Урок литературного чтения по теме В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса
Автор: Павлова Карина Ростиславовна
Место работы: МОУ СОШ № 67 г. Сочи
Должность: учитель начальных классов
Дополнительный сведения: урок литературного чтения во 2 классе
(программа «Школа России»)
Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово».
Цели: ознакомить детей с рассказом В.А.Осеевой «Волшебное слово», развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; учить делить текст на части, находить главную мысль части и целого; учить связно излагать прочитанное; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: записи на доске, пословицы в деформированном виде на карточках, таблицы Шульте, секундомер, презентации (2), таблицы согласных букв.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Метод: эвристическая беседа.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.
II. Сообщение темы и задач урока.
III. Разминка.
1. Работа над скороговоркой.
Прочитать скороговорку 3 раза - медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая все звуки.
На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.
2. Работа с таблицами согласных букв (Приложение 1).
Дети четко проговаривают согласные буквы в отдельности и в соединении с гласными звуками.
3. Работа над дыханием:
а) звукоподражание: Шум леса -Ш-ш-ш
Полёт пчелы -З-з-з
Рисунок 1
Полёт жука -Ж-ж-ж
Накачивание воздуха –Ф-ф-ф
Сдутие мяча –С-с-с
Заканчивается работа над дыханием тем, что дети вдыхают аромат цветка.
Рисунок 2
б) работа с полосками бумаги:
Дети ставят полоски на уровне губ, набирают больше воздуха и начинают выдыхать его на полоску так, чтобы она не шевелилась. Дети учатся сдерживать дыхание.
IV. Проверка домашнего задания. (Ю. Ермолаев «Два пирожных»).
1. Учитель зачитывает отрывки предложений, дети их отыскивают и зачитывают полностью.
а) В это время…
б) … вечер лепить буду.
в) … вдогонку Наташа…
г) … я путешествую сейчас…
д) … губы вымазала?
2. Чтение текста по ролям.
Жизнь на дана дела добрые.
( Жизнь дана на добрые дела.)
Дружбу зло помни, забывай а.
( Дружбу помни, а зло забывай.
Мудрым не родился, никто а научился.
( Мудрым никто не родился, а научился.)
Рисунок 3
Не мил друга свет, когда нет.
( Не мил свет, когда друга нет.)
Лучше поступить хорошо, чем говорить хорошо.
( Лучш е хорошо поступить, чем хорошо говорить.)
Вежливости все открываются двери.
( Вежливости открываются все двери.)
4. Пересказ текста.
5.Ответы учащихся на вопросы учителя по содержанию текста.
V. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
VI. Знакомство с новым текстом.
1.Вступительное слово учителя.
2. Кроссворд: «Волшебные слова» (Использование ТСО)
3.Жужжащее чтение.
(Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут.)
4. Ответы на вопросы:
- Сколько дочерей было у мамы?
- Какой вы себе ее представляете?
- Как отнеслись дочери к просьбе мамы? И т.д.
Рисунок 4
5. Словарная работа.
а)- Какие слова и выражения вам не понятны? (чуть не поддал хорошенько, стряпает.)
б) отработка техники чтения.
- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
Приложение 3
Рисунок 5
в) использование таблицы Шульте. Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1, можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают расположение цифр.
Таблица Шульте
10 |
4 |
28 |
9 |
14 |
20 |
24 |
18 |
1 |
5 |
13 |
8 |
30 |
25 |
11 |
2 |
22 |
15 |
27 |
17 |
26 |
6 |
12 |
3 |
21 |
16 |
23 |
19 |
29 |
7 |
VII. Работа с текстом.
1.Чтение первого и последнего слогов на строке.
(Упражнения для развития угла зрения. Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения - чтение первого и последнего слогов на строке).
2. Двойной замер техники чтения.
(Многократное чтение. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени).
Рисунок 6
3.Чтение в темпе скороговорки.
(Чтение в темпе скороговорки. Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.
При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение).
4.Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.
Упражнение “Буксир”.
Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”.
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя.
Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановить на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.
Иной способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это искажение текста поднятием рук и внести поправку.
Другой вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего cоседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Третий вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с ним на одном слове.
5.Упражнение “Молния”.
(Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд (вначале) до 2 минут (после освоения упражнения). Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом уроке, чтения, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном).
6. Самостоятельное чтение текста с использованием упражнения “Бросок-засечка”.
(Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте).
Рисунок 7
7.Ответы на вопросы в конце текста.
VIII. Выразительное чтение текста детьми.
IX. Игра – соревнование “Спринт”. Награждение победителей соревнования.
(К доске выходят несколько учеников (3-5). Им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать).
Рисунок 8
X. Итог урока.
- Чем понравился рассказ?
-Как бы вы поступили на месте главного героя?
-Будете ли вы в своей жизни использовать «волшебные слова»?
Домашнее задание: текст выразительно читать и пересказывать.
Необходимые ресурсы, материалы:
Программное обеспечение
1. Power Point из Microsoft Office 2003
2. Microsoft Windows Media с набором аудио кодеков mp 3
Устройства
1. Компьютер
2.Проектор, экран для проектора.
3.Аккустические колонки.
Литература:
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: знание, 1986.- 64с.
Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. с. 27-31.
Оморокова М.И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. 1979. №7. с. 20-24.
Беспалова Я.В., Беспалов В.С. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения. // Начальная школа. 1994. №6. с. 46-47.
Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. с. 22-25.
Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период. // Начальная школа. 1994. №8 с. 14-19.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Павлова Карина Ростиславовна
→ Карина7535 16.10.2010 5 22155 2337 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.