Статья "Формирование УУД младших школьников на уроках литературного чтения"


Банмиллер Марина Николаевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №3

Малышевского городского округа

Свердловской области

 

Формирование УУД младших школьников на уроках литературного чтения

Многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а следовательно невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первое условие – потребность детей высказываться, второе – о чём нужно сказать, т. е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды.
Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития.

Однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, необходимо шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на различных уроках является эффективнейшим приёмом закрепления знаний учащихся, развитию коммуникабельности каждого ребенка.

Проблема обучения чтению в настоящее время вышла за пределы школьной программы. Культура чтения, умение извлекать максимум информации из прочитанного - главные факторы, определяющие успешность развития личности в целом. Именно благодаря чтению правильному, осознанному достигаются цели, поставленные перед начальным образованием:

- освоение младшими школьниками элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у них познавательных способностей и умений в освоении образовательных программ основной школы;

- формирование основных навыков учебной деятельности;

- приобщение к отечественной и мировой культуре с учётом национального менталитета, культурно-исторических особенностей и традиций своей страны;

- формирование творческой личности, имеющей определённый исследовательский потенциал;

- формирование у школьников гражданской и нравственной позиции, ориентированной на национальные приоритеты.

В возрасте 7 – 9 лет ребёнок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения техникой чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников. Противоречие между несовершенной техникой чтения и относительно высокими возможностями восприятия ребёнком слова преодолевается постепенно.

Литературное чтение-осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства.  Организую на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.

В отечественной и зарубежной методике обучения чтению есть ряд разработок по формированию различных читательских приемов, освоение которых значительно улучшит качество обработки прочитанного текста. Овладение приемами происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.

На уроках литературного чтения ведём диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Использую разные виды работы над текстом. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Несовершенные (некультурные, натуральные) способы учебного поведения ребенка противопоставлены совершенным (культурным, социально значимым). Все детские версии обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаем все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях всеученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

Нравится моим ученикам и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. У учащихся есть предпочтение к отдельным жанрам литературы, то есть учителю есть, на что опереться в развитии их способностей. Так некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить своюсказку. Координирую стремления детей, направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Они делятся со мной впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения. Деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося.   Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса.

В настоящее время у учеников обнаруживается поверхностное отношение в восприятии литературы. Важно сблизить литературу с действительностью. Если для чтения и раздумья предлагаются книги, не имеющие связей с жизнью читателя, то что же будет волновать ученика, тревожить его душу, побуждать образно мыслить? Необходимо такое приобщение к литературе, чтобы литературные впечатления, получая опору в жизненном опыте ученика входили, как говорится, в состав его души, становились как бы неотъемлемой частью собственной жизни ученика. Это непременное условие влечения ребят к школьной литературе как искусству слова.

Достижение этой цели становится возможным благодаря использованию эффективных методов и приёмов по формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД).

Изменения, происходящие в российском образовании, делают необходимым поиск новых, адекватных меняющимся условиям, методик и технологий. Задача учителя – выбрать их оптимальный набор, отвечающий индивидуальным особенностям как самого педагога, так и обучающихся.

Из известных педагогических технологий выделила технологии личностно-ориентированного, развивающего, интегрированного обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебное сотрудничество, проектное обучение. Применение данных технологий подтвердило их эффективность.

Средствами формирования коммуникативной и речевой компетенции являются предметное содержание, образовательные технологии, продуктивные задания. Одной из форм развития коммуникативной компетенции является работа в группах и парах. При этом возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;  дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе;  формируется умение решать конфликтные ситуации, слушать собеседника, эмоционально сопереживать. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 

Игровые технологии

Применение данной технологии мне помогает пробудить интерес у учащихся к учению; адаптировать учащихся к условиям социума; снять эмоциональное напряжение; расширять кругозор; сформировать нравственные качества личности; применять полученные навыки в практической деятельности.

На уроках использую дидактические игры: математическое лото, игры с кубиками, глухой телефон и т. д.

Наблюдая за детьми во время игр, сделала вывод, что в игровой деятельности учащиеся лучше решали проблемы межличностного общения. Результатом эффективности применения приёмов игровой технологии является показатель эмоционального состояния класса: в классе нет «изгоев» и отрицательных лидеров; улучшился эмоционально-психологический климат.

Проектное обучение является эффективным методом формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, о которых говорилось ранее.

Учебное сотрудничество. При формировании УУД широко использую эту технологию.  Учащиеся помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, взаимопомощь.  Чтобы научиться учить себя, ученику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). В результате формируются регулятивные и коммуникативные УУД.

Приемы формирования навыка смыслового чтения текстов разных жанров в начальной школе

Приём № 1. Направленное чтение.

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

1. Актуализация.

Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

2. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.

3. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.

4. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.

5. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

Составление вопросного плана

Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

· В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Памятка для учащегося:

· внимательно прочитать текст;

· выделить главную мысль текста;

· проверить, как они соотносятся между собой;

· сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);

· определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;

· сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;

· прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли чего-то важного.

 

Ромашка Блума

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Классификация вопросов Б. Блума:

· Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

· Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов «да» - «нет» и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

· Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

· Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения.Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

· Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов.Как вы относитесь к ...? Что лучше? Правильно ли поступил ...?

· Объясняющие(интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова"Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты

· Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.

Как бы я поступил на месте героя?

Приём №2. Чтение в парах - обобщение в парах.

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик - читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент - слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Приём № 3. Читаем и спрашиваем.

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.(Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)

3. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой - отвечает на него.

4. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

Приём № 4. Чтение с пометками.

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v Знакомая информация

+ Новая информация

- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Этот прием дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику - классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

Приём № 5. Синквейн.

Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову проработанного текста.

Синквейн - «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing - пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна

Существительное (тема).

Два прилагательных (описание).

Три глагола (действие).

Фраза из четырех слов (описание).

Существительное (перефразировка темы).

Методические приемы для формирования личностных действий на уроках литературного чтения

 

Используемые приемы

Описание

Дай себе помочь.

 

Учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. 
Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (кроссворд на повторение). 

Выход за пределы.

 

В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов. 

Отсроченная реакция.

 

Учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешает выкрикивать с места. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ. 

Лови ошибку.

 

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Театрализация.

Разыгрывание сценок на учебную тему. 

Вопрос к тексту.

Диалог с автором.

Комментированное чтение.

Школьники учатся выявлять подтекстовую информацию и контролировать себя по ходу чтения, задавая вопросы автору. 

Идеальное задание.

Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.

Методические приемы для формирования коммуникативных действий на уроках литературного чтения

 

Используемые приемы

Описание

«На что похож?»

Альтернативный приём, раскрывающий тематическое, смысловое и структурное единство текста.

«Вырасти дерево»,

«Построй улицу»,

«Наполни домик»,

«Фотография»

Приёмы, активизирующие речемыслительную деятельность, направленную на определение темы, главной мысли, выявление микротем, составление плана, определение типа текста.

«Секреты слова»

Вид работы, предполагающий наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций; предупреждение различныхречевых недочетов,
выделение орфограмм по изучаемой теме.

«Перефразирование»

Приём, предполагающий пересказ текста «своими словами»

«Активное слушание»

Запись основных опорных слов во время прослушивания текста изложения, приём способствует успешности написания изложения.

 

Методические приемы для формирования регулятивных действий на уроках литературного чтения

 

Используемые приемы

Описание

Приём «З-Х-У (знаем, хотим узнать, узнали и осталось узнать)

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется  в работе с печатным текстом. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

 

 

Приём «Создай паспорт»

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Пример.

Может быть использован для создания характеристик:

на литературном чтении – героев литературных произведений;

Приём «Зигзаг»

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

• анализировать текст совместно с другими людьми;

• вести исследовательскую работу в группе;

• доступно передавать информацию другому человеку;

• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример.

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

Приём «Рюкзак»

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

я научился составлять план текста

я разобрался в такой-то теме

Приём «Вопрос к тексту»

Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.

Формирует:

умение содержательно формулировать вопросы;

умение оценивать границы своих знаний.

«Волшебные линеечки»

 

Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка: - позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»); - удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; - помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке). 

«Прогностическая оценка»

Оценка своих возможностей для решения той или иной задачи

«Задания-ловушки»

 

Ловушкой называют задачу, заранее рассчитанную на неправильный ответ решателя.

«Обоснованный отказ от выполнения заданий»

Умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями.

Прием «создание «помощника» для проверки работы»

Умение найти или изготовить себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание, другими словами, куда можно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно)

 

Методические приемы для формирования познавательных действий на уроках литературного чтения

 

Используемые приемы

Описание

Прием моделирования

Позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность и каждому ученику работать в соответствии со своими возможностями. Прием реализуется через упражнения.

  • расположи модели по порядку,

  • определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ,

  • прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель,

  • прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам,

  • какие части сказки совпадают,

  • нарисуй иллюстрацию к данной части сказки,

  • составь несколько вопросов для самых внимательных читателей в предложенной части сказки,

  • соотнеси иллюстрации с моделями,

  • перескажи предложенную часть,

  • соотнеси план пересказа с моделями,

  • найди модель части сказки, в которой есть описание зимнего леса,

  • определи, из какой части сказки взяты строки,

  • соответствует ли отрывок сказки данной модели.

  • разложи модели по тексту произведения;

  • найди ошибку в наложении моделей на текст;

Свои примеры.

Ученики готовят свои примеры

Удивляй.

 

Учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками. 

Фантастическая добавка. Пересечение тем.

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека). 

Дай себе помочь

 

Учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. 

Повторяем с контролем. 

 

Ученики составляют списки вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.

Опрос «по цепочке». 

Учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому. 

Опрос-итог. 

В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии. 

Игры-тренинги

«Мои друзья»,

«Теремок»,

«Я возьму тебя с собой»

Позволяют тренировать аналитическое мышление, формировать умение выделять общие признаки путем сравнения

Раскадровка

При чтении сказки дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета.

Да и нет

Для этого участники игры должны задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть таким, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет». Благодаря этому т вырабатывается умение осмысленно задавать вопросы по сюжету сказки, а впоследствии и любого другого произведения, сужая поле поиска.

Хорошо – плохо

Определяем для кого «хорошо», а для кого «плохо».

Чем «хорошо» и чем «плохо».

Точка зрения

учит детей смотреть на мир глазами других людей

Загадалки

закодированный или таинственный текст про героев этого произведения. За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то».

 

Овладение познавательными универсальными учебными действиями

Использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта

Проводить по предложенному плану опыт/небольшое простое исследование по установлению особенностей объекта изучения следственных связей и зависимостей объектов между собой

Формулировать выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта

Устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам

Объединять части объекта (объекты) по определённому признаку

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 


Полный текст материала Статья "Формирование УУД младших школьников на уроках литературного чтения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Банмиллер Марина Николаевна  Публикатор
05.09.2022 0 1627 86

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК