Конспект урока литературного чтения по теме "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"" для 4 класса
Кашкарова Наталья Николаевна
учитель начальных классов
МОУ «Хузангаевская СОШ»
Алькеевский район Республика Татарстан
Урок литературного чтения по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»»
Тема. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»
Цели: Познакомить детей с рассказом Д,Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш», отрабатывать навыки чтения, развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, учить давать характеристику главным героям рассказа, воспитывать любовь к природе, к животным, доказать, что доброта – это богатство, щедрость души человека.
Учебные материалы: Учебник «Родная речь» ( 4 класс, автор В.Г. Горецкий и др.), портрет Д.Н. Мамина- Сибиряка,
Ход урока:
I.Оргмомент.
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок!
II.Сообщение темы урока.
- Ребята! Сегодня наш урок посвящается важному , нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении:
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
-Что такое доброта?
- Это все хорошее, доброе, красивое. Например весна, солнце, улыбка, мама…
( дети продолжают)
- Что есть зло? Это нечто противоположное добру : дурное, плохое, беда ,ненависть, вражда, зависть …
Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и злые и добрые дела.
-Какого же человека можно назвать добрым ?
- добрый человек – это тот, кто любит детей, людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Об одном таком человеке мы сегодня узнаем из рассказа «Приемыш». А написал этот рассказ уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк. Он очень любил свою родину- Урал! И под старость уже слабеющей рукой написал он задушевные строки, полные горячей любви к родине:
«Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам, поднимаюсь на каменистые кручи, опускаюсь в долины, подолгу сижу около горных ключиков, дышу чудным горным воздухом, напоенным ароматами горных трав и цветов, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»
А сейчас давайте прочитаем его рассказ о добром человеческом отношении к природе и животным.
III.Изучение нового материала.
1) Первичное чтение текста.
2) Анализ рассказа.
- Понравился ли вам рассказ?
- Какое впечатление произвел на вас прочитанный рассказ? Какие чувства вы испытывали во время чтения?
- Кто такой Приемыш ?
( Лебедь)
Почему ему дали такое имя?
( Тарас приютил его у себя)
- Как лебедь попал к Тарасу?
( Тарас нашел его в камышах, поймал и принес его к себе домой)
- Какое зло причинили охотники птице?
(Пристрелили лебедушку и лебедя, а птенец остался)
- А правильно ли поступил Тарас?
( Правильно.)
- Как поступили бы вы?
3) Работа по тексту рассказа.
- Как Приемышу жилось у Тараса?
- Из каких слов можно понять, как относился старик к лебедю?
- Почему Тарас назвал Приемыша «особенной птицей?»
- Как случилось, что Тарас вынужден был одиноко жить у озера? Чем ему были дороги .Соболько и Приемыш?
- Из чего видно, что Тарас был очень умным и добрым человеком, человеком, который хорошо знал животных, умел наблюдать за тем, что происходит в природе?
- Почему отлет Приемыша опечалил старика?
- Как это произошло?
- Что было правильнее :
а) поступить с лебедем так , как это сделал Тарас ?
б) подрезать крылья птице и навсегда ее сделать ручной?
в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой –нибудь стае лебедей?
IV. Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
V Закрепление нового материала
1. Характеристика главных героев рассказа.
- Назовите главных героев рассказа.
- Давайте охарактеризуем каждого героя.
-Отметьте в рассказе отрывки текста, относящиеся к Тарасу.
- Давайте охарактеризуем Тараса, используя следующий план
- Кто такой Тарас ? Чем он занимался?
(Он был рыбаком)
- Где он жил?
( В лесу, около Светлого озера)
- Как Тарас относился к природе?
( Он любил природу и все живое вокруг)
- Почему он приютил лебедя?
( У него доброе сердце )
- Как старик относился к лебедю?
( Он к нему привязался и любил его, все его разговоры были только о лебеде)
- Основные черты характера Тараса.
( Добрый, вежливый, спокойный,)
- Выскажите свое отношение к Тарасу.
Сегодня на уроке мы говорили о доброте. Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа.
- А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?
( добрую душу и доброе сердце)
- Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш».
VI. Итог урока.
- С творчеством, какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?
- Какова главная идея рассказа ?
- Чему вас научил этот рассказ?
- Как вы должны относиться к животным?
- И наш урок хочется закончить пословицей «Жизнь дана на добрые дела»
Источники:
Учебник «Родная речь » В.Г. Горецкий
Поурочные разработки к учебнику литературного чтения для 4 класса
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кашкарова Наталья Николаевна
→ Natashka_k 03.12.2010 2 53103 3186 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.