Методические рекомендации к изучению стихотворения С.Я. Маршака "Рассказ о неизвестном герое"
МОУ СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов города Луховицы
Учитель начальных классов Павловская Светлана Сергеевна
Методические рекомендации к изучению стихотворения С.Я. Маршака "Рассказ о неизвестном герое"
“У нас растет сильное
и одаренное поколение.
И писать детские книжки-
великая честь для наших литераторов”.
С.Я.Маршак
Творчество каждого писателя, поэта это особый мир, неповторимый и яркий.
С книгами дети знакомятся с самых ранних лет. С их помощью они гармонично развиваются интеллектуально и эмоционально. Ведь любая детская книга показывает красоту и многообразие человеческих чувств, возбуждает в них ответные чувства и среди них – одно из самых ценных - чувство юмора. Вот почему нет настоящего детства без веселых, но и по-настоящему мудрых произведений С.Маршака, А.Барто, Н.Носова и других.
В начальных классах огромную важность для эстетического воспитания имеет чтение стихотворений. Поэзия обогащает мир ребенка, учит видеть красоту в природе, в поступках людей, развивает поэтическую чуткость, радует и удивляет читателя музыкальностью и яркостью родного языка.
Для детей пишут очень легко, и, наверное, у всех среди любимых поэтов является С.Я.Маршак. Он очень много написал для детей. Это и сказки, и различные шутки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки и, конечно, стихи. Среди самых разных стихотворений, написанными поэтами есть стихи повествовательного характера (эпического содержания): “Рассказ танкиста” А.Твардовского, “Разговор с сыном” С.Михалкова и другие. Все они всегда имеют какой-то лирический элемент, и это лирическое начало подчеркивается или ясно формируется автором.
“Рассказ о неизвестном герое” С.Я.Маршака - это маленькая поэма с напряженным драматическим сюжетом. Его идея - уважение к молодежи.
Стихотворение насыщено лирическим подтекстом: тревога за неизвестного юношу и ребенка; не высказанное словами, но заражающее восхищением мужеством и ловкостью юноши; удивление его скромностью.
В этой маленькой поэме выражаются и переживания автора: в кульминационной части стихотворения он очень напряжен; предложения короткие, часто отрывистые.
Третий этаж
И четвертый
И пятый…
Вот и последний
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена.
Рвется наружу
Огонь у окна…
Перед началом работы над стихотворением детям можно задать вопрос:
- Какие рассказы о людях достойных вы знаете, читали?
После некоторых высказываний сделать обобщение:
- Вы все старались рассказать о хороших людях, которые понимают, что их долг - служить Родине. Таких примеров в жизни очень много. Надо их замечать, так как такие люди обычно очень скромные и не хвастаются хорошими поступками.
Сегодня мы с вами прочитаем стихотворение С.Я.Маршака “Рассказ о неизвестном герое”. Событие, которое описывается в нем, было на самом деле в Москве, Маршак решил рассказать о нем в стихах.
После этих слов учитель выразительно читает это стихотворение. Сначала тревожно, загадочно, чтобы подготовить ребят к вопросу автора:
- Что натворил он?
- И в чем виноват?
А знакомство с героем рассказа читает спокойно, беспечно; сцену пожара наоборот - тревожно, взволнованно, чтобы передать растерянность людей, бессильных помочь ребенку. Первые действия юноши для спасения ребенка учителю, я считаю, необходимо читать стремительно и быстро.
Но вот опасные минуты, затаив дыхание, “ждут люди, смотревшие снизу, как осторожно он шел по карнизу”. Учитель читает медленно, напряженно, и слушатели следят за каждым шагом храбреца.
Силой и гордостью проникнуто чтение последних строк стихотворения:
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке,
Знак ГТО
На груди у него
Больше не знают
О нем ничего.
И медленное прочтение последних строк стихотворения. Это автор доносит до детей идею стихотворения.
Дальше учитель задает вопросы детям, которые помогают им осмыслить все переживания вызванные чтением учителя:
- Как называется это стихотворение?
- Кто же назван здесь героем?
- Почему к слову герой прибавлено “неизвестный”?
Затем читают это стихотворение вслух по частям и с разбором содержания каждой из них. По ходу разбора частей, учитель задает вопросы.
К 1 части:
- По каким приметам ищут человека?
- Почему не могут найти?
Ко 2 части:
- Какие слова показывают, что юноша был решительным и смелым?
К 3 части:
- При каких словах в стихотворении, вы особенно волновались?
К 4 части:
- Почему пожарные не нашли девочку в доме?
К 5 части:
- Из чего видно, что парень не ждал благодарности?
К 6 части:
- Какие слова в этой части стихотворения, вы считаете главными?
После разбора стихотворения по частям, его необходимо проанализировать. Чтобы это сделать, учитель задает детям вопросы:
- Каким словом, назвал поэт поступок неизвестного героя?
- Почему спасение девочки названо подвигом?
- Скажите, почему герой остался неизвестным?
- Что сказано о внешности героя?
- Что можно сказать, о чертах характера героя? ( Находчивый, решительный, смелый, ловкий, скромный)
Затем можно предложить детям прочитать последние строки стихотворения про себя и найти главную мысль.
В конце урока, это стихотворение выразительно читает ученик.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Павловская Светлана Сергеевна
→ светик3612 27.01.2011 4 6801 1081 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.