Конспект урока литературного чтения по теме "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"" для 4 класса


Кашкарова Наталья Николаевна

учитель начальных классов

МОУ «Хузангаевская СОШ»

Алькеевский район Республика Татарстан

Урок литературного чтения по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»»


Тема. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»

Цели: Познакомить детей с рассказом Д,Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш», отрабатывать навыки чтения, развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, учить давать характеристику главным героям рассказа, воспитывать любовь к природе, к животным, доказать, что доброта – это богатство, щедрость души человека.

Учебные материалы: Учебник «Родная речь» ( 4 класс, автор В.Г. Горецкий и др.), портрет Д.Н. Мамина- Сибиряка,


Ход урока:

I.Оргмомент.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Начнем скорей урок!

II.Сообщение темы урока.

- Ребята! Сегодня наш урок посвящается важному , нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении:

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.

-Что такое доброта?

- Это все хорошее, доброе, красивое. Например весна, солнце, улыбка, мама…

( дети продолжают)

- Что есть зло? Это нечто противоположное добру : дурное, плохое, беда ,ненависть, вражда, зависть …

Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и злые и добрые дела.

-Какого же человека можно назвать добрым ?

- добрый человек – это тот, кто любит детей, людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Об одном таком человеке мы сегодня узнаем из рассказа «Приемыш». А написал этот рассказ уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк. Он очень любил свою родину- Урал! И под старость уже слабеющей рукой написал он задушевные строки, полные горячей любви к родине:

«Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам, поднимаюсь на каменистые кручи, опускаюсь в долины, подолгу сижу около горных ключиков, дышу чудным горным воздухом, напоенным ароматами горных трав и цветов, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»

А сейчас давайте прочитаем его рассказ о добром человеческом отношении к природе и животным.

III.Изучение нового материала.

1) Первичное чтение текста.

2) Анализ рассказа.

- Понравился ли вам рассказ?

- Какое впечатление произвел на вас прочитанный рассказ? Какие чувства вы испытывали во время чтения?

- Кто такой Приемыш ?

( Лебедь)

Почему ему дали такое имя?

( Тарас приютил его у себя)

- Как лебедь попал к Тарасу?

( Тарас нашел его в камышах, поймал и принес его к себе домой)

- Какое зло причинили охотники птице?

(Пристрелили лебедушку и лебедя, а птенец остался)

- А правильно ли поступил Тарас?

( Правильно.)

- Как поступили бы вы?

3) Работа по тексту рассказа.

- Как Приемышу жилось у Тараса?

- Из каких слов можно понять, как относился старик к лебедю?

- Почему Тарас назвал Приемыша «особенной птицей?»

- Как случилось, что Тарас вынужден был одиноко жить у озера? Чем ему были дороги .Соболько и Приемыш?

- Из чего видно, что Тарас был очень умным и добрым человеком, человеком, который хорошо знал животных, умел наблюдать за тем, что происходит в природе?

- Почему отлет Приемыша опечалил старика?

- Как это произошло?

- Что было правильнее :

а) поступить с лебедем так , как это сделал Тарас ?

б) подрезать крылья птице и навсегда ее сделать ручной?

в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой –нибудь стае лебедей?


IV. Физкультминутка


Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.



V Закрепление нового материала

1. Характеристика главных героев рассказа.

- Назовите главных героев рассказа.

- Давайте охарактеризуем каждого героя.

-Отметьте в рассказе отрывки текста, относящиеся к Тарасу.

- Давайте охарактеризуем Тараса, используя следующий план

- Кто такой Тарас ? Чем он занимался?

(Он был рыбаком)

- Где он жил?

( В лесу, около Светлого озера)

- Как Тарас относился к природе?

( Он любил природу и все живое вокруг)

- Почему он приютил лебедя?

( У него доброе сердце )

- Как старик относился к лебедю?

( Он к нему привязался и любил его, все его разговоры были только о лебеде)

- Основные черты характера Тараса.

( Добрый, вежливый, спокойный,)

- Выскажите свое отношение к Тарасу.


Сегодня на уроке мы говорили о доброте. Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа.

- А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?

( добрую душу и доброе сердце)

- Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш».

VI. Итог урока.

- С творчеством, какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?

- Какова главная идея рассказа ?

- Чему вас научил этот рассказ?

- Как вы должны относиться к животным?

- И наш урок хочется закончить пословицей «Жизнь дана на добрые дела»








Источники:

Учебник «Родная речь » В.Г. Горецкий

Поурочные разработки к учебнику литературного чтения для 4 класса




Полный текст материала Конспект урока литературного чтения по теме "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"" для 4 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кашкарова Наталья Николаевна  Natashka_k
03.12.2010 2 53109 3186

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК