД:Общеучебные – наблюдают за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове ; логические – определяют наличие в звучащем слове звука э.
Личностные УУД: Учиться принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей, искать способ её решения, осуществлять пробы.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:Учиться различать звук [э] и буквы Э,э;
Составлять модели к словам.
Метапредметные результаты: Учиться добывать новые знания, находить ответы,
Личностные результаты:Контролировать свою деятельность, оценивать результаты своего учебного труда.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все на месте? Всё в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Все готовы, присмирели
И на место тихо сели.
ІІ. Актуализация знаний.
Игра « Помоги буквам найти свой домик»
На доске два домика – синий и зелёный и буквы : А, У. О.. Я, Ю. Ё, Э.
Какие это буквы? Какие звуки они обозначают? ( гласные). Докажите, что эти буквы обозначают гласные звуки.
- Был тёплый осенний день. Гласные буквы гуляли по двору, веселились. Вдруг небо потемнело, сверкнула молния. Буквы побежали прятаться в домики. Но в домики пускали только своих. Ребята, помогите буквам спрятаться от дождя.
Дети делят буквы на две группы
Синий домик : А. У, О,
Зелёный домик : Я, Ю, Ё
ІІІ. Проблемная ситуация.
- А почему вы не помогли этой букве? (Э)
- Мы с ней не знакомы.
ІV. Целеполагание. Определение темы урока, постановка цели.
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком.
Отгадайте загадку.
Живёт без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. ( Эхо ).
- Ребята, а вы слышали когда-нибудь эхо? - Где? (в горах, в зале пустом)
Эхо - это отраженный звук. Как в зеркале мы видим свое отражение, так и эхо - это отражение, только не предмета, а звука. А еще можно услышать эхо в пещере. Вот как об этом написала Елена Николаева
В сталактитовой пещере
воздух полон хрусталя,
Звонкой, радостной капелью
ударяется вода.
Эхо – тихий шепот звука,
неожиданно проснется.
Ледяным дыханием ветра,
тишина тут разобьется
V. Мотивация знаний. Открытие новых знаний.
- Произнесём слово «эхо» хором. Какой звук вы услышали в начале слова?
( звук Э )
- Докажите. ( рот широко открыт, воздух выходит свободно, этот звук можно пропеть, протянуть).
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (\узнать новые сведения о звуке [э],
составлять звуковые схемы слов, научиться писать соответствующие буквы).
- Выложим с помощью фишек модель слова «эхо».
Один ученик работает у доски, произносит звуки и выкладывает фишки.
Кр. Син. Кр.
- Разделите это слово на слоги
Д. Э – хо
.- .Назовите первый слог.
Д. Э.
- Назовите второй слог.
Д.- Хо.
-. Какой ударный?
Д. Первый.
-. Назовите первый звук
. Д. [э].
- Гласный или согласный?
Д. Гласный.
-. Назовите второй звук.
Д. [х].
-. Гласный или согласный
Д. Согласный.
У. Назовите третий звук
Д. [а].
-. Гласный или согласный?
Д. Гласный.
VІ. Первичное закрепление нового материала.
Чтение с доски.
Эхо экскаватор
Эскимо экзамен
Мэр
- Какое слово отличается от других слов? ( мэр)
- Чем? ( буква Э в середине)
- А кто это – мэр? ( глава города ).
-Произнесите первый звук слова «мэр». Какой он – мягкий или твёрдый?
Д.- Твёрдый.
- Чем обозначена твёрдость?
Д.- Буквой Э.
- Значит, какой вывод делаем?
Д. Буква Э пишется после твёрдых согласных.
- В какой же домик поселим букву Э?
Д. – В синий.
VII. ФИЗМИНУТКА
- Я говорю слово, если есть звук [э], встать, нет – сидеть .
Ручка , эхо, парта, вода, Эдуард, пакет, стакан, этажерка.
VІІІ. Закрепление материала по учебнику.
Дифференцированная работа.
Читающие дети читают стихотворение Е. Благининой «Эхо»,
Нечитающие дети подсчитывают количество слов с буквой Э в стихотворении. )
Игра в эхо.
Эхо – это отзвук, звучит только часть слова. Давайте поиграем со мной. Я буду говорить за человека, а вы за эхо.
Урок – рок
Коля – Оля
Петушок – шок
Слон – он
Пятак – так
ІХ. Работа по расширению словарного запаса учащихся.
Чтение слов , записанных на доске ( читающие дети)
А)
-
Этика--------------- 2
-
Этикет---------------3
-
Этикетка.---------- 1
- Подберите к этим словам их значения.
-
Ярлык с товарным клеймом
-
Принятый порядок поведения.
-
Норма поведения
Б)
-
Экология-------------- 1
-
Эколог ------------- 3
-
Мэр.-------------- 2
-
Наука об окружающем мире
-
Глава города
-
Специалист по экологии
Х. Физминутка. Музыкальная.
ХІ .Работа по учебнику. Стр. 49. Где какое слово спряталось?
- Назовите слова, в которых все согласные твёрдые ( клоун, зонт)
- Назовите слова, в которых есть мягкие согласные. ( шляпа, клюшка).
- Какими буквами обозначена мягкость. ( я, ю )
XІІ . Итог урока.
- Какие умения вы сегодня приобрели?
Я УЗНАЛ ….
Я НАУЧИЛСЯ …
Я ЗАПОМНИЛ …
Я УДИВИЛСЯ …
- Какие были поставлены цели? (Распознавать звук [э] и соответствующую букву;
давать характеристику звука [э]; делить слова на слоги; находить в слове ударный звук; давать полный ответ на поставленный вопрос; работать в группах; оценивать свою работу и работу товарищей.
ХІІІ. Рефлексия.
-. Что особенно вам понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднения? Почему?
- А теперь каждый из вас покажет успешность своего участия в работе на сегодняшнем уроке
- Если вы испытали чувство радости и удовлетворения от своей работы на уроке покажите красно созревшее яблоко.
- Если вы испытывали удовольствие от своей работы на уроке, но не всегда все получалось без ошибок – то жёлтое яблоко.
- Если вы остались недовольны своей работой на уроке – то зеленое яблоко.
- Большое вам СПАСИБО за работу на уроке!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Джикаева Ирина Харитоновна
→ Публикатор 19.02.2022 0 1859 169 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.