Конспект урока литературного чтения "К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; 4 класс


Цель: 

  1. Продолжить знакомство учащихся с произведениями К.Паустовского;  познакомить с художественным и смысловым своеобразием рассказа «Корзина с еловыми шишками»; представить учащимся творчество композитора Э.Грига.
  2. Развивать  воображение, мышление, речь учащихся и умение формулировать идею произведения;
  3. Воспитывать любовь к людям, чувство благодарности и почтения к  великим людям искусства.

Задачи:

  1. Подготовить учащихся к полноценному восприятию рассказа.
  2. Формировать навык выразительного чтения.
  3. Развивать умение работать над содержанием глав произведения.

Оборудование: Портрет К. Паустовского, иллюстрации его произведений, портрет Э. Грига, музыкальные фрагменты творчества Э. Грига.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

II.Подготовка к восприятию и знакомству с текстом.
1. Вступительное слово учителя:
- На уроке мы продолжим знакомство с творчеством Константина Георгиевича Паустовского.

К.Г.Паустовский родился в Москве в 1892 году, а вырос на Украине. С детских лет мечтал о прекрасных далеких странах. Константин Георгиевич начал писать рано. «Моя писательская жизнь,- вспоминает он,- началась с желания все знать, все видеть и путешествовать. За свою жизнь Константин Паустовский много поменял профессий: был вожатым, кондуктором, матросом, учителем. Писатель участвовал в сражениях Гражданской войны. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Многие произведения Паустовского вощли в круг детского  чтения.

2. Доклады учащихся.
- Краткий обзор произведений, написанных Паустовским, представят наши ученики.

3. Сообщение целей и задач.
- Сегодня на уроке мы начнем работу над произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». В этом рассказе автор повествует об эпизоде из жизни композитора Эдварда Грига.
- Григ родился в городе Беренге. С шести лет начались серьезные занятия музыкой. В 14 лет Эдвард стал студентом консерватории. Григ трудился без устали, часто забывал о сне и еде. Его творчество, его деятельность, вся его жизнь- отданы норвежскому искусству. Величественна и сурова Норвегия – страна диких  скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Шум волн, пение птиц, таинственные шорохи леса вдохновляли композитора, оживая затем в звуках его музыки.
- А сейчас, ребята, мы прослушаем одно из произведений Грига.  В нем композитор изображает восход солнца.

4. Прослушивание музыкального отрывка.
- Каким вам представляется восход солнца?
- Какая эта музыка по характеру? Она веселая? (Нет)
- А какая? (Тревожная, нежная, лиричная).
- Да, действительно, это музыка лиричная, нежная, но и грустная, тревожная. Ведь неизвестно, что принесет новый день. 

Последние годы жизни Григ провел в местечке Тролльхауген (что озачает «холм троллей»). В Тролльхаугене ничто не отвлекало его от работы. Об этом периоде жизни композитора Паустовский написал рассказ «Корзина с еловыми шишками».

III.Изучение нового материала.

1. Первичное чтение. Словарная работа. 
- Откройте учебники на с. 33.
- Но прежде, чем мы начнем читать, давайте разберем непонятные слова, которые встретятся в тексте:
- парча - плотная узорчатая шелковая материя, вытканная золотыми или серебряными нитями;
- фетровые шляпы – фетр - тонкий, плотный материал из валяной шерсти;
- ботфорты – в старину высокие кавалерийские сапоги.

2. Беседа
- На дом вам было дано задание прочитать текст полностью. 
- Предлагаю провести блиц-опрос, чтобы выяснить, насколько внимательно вы читали рассказ.

3. Работа над тестом.

А) Чтение первой части рассказа:
- А теперь откроем первую часть нашего рассказа.
- Найдите в тексте и прочитайте описание горных лесов.

Б) Чтение наизусть отрывка учащейся:
- Картину осеннего леса, изображенного в данном тексте словесно нарисует, цитируя текст, Елизавета Калинкина.
- Ребята, обратите внимание на то, что автор подчеркивает этими строками  красоту, совершенство, непревзойденность всего созданного природой, все, что человек творит искусственно, даже из драгоценных металлов (золота, серебра) кажется грубым в сравнении с настоящим.

В) Чтение по ролям (со слов «Как тебя зовут девочка?)
- С кем встретился Григ в лесу? (С дочерью лесника)
- Как ее звали? 
- Далее будем читать по ролям.
- Какой подарок решил сделать Григ?(Написать музыку)
- Но Григ не сказал Дагни, какой подарок сделает ей: «Такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых».
- Что сказала Дагни ему в ответ? Прочитайте.( «Ой, как долго…»)
- Что спросил Григ у Дагни перед уходом? (Как зовут твоего отца?)

Г) Работа над второй частью рассказа
- Ребята, что самым главным, важным было для Грига в жизни? Какие строки в нашем произведении указывают на это?
- Почему из квартиры композитор убрал все вещи? (Они не давали ощутить всю красоту звуков)
- Прочитайте, что автор говорит о рояле? Каким качеством он его наделяет? (Присущим человеку)
- Как называется этот прием в художественной литературе? (Олицетворение)
- О чем думал композитор, какие картины виделись ему? Прочитайте.
- Что говорил Григ о жизни? ( Она удивительна и прекрасна)
- Почему он чувствовал себя счастливым человеком? (Работал для людей, дарил прекрасное)
- Зачем необходимо искусство?
- Есть слушатели, которые специально ходят в театры, концерты, подкованы профессионально, являются ценителями музыки. Но первые слушатели часто бывают случайными, как и в нашем произведении. Музыку Грига услышали матросы, Золушка, прачка. Именно их внимание , оценка были важными для композитора. Потому что своей музыкой увлек, оторвал от привычных дел, сумел созвучием нот передать вихрь чувств, образов, картин, понятных каждой душе.
- Паустовский вводит наряду с реальными героями, слушающими музыку, и образ сказочный: Золушку, тем самым подчеркивая волшебство музыки, таинственность создания любого произведения искусства.

Д) Работа над третьей частью.
 - Следующую часть прочитаете молча. И подготовьтесь к пересказу.
- Почему отец отправил Дагни погостить к своей сестре?
- Кем работали Магда и ее муж?
- Где работали Магда и ее муж?
- Где они жили?

Е) Работа над четвертой частью
- Дагни часто ходила в театр. Какое впечатление оказывал театр на Дагни?
- Тетушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт. Где проходили концерты? С чего начинались концерты?
- Дагни впервые слушала симфоническую музыку, как это понять?
- Отчего вздрогнула Дагни?
- Как слушала Дагни музыку Грига, которую он посвятил ей? Давайте прочитаем (со слов «Аплодисменты..»)
- Какие мысли и чувства вдруг охватили ее? (Звуки музыки напомнили Дагни о детстве, родном крае, песне, которую пели в горах на ее родине)
- Почему она сразу вспомнила того седого человека, который встретился ей когда-то в лесу и помог донести корзину с еловыми шишками.
- Поняла ли Дагни, что это подарок великого музыканта? Прочитайте.
-Какие слова благодарности хотела сказать Дагни и за что?
- Как Паустовский показывает, что музыка, передавая чувства композитора, вызывает ответные переживания слушателя?( Сравнение двух отрывков из 2(«Григ писал…благодарит его»)и 4 («Он умер!...чем должен жить человек»)глав рассказа.
- Чем отличаются эти фрагменты? (В представлении Грига Дагни говорит «спасибо», не зная за что. Сама Дагни во время мысленного разговора с Григом благодарит его за «щедрость», за то, что он открыл ей то «прекрасное», чем должен жить человек». Значит, она поняла все, что хотел сказать ей своей музыкой великий композитор)
- Как вы понимаете значение слова « щедрость» в данном контексте? (Щедрость души, композитор вложил душу в свою музыку)
- В чем смысл такого близкого родства двух фрагментов рассказа? (Музыка звучит, когда композитора уже нет в живых, утверждая бессмертие души и победу того «прекрасного, чем должен жить человек». Эта волшебная сила маленького, хрупкого человека преодолела не только время, но и  саму смерть.)

IV. Обобщающая беседа.
- Какой подарок подарил Григ Дагни? И всегда ли подарок представляет из себя нечто материальное, может быть, не менее важен дар, обогащающий нас духовно, внутренне, «облагораживающий душу и нравы», как писал Григ?
- В жизни Паустовский и Григ не встречались, почему же тогда Константин Григорьевич решил написать рассказ об Э.Григе?
- Какую главную истину открыла для себя Дагни, слушая музыку Грига?
- Правильно ли сделал композитор, что подарил музыку уже взрослой Дагни? (Больше жизненного опыта, умеет ценить прекрасное, выразить в чувствах, эмоциях)
- Как понимать заключительные слова рассказа? « Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром».( Нильс понял, что жизнь Дагни будет полна добра и света, в ней будет любовь, а сама Дагни станет таким же щедрым человеком, как и Григ.)
- «Все хорошие книги сходны в одном – когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места…»  А что осталось у вас на душе после того, как мы прочитали и обсудили рассказ Паустовского?

V. Итог урока.
- Какой урок дает нам писатель?
- Что его вдохновило написать музыку?
- Какова же главная мысль рассказа?
- Главная мысль - уметь видеть прекрасное.

VI. Домашнее задание. 
- Подготовить выразительное чтение понравившейся части рассказа.


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Линькова Ольга Евгеньевна  olink
27.12.2023 0 831 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0