Конспект урока литературного чтения "Звук [э]. Буква Ээ"; 1 класс


 Ф.И.О. учителя: Джикаева Ирина Харитоновна

МБОУ СОШ № 42 им. Х. Мамсурова

РСО – Алания г. Владикавказ

Предмет: Литературное чтение
Класс: 1
УМК « Начальная школа ХХІ века»

 

Тема урока:Звук [э]. Буква Ээ.

Тип урока:изучение нового материала.

Цель: Знакомство с буквой Э,э с гласным звуком [ э]

Задачи :

Образовательные : Познакомить с гласным звуком [э] и буквами Ээ, обозначающими этот звук на письме.

 

Развивающие: Развивать фонематический слух, любознательность, внимание, мышление, познавательную активность, речь учащихся

 

Воспитательные: Воспитывать любознательность, умение слушать и слышать.

 

УУД:

Предметные УУД:Определять отдельные звуки в словах;

определять количество звуков в словах и их последовательность;

различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки;

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 

Регулятивные УУД:Учиться работать по предложенному учителем плану.


 

 Коммуникативные УУД: Учиться слушать и понимать других.

 

Познавательные УУД:Общеучебные – наблюдают за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове ; логические – определяют наличие в звучащем слове звука э.
 

 

Личностные УУД:  Учиться принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей, искать способ её решения, осуществлять пробы.

 

 

Планируемые результаты:

 

Предметные результаты:Учиться различать звук [э] и буквы Э,э;

Составлять модели к словам.

 

Метапредметные результаты: Учиться добывать новые знания, находить ответы,

 

Личностные результаты:Контролировать свою деятельность, оценивать результаты своего учебного труда.

 

Ход урока.

І. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Все на месте? Всё в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Все готовы, присмирели

И на место тихо сели.

ІІ. Актуализация знаний.

Игра « Помоги буквам найти свой домик»

На доске два домика – синий и зелёный и буквы : А, У. О.. Я, Ю. Ё, Э.

Какие это буквы? Какие звуки они обозначают? ( гласные). Докажите, что эти буквы обозначают гласные звуки.

- Был тёплый осенний день. Гласные буквы гуляли по двору, веселились. Вдруг небо потемнело, сверкнула молния. Буквы побежали прятаться в домики. Но в домики пускали только своих. Ребята, помогите буквам спрятаться от дождя.

Дети делят буквы на две группы

Синий домик : А. У, О,

Зелёный домик : Я, Ю, Ё

ІІІ. Проблемная ситуация.

- А почему вы не помогли этой букве? (Э)

- Мы с ней не знакомы.

ІV. Целеполагание. Определение темы урока, постановка цели.

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком.

Отгадайте загадку.

Живёт без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. ( Эхо ).

- Ребята, а вы слышали когда-нибудь эхо? - Где? (в горах, в зале пустом)

Эхо - это отраженный звук. Как в зеркале мы видим свое отражение, так и эхо - это отражение, только не предмета, а звука. А еще можно услышать эхо в пещере. Вот как об этом написала Елена Николаева

 

В сталактитовой пещере

воздух полон хрусталя,

Звонкой, радостной капелью

ударяется вода.

Эхо – тихий шепот звука,

неожиданно проснется.

Ледяным дыханием ветра,

тишина тут разобьется

V. Мотивация знаний. Открытие новых знаний.

- Произнесём слово «эхо» хором. Какой звук вы услышали в начале слова?

( звук Э )

- Докажите. ( рот широко открыт, воздух выходит свободно, этот звук можно пропеть, протянуть).

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (\узнать новые сведения о звуке [э],

составлять звуковые схемы слов, научиться писать соответствующие буквы).

- Выложим с помощью фишек модель слова «эхо».

Один ученик работает у доски, произносит звуки и выкладывает фишки.

Кр. Син. Кр.

- Разделите это слово на слоги

Д. Э – хо

.- .Назовите первый слог.

Д. Э.

- Назовите второй слог.

Д.- Хо.

-. Какой ударный?

Д. Первый.

-. Назовите первый звук

. Д. [э].

- Гласный или согласный?

Д. Гласный.

-. Назовите второй звук.

Д. [х].

-. Гласный или согласный

Д. Согласный.

У. Назовите третий звук

Д. [а].

-. Гласный или согласный?

Д. Гласный.

VІ. Первичное закрепление нового материала.

 

Чтение с доски.

 

 

Эхо экскаватор

Эскимо экзамен

Мэр

 

- Какое слово отличается от других слов? ( мэр)

- Чем? ( буква Э в середине)

- А кто это – мэр? ( глава города ).

-Произнесите первый звук слова «мэр». Какой он – мягкий или твёрдый?

Д.- Твёрдый.

- Чем обозначена твёрдость?

Д.- Буквой Э.

- Значит, какой вывод делаем?

Д. Буква Э пишется после твёрдых согласных.

- В какой же домик поселим букву Э?

Д. – В синий.


 

VII. ФИЗМИНУТКА

- Я говорю слово, если есть звук [э], встать, нет – сидеть .

Ручка , эхо, парта, вода, Эдуард, пакет, стакан, этажерка.

VІІІ. Закрепление материала по учебнику.

Дифференцированная работа.

Читающие дети читают стихотворение Е. Благининой «Эхо»,

Нечитающие дети подсчитывают количество слов с буквой Э в стихотворении. )


 

Игра в эхо.

Эхо – это отзвук, звучит только часть слова. Давайте поиграем со мной. Я буду говорить за человека, а вы за эхо.

Урок – рок

Коля – Оля

Петушок – шок

Слон – он

Пятак – так

ІХ. Работа по расширению словарного запаса учащихся.

Чтение слов , записанных на доске ( читающие дети)

А)

  1. Этика--------------- 2

  2. Этикет---------------3

  3. Этикетка.---------- 1


 

- Подберите к этим словам их значения.


 

  1. Ярлык с товарным клеймом

  2. Принятый порядок поведения.

  3. Норма поведения

Б)

  1. Экология-------------- 1

  2. Эколог ------------- 3

  3. Мэр.-------------- 2


 

  1. Наука об окружающем мире

  2. Глава города

  3. Специалист по экологии


 

Х. Физминутка. Музыкальная.

ХІ .Работа по учебнику. Стр. 49. Где какое слово спряталось?

- Назовите слова, в которых все согласные твёрдые ( клоун, зонт)

- Назовите слова, в которых есть мягкие согласные. ( шляпа, клюшка).

- Какими буквами обозначена мягкость. ( я, ю )

XІІ . Итог урока.

- Какие умения вы сегодня приобрели?

Я УЗНАЛ ….

Я НАУЧИЛСЯ …

Я ЗАПОМНИЛ …

Я УДИВИЛСЯ …

- Какие были поставлены цели? (Распознавать звук [э] и соответствующую букву;

давать характеристику звука [э]; делить слова на слоги; находить в слове ударный звук; давать полный ответ на поставленный вопрос; работать в группах; оценивать свою работу и работу товарищей.

ХІІІ. Рефлексия.

 

-. Что особенно вам понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднения? Почему?

- А теперь каждый из вас покажет успешность своего участия в работе на сегодняшнем уроке

- Если вы испытали чувство радости и удовлетворения от своей работы на уроке покажите красно созревшее яблоко.

- Если вы испытывали удовольствие от своей работы на уроке, но не всегда все получалось без ошибок – то жёлтое яблоко.

- Если вы остались недовольны своей работой на уроке – то зеленое яблоко.

 

- Большое вам СПАСИБО за работу на уроке!

 

 

9

 


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "Звук [э]. Буква Ээ"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Джикаева Ирина Харитоновна  Публикатор
19.02.2022 0 1859 169

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК