Конспект урока литературного чтения "Знакомство с произведениями Е.Чарушина, Н.Сладкова"; 1 класс
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Анатолия Антоновича Ивасенко»
г.Нефтеюганска
Технологическая карта урока литературного чтения
«Знакомство с произведениями Е.Чарушина «Зайчата», Н.Сладкова «Сорока и Заяц», «Лиса и Заяц»
на основе использования приемов ТРКМ»
2023 год
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века)
Тема: «Е.Чарушин «Зайчата», Н.Сладков «Сорока и Заяц», «Лиса и Заяц»(№ 31)
Цель: -способствовать формированию мировоззрения через изучение произведений о животных, -способствовать развитию функциональной грамотности и оценочной деятельности обучающихся на уроке
Задачи:
Планируемые результаты |
||
Предметные
|
Метапредметные |
Личностные |
- осмысленно, правильно читать слова по слогам; - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; |
Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - выразительно читать; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам |
Информационно – образовательнаясреда
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. |
«Звуки леса» |
Видеофрагмент, демонстрационный |
Видеофрагмент |
|
2. |
Художники-иллюстраторы. Чарушин Е.И. |
Слайды, демонстрационный. |
Портрет |
|
3. |
«Букварь.: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч., часть 2/Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова.-3-е изд.,перераб.- М.: Вентана-Граф,2017. |
демонстрационный |
Авторские тексты |
|
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы и приёмы |
1.Мотивированное начало-стадия вызова |
Прозвенел уже звонок? -Только начался урок? -Хотите учиться? -Какими надо быть на уроке, чтобы урок получился хорошим и интересным? |
Дети отвечают: Надо быть внимательными, уметь слушать и др. |
Фронтальная беседа |
2. Актуализация опорных знаний |
Чуткая музыка всюду живёт- В шелесте трав, В шуме дубрав- Только прислушаться надо И присмотреться. -Предлагаю вам прислушаться и присмотреться. (Учитель предлагаетучащимся посмотреть видеофрагмент «Звуки леса») -Вы бывали в лесу? -Хорошо бродить по лесу. Сколько вокруг интересного и необычного. И если хорошо прислушаться и присмотреться, то можно найти что-то удивительное.
-Отгадайте загадку: Зимой - белый, Летом - серый. |
Дети слушают видеозапись.
Называют отгадку
|
Визуальный просмотр видеофрагмента «Звуки леса»
слайд 1-2
Слайд 3 |
3. Проблемный диалог. Определение темы, цели, задачей урока- фаза осмысления |
-Что вы знаете о жизни зайца? -Всё ли вы знаете о них? -Что желаете ещё узнать о зайцах? -Знаете ли вы, что такое «заячья душа»? -О ком будем читать произведение? -Прочитаем тему урока на доске (учитель открывает карточку обложки произведения). -Какую учебную задачу поставим перед собой?
-Какие виды работ вы бы хотели выполнить на уроке?
Слайд 4,5 |
Дети отвечают и строят кластер на листочках
-О зайце.
Дети выбирают из списка (на доске) карточки с подходящими словами для формулирования задач урока
-Познакомимся с новым произведением, узнаем новое о зайце, узнаем, что такое «заячья душа», -Будем читать, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, читать в лицах и др. |
Прием ТРКМ «Кластер» (работа в группе)
Работа с карточками-выбор необходимой информации, построение учебного диалога |
Физкультминутка |
|
Выполнение движений, имитирующих движения зайчика |
|
4. Работа по теме урока.
Физкультминутка. |
-Прочитайте на доске ещё раз, кто автор произведения. -Посмотрите на портрет Е.Чарушина. Предположите, что можно сказать об этом человеке? -Что знаете об этом писателе? (Учитель дополняет ответы учащихся). -Давайте рассмотрим выставку книг Е.Чарушина.(Слайды 6,7) 2.-Послушаем рассказ «Зайчата».(слайд 8) 3.Беседа по прочитанному, чтение учащимися (Приложение 1): -Как вы думаете, кто это говорит: «Сидите в траве, не шевелитесь»? -Каким голосом, тоном надо читать эти слова, если мать их этому учит?(слайд 9) -Попробуем почитать именно так. -Беседа по содержанию: (слайд 10) -Какие наказы даёт мама своим деткам зайчатам? -Почему надо меньше бегать? -Какие качества воспитываются у зайчат, трусость или осторожность? Аргументируйте свой ответ. -Каким словом автор называет зайчат? -Опишите, какими изображены зайчики на иллюстрации в учебнике? -Что нового вы узнали о зайцах? -Сравните ваши версии , которые давали в начале уроке (кластер),что добавите? (Приложение 2) 4.Чтение- буксир. -Читаем вместе со мной, успеваем за учителем. -Что вы узнали из этого рассказа о зайце? 5.Знакомство с рассказом Н.Сладкова «Сорока и Заяц». (Слайды 11-13) -Как вы думаете, кого боится заяц? Назовите его врагов. -Есть такое выражение «Заячья душа». Кто знает, что это значит? -Где мы можем об этом узнать? -Послушаем лесной разговор сороки и зайца, подслушанный Н.Сладковым и узнаем, правы ли вы. -Каким показан заяц в этом лесном разговоре? Почему так решили? -Что спасает зайца от врагов? -С кем ведёт разговор заяц? 6.Чтение в лицах. -Каким голосом читаем за зайца? А за сороку? -Читаем в лицах. -Можно быть большим да трусливым, а можно – маленьким, но храбрым. А вы как считаете, что важнее? 7. Знакомство с рассказом Н.Сладкова «Лиса и Заяц» (слайд 18) -Послушайте ещё один лесной разговор. (Учитель читает начало рассказа). -Придумайте свой ответ зайца лисе. -Послушайте, как говорит автор. Сравним ваши ответы и автора. -Как вы думаете, заяц в этом рассказе трусливый или умный и осторожный? |
Дети читают: Е.Чарушин, рассматривают портрет писателя, отвечают на вопросы учителя.
Дети читают названия книг, написанных Е.Чарушиным.
-Читают строго, спокойно, назидательно.
Дети читают вслух по цепочке, отвечают на вопросы учителя.
Читают совместно с учителем
Дети слушают чтение учителя.
Выслушиваются предположения детей.
Дети слушают чтение учителя, отвечают на вопросы, дополняют кластер
Работают в парах в учебниках. Дети отмечают простым карандашом в учебнике заглавной буквой (З –заяц, С – сорока) реплики героев.
Высказывания детей
Предположения детей.
|
Работа с кластером прием ТРКМ)
прием ТРКМ- «Чтение- буксир»
Работа с кластером(прием ТРКМ)
Работа в паре
Прием функционального оценивания «20 секунд» |
5. Подведение итогов урока - фаза рефлексии |
-С произведениями каких авторов мы познакомились? Сравним зайца в этих рассказах (слайды 19-21) -Вспомним, какую учебную задачу мы ставили в начале урока. Что нового, интересного узнали о зайце? Что означает выражение «заячья душа»? -Справились ли мы с этой задачей? -Прочитайте пословицу и выберите, к какому произведению она подходит (слайд 22) -Как авторы относятся к животным? Почему вы так решили? -Кому захотелось взять книги Е.Чарушина и Н.Сладкова и прочитать? -Какие авторы также писали о природе, и вы с ними уже знакомились ранее?
-Оцените свою работу на уроке. |
Дети отвечают на вопросы учителя, используя карточки на доске
Оценивание- на сколько близки дети были в своих предположениях и знаниях о зайце (опираясь на кластер
Работа -по листу на парте
оценивают свою работу |
Прием функционального оценивания «пальцы-кулак»
Работа в паре
Прием функционального оценивания «лесенка успеха» |
П риложение 1
Приложение 2
Кластеры детей(примеры)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ковальчук Наталья Геннадьевна
→ Публикатор 22.02.2023 0 1313 49 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.