Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Согласный звук [ч’], буква Ч"; 1 класс
Литературное чтение (обучение грамоте)
Тема: Согласный звук [ч’], буква Ч. Строчная буква ч. Написание слогов, слов со строчной буквой ч. Правописание буквосочетаний ча, чу.
Цели:
– формируем умение различать гласные и согласные звуки;
– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение обозначать буквы гласных звуков после шипящих на письме;
– формируем умение анализировать текст.
Планируемый результат |
|
Предметные умения: - уметь выделять звук [ч'], давать ему характеристику ; - уметь делать звуко- буквенный анализ слова; - уметь находить «ошибкоопасное место» в слове; - уметь сравнивать, обобщать, делать выводы; - уметь прогнозировать учебную деятельность.
|
Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; -ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; -оценивать содержание учебного материала -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; -работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение; Принимать и сохранять - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь чётко выражать свои мысли; - учиться выполнять различные роли в группе. |
Формы работы |
Ресурсы |
Индивидуальная Фронтальная Групповая Работа в парах
|
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор Экранно-звуковое пособие: презентация в Power Point . |
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний
|
Слайд 1
Слайд 2 - А сейчас, если услышите в начале слова мягкий согласный звук - сядут девочки, - если услышите в начале слова твердый согласный звук – сядут мальчики Ученики, школа, звонок, учебник, девочки - Какая работа предстоит нам на уроке? (Узнать что-то новое!)
У доски делают звукобуквенный разбор слов ……. (машина зайка) Проверка, оценка
В ПАРЕ! (Листочки с заданием)
Слайд 3
-Вычеркните «лишние» буквы в каждой строке. Правильно назовите «лишние» буквы:
О А У Н Ы («Н»- согласная)
Ё Я И Е («И» обозн. 1 звук)
Л М Р Ж В С (« С» обозн. глух. звук)
Б П Г К Х Д Т («Х»- нет пары по глух-звонк.)
Проверка. Оценка.
- Я просила приготовить дома вопросы…..
- Разделитесь на 4 группы - звукобуквенный анализ слова (карточки со словами ёжик, чай)
Слайд 4
(меняются карточками…. Оценка) |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
|
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
III. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
|
- Ребята, какое второе слово на карточке (Чай). - Получилось ли сделать звукобуквенный анализ слова? - Какой звук не смогли определить? - В чём наше затруднение? - У нас появилась проблема! (Мы должны всё узнать о звуке [ч'] и букве ч.) -Сформулируйте ТЕМУ НАШЕГО УРОКА. Слайд 5 Цели…. - Какой должен быть следующий шаг нашей деятельности? (Самим найти способ решения этой проблемы) Слайд 6 - Попробуем вместе открыть новые знания о звуке [ч'].
- Чтобы определить какой звук [ч] мы разделимся на 3 исследовательские группы (задания на карточках) деление на 3 группы:
звук [ ч ] – гласный или согласный? Червяк, чучело, часы
звук [ ч ] – твердый или мягкий? Червяк, чучело, часы
звук [ ч ] – звонкий или глухой? Червяк, чучело, часы Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Готовы». - Послушаем ответы 1-й группы…. Оценим их. - Молодцы! Вывод: [ ч* ] – согласный, глухой, мягкий. - А что еще можно об этом звуке сказать? (НЕПАРНЫЙ!) Слайд 7. вывод – Кто знает, какой буквой на письме обозначается этот звук?
– Найдите букву на ленте букв. (открываю звуковичка на ленте букв)
1. Работа в «Букваре». с. 132
Дайте характеристику звуку и раскрасьте «человечка».
- На что похожа буква Ч?
2) – Как вы думаете, почему «человечек» держит в руке восклицательный знак? (Предположения детей.) – Прочитайте слоги, написанные синим цветом. – Что заметили? – Кто запомнил, какие гласные дружат с буквой Ч? ЧА - ЧУ Слайд 8. Физкультминутка! (танец ча ча ча)
|
|
ΙV. Применение нового знания |
- Проведите звукобуквенный анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение). Чтение слогов, слов. 1) Чтение строчки слогов. – Обозначьте цветной точкой звук [ч’]. – Какой выбрали цвет? (Зелёный.) – Почему? – Прочитайте слоги радостно, оживлённо.
2) Чтение слов. – Прочитайте 1-й и 2-й столбики слов про себя. – Прочитайте вслух слово, которое начинается со слога ча. (Чашка.) – Какая бывает чашка? (Кофейная, фарфоровая, чистая.) – Прочитайте слово, которое начинается со слога чу. (Чудак.) – Кого называем чудаком? (Человека со странностями.) – Подчеркните слоги ча, чу. – Прочитайте слово, где речь идёт о цвете сажи, угля. (Чёрный.) - Противоположное слово? (белый) – А когда говорят о предмете чистый? (Предмет очищен от грязи.) - Противоположное слово? (грязный) – Подчеркните «опасное место». – А кого мы называем человеком? (Живое существо, обладающее даром мышления и речи.) – Прочитайте это слово так, как оно написано. – Произнесите, как мы его говорим. – Подчеркните «опасные места». – Прочитайте про себя слова в столбиках третьего ряда. – Что интересного заметили? (Все слова начинаются со слога ча. Есть слова однокоренные, близкие по смыслу.)
– Сколько групп однокоренных слов «спрятались» в этих столбиках? Докажите. – Какая пара близких по смыслу слов не однокоренные, а форма одного и того же слова? (Чаша, чаши.) – Что помним про слог ча? – Как называется горячий ароматный напиток, который любят все, а готовится он из вечнозелёного растения, листья которого высушены и специально обработаны? - А знаете ли вы, откуда появился чай, где его родина? Этот вопрос до сих пор считается спорным. Одни считают родиной чая Китай, другие – Индию. Название этого напитка произошло от китайского слова «ча», что в переводе означает «молодой листочек».
– А где мы заварим чай? (В чайнике. Это слово второе.)
– Кто из вас умеет заваривать чай? – Как правильно это сделать? – Какой чайник у вас есть дома для заварки? (Чёрный, алюминиевый, эмалированный и т.д.)
2.Лексическая работа.
Часто в гости к черепашке Забегает Чебурашка Как из чашек чай попьют, Так частушки запоют. Под черемухой в саду Поиграют в чехарду. Поиграют час – другой, И глядишь, пора домой.
- Какие слова с новым звуком вы сейчас услышали? - Чаепитие не только у Чебурашки и черепашки, но и у … Слайд 9 3. Работа над текстом.
Чаепитие у чайки в четверг в 4 часа. Чайник черничного чая. Чаёвничают четверо: чиж, чечётки, чибис, чирок. Чинно чирикают, чихают, чавкают. Чудное чаепитие! - Что надо дописать? (заголовок) - Как озаглавим текст? Что необычного заметили в тексте? Работа над содержанием. – У кого состоялось чаепитие? - Когда? - Какой чай пили? - Кто чаёвничал? - Что на ваш взгляд неверно в тексте? - Как вести себя в гостях?
– У наших друзей чаепитие, они пьют вкусный, ароматный чай. – Много времени они провели за чаепитием, а по-другому как сказать, что они делали? (Чаёвничали.)
Слайд 10. Энциклопедическая справка.
– В каких словах этого столбика есть звук [й’] и специальная буква для него? (Чай, чайник.) – А в каких словах звук [й’] притаился, спрятался в другие буквы? (Чаепитие, чаёвничали.) – Чего в этих словах больше звуков или букв? – Составьте предложения с этими словами. – Прочитайте слово, где говорится о старинном сосуде в форме полушара. (Чаша.) – А во множественном числе? (Чаши.) – Подчеркните «опасное место».
– Когда мы говорим чашечка? Многозначность слова!
(У цветка наружный зелёный покров или ласково называем любимую чашку – сосуд для питья.)
– Как образовалось слово чашечка? (При помощи суффикса -ечк-.) – Придумайте предложение со словом чашечка. – Где стоит слог ча? (В начале слова.)
– Найдите слова, в которых этот слог стоит в середине слова. Чтение 3–5-го столбиков самостоятельно: – Какое слово непонятно? – Придумайте предложение с любым словом 4-го столбика. Чтение 4-го столбика: – На какой вопрос отвечают все слова этого столбика? – Когда мы говорим о человеке, что он отзывчивый, внимательный? (Когда человек чуткий.)
– А когда говорим, что он не родной, не из своей семьи? (Когда человек чужой.)
– Объясните значение последнего слова. (Чумазый – это грязный, испачканный.)
– А когда мы употребляем слово чудесный?
(Когда речь идёт про день. Или говорим, о чём-то необычном, небывалом.)
– Какой слог вызовет затруднение при написании? – Подчеркните слог чу. – Что мы помним про этот слог? – Придумайте предложение с любым словом. – Что нового мы сейчас узнали? – Что мы сейчас делали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
Словарная работа. - Звук [ч`] и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми.
Не колпак, а … (колпачок) Не куртка, а … (курточка) Не башмаки, а … (башмачки) Кто получился? (Гномик)
У него не стул, а … (стульчик), Не диван, а … (диванчик), Не тарелка, а … (тарелочка), Не стакан, а … (стаканчик), Не ложка, а … (ложечка).
Разноуровневые задания
1 уровень: - Рассмотрите рисунок. Раскрасьте коричневым карандашом все буквы «ч»
2 уровень: - Найди слова, которые спрятались, и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «ч» зеленым карандашом:
вавполкганыжятсиёыкнкротграчдвжтмркн
ызёшкоалврстграчяёввгсрсяыжкгенёекалач
влоарпнВерочкавёхзукночьбылдочьыбяьвоарруч
|
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|
V. Домашнее задание (по желанию) |
|
|
VI. Рефлексия |
Слайд 11. - Справились мы с задачами, которые поставили в начале урока? Достигли цели? - Я сегодня хочу поблагодарить вас за урок вот такими словами: Слайд 12. Чудесно! Очаровательно! Умнички! До встречи! (Отметить хорошо работающих детей на уроке.) |
|
Отгадывание загадок («Доскажи словечко!»)
-
Идёт спокойно, не спеша –
Пусть видят все как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (черепаха)
-
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка
И зовётся … (Чебурашка)
-
Из каких сказок эти герои? Кто их автор? ?????……(Учитель прикрепляет картинки на магнитную доску)
Рассмотрите рисунок. Раскрасьте простым карандашом все буквы «ч»
Задание сильной группе:
-Среди буквенного текста спрятались различные слова.
-Найди слова, которые спрятались, и подчеркни простым карандашом,
а слова с буквой «ч» зеленым карандашом:
вав полк ганыжятсиёыкн крот ш грач двжтмркн
ызё школа лврст врач яёввгсрсяыжкгенёе калач
влоаурпн Верочка вёхзук ночь р ручка ыбкявоа
ДОПОЛНИТЕЛЬНО!
3. Работа в «Букваре».
Чтение слов 5-го столбика.
Самостоятельная работа с 5-м столбиком.
– Прочитайте и поставьте ударение в словах.
– Обозначьте звук [ч’] зелёной точкой.
– Звуко-буквенный анализ слова ночка.
– Какое сочетание букв есть в каждом слове этого столбика?
4. Работа в «Букваре».
Работа с текстом-шуткой «Буква-почемучка» (c. 132–133).
1) Прогнозирование содержания текста по иллюстрации и заглавию.
– Кого называют почемучкой?
– А есть ли такая буква-почемучка? (Предположения детей.)
– Как же буква может быть почемучкой?
2) Самостоятельное чтение текста и ответ на вопрос.
– Дал ли текст ответ на наш вопрос?
3) Перечитывание текста.
– Что же странного в букве Ч? (Предположения детей.)
– Какие вопросы может задавать буква Ч?
– С какой интонацией надо прочитать это предложение?
– Чем интересны все эти вопросы? (В них есть буква Ч.)
– Какой звук слышим чаще других?
– Как надо прочитать слова буквы Ч? (Громко, с вопросительной интонацией и интонацией радости.)
– Кому надоедает буква Ч?
– Как меняется настроение у буквы? (Она обижается, затем размышляет и снова веселится.)
– Какая буква Ч? (Не умеет долго обижаться, любопытная, весёлая.)
– Не зря автор назвал её почемучкой?
О А У Н Ы
Ё Я И Е
Л М Р Ж В С
Б П Г К Х Д Т
|
О А У Н Ы
Ё Я И Е
Л М Р Ж В С
Б П Г К Х Д Т
|
О А У Н Ы
Ё Я И Е
Л М Р Ж В С
Б П Г К Х Д Т
|
О А У Н Ы
Ё Я И Е
Л М Р Ж В С
Б П Г К Х Д Т
|
О А У Н Ы
Ё Я И Е
Л М Р Ж В С
Б П Г К Х Д Т
|
О А У Н Ы
Ё Я И Е
Л М Р Ж В С
Б П Г К Х Д Т
|
О А У Н Ы
Ё Я И Е
Л М Р Ж В С
Б П Г К Х Д Т
И О М Я У
Ы Ё Я Е
К С Т Р П
Т Д Б П М Г К
|
О А У Н Ы
Ё Я И Е
Л М Р Ж В С
Б П Г К Х Д Т
И О М Я У
Ы Ё Я Е
К С Т Р П
Т Д Б П М Г К |
О А У Н Ы
Ё Я И Е
Л М Р Ж В С
Б П Г К Х Д Т
И О М Я У
Ы Ё Я Е
К С Т Р П
Т Д Б П М Г К |
И О М Я У
Ы Ё Я Е
К С Т Р П
Т Д Б П М Г К
|
И О М Я У
Ы Ё Я Е
К С Т Р П
Т Д Б П М Г К |
И О М Я У
Ы Ё Я Е
К С Т Р П
Т Д Б П М Г К |
|
|
|
-
Вывод: звук [ ч ] – гласный или согласный?
Червяк, чучело, часы
-
Вывод: звук [ ч ] – твердый или мягкий?
Червяк, чучело, часы
-
Вывод: звук [ ч ] – звонкий или глухой?
Червяк, чучело, часы
м а ш и н а
з а й к а
?
Чаепитие у чайки в четверг в 4 часа. Чайник черничного чая. Чаёвничают четверо: чиж, чечётки, чибис, чирок. Чинно чирикают, чихают, чавкают. Чудное чаепитие!
?
Чаепитие у чайки в четверг в 4 часа. Чайник черничного чая. Чаёвничают четверо: чиж, чечётки, чибис, чирок. Чинно чирикают, чихают, чавкают. Чудное чаепитие!
?
Чаепитие у чайки в четверг в 4 часа. Чайник черничного чая. Чаёвничают четверо: чиж, чечётки, чибис, чирок. Чинно чирикают, чихают, чавкают. Чудное чаепитие!
?
Чаепитие у чайки в четверг в 4 часа. Чайник черничного чая. Чаёвничают четверо: чиж, чечётки, чибис, чирок. Чинно чирикают, чихают, чавкают. Чудное чаепитие!
-
ё ж и к
ч а й
ё ж и к
ч а й
ё ж и к
ч а й
ё ж и к
ч а й
- Найди слова, которые спрятались, и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «ч» зеленым карандашом:
ызёшкоалврстграчяёввгсрсяыжкгенёекалач
влоарпнВерочкавёхзукночьбыоручкаыбяьво
|
- Найди слова, которые спрятались, и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «ч» зеленым карандашом:
ызёшкоалврстграчяёввгсрсяыжкгенёекалач
влоарпнВерочкавёхзукночьбыоручкаыбяьво |
|
|
- Найди слова, которые спрятались, и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «ч» зеленым карандашом:
ызёшкоалврстграчяёввгсрсяыжкгенёекалач
влоарпнВерочкавёхзукночьбыоручкаыбяьво |
- Найди слова, которые спрятались, и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «ч» зеленым карандашом:
ызёшкоалврстграчяёввгсрсяыжкгенёекалач
влоарпнВерочкавёхзукночьбыоручкаыбяьво
|
ЖИ - ШИ |
ЧА - ЧУ |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горлушкина Людмила Ивановна
→ Публикатор 19.07.2022 0 2300 188 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.