Олимпиадная работа по литературному чтению; 4 класс


ФИО автора: Калугина Ольга Сергеевна

Должность: учитель начальных классов

Название учреждения: МБ НОУ «Гимназия №62» г. Новокузнецка

Название публикуемого материала: олимпиадная работа по литературному чтению для учащихся 4 классов.

Краткое описание: данный материал предназначается для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературному чтению с ответами и критериями оценивания каждого задания.

  1. Угадай истинное название сказки, преобразовав каждое слово на противоположное ему по значению. Укажи авторов этих данных произведений.

 

«Мышь в лаптях» - _____________________________________________________________

«Знайка в лунной деревне» - _____________________________________________________________

«Беби – короткий носок» -_____________________________________________________________

«Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» - _____________________________________________________________

«Быль о серебряной курочке»- _____________________________________________________________

 

  1. Запиши, под какими буквами написаны сравнения, а под какими – эпитеты (Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы). Примеры какого литературного приема остались? Запиши их название рядом с текстом.

а) глядел из печки огонек __________________________________________________________________

б) лес, точно терем расписной __________________________________________________________________

в) буре плач его подобен___________________________________________________________

г) задумчивый шелест __________________________________________________________________

д) уж небо осенью дышало___________________________________________________________

е) седые моря______________________________________________________________

ж) лужи, как тонкие блюдца __________________________________________________________________

Сравнения

Эпитеты

 

 

 

  1. Прочитай текст. Выполните задания к тексту.

Издавна берёза считалась особо почитаемым деревом у российского народа, потому что с ней связано немало обычаев и преданий. Крестьянские девушки заплетали в косы берёзовые ветки, а затем следили: если заплетённые ветки не увядали быстро — жди хороших событий, а если увядали скоро — плохих. Другое поверье гласило, что если берёзу уважить, воздать ей почести, то она передаст свою буйную силу хлебному полю.

Век березы — 300 лет. Но столько она живёт редко. 100—150 лет — вот предел жизни современной берёзы. Основная причина её гибели — болезни, и главные их виновники — любители берёзового сока.

Берёза красива в любое время года. Ранней весной, когда ещё и снег не весь растаял, ветви берёз темнеют, тяжелеют, и берёзовая роща напоминает кружево, сплетённое из чёрных и белых нитей. В это время начинается сокодвижение. Птицы и звери любят лакомиться берёзовым соком. Проделает птица клювом дырку в стволе и пьёт сок. Берёзовуюсоковицу любит заяц: откусит кончик веточки и, став столбиком, слизывает вытекающие капельки. Медведь проделает когтём царапину в коре и тоже лижет сок. Но эта беда те так велика, как та, что приносят берёзе люди, собирающие сок.

Но вот распустились берёзовые листья, и будто лёгкой прозрачной зелёной дымкой покрылась берёзовая роща. Золотая осень своим названием во многом обязана берёзе, так как осенние листья дерева желты, как этот драгоценный металл.

Стройная белоствольная берёза — одно из самых распространённых деревьев средней полосы России, с которой связано много древних обычаев и поверий. Может быть, поэтому она — неофициальный символ России.

3.1. В какой из указанных ниже литературных сборников вы бы поместили прочитанное произведение:

1) рассказы;

2) сказки;

3) энциклопедия;

4) повести

Ответ: __________________________________________________________

 

3.2. Подбери и запиши синонимы к словам.

Предания — ______________________________________________________

Гласит - __________________________________________________________

 

3.3. Запиши, как ты понимаешь смысл выражений.

Воздать почести - __________________________________________________

Буйная сила - ______________________________________________________

 

3.4. Восстанови последовательность событий (расставь цифры):

Берёза ранней весной.

Век берёзы.

Символ России.

Берёза осенью.

Берёза — особенное дерево

 

3.5. Берёзе посвящено много произведений литературного творчества. Определи их жанры.

1) Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли-люли, стояла.

Люли-люли, стояла. _________________________________________________________________

 

2) Берёза крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет. _________________________________________________________________

3) Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье - людям колодец. _________________________________________________________________

 

4) Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. __________________________________________________________________

 

5) «…Володя скинул сандалии, прыгнул на высокий пень около дерева и полез кверху, обхватывая ствол руками и ногами. Алёша смотрел на него с нескрываемой завистью. Зелёные пышные ветки росли на берёзе только на самом верху, где-то под облаками. Ствол был почти гладкий, с редкими выступами и обломками старых сучьев. Высоко над землёй он разделялся на два ствола, и они поднимались к небу, прямые, белые, стройные. Володя уже добрался до развилки и сидел, болтая ногами». _______________________________________________________________

 

  1. Ответь на вопросы:

  1. Какой известный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту, и компас?

_____________________________________________________________

  1. Какой обитательнице сказочного мира мотыльки служили лошадками? _____________________________________________________________

  2. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Енси Баба, а как называем её мы? ____________________________________________________________

 

 

  1. Замени фразеологизмы одним словом.

Рукой подать - _______________________________________________________________

Во что бы ты ни стало - _______________________________________________________________

За тридевять земель - _________________________________________________________________

Ломать голову - _________________________________________________________________

Повесить нос- __________________________________________________________________

Бить баклуши - _________________________________________________________________

 

 

  1. Узнай писателей. Запиши его фамилию. Соедини фотографию автора с отрывком из его произведения

 

 

 

 

 

______________________________

 

«Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила медведиха

Со милыми детушками медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать».

 

 

 

_______________________________________

 

«Краска с него совсем сошла, никто не мог бы сказать, отчего – от путешествия или от горя. Он смотрел на маленькую танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но по-прежнему держался стойко, не выпуская из рук ружья».

 

 

 

 

«…Забрались мы на кровать и дышать боимся. Сидели, сидели – не стучит больше. Легли. Думаем: не будет больше стучать.

Тихо. Вдруг слышим – шуршит по крыше. И вдруг по железу:

Бух-бух-бух!...»

 

 

________________________________

 

 

«Эй же вы, мальчиши, мальчиши – малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в своё проклятое буржуинство?»

 

Критерии оценивания олимпиадной работы по литературному чтению для учащихся четвертых классов.

Задание 1

Критерии оценивания (максимально 5 баллов):

0 – не справился с заданием

0,5 баллов – за каждый правильный ответ

Ответ:

 

«Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах» - Ш. Перро

«Знайка в лунной деревне» - «Незнайка в Солнечном городе» - Н. Носов

«Беби – короткий носок» - «Пеппи – длинный чулок» - А. Линдгрен

«Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - А.С. Пушкин

«Быль о серебряной курочке»- «Сказка о золотом петушке» - А.С. Пушкин

 

Задание 2.

Критерии оценивания (максимально 7 баллов )

0 – не справился с заданием;

1 балл – за каждый правильный ответ

Ответ:

а) глядел из печки огонек олицетворение

б) лес, точно терем расписной __________________________________________________________________

в) буре плач его подобен___________________________________________________________

г) задумчивый шелест __________________________________________________________________

д) уж небо осенью дышало олицетворение

е) седые моря______________________________________________________________

ж) лужи, как тонкие блюдца __________________________________________________________________

Сравнения

Эпитеты

Б, В, Ж

Г, Е

 

Задание 3.

Критерии оценивания (максимально 11 баллов):

0 баллов – не справился с заданием;

3.1. – 1 балл за каждый правильный ответ;

3.2. – 1 балл за каждый правильный ответ;

3.3 – 1 балл за каждый правильный ответ;

3.4 – 1 балл за каждый правильный ответ;

3.5 - 1 балл за каждый правильный ответ.

Ответ:

3.1. В какой из указанных ниже литературных сборников вы бы поместили прочитанное произведение:

1) рассказы;

2) сказки;

3) энциклопедия;

4) повести

Ответ:энциклопедия

 

3.2. Подбери и запиши синонимы к словам.

Предания — легенда, миф, поверие, притча, рассказ, сказание

Гласит - говорит, сообщает, объявляет, извещает, уведомляет

 

3.3. Запиши, как ты понимаешь смысл выражений.

Воздать почести - показать кому-либо свое уважение;

Буйная сила - неконтролируемая сила

 

3.4. Восстанови последовательность событий (расставь цифры) – 1 балл:

3 Берёза ранней весной.

2 Век берёзы.

5 Символ России.

4 Берёза осенью.

1 Берёза — особенное дерево

 

3.5. Берёзе посвящено много произведений литературного творчества. Определи их жанры.

1) Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли-люли, стояла.

Люли-люли, стояла. Песня

2) Берёза крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет. Пословица (поговорка)

3) Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье - людям колодец. Загадка

4) Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. Стихотворение

5) «…Володя скинул сандалии, прыгнул на высокий пень около дерева и полез кверху, обхватывая ствол руками и ногами. Алёша смотрел на него с нескрываемой завистью. Зелёные пышные ветки росли на берёзе только на самом верху, где-то под облаками. Ствол был почти гладкий, с редкими выступами и обломками старых сучьев. Высоко над землёй он разделялся на два ствола, и они поднимались к небу, прямые, белые, стройные. Володя уже добрался до развилки и сидел, болтая ногами». Рассказ

 

Задание 4.

Критерии оценивания (максимально 3 балла):

0 баллов – не справился с заданием;

1 балл – за каждый правильный ответ.

Ответ:

  1. Какой известный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту, и компас?

Клубок

  1. Какой обитательнице сказочного мира мотыльки служили лошадками? Дюймовочка

  2. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Енси Баба, а как называем её мы? Баба -Яга

 

Задание 5.

 

Критерии оценивания (максимально 6 баллов)

0 баллов – не справился с заданием;

1 балл – за каждый правильные ответ.

Ответы:

Рукой подать - близко

Во что бы ты ни стало – обязательно, непременно

За тридевять земель - далеко

Ломать голову – размышлять, думать

Повесить нос-приуныть, загрустить

Бить баклуши –лентяйничать

 

Задание 6. Узнай писателей. Запиши его фамилию. Соедини фотографию автора с отрывком из его произведения.

Критерии оценивания (максимально 4 балла)

0 баллов – не справился с заданием;

1 балл – за каждый правильный ответ.

  1. Н. Носов «…Забрались мы на кровать и дышать боимся. Сидели, сидели – не стучит больше. Легли. Думаем: не будет больше стучать.

Тихо. Вдруг слышим – шуршит по крыше. И вдруг по железу:

Бух-бух-бух!...»

  1. А. Гайдар «Эй же вы, мальчиши, мальчиши – малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в своё проклятое буржуинство?»

  2. А. С. Пушкин «Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила медведиха

Со милыми детушками медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать».

  1. Г. Х. Андерсен «Краска с него совсем сошла, никто не мог бы сказать, отчего – от путешествия или от горя. Он смотрел на маленькую танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но по-прежнему держался стойко, не выпуская из рук ружья».

 

Максимальное количество баллов – 36 баллов

 

1 место – 85% - 100% (36 б. -31 б.)

2 место – 75% - 84% (30 б. – 27 б.)

3 место – 65% - 74% (26 б. – 23 б.)

 

 


 


Полный текст материала Олимпиадная работа по литературному чтению; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калугина Ольга Сергеевна  Публикатор
11.01.2023 0 7684 174

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК