Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"; 2 класс


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 им.Г.К.Жукова»

 

 

 

Конспект учебного занятия

по литературному чтению во 2 классе

Русская народная сказка

«Дети деда Мороза»

Образовательная система

«Начальная школа XXI века»

 

Автор: Иванец Лариса Александровна,

учитель начальных классов

 

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2 класс.

Образовательная система: «Начальная школа XXI века»

Автор учебника: Л.А.Ефросинина

Тема: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Место урока в теме: изучение произведений о зиме « Снежок порхает, кружится» (5-й урок).

Тип урока: урок открытия нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для знакомства с русской народной сказкой, для осознания и осмысления детьми новой информации.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с содержанием русской народной сказки «Дети Деда Мороза»,

- формировать навык беглого, осознанного и выразительного чтения,

-учить пользоваться различными видами чтения: выборочным, по ролям, молча, вслух;

Развивающие:

-развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;

-объяснять поступки героев и своё отношение к ним;

- развивать умение аргументировать свою точку зрения;

- развивать речь, эмоции, мышление, творческую деятельность;

- развивать умение работать самостоятельно, в паре, в группе, формулировать выводы.

- развивать память, кругозор, наблюдательность,

Воспитательные:

- прививать интерес к чтению, любовь к природе, воспитывать такие качества, как доброта, дружба, взаимопомощь, сопереживание.

УУД:

 Личностные УУД: самоопределение к деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; дают эмоционально – нравственную оценку поступкам героев.

 Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; контроль процесса и результатов своей деятельности, внесение необходимой коррективы; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; высказывать своё предположение.

 Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно сотрудничать в паре и группе.

 Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметный:

  • имеют представление о художественном произведении, персонажах; связывают заглавие произведения с его содержанием;

  • умеют определять жанр, тему произведения;

  • самостоятельно выделять познавательную цель урока, работают по коллективно составленному плану;

  • уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

 

Метапредметный результат:

  • участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 

Личностный результат:

  • обучающиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать новую информацию во время чтения и слушания произведения;

  • принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;

  • имеют представление о доброте к людям и всему живому, сочувствию к чужой беде, помощи в трудных ситуациях.

 

Методы обучения: репродуктивный, проблемный диалог, моделирование, деятельностный, словесный, практический (чтение), инсценирование.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в паре.

Средства обучения:

для учителя: учебник «Литературное чтение», 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина, М,. Вентана – Граф; рабочая тетрадь 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина; презентация, оформление доски.

для обучающихся: учебник «Литературное чтение», 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина, М,. Вентана – Граф; рабочая тетрадь 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина; шаблоны для моделирования, листы с заданиями для работы в паре, лист с текстом сказки для работы в группе, «шапочки» для инсценирования; «снежинки» и «светофоры» для рефлексии.

 

Литература:

 

1) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

2) Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие. – Вентана – Граф, 2013. Автор – составитель Л.А.Ефросинина.

3) Литературное чтение 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1.- М.: Вентана – Граф, 2009. Автор – составитель Л.А.Ефросинина.

4) Литературное чтение: рабочая тетрадь 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина

5) 1000 загадок. Пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы. – М.: ООО «Аквариум – Принт», К.: «Дом печати – ВЯТКА», 2006.

Автор – составитель В.Н. Иванкова.

 

 

1.Мотивация к учебной деятельности.


–Доброе утро, ребята!
Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.
 

– Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться.
– Вдохните еще раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. 
– Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах!
 
А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг другу

2.Актуализация знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний

 

1. Речевая разминка.

Наш урок начнем с речевой разминки. Для чего мы ее проводим? (Чтобы наша речь была красивой, правильной, приятной для других

(Слайд 1) С неба падают снежинки.

Прочитайте предложение медленно, шепотом; теперь быстро и громко. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.

2. Беседа о зиме.

Вам нравится зима? А за что вы любите это время года? Расскажите. (ответы детей)

Учитель подводит итог сказанному.

(Слайд 2) Любое время года удивительно и красиво по – своему. Зима – не исключение. Это очень красивое время года.

Деревья стоят в серебре. Снег сверкает на солнце разноцветными огнями. Морозный воздух чистый . А как мы радуемся первому снегу! Как красиво, когда в морозной тишине тихо падают пушистые хлопья снега! В такую погоду хочется подольше погулять.

А в конце декабря все ждут самый веселый праздник – Новый год.  Дети ждут подарков, новогодних утренников, взрослые верят и надеются, что новый год будет лучше старого, что в новом году обязательно сбудутся все мечты и планы. Много художников, композиторов, поэтов и писателей посвятили свои произведения зиме. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из таких произведений.

О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Определите первое слово синквейна.

(Слайд 3) Синквейн (на доске)

1.____________

2. Волшебная, бытовая.

3. Читать, пересказывать, учить.

4. Всегда добро побеждает зло.

5.Выдумка, фантазия.

Молодцы!

 Какие бывают сказки?

 В чем их отличие?

-Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от русской народной?

(Слайд 4-9) ПРОСМОТР слайдов

 

Кто является одним из героев, нового произведения вы узнаете, разгадав загадку.

С Новым годом поздравляет 
Всех мальчишек и девчат 
И подарки он нам дарит 
Вон они, в мешке стоят.
Добрый он и бородатый, 
От мороза красный нос. 
Кто же он, скажите, дети, 
Громко, дружно:

 

(Слайд 10) Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Его дом находится в Великом Устюге.

(Слайд 11)Название призведения «Дети Деда Мороза»

Вам интересно узнать, кто является детьми деда Мороза?

(Слайд 12-15)  (отгадывание загадок о детях Деда Мороза)

 

1.Чтение учителем. Проверка первичного восприятия произведения учащимися.

Тогда внимательно слушайте русскую народную сказку.

 

Первичное восприятие:

+Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках)

Ликующее

Восторженное

Шутливое

Печальное

Весёлое

Праздничное

Радостное

Спокойное

Мечтательное

Грустное

+ Обоснуйте свой выбор.

+Какие чувства возникли в вашем сердце?

Изумление

Радость

Восторг

Восхищение

Грусть

Спокойствие

Сожаление

Печаль

Ликование

+ Обоснуйте свой выбор.

 

-Вам понравилась сказка? Чем? (необычная, новая, все герои положительные) Сколько детей у деда Мороза? Как их зовут? Встретились ли вам непонятные слова? Объяснение непонятных слов.  (Иней – осадки в виде мелких кристалликов льда, покрывающий поверхность предметов при их резком охлаждении, т. е. колючий снег, состоящий из ледяных снежинок). Нагнал – собрал в одном месте.

2. Организует чтение учащихся по «цепочке». Беседа по содержанию.

Мы сейчас выразительно прочитаем сказку. А что значит выразительно? (с нужной интонацией, громкостью, темпом, соблюдать все знаки препинания, паузы). Задает вопросы после чтения.

- Кто главные герои сказки? Почему слова Ветер, Иней, Лед и Снежинка написаны с большой буквы?

- Зачем дед Мороз собрал своих детей? Ответь словами из текста.

- Что сделал Ветер? (Ветер напомнил людям, что наступила зима, пришли морозы и холода, кто еще не готов к зиме, нужно поторопиться заготовить дрова для печки, иначе люди замерзнут) 

- Что сделал для людей Лед? Что значит «мосты на реках построил»? Кому

еще Лед принес пользу? (Ледяная крыша защищает рыб, лягушек, водяных насекомых от сильного мороза)

- Что рассказал Иней? В чем польза его дела? (Украсил природу, чтобы она была красивой) 

- И, наконец, что сделала Снежинка? (выборочное чтение)

Физминутка «Дед Мороз приглашает на зарядку»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы белые снежинки летим, летим, летим

Дорожки и тропинки мы все запорошим.

Покружимся над садом в холодный день зимы

И тихо рядом сядем с такими же как мы.

 

Показ иллюстрацийКакие бывают снежинки (слайд16-20)

+Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет. 
И сам, фотограф, получил прозвище «Снежинка». «Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Каждый кристалл был образцом великолепного узора, и ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа» 

+Как Снежинка пожалела Землю?

+Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.
Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей.

+Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.
Рыхлый снег содержит большое количество воздуха.
Под такой периной растениям тепло
 

 

А вам нравится, когда много снега выпадает? Почему? Снег не только приносит радость детям, но и пользу людям. Какую?

Учитель подводит итог сказанному.

Вы все правильно сказали.

Снег действительно служит теплым одеялом для земли. Он укрывает землю и спасает все росточки, все травинки, все корешки, находящиеся в земле от лютого мороза. Но не только травку снег спасает от мороза. Что еще?

4. Совместное открытие нового знания. Рассказ учителя.

Ответить на этот вопрос поможет нам пословица.

(Слайд 21)Прочитайте пословицу.  Много снега – много хлеба.

Предположите, как хлеб зависит от снега? (ответы детей)

В начале осени на полях сеют пшеницу и рожь. Через некоторое время появляются ростки. Сильный мороз им опасен. 
Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания. Рыхлый снег содержит большое количество воздуха, и температура под снегом на 9 градусов выше, чем на поверхности земли. Под такой периной растениям хорошо дышится и тепло.

Весной он растает, напитает землю влагой для будущего урожая.

 

Почему отец больше всех похвалил Снежинку?

(Она больше всех помогла людям, сохранила урожай. Без урожая было бы людям плохо.)

5. Организует работу в парах. Повторение правил работы в паре.

 

(Слайд 22).Подберите подходящие качества для Снежинки.

Ненужные слова зачеркните.

Злая Хвастливая

Добрая Скромная

Заботливая Сочувствующая

Проверка по эталону. 

Лексическая работа над словом сочувствующая. (РАБОТА СО СЛОВАРЁМ)

А я подобрала для вас качества. Вы у меня умные, добрые, вежливые, старательные, внимательные. Согласны с такими качествами?

2. Моделирование обложки.

Организует самостоятельное моделирование обложки. Проверка

(Слайд 23)Докажите, что это не стихотворение? (нет рифм) Почему не рассказ?

( в рассказе происходят реальные события)

Почему считаете, что это сказка? (Ветер, Лед, Иней, Снежинка говорят, действуют, как люди).

О чем она? Какую тему определили? ( О природе)

 Каким цветом закрасили круг? (зеленым)

 Кто автор сказки? Народ

Какое название у сказки?

У кого получилась такая схема, поднимите карточки вверх. Молодцы!

У кого есть ошибки, исправьте.

 

Работа в группах. Правила работы в группе.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа выполняет свое задание и выходит выступать

Задание для 1 группы. Прочитать сказку по ролям, передав голосом характер героев. Как говорит Ветер? (быстро, громко, завывающим голосом). Как говорит Снежинка? (тихо, скромно, с нежностью). Как говорит Иней? (восторженно, с восхищением). Лед? (твердым и уверенным голосом). Дед Мороз? (ласково)

Задание для 2 группы. Подобрать подходящие к сказке пословицы и объяснить их.

Задание для 3 группы. В русском языке есть слова, которые украшают нашу речь. Это имена прилагательные. Вспомните, что это за слова такие. В нашей сказке их совсем нет. 3 группе предлагается подобрать имена прилагательные для главных героев, вставить их в текст и прочитать получившийся текст.

Задание для 4 группы. Составить синквейны для слов ВЕТЕР, ЛЁД, СНЕЖИНКА, иней

Итог урока

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

Как по - другому можно назвать эту сказку?

Кому бы вы ее хотели рассказать?

Кто из героев вам понравился больше остальных? Почему?

Какие качества вам захотелось в себе воспитывать?

Хороших детей воспитал дед Мороз? Докажите.

(Слайд 24)В конце сказок часто есть такие слова  «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!».

Чему же учит нас эта сказка? Какими надо быть? Надо быть добрыми, внимательными, заботливыми.
Что нового вы узнали на уроке, того чего раньше не знали? Пригодятся вам эти знания в дальнейшей жизни? Где и как вы можете их применить?

Вам легко было выполнять задания? Испытывали ли вы в чем - то затруднения?

Вы сегодня оценивали друг друга, а теперь оцените свою работу на уроке. На столах у вас лежат снежинки.

(Слайд 25)Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям:

- всё получилось, доволен своей работой

- не всё получилось, но могу работать лучше

- ещё есть затруднения в работе

Молодцы, ребята, я вами довольна.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Д/з по выбору. Предлагаю вам выбрать самостоятельно то задание, с которым, на ваш взгляд, вы сможете справиться, которое вам будет по силам. А может, кто-то из вас выполнит все задания?

- подробный пересказ по плану (уч. стр.141 №5);

- подготовить выразительное чтение сказки с друзьями по ролям (уч. стр.141 №4);

- творческое задание: сочинить сказку по рисунку. (тетр. стр. 62 №4).

 

Урок окончен. Всем спасибо!


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Чтение познавательных рассказов сильными учениками

- Как образуется Иней?

- Где рождается Снег?

Синквейн снежинка
легкая пушистая
летит украшает ложится
на землю мягким ковром
снег

ветер

Хлодный, быстрый(сильный )

Дует, воет, шумит(свестит, молчит)

Не угонишься за ним

Вихрь. 

дед мороз
сказочный волшебный
прилетает поздравляет дарит
дед в красной шубе с длинной бородой
 
персонаж


 

 

Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок; они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов — чистые, хрупкие, сверкающие.

Они тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем так, как дождь!

Раньше думали, что снег — это замерзшие капельки воды. Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звездочки. Все бывает совсем по-другому.

Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.


В морозные зимние ночи, когда температура воздуха падает ниже точки замерзания воды (0°C), капельки воды, испаряющиеся с поверхности почвы, травы и деревьев или снежного покрова, превращаются в крохотные, по большей части игольчатые, кристаллики льда, и землю окутывает серебристо-сверкающее покрывало, которое ложится и на кустарники, и на ветви деревьев, и на электропровода. Иногда кристаллики инея так густо покрывают ветки, что те обламываются под их тяжестью.


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванец Лариса Александровна  Публикатор
11.08.2022 0 1033 132

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК