Конспект урока литературного чтения "Знакомство с произведениями Е.Чарушина, Н.Сладкова"; 1 класс


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Анатолия Антоновича Ивасенко»

г.Нефтеюганска


 


 


 

Технологическая карта урока литературного чтения

«Знакомство с произведениями Е.Чарушина «Зайчата», Н.Сладкова «Сорока и Заяц», «Лиса и Заяц»

на основе использования приемов ТРКМ»


 


 


 


 

2023 год


 


 

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века)

Тема: «Е.Чарушин «Зайчата», Н.Сладков «Сорока и Заяц», «Лиса и Заяц»(№ 31)

Цель: -способствовать формированию мировоззрения через изучение произведений о животных, -способствовать развитию функциональной грамотности и оценочной деятельности обучающихся на уроке

Задачи:

 

Планируемые результаты

Предметные

 

Метапредметные

Личностные

- осмысленно, правильно читать слова по слогам;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно – образовательнаясреда

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

«Звуки леса»

Видеофрагмент, демонстрационный

Видеофрагмент

 

2.

Художники-иллюстраторы. Чарушин Е.И.

Слайды, демонстрационный.

Портрет

 

3.

«Букварь.: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч., часть 2/Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова.-3-е изд.,перераб.- М.: Вентана-Граф,2017.

демонстрационный

Авторские тексты

 

 

 

 

 

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы

1.Мотивированное начало-стадия вызова

Прозвенел уже звонок?

-Только начался урок?

-Хотите учиться?

-Какими надо быть на уроке, чтобы урок получился хорошим и интересным?

Дети отвечают:

Надо быть внимательными, уметь слушать и др.

Фронтальная беседа

2. Актуализация опорных знаний

Чуткая музыка всюду живёт-

В шелесте трав,

В шуме дубрав-

Только прислушаться надо

И присмотреться.

-Предлагаю вам прислушаться и присмотреться. (Учитель предлагаетучащимся посмотреть видеофрагмент «Звуки леса»)

-Вы бывали в лесу?

-Хорошо бродить по лесу. Сколько вокруг интересного и необычного. И если хорошо прислушаться и присмотреться, то можно найти что-то удивительное.

 

-Отгадайте загадку:

Зимой - белый,

Летом - серый.

Дети слушают видеозапись.


 


 


 


 


 


 


 

Называют отгадку

 

Визуальный просмотр видеофрагмента «Звуки леса»

 

слайд 1-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

3. Проблемный диалог. Определение темы, цели, задачей урока- фаза осмысления

-Что вы знаете о жизни зайца?

-Всё ли вы знаете о них?

-Что желаете ещё узнать о зайцах?

-Знаете ли вы, что такое «заячья душа»?

-О ком будем читать произведение?

-Прочитаем тему урока на доске (учитель открывает карточку обложки произведения).

-Какую учебную задачу поставим перед собой?

 

-Какие виды работ вы бы хотели выполнить на уроке?

 

Слайд 4,5

Дети отвечают и строят кластер на листочках

 

 

-О зайце.

 

Дети выбирают из списка (на доске) карточки с подходящими словами для формулирования задач урока

 

-Познакомимся с новым произведением, узнаем новое о зайце, узнаем, что такое «заячья душа»,

-Будем читать, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, читать в лицах и др.

Прием ТРКМ «Кластер» (работа в группе)

 

 

 

 

Работа с карточками-выбор необходимой информации, построение учебного диалога

Физкультминутка

 

Выполнение движений, имитирующих движения зайчика

 

4. Работа по теме урока.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Физкультминутка.

-Прочитайте на доске ещё раз, кто автор произведения.

-Посмотрите на портрет Е.Чарушина. Предположите, что можно сказать об этом человеке?

-Что знаете об этом писателе? (Учитель дополняет ответы учащихся).

-Давайте рассмотрим выставку книг Е.Чарушина.(Слайды 6,7)

2.-Послушаем рассказ «Зайчата».(слайд 8)

3.Беседа по прочитанному, чтение учащимися (Приложение 1):

-Как вы думаете, кто это говорит: «Сидите в траве, не шевелитесь»?

-Каким голосом, тоном надо читать эти слова, если мать их этому учит?(слайд 9)

-Попробуем почитать именно так.

-Беседа по содержанию: (слайд 10)

-Какие наказы даёт мама своим деткам зайчатам?

-Почему надо меньше бегать?

-Какие качества воспитываются у зайчат, трусость или осторожность? Аргументируйте свой ответ.

-Каким словом автор называет зайчат?

-Опишите, какими изображены зайчики на иллюстрации в учебнике?

-Что нового вы узнали о зайцах?

-Сравните ваши версии , которые давали в начале уроке (кластер),что добавите? (Приложение 2)

4.Чтение- буксир.

-Читаем вместе со мной, успеваем за учителем.

-Что вы узнали из этого рассказа о зайце?

5.Знакомство с рассказом Н.Сладкова «Сорока и Заяц». (Слайды 11-13)

-Как вы думаете, кого боится заяц? Назовите его врагов.

-Есть такое выражение «Заячья душа». Кто знает, что это значит?

-Где мы можем об этом узнать?

-Послушаем лесной разговор сороки и зайца, подслушанный Н.Сладковым и узнаем, правы ли вы.

-Каким показан заяц в этом лесном разговоре? Почему так решили?

-Что спасает зайца от врагов?

-С кем ведёт разговор заяц?

6.Чтение в лицах.

-Каким голосом читаем за зайца? А за сороку?

-Читаем в лицах.

-Можно быть большим да трусливым, а можно – маленьким, но храбрым. А вы как считаете, что важнее?

7. Знакомство с рассказом Н.Сладкова «Лиса и Заяц» (слайд 18)

-Послушайте ещё один лесной разговор.

(Учитель читает начало рассказа).

-Придумайте свой ответ зайца лисе.

-Послушайте, как говорит автор. Сравним ваши ответы и автора.

-Как вы думаете, заяц в этом рассказе трусливый или умный и осторожный?

Дети читают: Е.Чарушин, рассматривают портрет писателя, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Дети читают названия книг, написанных Е.Чарушиным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Читают строго, спокойно, назидательно.

 

Дети читают вслух по цепочке,

отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают совместно с учителем

 

 

 

 

Дети слушают чтение учителя.

 

Выслушиваются предположения детей.

 

 

 

 

Дети слушают чтение учителя, отвечают на вопросы, дополняют кластер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах в учебниках. Дети отмечают простым карандашом в учебнике заглавной буквой (З –заяц, С – сорока) реплики героев.

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей

 

 

Предположения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с кластером прием ТРКМ)

 

прием ТРКМ-

«Чтение- буксир»

 

 

 

 

Работа с кластером(прием ТРКМ)

 

 

 

 

Работа в паре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием функционального оценивания «20 секунд»

5. Подведение итогов урока - фаза рефлексии

-С произведениями каких авторов мы познакомились? Сравним зайца в этих рассказах (слайды 19-21)

-Вспомним, какую учебную задачу мы ставили в начале урока.

Что нового, интересного узнали о зайце? Что означает выражение «заячья душа»?

-Справились ли мы с этой задачей?

-Прочитайте пословицу и выберите, к какому произведению она подходит (слайд 22)

-Как авторы относятся к животным? Почему вы так решили?

-Кому захотелось взять книги Е.Чарушина и Н.Сладкова и прочитать?

-Какие авторы также писали о природе, и вы с ними уже знакомились ранее?

 

-Оцените свою работу на уроке.

Дети отвечают на вопросы учителя, используя карточки на доске

 

 

Оценивание- на сколько близки дети были в своих предположениях и знаниях о зайце (опираясь на кластер

 

 

 

 

 

Работа -по листу на парте

 

 

 

 

 

 

 

оценивают свою работу


 


 

Прием функционального оценивания «пальцы-кулак»


 


 


 

Работа в паре


 

 

Прием функционального оценивания «лесенка успеха»


 


 

П риложение 1


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2


 

Кластеры детей(примеры)

 


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "Знакомство с произведениями Е.Чарушина, Н.Сладкова"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ковальчук Наталья Геннадьевна  Публикатор
22.02.2023 0 1066 44

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК