Проект по литературному чтению "Книга загадок"; 2 класс
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
МБОУ Девятовская основная общеобразовательная школа
Проект
по литературному чтению
«Книга загадок»
Выполнили:
Ученики 2 класса МБОУ Девятовской ООШ
Руководитель: Янсыбаева Татьяна Александровна
учитель начальных классов
Оглавление
Введение
Глава 1. Значение слова загадка.
Глава 2. Из истории происхождения загадки.
Глава 3. Классификация загадок.
Глава 4. Последовательность составления загадки
Заключение
Список литературы
Введение
Нас в повседневной жизни окружает множество загадок, разгадав которые мы познаем что-то новое. Для школьников разгадывание загадок – увлекательное занятие, для педагогов - универсальный педагогический прием используемый в образовательном процессе. Но не всегда можно легко и быстро разгадать загадку, ведь для этого необходимо обладать определенными знаниями.
Большинство ребят нашего класса, разгадывая загадки предложенные в учебнике или на занятиях внеурочной деятельности, проявляют желание придумать свои собственные загадки. Первые попытки сочинить загадки стали не успешными. Поэтому мы, ученики 2 класса, провели анкетирование среди младших классов о том, знают ли ученики что такое загадка и умеют ли ее сочинять. По результатам анкетирования мы пришли к выводу, что не умеют самостоятельно, без помощи взрослых, сочинить загадки, которые можно загадывать детям и взрослым. Так появился наш проект «Книга загадок ».
Проблема: Детям нравиться отгадывать загадки, но как сочинить загадку, в чём её секрет они не знают.
Объект: Устное народное творчество
Предмет исследования: Загадки
Цель проекта: Научиться отгадывать и сочинять загадки, развивая логическое мышление, память, речь и творческие способности.
Задачи:
Изучить необходимую информацию по теме с использованием различных источников, научиться обмениваться информацией.
Провести анкетирование учащихся начальных классов
Узнать, что такое загадка и её происхождение.
Развивать творческий потенциал, стремление к успеху
Создать «Книгу загадок ».
Гипотеза: предположим, что загадка – это маленький секрет, маленькая тайна, которую нужно разгадать, раскрыть.
Практическая значимость: собранный материал по истории загадок, их классификации, продукт «Книга загадок» могут быть использованы на уроках русского языка, литературы и окружающего мира.
Глава 1. Значение слова загадка.
Для того, чтобы ответить на вопрос, что такое загадка, мы обратились к словарям, справочникам, энциклопедиям, сборникам.
Мы выяснили, что загадка – самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества. В русском языке словом «загадка» обозначается всякая неизвестность, которую хочется человеку узнать, открыть, разгадать. Название жанра «загадка» произошло от старинного русского слова «гадати» - думать, рассуждать, угадывать, определять неизвестное. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого.
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
В новейшем справочнике школьника понятие загадка – это замысловатый вопрос, требующий ответа.
В детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?» загадка – это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу.
В сборнике В.А.Василенко «Русское народное поэтическое творчество» загадка - это краткое поэтическое произведение, в котором умышленно скрывается понятие об известном предмете или явлении. Слушатель должен определить, угадать это понятие.
В книге В.Бахтина «От былины до считалки» загадка – это полезная забава, игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве.
В сборнике Ю.Г.Круглова «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» загадка – это намёк на какой-либо предмет или явление, но не случайный, а подсказанный близким или далёким сходством.
В Энциклопедическом словаре -жанр народно - поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого – либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.
По Ефремовой- краткое иносказательное описание какого – либо предмета или явления, которые нужно разгадывать; то, что непонятно и требует решения или разъяснения.
Глава 2. Из истории происхождения загадки.
Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года.
В пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.
Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью.
Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.
Также на ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим.
Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.
Глава 3. Классификация загадок.
Наиболее точное определение загадки принадлежит: «Загадка – это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность».
Народные загадки должны были сохраняться в памяти народа, поэтому они очень краткие.
Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером.
Литературные или авторские загадки могут давать развёрнутое описание с указанием многочисленных признаков, используя художественные средства. Нередко это стихотворения из нескольких строк.
Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? Е. Благинина.
Тематическая классификация загадок.
Человек (семья, должность, родня…).
Дом (дом; убранство избы; посуда, утварь…).
Пища, питье.
Одежда, обувь, украшения.
Орудия труда, ремесла, оружие.
Музыкальные инструменты, радио.
Природа, явления природы (небо, земля, вода, растения, рыба, земноводные, насекомые, птицы, животные, лето, зима…).
Церковь, предметы культа.
Грамота, буквы.
Понятия о времени.
Виды загадок:
1. Прямые загадки, в которых с помощью прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет. Могут быть как разговорной, так и стихотворной форме:
Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.
Стихотворная форма:
Росло, повыросло,
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
В зубах очутилось.
Ответ: (Орехи.).
2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов кроется совсем другое.
Пример:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это...
Мишка Белка *
3.Образные загадки. Обычно они решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко т. к. в этих загадках подразумевается двусмысленная трактовка вопроса или слов.
Например:
Что все живущие на Земле люди делают одновременно?
Ответ: (Становятся старше).
4. Математические загадки. Решаются с помощью подсчетов, обрамленных в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:
Летела стая гусей, навстречу им один гусь? Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!? - ?Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей?. Сколько гусей летело?
Ответ: (36 гусей. Т. к. если к 36 прибавить столько же (36), полстолько (18), четверть столько (9) и еще одного (1), будет ровно 100).
5. Сюжетные загадки. Это известная игра «данетки», которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только? да? или? нет?.
6. Логические загадки. Решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений.
Вывод: существует много видов загадок, но все они являются своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы.
Глава 4. Последовательность составления загадки:
Первый шаг –придумать предмет, про который будет загадка.
Выбирается объект, например снег.
Второй шаг - «Видим в первый раз» – следует перечислить все признаки, качества, свойства, действия загаданного предмета, т.е. ответить на вопросы: какой? какая? что делает?
Признаки снега: белый, пушистый, серебристый, холодный.
Третий шаг - «Найдём близнеца»– следует каждый выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета, который надо назвать в загадке, т. е. ответить на вопросы:
кто такой же? на что похож?
Например, снег похож на звёздочку, на мел, на покрывало, на сахар, на мороженое и т. п.
Четвертый шаг – составить загадку.
Вот что у нас получилось:
Белый, как чистый лист бумаги.
Пушистый, как пуховые варежки.
Холодный, но не мороженое.
Заключение
Проведя исследование, можно сделать следующий вывод, что загадка учит нас открывать сходство между «далёкими» предметами. Сходство, которое мы обычно не замечаем. И радость отгадывания не только в том, что догадался, какой это предмет, но и в том, что по-новому его увидел. С помощью загадки мы учимся находить общие признаки в непохожих, казалось бы, предметах. Загадка поворачивает мир по-иному, раскрывает его таинственные стороны. И поэтому загадка не стареет. Сформулированная нами гипотеза подтвердилась. В ходе исследования мы открыли много разнообразных толкований понятия «загадка» и все они строятся на скрытом описании особенностей предмета. Создаются новые загадки про новые предметы, рождающиеся у нас на глазах.
Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велика роль загадки в детском возрасте. Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает. Чтобы этому научиться, нужно знать типы и свойства загадок, их ценность, разнообразие средств художественной выразительности в построении загадок. И как итог – научиться составлять свои загадки.
Наша работа позволила нам изучить происхождение загадок, их виды и ценность этого жанра устного народного творчества. Мы овладевали методами научного исследования, анализа и синтеза, расширяли кругозор, учились работать в группе, оформлять результаты своей работы, повышали познавательный интерес к предмету литературное чтение.
Список литературы
Библиотечный фонд: толковые словари, сборники загадок, энциклопедии,
детские журналы.
Григорьева сочинять загадки.// Начальная школа. 2003. №4
Запорожец И.В. Сочини загадку. // Начальная школа. – 2003. - №5. – С.38
1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
Интернет-ресурсы.
Емельянова Олеся. Книга загадок для детей. Режим доступа: http://olesya- emelyanova.ru/index-zagadki-kniga.html.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Янсыбаева Татьяна Александровна
→ Публикатор 07.02.2024 0 983 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы