Конспект урока литературного чтения "В.В. Бианки "Музыкант"


Урок-журнал

«О братьях наших меньших» В.В. Бианки «Музыкант».

 

  1. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке нас ждет новая страничка нашего журнала «О братьях наших меньших». На уроке учимся правильно читать, думать над прочитанным, учимся новому виду пересказа.

  1. Проверка д/з.

Работа в паре.

- Какие слова ты выберешь для определения поступка ребят? (человечный, добрый, плохой, неправильный, злой, ужасный, гуманный, дурной, недостойный, несправедливый)

Группа

Найди слова в тексте, которые описывают страдания уточки.

- Какие чувства испытывала уточка? (чувство страха, одиночества, беззащитности, она очень испугалась за утят)

- А что чувствовали вы, когда утят ловили ребята?

- Над чем заставил задуматься рассказ? (Нас окружает природа. Мы должны жить, не причиняя боли другим. Живое существо – не игрушка.)

III. Подготовка к первичному предприятию.

Нас окружает природа. Каждый из нас должен жить, не причиняя боли другим. Всем хочется, чтобы вокруг были доброжелательные, не способные обмануть люди. А ведь в жизни не всегда просто разобраться, как нужно поступить в том или ином случае. В этом нам помогают книги. Открываем новую страничку журнала «О братьях наших меньших».

Сегодня мы познакомимся с рассказом, героя которого поразила удивительная картина. Впрочем, давайте послушаем рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Музыкант» (портрет, выставка книг).

  1. Первичное восприятие. (Читают подготовленные ученики до слов: «Вечером знакомый колхозник….»

- Как вам кажется, что будет дальше? Убьет ли охотник медведя?

Чтение рассказа до конца.

  1. Проверка первичного восприятия.

- В какой момент вы поняли, что старик не сможет убить медведя?

VI. Постановка учебной задачи.

- Этот рассказ написал В. Бианки. Это он, автор, помог нам догадаться, что старик не убьет медведя. Давайте прочитаем рассказ и подумаем, как же автор помогает нам.

VII. Словарная работа.

медвежатник – тот, кто занимается охотой на медведя

завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы

колхозник – крестьянин, член колхоза

щепка – тонкая пластинка, отколотая по слою дерева

VIII. Вторичное восприятие и анализ текста.

а) Чтение до слов «Старик отложил скрипку…»

- Какое увлечение было у старого охотника? (он очень любил музыку)

- Как у него получалось? Прочитай.

- Что посоветовал охотнику знакомый колхозник? Прочитай.

б) Прочти текст про себя до иллюстрации и обрати внимание, как автор описывает красоту природы.

в) Чтение вслух.

стр. 196 – рассказ читается до конца.

- Что должен был рассказать старик, чтобы объяснить, почему он, старый опытный охотник, вернулся с охоты ни с чем? (как медведь играл на скрипке).

Послушайте рассказ:

Я пришел в лес. Услышал звук. Увидел медведя. Он сидит перед пнем и лапой щепку оттягивает. Не стал я стрелять и вернулся домой.

- Убедителен ли этот рассказ? Почему? (Это сухой рассказ, лишен эмоциональных деталей, не убеждает нас и не дает ответа на вопрос: Почему старик не стал убивать медведя?).

г) Попробуем представить себя на месте старика-охотника, составим рассказ от его имени. Для этого будем перечитывать текст и отбирать все, что нужно для рассказа старика.

д) Чтение вслух до конца стр. 194.

- Как автор показывает, что в лесу очень тихо?

- Почему важно передать в рассказе старика тишину леса? (Важно, потому что в лесной тишине удивительно слышится необычный звук).

- Зачем несколько раз повторяется слово: «Дзен!», передающее звук струны? (автор подчеркивает нежность и красоту звука)

- Как этот звук нужно произнести?

е) – Может ли художник показать на иллюстрации, как поет щепка? (нет, в ней нет движения и звука).

- Как выглядел «Музыкальный пенек».

- А какой пень остается от спиленного дерева? (ровный, гладкий)

- Что почувствовал старик, увидев медведя?

- Как автор подчеркивает, что и старику, и медведю очень нравится слушать звонкое и ласковое пение щепки? Прочитай.

Инд. карточка: Сравни, как старик играл в начале рассказа и в конце.

- Почему изменилась игра старика?

Запись на доске: «Я повернулся и тихонько пошел домой. Как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я».

IX. Обобщение.

В.Бианки так описал трогательную красоту природы, тишину леса, чудесное пение щепки, что заставил читателя испытать те же чувства, что и герой рассказа «старый охотник», так же наслаждаться ласковым и нежным звуком, как медведь. Читатель понимает, что убить медведя невозможно, это значит убить красоту.

X. Инсценировка.

Пересказ от имени старика.

XI. Д/з: пересказ от лица старика.

Для этого нужно прочитать текст, делая необходимые изменения. Затем рассказать кому-нибудь из взрослых. Если ваш слушатель поймет, почему старик не убил медведя, значит вы подготовились отлично.

 

 

 

 

  1. Характеристика класса.

В классе 22 человека: 9 мальчиков и 13 девочек. Уровень развития памяти в/ср., внимания – ср., но есть дети, которые распределяют внимание с трудом в силу возрастных особенностей, активность на уроке – средняя.

Выше нормы читают – 15 человек.

В норме – 6 человек.

Менее 35 слов читает – 1 человек (Кононов Андрей). Часто допускают ошибки при чтении: Сиротина Оля, Тощева Наташа.

II. Тема раздела: «О братьях наших меньших» (4-й урок). В.В. Бианки «Музыкант»

Цели:

  1. Совершенствовать навык правильного чтения.

  2. Познакомить с рассказом В.В. Бианки «Музыкант».

  3. Формировать умение видеть авторскую позицию в описании действия, умение определять мотивы поведения героя.

  4. Обучать пересказу от лица героя.

  5. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

  6. Развивать психически-познавательные процессы, навыки учебной деятельности с помощью учебных действий: интеллектуальных, информативных, коммуникативных.

  7. Формировать оценку, самооценку, взаимооценку.

Определение целей вытекало из содержания учебного материала, который соответствует уровню подготовленности детей, их индивидуальным особенностям, возможностям и интересам учащихся.

Формы организации: группа, пара, фронтальная, индивидуальная.

III. При проверке д/з использовалась форма организации в паре и группе.

В паре – ответ на вопрос, связывающий поступок героя с эмоциональным отношением к нему ученика.

Задание группе связано с формированием умения замечать слова автора, описывающие переживания, состояние персонажа. Внимание к таким словам порождает личностное отношение, проявляющееся в милосердии к уточке.

Ребята выразили словесно свое отношение к уточке – это и способствовало возникновению предпосылок для привлечения к новому рассказу из раздела «О братьях наших меньших».

  1. Первичному восприятию текста предшествовал эмоциональный настрой.

При первичном восприятии читали подготовленные ученики, была создана проблемная ситуация, требующая мыслительной активности от детей.

На этапе проверки первичного восприятия старалась вызвать потребность в анализе текста, и была поставлена учебная задача.

Перед анализом текста была проведена словарная работа. Использовали разные способы объяснения слов:

а) в контексте;

б) с помощью иллюстрации;

в) толковое объяснение значения слова.

V. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз (в классе 8 человек с нарушением зрения)……………релаксация для снятия эмоц. напряжения (способствует координации движений глаз, головы)

  1. При анализе соблюдала принцип целостности, внимательного отношения к тексту, принцип опоры на непосредственное и эмоциональное восприятие прочитанного, принцип направленности на литературное развитие ребенка, на формирование читательских умений.

В процессе анализа текста происходит не только раскрытие идеи произведения, но и совершенствование навыка чтения, т.к. анализ требует перечитывания. Присутствовало чтение вслух, про себя, выборочное чтение, перечитывание с изменением лица. Чтобы дети поняли, что рассказ от лица старика эмоционально насыщен, был использован прием «от противного» - предложен вариант пересказа, лишенный эмоциональных деталей. При пересказе текста от лица старика-охотника читали по абзацам, выбирая то, что войдет в рассказ старика, обосновывая свою точку зрения. Старалась сохранить эмоциональную атмосферу рассказа, вопросы направили на понимание детьми важной роли каждого слова и предложения. Использовала прием иллюстрирования (озвучивание рисунка) и драматизации. При подведении итогов шла работа над осознанием идеи произведения.

  1. В д/з был указан прием самоконтроля и представлена возможность выбора. Это способствует развитию творческих возможностей детей, которые соответствуют их личностным качествам, и служит для формирования самооценки.

На первом уроке изучения раздела «О братьях наших меньших» был открыт «журнал», на каждом уроке – своя страничка. Такую форму выбрала для стимулирования познавательного интереса.

 


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "В.В. Бианки "Музыкант" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Таланова Елена Александровна  Публикатор
06.01.2023 0 963 28

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК