Методические рекомендации к изучению стихотворения С.Я. Маршака "Рассказ о неизвестном герое"


МОУ СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов города Луховицы


Учитель начальных классов Павловская Светлана Сергеевна


Методические рекомендации к изучению стихотворения С.Я. Маршака "Рассказ о неизвестном герое"


“У нас растет сильное

и одаренное поколение.

И писать детские книжки-

великая честь для наших литераторов”.


С.Я.Маршак

Творчество каждого писателя, поэта это особый мир, неповторимый и яркий.


С книгами дети знакомятся с самых ранних лет. С их помощью они гармонично развиваются интеллектуально и эмоционально. Ведь любая детская книга показывает красоту и многообразие человеческих чувств, возбуждает в них ответные чувства и среди них – одно из самых ценных - чувство юмора. Вот почему нет настоящего детства без веселых, но и по-настоящему мудрых произведений С.Маршака, А.Барто, Н.Носова и других.


В начальных классах огромную важность для эстетического воспитания имеет чтение стихотворений. Поэзия обогащает мир ребенка, учит видеть красоту в природе, в поступках людей, развивает поэтическую чуткость, радует и удивляет читателя музыкальностью и яркостью родного языка.


Для детей пишут очень легко, и, наверное, у всех среди любимых поэтов является С.Я.Маршак. Он очень много написал для детей. Это и сказки, и различные шутки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки и, конечно, стихи. Среди самых разных стихотворений, написанными поэтами есть стихи повествовательного характера (эпического содержания): “Рассказ танкиста” А.Твардовского, “Разговор с сыном” С.Михалкова и другие. Все они всегда имеют какой-то лирический элемент, и это лирическое начало подчеркивается или ясно формируется автором.


“Рассказ о неизвестном герое” С.Я.Маршака - это маленькая поэма с напряженным драматическим сюжетом. Его идея - уважение к молодежи.


Стихотворение насыщено лирическим подтекстом: тревога за неизвестного юношу и ребенка; не высказанное словами, но заражающее восхищением мужеством и ловкостью юноши; удивление его скромностью.


В этой маленькой поэме выражаются и переживания автора: в кульминационной части стихотворения он очень напряжен; предложения короткие, часто отрывистые.


Третий этаж

И четвертый

И пятый…

Вот и последний

Пожаром объятый.

Черного дыма

Висит пелена.

Рвется наружу

Огонь у окна…


Перед началом работы над стихотворением детям можно задать вопрос:


- Какие рассказы о людях достойных вы знаете, читали?


После некоторых высказываний сделать обобщение:


- Вы все старались рассказать о хороших людях, которые понимают, что их долг - служить Родине. Таких примеров в жизни очень много. Надо их замечать, так как такие люди обычно очень скромные и не хвастаются хорошими поступками.


Сегодня мы с вами прочитаем стихотворение С.Я.Маршака “Рассказ о неизвестном герое”. Событие, которое описывается в нем, было на самом деле в Москве, Маршак решил рассказать о нем в стихах.


После этих слов учитель выразительно читает это стихотворение. Сначала тревожно, загадочно, чтобы подготовить ребят к вопросу автора:


- Что натворил он?


- И в чем виноват?


А знакомство с героем рассказа читает спокойно, беспечно; сцену пожара наоборот - тревожно, взволнованно, чтобы передать растерянность людей, бессильных помочь ребенку. Первые действия юноши для спасения ребенка учителю, я считаю, необходимо читать стремительно и быстро.


Но вот опасные минуты, затаив дыхание, “ждут люди, смотревшие снизу, как осторожно он шел по карнизу”. Учитель читает медленно, напряженно, и слушатели следят за каждым шагом храбреца.


Силой и гордостью проникнуто чтение последних строк стихотворения:


Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Среднего роста,

Плечистый и крепкий,

Ходит он в белой

Футболке и кепке,

Знак ГТО

На груди у него

Больше не знают

О нем ничего.


И медленное прочтение последних строк стихотворения. Это автор доносит до детей идею стихотворения.


Дальше учитель задает вопросы детям, которые помогают им осмыслить все переживания вызванные чтением учителя:


- Как называется это стихотворение?


- Кто же назван здесь героем?


- Почему к слову герой прибавлено “неизвестный”?


Затем читают это стихотворение вслух по частям и с разбором содержания каждой из них. По ходу разбора частей, учитель задает вопросы.


К 1 части:


- По каким приметам ищут человека?


- Почему не могут найти?


Ко 2 части:


- Какие слова показывают, что юноша был решительным и смелым?


К 3 части:


- При каких словах в стихотворении, вы особенно волновались?


К 4 части:


- Почему пожарные не нашли девочку в доме?


К 5 части:


- Из чего видно, что парень не ждал благодарности?


К 6 части:


- Какие слова в этой части стихотворения, вы считаете главными?


После разбора стихотворения по частям, его необходимо проанализировать. Чтобы это сделать, учитель задает детям вопросы:


- Каким словом, назвал поэт поступок неизвестного героя?


- Почему спасение девочки названо подвигом?


- Скажите, почему герой остался неизвестным?


- Что сказано о внешности героя?


- Что можно сказать, о чертах характера героя? ( Находчивый, решительный, смелый, ловкий, скромный)


Затем можно предложить детям прочитать последние строки стихотворения про себя и найти главную мысль.


В конце урока, это стихотворение выразительно читает ученик.


Полный текст материала Методические рекомендации к изучению стихотворения С.Я. Маршака "Рассказ о неизвестном герое" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Павловская Светлана Сергеевна  светик3612
27.01.2011 4 6801 1081

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК