Статья "Игра и арт-терапия как основа технологического процесса развития личности ребенка"
















Доклад


Игра и арт-терапия как основа технологического процесса развития личности ребенка



Автор: Меркурьева Надежда Николаевна,

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 30

г. Тамбова















Основная проблема, которая существует в школах, может быть сформулирована так:

«Как превратить процесс школьного обучения для ученика и учителя из тяжкой повинности в опыт счастья?»

Необходимо поразмышлять о тех процессах, которые происходят в современной школе, и о том, как нетрадиционные, игровые методы педагогики могут помочь справиться с реально назревшими проблемами.

Негативные явления, характерные для наших дней, бесспорно, являются стрессовыми для современного человека.

Они порождают ситуацию неопределенности, неустойчивости и, как следствие сопровождаются напряженностью, тревогой, эмоциональными всплесками и перегрузками. Особенно беззащитны и уязвимы в этих ситуациях дети. В современной системе образования, расширяется вариативность образовательных программ, идет значительное нарастание умственных и физических нагрузок у учащихся. Расширяется спектр дополнительных образовательных услуг. Усиленное внимание к интеллектуальному развитию детей зачастую оставляет за рамками их эмоциональное состояние. Необходимы здоровье сберегающие технологии, помогающие тому, чтобы рос человек и гармонично развивался.


Процесс становления личности ребенка находится в тесной взаимосвязи с развитием его эмоциональной сферы. Поэтому овладение приемами и способами эмоциональной саморегуляции является важнейшим компонентом для полноценного развития учащихся в современном образовательном процессе. Как показывает практика, педагогический процесс, особенно у учащихся начальной школы, носит учебно-дисциплинарный характер, на занятиях используется консервативная форма организации обучения. Между тем в начальном образовании учитель располагает большими возможностями, чтобы целенаправленно и своевременно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка.

Известно, немало фактов, свидетельствующих о терапевтических возможностях разных видов искусства, но они могут влиять на человека как положительно, обогащая его позитивной энергией, так и отрицательно, усиливая негативное состояние человека. Знания воздействия на ребенка цвета, звука, ритма, формы, движения дадут педагогу возможность на основе предметов образовательной области «Искусство» успешно решать вопросы оздоровления и гармонизации личности учащегося.

Целесообразно обратиться к разработанным арттерапевтическим методам и приемам, которые можно использовать в процессе преподавания предметов искусства. Среди них можно выделить такие:


  • эстетотерапия основана на воздействии художественной формы и эстетических чувств, включает в себя изотерапию и музыкотерапию. Позволит педагогу сформировать у детей, на бессознательном уровне, глубинные установки оптимистического и жизнеутверждающего характера и обеспечит мобилизацию внутренних защитно-приспособительных резервов организма;

  • этнотерапия состоит в том, чтобы средствами народного искусства, обрядов и традиций погружать детей в культурные архетипы. Способствует самораскрытию и самоутверждению учащихся, поиску своего места в жизни;

  • имаготерапия (лечение образом) – заключается в воспроизведении воображаемого образа, наделенного определенными качествами. Деятельность воображения не ограничивается одним представлением об этом образе, а проявляется в его активном воссоздании, соответствующем заданной ситуации.



В основе представленных методов и приемов и приемов – творческое самовыражение, включающее в себя создание произведений, общение с искусством, поиск одухотворенности в повседневной жизни. Творчество выступает как творение своего личностного переживания, а значит, и бесконечное творение себя самого.


Художественно – эстетическая деятельность может быть осуществлена в следующих видах:


  • музыкальное моделирование;

  • цветовое моделирование

  • графическое моделирование;

  • пластическое моделирование;

  • вербальное моделирование.


Реализация данного направления на уроках позволит младшему школьнику эмоционально откликнуться, прочувствовать, понять художественный образ произведения искусства с учетом индивидуальных психофизических возможностей личностного восприятия.


Как подчеркивает З. Фрейд, все дети хотят быть большими, эта тенденция чрезвычайно выражена в детской жизни, отсюда развитие игровых форм деятельности.

.

Особое значение имеет организация практической деятельности.


Игра – ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может.

Игровые занятия стимулируют процессы мышления и творческую интуицию. Само слово «Игра» на разных языках связано с представлениями о шутке и смехе, о легкости и удовольствии, с положительными эмоциями.


Развивающие игры несут разнообразную функциональную нагрузку:


  1. обучение – развитие общих учебных умений, памяти, внимания, восприятия различной информации, развитие навыков;

  2. релаксация – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;

  3. коммуникативность – установление эмоциональных контактов, группового и коллективного общения и действия;

  4. развлечение – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение;

  5. психотехника – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.


Сущность игрового метода заключается в умелом соединении игры и учебы, это обстоятельство подчеркивал А. Макаренко: «В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие мысли…Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра…»

Игра доставляет ребенку радость творчества, или радость эстетическую – радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа, и в этом полное сходство.


Опыт перерастания игры в первичные формы художественного творчества с двумя непременными составляющими этого процесса: выразительностью действия и совмещением в себе двух позиций (творца и оценивающего зрителя).

Это - закон творчества во всех видах искусства. А детская игра оказывается естественным зародышем всех видов творчества.



Игры, при умелой организации взрослых, учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке и т.д. «Игра – школа морали в действии (так определил



ее другой известный психолог - А. Н. Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игра – ведущая деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.


Игра в образовании – школа творчества. Методически правильно организованная игра может стать средством профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, школой поддержки любого ребенка.

В образовательном процессе игра:

  • это способ научить детей самостоятельно добывать знания;

  • это адекватная ребенку форма усвоения знаний;

  • это путь личностного, цельного присвоения знаний на уровне интеллектуального, эмоционально-образного и телесного восприятия;

  • это способ саморазвития ученика и учителя;

  • это путь социализации школьника;

  • это способ освоения целостной картины мира;

  • это свободное образовательное пространство.


Слово «игра» неотделимо от таких понятий как «действие», «процесс», «импровизация». Она подразумевает создание проблемной ситуации и поисковую деятельность, но при этом еще риск, азарт, радость победы.


«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

В. А. Сухомлинский.


Значение игры и арт-терапии в жизни детей огромно. Игры раскрывают их организаторские, творческие, интеллектуальные и физические способности. Они делают любое детское мероприятие более интересным, придают ему эмоциональную окраску. Авторы, которые занимаются проблемами игровой деятельности, пишут, что ребёнку надо не только «дать время поиграть»- надо пропитать игрой всю его жизнь.

В игровых методах заложен огромный образовательный потенциал, но овладение игровым стилем обучения требует серьёзных усилий, как со стороны педагогов, так и со стороны школьной администрации.

















Источники.


  1. http://art-in-school.narod.ru/ Научно-методический журнал «Искусство в школе»

  2. http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/2011-09-18-11-37-19/54-2011-09-18-11-35-34/134-q-q- Международный центр гуманной педагогики













5



Полный текст материала Статья "Игра и арт-терапия как основа технологического процесса развития личности ребенка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Меркурьева Надежда Николаевна  меркуша
11.11.2012 0 2686 528

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК