Конспект урока литературного чтения "В.В. Бианки "Музыкант"
Урок-журнал
«О братьях наших меньших» В.В. Бианки «Музыкант».
-
Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке нас ждет новая страничка нашего журнала «О братьях наших меньших». На уроке учимся правильно читать, думать над прочитанным, учимся новому виду пересказа.
-
Проверка д/з.
Работа в паре.
- Какие слова ты выберешь для определения поступка ребят? (человечный, добрый, плохой, неправильный, злой, ужасный, гуманный, дурной, недостойный, несправедливый)
Группа
Найди слова в тексте, которые описывают страдания уточки.
- Какие чувства испытывала уточка? (чувство страха, одиночества, беззащитности, она очень испугалась за утят)
- А что чувствовали вы, когда утят ловили ребята?
- Над чем заставил задуматься рассказ? (Нас окружает природа. Мы должны жить, не причиняя боли другим. Живое существо – не игрушка.)
III. Подготовка к первичному предприятию.
Нас окружает природа. Каждый из нас должен жить, не причиняя боли другим. Всем хочется, чтобы вокруг были доброжелательные, не способные обмануть люди. А ведь в жизни не всегда просто разобраться, как нужно поступить в том или ином случае. В этом нам помогают книги. Открываем новую страничку журнала «О братьях наших меньших».
Сегодня мы познакомимся с рассказом, героя которого поразила удивительная картина. Впрочем, давайте послушаем рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Музыкант» (портрет, выставка книг).
-
Первичное восприятие. (Читают подготовленные ученики до слов: «Вечером знакомый колхозник….»
- Как вам кажется, что будет дальше? Убьет ли охотник медведя?
Чтение рассказа до конца.
-
Проверка первичного восприятия.
- В какой момент вы поняли, что старик не сможет убить медведя?
VI. Постановка учебной задачи.
- Этот рассказ написал В. Бианки. Это он, автор, помог нам догадаться, что старик не убьет медведя. Давайте прочитаем рассказ и подумаем, как же автор помогает нам.
VII. Словарная работа.
медвежатник – тот, кто занимается охотой на медведя
завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы
колхозник – крестьянин, член колхоза
щепка – тонкая пластинка, отколотая по слою дерева
VIII. Вторичное восприятие и анализ текста.
а) Чтение до слов «Старик отложил скрипку…»
- Какое увлечение было у старого охотника? (он очень любил музыку)
- Как у него получалось? Прочитай.
- Что посоветовал охотнику знакомый колхозник? Прочитай.
б) Прочти текст про себя до иллюстрации и обрати внимание, как автор описывает красоту природы.
в) Чтение вслух.
стр. 196 – рассказ читается до конца.
- Что должен был рассказать старик, чтобы объяснить, почему он, старый опытный охотник, вернулся с охоты ни с чем? (как медведь играл на скрипке).
Послушайте рассказ:
Я пришел в лес. Услышал звук. Увидел медведя. Он сидит перед пнем и лапой щепку оттягивает. Не стал я стрелять и вернулся домой.
- Убедителен ли этот рассказ? Почему? (Это сухой рассказ, лишен эмоциональных деталей, не убеждает нас и не дает ответа на вопрос: Почему старик не стал убивать медведя?).
г) Попробуем представить себя на месте старика-охотника, составим рассказ от его имени. Для этого будем перечитывать текст и отбирать все, что нужно для рассказа старика.
д) Чтение вслух до конца стр. 194.
- Как автор показывает, что в лесу очень тихо?
- Почему важно передать в рассказе старика тишину леса? (Важно, потому что в лесной тишине удивительно слышится необычный звук).
- Зачем несколько раз повторяется слово: «Дзен!», передающее звук струны? (автор подчеркивает нежность и красоту звука)
- Как этот звук нужно произнести?
е) – Может ли художник показать на иллюстрации, как поет щепка? (нет, в ней нет движения и звука).
- Как выглядел «Музыкальный пенек».
- А какой пень остается от спиленного дерева? (ровный, гладкий)
- Что почувствовал старик, увидев медведя?
- Как автор подчеркивает, что и старику, и медведю очень нравится слушать звонкое и ласковое пение щепки? Прочитай.
Инд. карточка: Сравни, как старик играл в начале рассказа и в конце.
- Почему изменилась игра старика?
Запись на доске: «Я повернулся и тихонько пошел домой. Как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я».
IX. Обобщение.
В.Бианки так описал трогательную красоту природы, тишину леса, чудесное пение щепки, что заставил читателя испытать те же чувства, что и герой рассказа «старый охотник», так же наслаждаться ласковым и нежным звуком, как медведь. Читатель понимает, что убить медведя невозможно, это значит убить красоту.
X. Инсценировка.
Пересказ от имени старика.
XI. Д/з: пересказ от лица старика.
Для этого нужно прочитать текст, делая необходимые изменения. Затем рассказать кому-нибудь из взрослых. Если ваш слушатель поймет, почему старик не убил медведя, значит вы подготовились отлично.
-
Характеристика класса.
В классе 22 человека: 9 мальчиков и 13 девочек. Уровень развития памяти в/ср., внимания – ср., но есть дети, которые распределяют внимание с трудом в силу возрастных особенностей, активность на уроке – средняя.
Выше нормы читают – 15 человек.
В норме – 6 человек.
Менее 35 слов читает – 1 человек (Кононов Андрей). Часто допускают ошибки при чтении: Сиротина Оля, Тощева Наташа.
II. Тема раздела: «О братьях наших меньших» (4-й урок). В.В. Бианки «Музыкант»
Цели:
-
Совершенствовать навык правильного чтения.
-
Познакомить с рассказом В.В. Бианки «Музыкант».
-
Формировать умение видеть авторскую позицию в описании действия, умение определять мотивы поведения героя.
-
Обучать пересказу от лица героя.
-
Воспитывать эстетическое отношение к природе.
-
Развивать психически-познавательные процессы, навыки учебной деятельности с помощью учебных действий: интеллектуальных, информативных, коммуникативных.
-
Формировать оценку, самооценку, взаимооценку.
Определение целей вытекало из содержания учебного материала, который соответствует уровню подготовленности детей, их индивидуальным особенностям, возможностям и интересам учащихся.
Формы организации: группа, пара, фронтальная, индивидуальная.
III. При проверке д/з использовалась форма организации в паре и группе.
В паре – ответ на вопрос, связывающий поступок героя с эмоциональным отношением к нему ученика.
Задание группе связано с формированием умения замечать слова автора, описывающие переживания, состояние персонажа. Внимание к таким словам порождает личностное отношение, проявляющееся в милосердии к уточке.
Ребята выразили словесно свое отношение к уточке – это и способствовало возникновению предпосылок для привлечения к новому рассказу из раздела «О братьях наших меньших».
-
Первичному восприятию текста предшествовал эмоциональный настрой.
При первичном восприятии читали подготовленные ученики, была создана проблемная ситуация, требующая мыслительной активности от детей.
На этапе проверки первичного восприятия старалась вызвать потребность в анализе текста, и была поставлена учебная задача.
Перед анализом текста была проведена словарная работа. Использовали разные способы объяснения слов:
а) в контексте;
б) с помощью иллюстрации;
в) толковое объяснение значения слова.
V. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз (в классе 8 человек с нарушением зрения)……………релаксация для снятия эмоц. напряжения (способствует координации движений глаз, головы)
-
При анализе соблюдала принцип целостности, внимательного отношения к тексту, принцип опоры на непосредственное и эмоциональное восприятие прочитанного, принцип направленности на литературное развитие ребенка, на формирование читательских умений.
В процессе анализа текста происходит не только раскрытие идеи произведения, но и совершенствование навыка чтения, т.к. анализ требует перечитывания. Присутствовало чтение вслух, про себя, выборочное чтение, перечитывание с изменением лица. Чтобы дети поняли, что рассказ от лица старика эмоционально насыщен, был использован прием «от противного» - предложен вариант пересказа, лишенный эмоциональных деталей. При пересказе текста от лица старика-охотника читали по абзацам, выбирая то, что войдет в рассказ старика, обосновывая свою точку зрения. Старалась сохранить эмоциональную атмосферу рассказа, вопросы направили на понимание детьми важной роли каждого слова и предложения. Использовала прием иллюстрирования (озвучивание рисунка) и драматизации. При подведении итогов шла работа над осознанием идеи произведения.
-
В д/з был указан прием самоконтроля и представлена возможность выбора. Это способствует развитию творческих возможностей детей, которые соответствуют их личностным качествам, и служит для формирования самооценки.
На первом уроке изучения раздела «О братьях наших меньших» был открыт «журнал», на каждом уроке – своя страничка. Такую форму выбрала для стимулирования познавательного интереса.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Таланова Елена Александровна
→ Публикатор 06.01.2023 0 963 28 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.