Конспект урока литературного чтения "В. Ю. Драгунский "Он живой и светится"; 3 класс
Урок литературного чтения в 3 классе по произведению
Виктора Юзефовича Драгунского «Он живой и светится»,
с применением технологии: развития критического мышления
и системно-деятельностного подхода.
Класс: 3 б
Учитель начальных классов: Светлана Анатольевна Ли
Цели урока: развивать грамотную, связную речь, осознанное, эмоциональное чтение, умение высказывать свои мнения и отстаивать, способность прогнозировать содержание текста.
Задачи урока:
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с рассказом В. Ю. Драгунского «Он живой и светится»;
- формировать умение анализировать текст;
Развивающие:
- развивать образное мышление, речь, наблюдательность;
- совершенствовать навыки осознанного выразительного чтения;
- развивать критическое мышление;
- расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные качества;
- воспитывать любовь ко всему живому.
Учебная: - извлекать из текста информацию, работать в парах.
Личностные УУД:
-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;
-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Регулятивные УУД:
-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
- формирование умения планировать свою деятельность.
Познавательные УУД:
-умение работать с учебной и дополнительной информацией;
-анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов;
-использование активных методов обучения (приём «Инсерт», «Корзинка идей», приём «Рассказ-предположение по ключевым словам»)
Коммуникативные УУД:
-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
-чтение вслух и про себя текста, понимание прочитанного;
-критично относиться к своему мнению;
-понимать точку зрения другого человека.
Оборудование:
1. Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
2. Таблица (знаю, хочу знать, узнал(а)).
3. Карточки с кроссвордом.
4. Выставка книг Н. Носова.
5. Информационный лист – справочник краткой биографии В. Драгунского.
6. Презентация к уроку.
7. Корзинка для идей.
8. Карточка со словарной работой.
Краткое описание хода урока.
На уроке применяю ИКТ, технологии критического мышления, дети знакомятся с биографией писателя, выбирают нужную информацию, над текстом работают самостоятельно и коллективно. На стадии рефлексии подводим итоги по таблице.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
- в ходе урока учащиеся узнают содержание нового произведения;
- научаться определять тему и главную мысль текста;
- смогут высказывать свои суждения о прочитанном произведении;
- работая с дополнительным источником, будут развивать любознательность;
- использование на уроке ИКТ и методы критического мышления позволят активизировать восприятие обучающихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций.
l. Организационный момент. Мотивация.
- Ребята, сегодня на уроке гости. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем себе удачи и тихо сядем за парты.
- Прочитайте фразеологизмы “Засучив рукава”, “Спустя рукава”.
- Что означает каждый из них?
- Какой фразеологизм выберем для работы, как девиз?
- Итак, засучив рукава, начинаем работать.
2. Актуализация знаний.
1. Вспомните название раздела, над которым мы работаем.
2. О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел?
3. О жизни каких животных вы узнали в разделе?
4. Кто авторы произведений?
- Мы продолжаем с вами путешествие по разделу «Люби живое» и знакомиться с писателями и произведениями о дружеских взаимоотношениях людей и животных.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Знаете ли, вы, что существует насекомое, которое может помочь в трудную минуту?
1) «Корзинка идей»
- Давайте сейчас соберём «Корзинку идей», которая пригодится нам на уроке.
- Как вы думаете, о ком может идти речь в новом произведении?
- В конце урока мы вернёмся к нашей корзинке и проверим какие наши идеи оправдались.
- Какие задачи и цель мы поставим?
- Сможете определить тему урока?
- Вы готовы к исследованию?
2) Работа по карточке. Кроссворд.
- У вас на столах карточка с заданием, зачеркните буквы, которые повторяются, и вы узнаете фамилию писателя нового произведения.
Д |
Б |
Р |
А |
В |
Г |
Е |
У |
Н |
С |
К |
Ж |
Е |
И |
В |
Й |
Ж |
З |
Б |
З |
- Фамилия автора? Знаком вам автор?
3) Приём «Инсерт». Работа в парах.
- У всех на партах лежит информационный лист - справочник краткой биографии Виктора Юзефовича Драгунского. Работать будете в паре.
Ваша задача: самостоятельно ознакомиться с биографией писателя и отметить карандашом при помощи условных знаков, какую информацию вы знали, узнали новое и в таблицу отметили, что хотели бы узнать.
Взаимопроверка.
- Сравним, что вы знали раньше об авторе? Что узнали нового?
V - Знаю |
? - Хочу узнать |
+ - Узнал(а) |
«Тайное становится явным» 2 кл |
|
|
4) Работа с книгами из библиотечки.
- Обратим внимание на библиотечку книг. Какие произведения знакомы?
- Для кого писал Драгунский?
- Что можно сказать о внешнем виде книг.
Вывод: востребованы, их читают, они никогда не залёживаются на полках.
- Какую первую задачу мы ставили на урок?
- Какой вывод можем сделать?
- Можем знакомится с произведением?
Физминутка
Встаньте возле своих парт. Представьте себя в летнем лесу. Вы собираете грибы, срываете цветы и не заметили, как стемнело.
Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонёк.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку…
- О ком мы будем читать в произведении Виктора Драгунского?
- Садитесь.
- Что вы знаете о светлячках?
5) Сообщение (ученицы) о светляках
- А вот какую информацию о светлячках подготовила …. .
- Откройте учебники на стр. 102 и узнаем название произведения.
- Кто же живой и светится?
- Можем назвать жанр произведения? Что мы узнали из биографии автора?
- Какой была следующая задача?
- Зная заголовок произведения, зная автора и жанр, сможем назвать тему урока?
Оценивание «Листы успеха».
- Молодцы! На столах у каждой пары лежат «листы успеха» в работе на уроке. Оцените смайликом или оценкой, по - вашему мнению, работу своей группы на 1 этапе.
4. Стадия осмысления.
- Какую следующую задачу мы будем решать?
1) Прогнозирование.
- Рассмотрите иллюстрацию на слайде прочитайте ключевые слова. (Ключевые слова: ждал, маму, самосвал, светлячок, променял).
- Как вы думаете, о чём может идти речь в произведении? Спрогнозируйте содержание текста.
- Кто участники произведения?
- Сейчас мы внимательно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками и найдём в нём то главное, о чём нам хотел поведать автор.
2) Методический приём «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»
- Во время чтения вы можете ставить карандашом на полях, на краю листа знак «вопрос» (?) отмечая непонятные слова или слова, которые требуют дополнительных сведений.
3) Приём «Чтение с остановками»
(Чтение учеником 1 части до слов «…на песке и скучать»)
- Как чувствовал себя Дениска, когда ждал маму?
- Какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть?
- А как вы думаете, что произойдёт дальше?
(Чтение учеником 2 части до слов «…ты открой её - сказал Мишка, тогда увидишь»)
- О чём говорили мальчики?
- По вашему мнению, Дениска не делился самосвалом, потому что был жадный?
- Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?
(Чтение учителем 3 части до слов «и я забыл про всех на свете…»)
- Что было неожиданным для Дениски?
- Как вы считаете, пожалел ли Дениска об обмене?
- Чем закончится рассказ?
- Вы узнаете, оправдались ли ваши ожидания, дочитав рассказ до конца жужжащим способом.
(Чтение 4 части самостоятельно жужжащим способом.)
- Согласны ли вы с тем, что мама одобрила обмен Дениски?
- По вашему мнению, в названии произведения, какое слово ключевое и важное?
Физминутка - песня «Светлячок»
- Мы хорошо потрудились и теперь немного отдохнём. Я приглашаю вас полюбоваться природой.
5. Суммирование информации по содержанию текста. Работа в группах.
- Подтвердились ли предположения об идее рассказа, которые мы высказывали?
- Были ли в тексте непонятные слова?
1) Работа в парах. Справочник из ларца.
- Попробуйте поработать в паре и соотнести слова с лексическими значениями.
Брынза - сыр из овечьего молока.
Моментально - мгновенно, очень быстро.
Гватемала, Барбадос - марки, выпущенные этими государствами в Америке.
Взаимопроверка.
- Сравним, что у вас получилось?
- Ребята, что нужно сделать, когда значение слова не понятно?
- Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов?
- Как им пользоваться?
Оценивание «Листы успеха».
- Оцените работу своей группы на 2 этапе.
2) Работа над произведением.
- Какую следующую задачу будем решать?
- От чьего лица ведётся повествование?
- Кто является главными действующими лицами рассказа?
3) Работа в парах. Определение характеристики героев.
- Поработать в паре, выберите качества, которые подходят к героям рассказа, соедините их стрелочками.
- Что мы можем сказать о Дениске и о Мишке? Какие они по характеру?
- Прочитайте слова на слайде и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу?
5. Закрепление пройденного материала. Синквейн.
- Какова главная мысль этого рассказа?
Оценивание «Листы успеха».
- Молодцы! Оцените по - вашему мнению, работу своей группы на 3 этапе.
- Составим синквейн к одному из главных героев.
6. Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание.
- Вернёмся к «Корзине идей». Скажите, какие идеи оправдались?
Оценки
- Вернёмся к нашему девизу. Какой мы выбрали для урока девиз? (“Засучив рукава”)
- Проанализируйте свою работу и оцените. Кто из вас работал, “Засучив рукава” в течение всего урока, встаньте возле карточки с этими словами, ну а кто считает, что работал “Спустя рукава” – встаньте возле второй карточки.
- Всем спасибо за урок.
Приложение
Справочник краткой биографии Виктора Юзефовича Драгунского
В ноябре исполнилось 107 лет со дня рождения Виктора Юзефовича Драгунского. Он прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился в Америке. Рано потерял отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь. Он был и рабочим, и лодочником, актером кино и театра, цирковым клоуном.
Виктор Драгунский был добрым и весёлым человеком. Только в 40 лет он начал писать. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Героем его произведений стал его младший сын Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя. Его рассказы: «Гусиное горло», «Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Тайное становится явным», «Не пиф, не паф!» и другие.
V - Знаю |
? - Хочу узнать |
+ - Узнал(а) |
|
|
|
ЛИСТ УСПЕХА
-
№
Название этапов в уроке
смайлики
1
Знакомство с писателем и названием произведения.
2
Осмысление рассказа.
3
Определение главной мысли рассказа.
4
Составление «Синквейна»
Итог урока:
Сообщение о светлячках
Светлячок, или светляк – очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья, а их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. А вот самки светлячков обычно бескрылы, но зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий зеленоватый свет. Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся. Их орган свечения располагается на конце брюшка. Свет, излучаемый светлячками, не похож на солнечный, так как свет светлячка холодный. Светлячок светит, но не греет.
Словарная работа
брынза название государства
Гватемала название государства
Барбадос мгновенно, очень быстро
моментально соленый сыр из овечьего молока
Описание главных героев
настырный,
добрый,
неравнодушный к игрушкам,
любящий природу, Мишка
любил собирать марки,
чувствительный,
невежливый,
верный,
нежный, Дениска
бескорыстный,
надежный,
умеет ценить красоту.
любил машины,
Синквейн
Дениска.
Романтичный. Маленький.
Сидит. Ждёт. Скучает.
Дениска обменял самосвал на светлячка.
Ребёнок.
Мама.
Понимающая. Любящая.
Задержалась. Удивилась. Поняла.
Мама не стала ругать сына.
Умница.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ли Светлана Анатольевна
→ Публикатор 11.08.2022 0 2120 95 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.