Статья "Игра и арт-терапия как основа технологического процесса развития личности ребенка"
Доклад
Игра и арт-терапия как основа технологического процесса развития личности ребенка
Автор: Меркурьева Надежда Николаевна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ № 30
г. Тамбова
О
«Как превратить процесс школьного обучения для ученика и учителя из тяжкой повинности в опыт счастья?»
Необходимо поразмышлять о тех процессах, которые происходят в современной школе, и о том, как нетрадиционные, игровые методы педагогики могут помочь справиться с реально назревшими проблемами.
Негативные явления, характерные для наших дней, бесспорно, являются стрессовыми для современного человека.
Они порождают ситуацию неопределенности, неустойчивости и, как следствие сопровождаются напряженностью, тревогой, эмоциональными всплесками и перегрузками. Особенно беззащитны и уязвимы в этих ситуациях дети. В современной системе образования, расширяется вариативность образовательных программ, идет значительное нарастание умственных и физических нагрузок у учащихся. Расширяется спектр дополнительных образовательных услуг. Усиленное внимание к интеллектуальному развитию детей зачастую оставляет за рамками их эмоциональное состояние. Необходимы здоровье сберегающие технологии, помогающие тому, чтобы рос человек и гармонично развивался.
Процесс становления личности ребенка находится в тесной взаимосвязи с развитием его эмоциональной сферы. Поэтому овладение приемами и способами эмоциональной саморегуляции является важнейшим компонентом для полноценного развития учащихся в современном образовательном процессе. Как показывает практика, педагогический процесс, особенно у учащихся начальной школы, носит учебно-дисциплинарный характер, на занятиях используется консервативная форма организации обучения. Между тем в начальном образовании учитель располагает большими возможностями, чтобы целенаправленно и своевременно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка.
Известно, немало фактов, свидетельствующих о терапевтических возможностях разных видов искусства, но они могут влиять на человека как положительно, обогащая его позитивной энергией, так и отрицательно, усиливая негативное состояние человека. Знания воздействия на ребенка цвета, звука, ритма, формы, движения дадут педагогу возможность на основе предметов образовательной области «Искусство» успешно решать вопросы оздоровления и гармонизации личности учащегося.
Целесообразно обратиться к разработанным арттерапевтическим методам и приемам, которые можно использовать в процессе преподавания предметов искусства. Среди них можно выделить такие:
эстетотерапия основана на воздействии художественной формы и эстетических чувств, включает в себя изотерапию и музыкотерапию. Позволит педагогу сформировать у детей, на бессознательном уровне, глубинные установки оптимистического и жизнеутверждающего характера и обеспечит мобилизацию внутренних защитно-приспособительных резервов организма;
этнотерапия состоит в том, чтобы средствами народного искусства, обрядов и традиций погружать детей в культурные архетипы. Способствует самораскрытию и самоутверждению учащихся, поиску своего места в жизни;
имаготерапия (лечение образом) – заключается в воспроизведении воображаемого образа, наделенного определенными качествами. Деятельность воображения не ограничивается одним представлением об этом образе, а проявляется в его активном воссоздании, соответствующем заданной ситуации.
В основе представленных методов и приемов и приемов – творческое самовыражение, включающее в себя создание произведений, общение с искусством, поиск одухотворенности в повседневной жизни. Творчество выступает как творение своего личностного переживания, а значит, и бесконечное творение себя самого.
Художественно – эстетическая деятельность может быть осуществлена в следующих видах:
музыкальное моделирование;
цветовое моделирование
графическое моделирование;
пластическое моделирование;
вербальное моделирование.
Реализация данного направления на уроках позволит младшему школьнику эмоционально откликнуться, прочувствовать, понять художественный образ произведения искусства с учетом индивидуальных психофизических возможностей личностного восприятия.
Как подчеркивает З. Фрейд, все дети хотят быть большими, эта тенденция чрезвычайно выражена в детской жизни, отсюда развитие игровых форм деятельности.
.
Особое значение имеет организация практической деятельности.
Игра – ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может.
Игровые занятия стимулируют процессы мышления и творческую интуицию. Само слово «Игра» на разных языках связано с представлениями о шутке и смехе, о легкости и удовольствии, с положительными эмоциями.
Развивающие игры несут разнообразную функциональную нагрузку:
обучение – развитие общих учебных умений, памяти, внимания, восприятия различной информации, развитие навыков;
релаксация – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
коммуникативность – установление эмоциональных контактов, группового и коллективного общения и действия;
развлечение – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
психотехника – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.
Сущность игрового метода заключается в умелом соединении игры и учебы, это обстоятельство подчеркивал А. Макаренко: «В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие мысли…Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра…»
Игра доставляет ребенку радость творчества, или радость эстетическую – радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа, и в этом полное сходство.
Опыт перерастания игры в первичные формы художественного творчества с двумя непременными составляющими этого процесса: выразительностью действия и совмещением в себе двух позиций (творца и оценивающего зрителя).
Это - закон творчества во всех видах искусства. А детская игра оказывается естественным зародышем всех видов творчества.
Игры, при умелой организации взрослых, учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке и т.д. «Игра – школа морали в действии (так определил
ее другой известный психолог - А. Н. Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игра – ведущая деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.
Игра в образовании – школа творчества. Методически правильно организованная игра может стать средством профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, школой поддержки любого ребенка.
В образовательном процессе игра:
это способ научить детей самостоятельно добывать знания;
это адекватная ребенку форма усвоения знаний;
это путь личностного, цельного присвоения знаний на уровне интеллектуального, эмоционально-образного и телесного восприятия;
это способ саморазвития ученика и учителя;
это путь социализации школьника;
это способ освоения целостной картины мира;
это свободное образовательное пространство.
Слово «игра» неотделимо от таких понятий как «действие», «процесс», «импровизация». Она подразумевает создание проблемной ситуации и поисковую деятельность, но при этом еще риск, азарт, радость победы.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
В. А. Сухомлинский.
Значение игры и арт-терапии в жизни детей огромно. Игры раскрывают их организаторские, творческие, интеллектуальные и физические способности. Они делают любое детское мероприятие более интересным, придают ему эмоциональную окраску. Авторы, которые занимаются проблемами игровой деятельности, пишут, что ребёнку надо не только «дать время поиграть»- надо пропитать игрой всю его жизнь.
В игровых методах заложен огромный образовательный потенциал, но овладение игровым стилем обучения требует серьёзных усилий, как со стороны педагогов, так и со стороны школьной администрации.
Источники.
http://art-in-school.narod.ru/ Научно-методический журнал «Искусство в школе»
http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/2011-09-18-11-37-19/54-2011-09-18-11-35-34/134-q-q- Международный центр гуманной педагогики
На странице приведен фрагмент.
Автор: Меркурьева Надежда Николаевна
→ меркуша 11.11.2012 0 2753 528 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.