Конспект урока литературного чтения "Л.Н. Толстой "Прыжок"; 3 класс


Тема: Л. Н. Толстой «Прыжок».

Цели:

- на основе произведения Л.Н. Толстого «Прыжок» продолжать работу над формированием беглого, осознанного, выразительного навыка чтения, используя приёмы: выборочного чтения, приём «Финиш», орфоэпическое, орфографическое чтение, до первой ошибки.

- формирование умения работать с текстом, с информацией.

- учить анализировать поступки героев.

- развитие умения составлять план к тексту,

- развитие умение анализировать, рассуждать, доказывать, устанавливать причинно – следственные связи.

- развитие памяти, речи, мышления, воображения.

- обогащение читательского опыта детей.

- расширение круга детского чтения по произведениям Л.Н Толстого.

- воспитание находчивости, умение принимать решение в экстренных ситуациях.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, карточки – опоры для групповой и индивидуальной работы, мультимедийное оборудование.

Ход урока.

1. Мотив. момент.

- Начинается урок литературного чтения. 1слайд

2. Речевая разминка

На опушке в избушке

Живут старушки – болтушки 2 слайд

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

- Какой жанр произведения прочитали?

- Какой звук повторяется в скороговорке? (ш)

- Прочитайте скороговорку тихо, шёпотом, громко, медленно, постепенно увеличивая темп – темп скороговорки.

3. Проверка домашнего задания. 3, 4 слайд

- Какой раздел изучаем?

- С каким автором познакомились?

- С каким рассказом Л.Н. Толстого мы познакомились на прошлом уроке?

Работа в парах «Отгадай кроссворд».

Иногда людям приходиться принимать в своей жизни очень важные решения, от которых зависит жизнь других людей.

4. Актуализация знаний.

Сегодня нас ждёт встреча с новым произведением и его автором. А значит, мы сегодня получим ещё один жизненный урок. 5 слайд

- Чей портрет перед вами?

-Что известно вам о писателе?

5. Работа с выставкой книг.

В нашей школьной библиотеке (информационно – библиотечном центре) насчитывается….книги Л.Н. Толстого.

6. Введение в тему.

Теперь давайте отгадаем название произведения.

Игра «Выбери русские буквы».

6Слайд:JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)

- Как вы понимаете лексическое значение слово «прыжок». Слайд7

-Давайте предположим, о чём это произведение.

-Для того, чтобы был понятно содержание рассказа, нам необходимо узнать об истории кораблей. О том, как совершались морские плавания.

Сл.8 Еще в глубокой древности человеку приходилось передвигаться по воде для того, чтобы охотиться или сократить путь передвижения. Для этого он использовал обыкновенное дерево. Потом человеку нужно было что-то пе­ревезти, и он связал несколько деревьев вместе. Так получился первый плот. В каменном веке человек научился пользоваться орудием труда, и тогда при помощи камня он стал выдалбливать в дереве углубление, так получилась первая лодка. Но многие народы делали лодки из шкур животных. Первые корабли - небольшие деревянные суда различной формы, передвигающиеся с помощью весел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древ­ней Греции и Риме.

Сл 9 В 5 веке до нашей эры появились корабли с несколькими рядами весел. Корабли с двумя рядами весел назывались биремами, с тре­мя - триремами. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот чело­век.

Сл.10 В 7 веке в Венеции был создан более быстроходный корабль - галера. Она имела длину 40-50 метров, ширину 6 метров, один ряд весел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме весел имела две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуще­ствлялся вплоть до 18 века.

Сл. 11В 19 веке корабли служили для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 м, т. е. име­ли высоту 5-8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок. Путешествие на таком корабле продолжалось утомительно долго. Нередко матросы, заходя в жаркие страны, брали с собой каких-нибудь интересных зверьков.

Действие этого рассказа происходит на корабле, в 19 веке. Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами. Так как скорость парусника была невелика, путешествие совершалось долго.

7. Словарная работа. (слайд – Словарь – помощник12)

В рассказе «Прыжок» встретятся слова, значение которых не совсем вам понятны. Я хотела бы обратить ваше внимание на эти слова. Их значение по может вам раскрыть корабль – парусник, похожий на тот, на котором совершалось это кругосветное путешествие.

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна в виде пола.

Перекладина – поперечный брус, доска, бревно, положенное положенное поперёк чего – нибудь

Аршин – 71 см.

Мачта – высокий столб на судне для парусов

Вдребезги – разбиться на мелкие части, кусочки.

(чтение про себя по слогам - слово, чтение вслух вслух орфографически)

7. Просмотр, слушание фильма «Прыжок». Учитель – сильные ученики.

8. Первичное чтение текста.

- После чтения рассказа я предлагаю вам ответить на вопрос:

- Интересно ли вам было слушать?

- Какие чувства, переживания охватывали вас во время просмотра рассказа?

Слайд13

- (Учитель читает до слов: «Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...»)

- Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах ее взяли.)

- А что могло произойти дальше? (3 часть).

9. Физпауза

звук – Ж,(повышение интеллектуальных возможностей).

И – мозг, глаза, нос, уши

«А у соседа лучше», Письмо по потолку цифры 8., треугольников, линий

10. Повторное чтение. Работа над содержанием текста. Слайд 14

- цепочкой (орфоэпически).

- до первой ошибки

- чтение на время

- Финиш

1 часть. Задайте вопрос по 1 части.

-Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?

Мы можем лучше понять настроение людей на палубе: они устали, им хочется развлечься, поэтому они обращают внимание на обезьянку.

- Какой показана обезьянка в рассказе? Прочитать.

2 часть.

-Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое? Прочитайте.

Ему 12 лет, он сын капитана. Его все знают на корабле, он не может подвести отца. Отвечая на выходку обезьяны, мальчик попал в неловкое положение. И старается выйти из него, не теряя достоинства.

- Почему малыш залез на мачту корабля?

Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.

- Случайно ли это было или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, желание ис­пытать себя или покрасоваться, сделать все по-своему? (Выбор детей.)

-Так, связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

Мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, подчинённых его отца.

- Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчиненные над ним смеялись.)

- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Поче­му?

Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться.

- Кто главные герои во второй части рассказа?

Она - не главный герой, она лишь зачинщица конфликта.

Главные герои – мальчик и люди на корабле.

- Когда он опомнился? Прочитайте.

3 часть.

- Что предпринял капитан? Прочитайте.

- Что могло бы произойти, если бы мальчик не послушался?

- Почему он заплакал? Прочитайте. (Он пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.)

Прочитайте 4 вопрос в учебнике.

-Какими предстают мальчик и его отец в этом рассказе? Выберите слова для их характеристики.

Слайд 15 «Возьмём на заметку»:

- стремиться отстоять своё достоинство;

-мальчишеский задор;

-желает доказать, что он сын капитана

-воля;

-ответственность;

-легкомыслие;

-следует чувствам;

-не имеет жизненного опыта;

-умеет принимать решение в трудную минуту;

-не может предвидеть исход ситуации;

-умеет скрывать свои чувства от людей.

- вопрос 5. слайд 14

Так почему Л.Н. Толстой дл своему произведению такое название «Прыжок» (Это был единственный способ спасти мальчика).

Вывод: своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность. Однако в его поведении больше мальчишеского задора и детской бесшабашности. Он не понимает разницу между истинной отвагой и бездумным риском.

Общий вывод.

Мы должны учиться предвидеть последствия своих поступков, ведь за нас переживают родители.

11.Закрепление – работа в группах.

1 группа – восстановление и дополнение плана.

1.На корабле.

2.Проказы обезьяны.

3.Погоня за обезьяной.

4.На мачте.

5.Решение отца.

6. (Прыжок).

Для проверки двойной слайд.

Вывод: мы ещё раз убедились, как просто и ясно написано произведение.

2 группа – выбор пословиц для рассказа «Прыжок».

Семь бед – один ответ.

Смелый поступок – не хуже победы.

Один в поле не воин.

Храбрый в трудный час победит.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Друзья познаются в беде.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Поспешишь – людей насмешишь.

Как аукнется, так и откликнется.

Давши слово – крепись, а не давши – держись.

Проверка: дети зачитывают выбранные пословицы, объясняют выбор.

3 группа.

- Похожи ли эти два рассказа - «Акула» и «Прыжок»?

(Похожи место действия - корабль на воде. настрое­нием и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные, красивые люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах — смелость, умение действовать и не теряться. В обоих рассказах столько картин, столько движения!)

- А в чем отличие рассказов? (В «Прыжке» лучше показано со­стояние мальчика. «Он сперва не знал, смеяться ему или сер­диться, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и заме­тался - тут состояние и действия мальчика. В «Акуле» лучше показано состояние отца.)

- А сейчас прочитайте пословицы и скажите, какие из них можно отнести к рассказам Л.Н. Толстого.

1) Будь храбр по уму и по сердцу.

2) Гордится отец, что у него сын - храбрец.

3) Одним умением, без привычки, хорошо не сделаешь.

4) Кому потеха, а мне не до смеха.

5) Где смекнет боец, там врагу конец.

12. Домашнее задание.

выбирают форму домашнего задания.

Ответы на вопросы.

Пересказ.

Творческий пересказ от лица мальчика.

Творческий пересказ от лица отца.

Нарисовать иллюстрацию.

Прочитать другие произведения Л.Н.Толстого.

13. Итог.

- Как зовут писателя, рассказ которого мы читали?

- Правы ли были отцы, принимая жёсткое решение выстрелить в акулу, в мальчика? (Страх за жизнь, они давали своим сыновьям шанс выжить).

- Чем рассказ отличается от других жанров в литературе? (небольшой по объёму, один сюжет)

14. Рефлексия. Слайд 16

- Спасибо за урок?

- Что понравилось больше всего?

- Какое настроение в конце урока? Взять смайлики: грустное, весёлое, равнодушное.


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "Л.Н. Толстой "Прыжок"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кирюхина Любовь Георгиевна  Публикатор
24.04.2022 0 1569 23

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК