Статья "Развитие навыков чтения младших школьников"
МБОУ Тёпловская СОШ
Доклад
По теме самообразования
тема:
Развитие навыков чтения младших школьников
Выполнила:
учитель нач.классов
МБОУ Тёпловская СОШ
Зинова А. М
2021 год
Содержание
1 . Введение
2. Основные моменты процесса чтения
3. Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца.
4. Работа над правильностью и беглостью чтения.
5 . Специфика обучения чтению младших школьников
6. Пути совершенствования навыков чтения
Развитие навыков чтения
«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл»
К. Д. Ушинский
Введение
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Как показали исследования психологов , быстро читающие дети лучше воспринимают читаемое, глубже вникают в его смысл, запоминают прочитанное, легче усваивают учебный материал.
Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой), б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих - пониманию текста.
Обычно формирование этого навыка затягивается на долгие годы. Программа начальной школы предусматривает его постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе его сформированность оценивается по таким показателям, как объем прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и др.
Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые хронически не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем-то, умея читать (артикулировать написанное), они проделывают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с ними и учителя, и родители, как правило, дают более чем скромный результат. Замечу, что при этом взрослые невольно постоянно фиксируют внимание ребенка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию эмоционально отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учебе в целом, к неверию в успех и скованности, вызванной страхом допустить при чтении ошибку.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.
Считаю, что одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”.
В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:
1. Восприятие данных слов. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.
Не трудно показать, что в этом процессе восприятия букв, как символов определённого слова, большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.
2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом – какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.
3. Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда.
Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т. д.
Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.
Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей. Ему свойственна:
-
фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
-
слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;
-
зависимость от жизненного опыта;
-
связь с практической деятельностью ребенка;
-
ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;
-
превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
-
недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи;
-
преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.
Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в виду. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно- действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями – моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают отпечаток на характер обучения.
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца.
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.
Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.
Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.
Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы;
1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;
2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;
3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;
5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.
Работа над правильностью и беглостью чтения.
Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:
1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.
Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.
1. Искажение звукобуквенного состава:
-
пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
-
перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
-
вставка произвольных элементов в единицы чтения; – замена одних единиц чтения другими.
Причины подобных ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”. В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация – способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.
2. Наличие повторов.
Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение “повторов” в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.
3. Нарушение норм литературного произношения.
Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:
1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение – самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
2) ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”:
единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что “орфографическое чтение” – обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от “орфографического чтения”. Поэтому работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению “орфографического чтения”;
3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированносгь дыхания и речевого аппарата.
Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:
1) несовершенство зрительного восприятия;
2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;
З) нехватка дыхания;
4) незнание орфоэпических норм;
5) незнание лексического значения слова;
6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.
Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.
Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация ). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца:
если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.
Работа над сознательностью чтения. Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:
1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);
2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).
Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.
Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.
Первый уровень часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.
Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.
Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:
-
осмысление значения каждой языковой единицы текста;
-
понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.ё. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;
-
осознание себя как читателя.
“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” – писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.
Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы, И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.
Специфика обучения чтению младших школьников
Чтобы научится читать, нужно прежде всего:
научиться слушать чужое чтение, воспринимать и понимать содержание читаемого текста другими людьми.
Для смысловой переработки содержания важен пересказ, рассказ о прочитанном, то есть устная речь.
Поэтому, обучая чтению, мы в тоже время учим детей слушать чтение и использовать устную речь для переработки полученной информации, чтобы глубже осознать и использовать её.
Учитывая, что на уроках чтения формируются навыки и умения воспринимать письменную связную речь, речевое развитие является необходимым условием понимания текста. Многие речевые умения, такие, как определение темы, основной мысли текста, составление плана, разного вида пересказы, интонационные умения, связанные с усвоением читаемого, также являются объектом обучение на уроках чтения.
Современные психологи и методисты определяют навык чтения на начальном этапе как процесс воспроизведения звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели с выявлением, активной переработкой и осознанием смысловой информации.
Исходя из этого определения, навык чтения распадается на две группы умений:
1. Умения, связанные с воспроизведением звуковой формы слова, – способ, правильность (безошибочность), темп чтения.
2. Умения, основывающиеся на выявлении и осознании смысловой информации, – понимание, выразительность чтения.
Навык чтения характеризуют следующие качества:
способ – чтение целыми словами с переходом на умение схватывать содержание в системе фразы, опережая прочитанное
темп – чтение незнакомого художественного и учебного текста со скоростью 90 слов в минуту вслух и превышение темпа чтения молча на 30-40 слов (120-140 слов в минуту)
правильность (безошибочность) – правильное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения; не допускаются ошибки: пропуски и замена звуков – 1 класс, искажение окончаний слов – 2 класс, неправильное ударение, произношение – 3-4 класс
осознанность и выразительность – понимание содержания любого типа простого или сложного предложения и передача его при помощи интонации, с учётом знаков препинания; передача с помощью интонирования понимания текста и своего отношения к персонажам после самостоятельной подготовки к выразительному чтению.
С первого дня обучения навык чтения формируется целостно, в несколько этапов, связанных с психолого-лингвинистическими особенностями процесса чтения.
1. Становление продуктивного способа чтения по слогам и приобретение умения понимать содержание прочитанного. Возникновение ошибок на данном этапе связанно с неправильным распознаванием знаков, букв и воспроизведением слоговой структуры слова (пропуск, замена, перестановка). Все эти ошибки результат трудностей возникающих на основе формирования способа чтения. Формирование темпа чтения происходит за счёт ориентирования на переход к чтению целыми словами. Любое другое побуждение к формированию темпа чтения в этот период нецелесообразно и вредно. Смысловая выразительность проявляется лишь в осознании завершённости высказывания и передаётся паузами на месте знаков препинания ( . ! ? ). О других видах выразительности говорить пока рано. Этот период, как правило, приходится на первый год обучения.
2. Переход на чтение целыми словами с интенсивным формированием темпа чтения вслух и одновременным усвоением умения читать про себя, овладение умением схватывать содержание текста, опережая прочитанное. Возникновение ошибок связано с неправильным предугадыванием концов слов (их перекручивание), увлечение темпом чтения, препятствующим осмыслению, неумением контролировать собственное чтение (искажение, пропуск слов, перескакивание через строку и т. п.). Выразительность при первичном чтении – знакомстве с произведением базируется на сформированности умения схватывать содержание словосочетания, фразы и проявляется в логически правильном прочитывании простого предложения любого типа. Качество выразительности в этот период непосредственно связывается с развитием темпа чтения. Этот период, как правило охватывает конец первого и весь второй год обучения.
3. Интенсивное формирование видов чтения: выразительного чтения вслух и быстрого чтения про себя, темп которого опережает не менее чем на 15-20 слов чтения вслух. Возникновение ошибок связывается с несформированностью контроля за содержанием во время чтения. Этот период, как правило, соответствует третьему году обучения.
4. Развитие коммуникативных умений на основе чтения и средствами чтения: интенсивное формирование навыков декламации, публичных чтений, умения выразительно читать с места и правильно интонировать все виды сложных и простых предложений, переход к сознательной работе над усовершенствованием навыков чтения. Причины возникновения ошибок те же, что и на третьем этапе, а также могут крыться в продолжительном отсутствии практики чтения и ограниченности словарного запаса.
Младшие школьники во время обучения чтению в начальной школе должны овладеть двумя видами чтения – чтением вслух и про себя.
Чтение вслух – это физически более сложный процесс, чем чтение про себя. Во время чтения вслух надо сформировать сознательный контроль над пониманием прочитанного, которые потом переходят на чтение молча.
В первом классе темпы чтения вслух и молча практически одинаковы. Темп чтения молча опережает темп чтения вслух :
· во втором классе – на 5 слов;
· в третьем классе – на 15-20 слов;
· в четвёртом классе – на 20-30 слов.
От сформированности техники чтения зависит организация работы над текстом, использование определённых приёмов:
если у ребёнка темп самостоятельного чтения 40 слов в минуту, он понимает текст только на фактическом уровне и может ответить на вопросы «Что? Где? Когда произошло?»;
темп чтения 60 слов в минуту позволяет достичь содержательного понимания текста. Читая самостоятельно, ребёнок может ответить на вопрос «Почему, из-за чего произошло то или иное событие?»;
темп чтения 90 слов в минуту обеспечивает переход к углублённому пониманию произведения.
Эти знания дают учителю возможность рационально распределять время на уроке. Например, если текст состоит из 120 слов, то ребёнок, читающий 40 слов в минуту, будет читать его не менее 3-х минут. Ребёнок, у которого темп чтения 60 слов в минуту прочитает этот текст не менее, чем за 2 минуты. Это необходимо знать учителю для того, чтобы оптимально спланировать урок, учитывая возможности учащихся. Поэтому учителю необходимо проводить замеры техники чтения два раза в год (в начале и в конце года). В начале учебного года дети восстанавливают навыки предшествующего года. Только с февраля начинают проявляться умения, приобретённые в этом году обучения. С февраля начинается накопление умений по всем параметрам навыка чтения. Конец учебного года является показателем приобретённых учащимися умений.
Знание техники чтения даёт учителю возможность правильно организовать дифференцированную и индивидуальную работу с учащимися, для того, чтобы обеспечить полноценное развитие каждого из них.
Пути совершенствования навыков чтения
Вопрос как научить читать детей быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя.
Как научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся?
Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставили заметный след в сознании каждого ученика, развивали у школьника интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни дальнейшей учебы умения и навыки.
И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.
В.Н. Зайцев, проанализировав успеваемость учащихся среднего звена, выявил закономерность: те, кто стал «отличником», читали в начальной школе 130-170 слов в минуту; те, кто стал «хорошистами» имели в начальной школе скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту; учащиеся среднего уровня усвоения знаний в начальной школе имели скорость чтения 80-90 слов в минуту.
Следовательно, оптимальная скорость чтения выпускников начального звена должна быть не менее 120 слов в минуту.
Какие упражнения можно использовать в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:
· упражнения, направленные на развитие чёткого произношения;
· упражнения, вырабатывающие внимание к слову, его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
· упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
· упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст;
· упражнения на антиципацию отдельных слов;
· упражнения на преодоление регрессий;
· упражнения на развитие угла зрения.
Для этого предлагаются упражнения следующего вида:
а) разминка (артикуляционная гимнастика)
· вдох носом, выдох через рот;
· вдох, задержка дыхания, выдох;
· вдох, выдох по порциям.
б) упражнения для развития чёткости произношения:
· самолёты взлетают у-у-у
· машины едут ж-ж-ж
· лошадки поскакали цок-цок-цок
· ползёт змея ш-ш-ш
· муха бьётся в стекло з-з-з
в) чтение чистоговорок шёпотом и медленно:
Ра-ра-ра – начинается игра,
Ры-ры-ры – у нас в руках шары,
Ру-ру-ру – бью рукою по шару.
г) чтение тихо и умеренно:
арка – арта – арла – арса –арца –арда –арча –аржа
д) чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь –червь
е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок.
С целью привлечь внимание к слову и его частям, предлагается чтение слов с одинаковым корнем: зелёный – зеленел – зазеленела; бодрый – ободрился – приободрился; сельское хозяйство –хозяйственный – сельскохозяйственный.
Правила разучивания скороговорок. [10]
№ |
Правила |
1. |
Послушай (прочитай) скороговорку. |
2. |
Подумай, о чём говорится в скороговорке. |
3. |
Послушай, какие слова похожи по звучанию. Определи, какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется. |
4. |
Проговори скороговорку медленно вслух, выучи наизусть. |
5. |
Проговори теперь шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. |
6. |
Проговори скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе. |
7. |
Посоревнуйся с ребятами в классе, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку. |
8. |
Обыгрывание скороговорки с разным интонационным подтекстом. |
9. |
Проговаривание скороговорки, сопровождаемое определёнными действиями. |
Над каждой скороговоркой работаем так :
-
работа по правилам разучивания (1-6);
-
тренировка скороговорки “говорю на выдохе” (глубокий вдох и на выдохе скороговорка): хором все, хором по рядам (определение ряда победителя);
-
тренировка скороговорки в паре (1 мин);
-
работа по правилу разучивания 7 (прослушивание каждого ученика в ряду, оценивание словом “молодец”, определение по числу “молодцов” лучшего ряда);
-
работа по правилам разучивания 8, 9.
Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто “Риголетто”.
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
ж) Чтение согласных по таблице.
Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЗЖЦС
КМВСР/ПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.
Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].
После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.
3) Для расширения угла зрения рекомендуются упражнения с числовыми таблицами Шульте и Лезера. Этими упражнениями вырабатываются навыки использования периферического поля зрения, а также концентрируется внимание школьника, формируется опережающий логический поиск, системность восприятия. В первом классе это числа от 1 до 10, во втором классе – от 1 до 20, в третьем классе – от 1 до 25. По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке учащиеся считывают их за 5–4 секунды.[6]
Правила работы с таблицами.
1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
2. Старайся запомнить расположение двух-трёх следующих друг за другом чисел
3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы – видят всю её целиком.
Пирамида
Предлагаю воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой.
3-------4--------7
10--------5---------41
24------------6-------------55
45---------------8----------------94
36-------------------9-------------------14
87---------------------------19---------------------------79
Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения.
Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.
Когда мы читаем, то ориентируемся не на отдельные буквы, а на целые слова и словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые смысловые блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между словами, читать динамичнее и основательнее.
и) Для развития языковой догадки (антиципационного восприятия текста) с момента перехода к чтению связных текстов предлагается упражнение «Угадай». Дети должны прочитать предложение, добавляя отсутствующие окончания.
Мы с папой сегод… (-ня) пош…(-ли) в ки…(-но).
Далее предлагается детям дополнить предложение недостающим словом.
Он сам во всём виновен.
Дверь была закрыта.
Над рекой стелется туман.
Я уже прочитал эту книгу.
Фильм не очень интересный.
Можно предложить антиципацию частей поговорок.
Сделал дело …
Тише едешь …
Дал слово …
Лучше поздно …
Семь раз отмерь …
Мал золотник …
Для упражнений в антиципации можно предложить связный текст, в котором пропущены слова.
Перед восходом солнца в лесу над деревьями дует … . В прохладной … отражаются звезды и тонкий месяц. Под пение … поднимается над землёй … . Над рекой расходится лёгкий … .
По И. Соколову-Микитову
Корректировка деформированных предложений
Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.
Набор деформированных предложений.
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
2. дали каши Маше манной нашей
3. летом одним и зимой цветом
4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке
5. ко мне друзья пришли мои на праздник
6. у деда, Мороза красивые легкие сани были
7. любимое дерево мое белая береза
8. в саду в нашем расцвела клубника
9. мы электричке на доехали до станции
10. ледяная , крутая и длинная горка была
к) Ежеурочные пятиминутки чтения.
(2, 3, 4 класс.) *
Начиная со второго класса, на каждом уроке проводятся ежеурочные пятиминутки чтения в форме жужжащего чтения. “Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью – кто-то быстрее, а кто-то медленнее” [8]. Методика жужжащего чтения используется на уроках литературного чтения, окружающего мира, на занятиях по оптимальному чтению. Эффективность этого вида упражнений обусловлена частотой тренировок.
л) Многократное чтение текста.
В течение 1минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).
Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:
В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:
Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);
Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).
Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).
Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А также развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.
“Игра в прятки”:
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
“Мнимое слово”:
Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
№ |
Виды чтения |
Время работы |
2 класс |
||
1. |
Чтение вслух (отметка конечного слова). |
1 мин. |
2. |
Повторное чтение вслух (сравнение результатов). |
1 мин. |
3. |
Убыстрение темпа чтения (чтение в темпе скороговорки). |
20 с. |
4. |
Чтение за диктором (чтение вместе с учителем). |
1 мин. |
5. |
Чтение текста шёпотом до конца.* |
|
6. |
Проверка осознанности чтения (нахождение в тексте и запись предложения, которое является ответом на поставленный вопрос). * |
2 мин. |
7. |
Чтение вслух отрывка в паре. |
5 мин. |
8. |
Проверка чтения вслух одной пары (чтение в унисон). |
2 мин. |
3, 4 классы |
||
1. |
Чтение вслух (отметка конечного слова). |
1 мин. |
2. |
Повторное чтение вслух (сравнение результатов). |
1 мин. |
3. |
Чтение “Молния” (чтение вслух на максимальной скорости без соблюдения знаков препинания). |
20–30 с. |
4. |
Чтение хором чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно, соблюдая все знаки препинания, выдерживая нужную интонацию. |
1 мин. |
5. |
Чтение “про себя” (не проговаривая слова, работают только губы, используется указка). * |
1 мин. |
6. |
Чтение “глазами” (губы не шевелятся, без использования указки, сравнение результатов с чтением вслух). * |
2 мин. |
7. |
Проверка осознанности чтения (нахождение в тексте и запись предложения, которое является ответом на поставленный вопрос). * |
2 мин. |
8. |
Чтение вслух отрывка в паре. |
5 мин. |
9. |
Проверка чтения вслух одной пары (чтение в унисон). |
1 мин. |
м) Слабо читающему ученику помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик. Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.
Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
В каждом диктанте имеются шесть предложений. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы.
Как лучше проводить зрительные диктанты? Диктант накрывается листом картона. Лист подвигают вниз, ребенок в течение определенного времени (от 4 до 8 секунд) читает молча это предложение и старается запомнить. По истечении времени взрослый накрывает это предложение вторым листом картона и предлагает ученику записать его в тетради.
Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.
Если ребенок плохо запоминает предложения, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как ребенок успевает запомнить текст, пишет его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.
Зрительные диктанты /по И.Т. Федоренко/№ Предложения число букв Время экспозиции
набор №1
1 Тает снег 8 4
2 Идет дождь 9 4
3 Небо хмурое 10 5
4 Коля заболел 11 5
5 Запели птицы 11 5
6 Поле опустело 12 6
набор №2
1 Трещат морозы 12 6
2 Я ищу землянику 13 6
3 В лесу росла ель 13 6
4 Наступила осень 14 7
5 Дни стали короче 14 7
6 В лесу много берез 15 8
набор №3
1 Прилетели птички 15 8
2 Ярко светит солнце 16 8
3 Лида вытерла доску 16 8
4 Весело бегут ручьи 16 8
5 Подул резкий ветер 16 8
6 Зоя прилежно учится 17 8
набор №4
1 Дятел дробил дерево 17 8
2 Я хочу посадить цветы 18 7
3 Иней запушил деревья 18 7
4 Без воды цветы завянут 19 7
5 Пролетело жаркое лето 19 7
6 Возле дома посадили ель 20 7
набор №5
1 Солнышко светит и греет 20 6
2 Федя решал задачу у доски 21 6
3 Загорелась в небе зорька 21 6
4 На деревьях сверкал иней 21 6
5 Город Киев стоит на Днепре 22 6
6 В лесу собирают землянику 22 6
набор №6
1 Зимой река покрылась льдом 23 5
2 Мальчик подарил маме цветы 23 5
3 Дежурные стерли пыль с доски 24 5
4 Колхозники работают на лугу 24 5
5 На огород забрались цыплята 24 5
6 Мы жили возле березовой рощи 24 5
набор №7
1 Небо покрылось серыми тучами 25 4
2 Дети посадили во дворе акацию 25 4
3 Бабушка купила внуку букварь 25 4
4 Землю согрело теплое солнышко 26 4
5 Моя сестра работает на фабрике 26 4
6 Ласково грело весеннее солнце 26 4
За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает.
Профессор И. П. Федоренко утверждает, что при обучении чтению важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то что мелькает : то есть, то нет.
Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитывает одну, две строчки и после этого получит кратковременный отдых.
Родителям, дети которых читают неохотно можно рекомендовать просмотр диафильмов с чтением текста под картинкой. В качестве средства современного обучения можно использовать компьютер.
Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью.
В.Б.Эдигей предлагает для развития техники чтения использовать принцип решения анаграмм. Анаграммы и тексты подобраны автором так, что учитываются возрастные психологические особенности младших школьников. Выдержан принцип доступности – движение от простого к сложному.
Ребёнок с помощью чтения обычных текстов в минимальной степени использует мыслительную деятельность. Его усилия направлены главным образом на то, как «слепить» из отдельных букв слоги, из слогов слова, смысл которых находится на периферии его сознания. Такая работа носит механический, «натаскивающий» характер, она быстро отбивает интерес.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому можно предложить родителям следующие рекомендации:
1. занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребёнка;
2. при выборе книг опираться на желания ребёнка;
3. начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками;
4. литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор;
5. время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребёнка;
6. надо организовать семейное чтение книг; это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы;
7. для совместного чтения выбирать интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера;
8. читать вслух следует по очереди; чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко;
9. продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению;
10. после чтения важно обсудить прочитанное;
11. всячески поддерживать одобрять и хвалить, особенно неуверенного в себе ребёнка.
Систематическое выполнение упражнений в чтении оказывает положительное влияние на развитие навыка чтения. Все виды упражнений связаны со зрительным восприятием, а это влияет на снижение ошибок при чтении, т.е. равномернее развивается вместе со скоростью чтения и его правильность. Упражнения в произношении в ходе речевых зарядок способствуют не только формированию темпа чтения, но и развитию чёткости произношения, выразительности речи. В процессе многократного чтения идёт развитие умения читать без напряжения, где читают все, причём грамотно и в заданном темпе. Чтение вслух отрывка в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся. Многократное чтение сопровождается обязательной проверкой понимания прочитанного.
Заключение
Умение читать не зависит от интеллекта ребёнка. Все дети могут научиться быстрому чтению.
Со временем, если читать вслух немного, но часто, приходят необходимые навыки. При условии умелой и целенаправленной помощи ребёнку в дальнейшем чтение не составит особого труда. При чтении включаются другие функции мозга. И должно пройти время, чтобы появились и автоматизировались навыки чтения, чтобы ребенок, читая, узнавал слова, не произнося их про себя.
Поэтому необходимо постепенно развивать навыки чтения, радуясь каждой, пусть даже небольшой, победе маленького ученика.
Школьный труд, в частности труд обучения чтению, в идеале должен стать для ребёнка таким же добровольным и привлекательным, как игра. Обучение чтению не должно сводиться к упражнению слабой ещё воли ребёнка и почти неразвитого ученического чувства долга. Сам труд чтения должен доставлять маленькому читателю непосредственное удовольствие. Игра гарантирует это удовольствие. В игровой ситуации ребёнку приходится без принуждения прочитать сотни слов, что положительно сказывается на его успехах в совершенствовании навыков чтения, а главное – на его отношении к чтению книг и к урокам чтения.
Каждый, пусть даже маленький, успех ученика, должен быть отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой. При такой постановке дела, дети работают увлечённо, заинтересованно.
Стимулирование учеников при обучении чтению, совместная работа в этом направлении семьи и школы позволят младшему школьнику добиться оптимального чтения для успешного продолжения обучения в среднем звене школы
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зинова Анжелика Михайловна
→ Публикатор 05.11.2022 0 930 55 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.