Урок ИЗО по теме "Путешествие воды", 1 класс, программа С.Г. Ашиковой
Урок изобразительного искусства, система Л.В. Занкова, программа С.Г. Ашиковой.
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДЫ» 1 класс (8 урок)
Работа
направлена на формирование следующих
УУД:
Личностные: видеть
и понимать красоту микромира; формировать
ценностное отношение к воде, как источнику
жизни и красоты.
Познавательные: создавать
изображение согласно схемам;
соблюдение
последовательности этапов для создания
различных рисунков.
Регулятивные: умение
находить в природе формы различных
состояний воды.
Коммуникативные: умение
делиться своими наблюдениями и
впечатлениями, строить понятные для
одноклассников высказывания.
Ход урока:
Организационный момент.
И в 10 лет, и в 7, и в 5,
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
- С таким хорошим настроение мы начинаем нам урок.
Актуализация знаний детей.
Сегодня я хотела бы познакомить вас, ребята, с удивительной сказкой, которую написала простая девочка, немного старше вас (Чтение сказки учителем).
ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ ВОДЫ
Широнина Наталья,11 лет.
|
|
В одном океане жила-была любопытная Капелька. Она отличалась от всех подруг своим желанием познать мир, увидеть как можно больше.
И вот в один очень жаркий день, когда Капелька любовалась голубым небом и ничего не подозревала, вдруг произошло что-то удивительное и необъяснимое. Все капельки, которые лежали рядом с ней, и сама она начали подниматься вверх! «Что это? Что это?» – волновались они. А это произошло испарение воды с поверхности океана. «Это настоящее приключение», – подумала Капелька. Поднимались они всё выше и выше. Что же будет дальше? Между тем капелькам стало холодно, и они прижались друг к другу. И вскоре все оказались в туче. Налетел ветерок и понёс тучу всё дальше и дальше от океана. Никогда Капелька не путешествовала так долго. Из тучи она видела далеко внизу зелёные леса и луга, горы со сверкающими ледяными вершинами, синие ленты рек и пятна озёр.
И вдруг капелькам стало теплее. И вот они стали падать вниз. «Что происходит – сначала вверх, потом вниз! Мы опускаемся!» – сказала Капелька. И, правда, все капельки стали опускаться вниз. Кто-то испугался, но ничего не мог сделать, а многие радовались новому приключению. Быстрее! Быстрее!
Приближаясь к земле, Капелька всё время слышала: «Ура! Дождь!» Оказывается, в этих краях дождя давно не было, все были ему рады. Капельки принесли с собой долгожданную живительную влагу в сады, поля и леса. Растения жадно пили воду, расправляя свои листочки, из укрытий вылезли лягушки, дети смеялись и прыгали по лужам. В воздухе пахло свежестью.
Наконец приземлилась и Капелька! Она упала на землю рядом с большим цветком и тут же провалилась под землю. Её соседки оказались на корнях цветка, который тут же впитал влагу в себя. А Капелька опустилась глубже. Вдруг её подхватили подземные воды. С ними Капелька отправилась в новое путешествие. Оно было долгим, но в конце концов подземные воды доставили Капельку в родной океан!
Беседа о прочитанном (услышанном) произведении:
Понравилась ли вам сказка? Почему?
Кто главный персонаж? Как вы её представляете?
Вспомните уроки окружающего мира и скажите, в каких состояниях побывала наша Капелька?
Как вы думаете, какой характер у нашей героини?
Захотелось ли вам придумать продолжение путешествия Капельки и проиллюстрировать свою сказку?
Итак, тема нашего урока: « Путешествие воды». Сегодня мы постараемся увидеть и понять красоту этого удивительного водного мира, постараемся оценикть его ценность в жизни.
Работа в рабочей тетради «В мастерской художника» стр.20-21
А) Чтение вступительной статьи о капле росы и рассматривание работы нидерландского художника-графика Мориса Эшера.
Б) Беседа по наблюдениям:
Какой тон (серый или чёрный) окружает самый яркий свет в капле на рисунке Эшера?
Помогает ли падающая тень выразитть блеск капли?
Что в капле отражается?
В) Знакомство с понятием «БЛИК».
Работа со словарём. Блик – отблеск света. Самое яркое световое пятно, дежащее на тёмном фоне, на выпуклых поверхностях предметов.
Где расположен блик?
Большую или меньшую часть капли занимает блик?
Повторяет ли блик форму капли?
Обрати внимание, повторяет ли рисунок отражения в капле её полукруглую форму.
Г) Прослушивание одного из вальсов Ф.Шопена и фрагмента одной из опер на музыку Р.Вагнера. Сравнение музыки и рисунков, фотографий. Беседа о впечатлениях детей.
Тренировочные упражнения в рабочей тетради (упражнение 8 «УДИВИТЕЛЬНЫЙ КАРАНДАШ») или на отдельных листах бумаги, рассматривая поэтапные рисунки на странице «Выражение» в учебнике (с. 29).
Рассмотрим работу с ними подробнее.
Этапы 1–2 (внимание на фотографию 6 на с. 28 «Впечатление»). Рисунок капли росы начинается с листа травы (рис.1 с. 29), который рисуем крупно, лучше даже часть листа, и затонируем его от края до края графитным карандашом. Выбираем место для капли на листе травы. Капля тоже
должна быть крупной – почти на целый лист: обведем овальный контур капли карандашом и затонируем горизонтальными штрихами от края до края, начиная сверху – более сильным нажимом, к низу – более слабым. Растушевкой надо смягчить штрихи, а с помощью ластика создать блик на самой верхушке капли, на самом темном участке штриховки и немного почистить ластиком нижнюю границу капли, а карандашом надо дорисовать падающую тень, сильно нажимая на карандаш. У основания капли тень должна быть самой темной. Бликом на верхушке капли и глубокой падающей тенью будут подчеркнуты прозрачность и чистота воды.
Этапы 3–5 (внимание на репродукцию картины художника Хокусай 4 и на фотографию 1 на с. 28 «Впечатление»).
Рисунок волны состоит из плавных, но упругих линий, чтобы они получились, надо поставить пальцы рабочей руки на первый этаж и с хорошим нажимом на карандаш провести непрерывные краевые линии: верхнюю и нижнюю.
Этап 4. Нижнюю часть волны надо затонировать от темного к светлому. Растушевать нанесенные штрихи палочкой-растушевкой или ватным диском.
Этап 5. Ластиком высветлить верхнюю часть волны – где пена. Карандашом можно усилить динамику движения волны, нарисовав внутри несколько упругих линий, но и над изображением пены можно поработать – подыскать дополнительные штрихи и линии.
Этап 6 (внимание на иллюстрацию 2 на с. 28 «Впечатление»). Рисунок снежинки можно начать с окружности, которую для удобства надо разделить пополам 4 раза – как показано на рисунке, получится восьмилучевая снежинка. Можно нарисовать и шестилучевую снежинку. Известно, что в природе не повторяется ни один узор снежинки – ребятам предлагается разработать свои варианты узоров.
Этап 7. Можно создать рисунок и на черной бумаге белой пастелью или белым карандашом. Для выполнения этого задания (рисунка снежинки) в рабочей тетради предложено упражнение 9 «СВЕТЛОЕ НА ТЕМНОМ». (!!!НО я считаю, что эту работу лучше отложить на следующий урок, т.к. эта тема обширна, очень интересна детям, наиболее способствует творческому развитию).
Выставка детских работ. Подведение итогов урока.
6. Уборка рабочих мест.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НА УРОК:
Прочувствовать характеры воды поможет музыка. Прослушивание музыки, отгадывание загадок может сопровождаться рассматриванием иллюстраций в учебнике или на слайдах. Далее на выбор учителя!!!
-Давайте обратимся к настоящим музыкальным произведениям. Скажем, вот пример того, как музыка может передать спокойное движение воды. Послушаем начало пьесы великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Май. Белые ночи». Пьеса рассказывает о том, как прекрасна белая ночь на севере нашей страны, когда солнышко почти не уходит за горизонт и ночью светло, как днём. Тогда ровная гладь реки или моря почти сливается с серебристым цветом неба, и тебя окружает необычная, таинственная атмосфера. И мелодия пьесы композитора Чайковского передаёт это спокойствие, когда нет ветра, и вода лишь чуть набегает на берег.
Звучит начало пьесы П.И.Чайковского «Май. Белые ночи+ слайд иллюстрации Александра Владимировича Леонова «Воспоминание» или «Тишина».Александр Владимирович Леонов Александр Владимирович Леонов.
-Но музыка способна показать и стремительное, бурное движение воды. Вот знаменитая песня, которую написал австрийский композитор Франц Шуберт. Называется она «В путь». Человек идёт путешествовать по свету, а в начале пути его сопровождает весёлый ручеёк. Обратите внимание на музыкальный аккомпанемент мелодии. Сама мелодия в песне несложная, а вот бурные переливы, которые звучат в фортепианном сопровождении, имитируют рокот перекатов воды.
Звучит песня Ф. Шуберта «В путь»+ слайд иллюстрации неизвестного художника «Ручей» (см. Приложение)
-Очень характерна водная музыка русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова. Прежде чем стать композитором, Николай Андреевич был юнгой, моряком, морским офицером. Он плавал вокруг света на корабле и слышал, как звучит море, когда оно бурное или тихое, вечернее, таинственное или ночное – мрачное, страшное. У Николая Андреевича Римского – Корсакова есть сюита, написанная на сюжет арабских сказок под названием «1000 и одна ночь». Сюита носит название «Шахерезада», и в ней несколько раз звучанием симфонического оркестра рисуется море – то спокойное, то во время бури. Давайте послушаем отрывок из первой части его сюиты «Шахерезада», который называется «Море. Синдбадов корабль». Поясню только, что Синдбадом звали одного восточного купца, который отправился по морю в другие страны, чтобы торговать там богатыми тканями и восточными товарами. Послушайте, как звучит музыка моря в этом отрывке – спокойно, переливчато, словно настраивая сердца мореплавателей на счастливый лад.
Звучит начало отрывка «Море. Синдбадов корабль» из сюиты Н.А. Римского – Корсакова «Шахерезада»+ слайд иллюстрации Евгения Войшвилло серия «Парусники» (подобрать нужный из коллекции)
А вот последняя часть сюиты «Шахерезада». Она носит совсем иное название – «Буря на море». Обратите внимание, как грозно звучит симфонический оркестр, передовая штормовое движение волн. Музыкальные мотивы набегают один на другой, словно изображая, как волны вздымаются всё выше и выше.
Звучит начало отрывка «Буря на море» из сюиты Н.А. Римского – Корсакова «Шахерезада+ слайд иллюстрации Евгения Войшвилло серия «Парусники» (подобрать нужный из коллекции).
-Одна из самых знаменитых музыкальных пьес, передающих движение воды, написана Петром Ильичом Чайковским. Она называется «Июнь. Баркарола». Должно быть, эта пьеса нарисует нам музыкальную картину, действия которой происходит на воде. Ведь слово «барка» - означает «лодка». А слово «баркарола» - означает песня, которую исполняют лодочники. Приготовьтесь услышать волшебные переливы волн. Сначала музыкальные звуки текут неторопливо, изображая человеческий голос, который поёт баркаролу. А в середине произведения мы словно слышим удары вёсел о воду и видим брызги, которые разлетаются потом фонтаном, оставляя после себя волшебную радугу.
Звучит «Июнь. Баркарола», композитор П.И. Чайковский + слайд иллюстрации Дмитрия Лёвина "Баркарола. Венеция"
Список использованных источников информации
http://www.zankov.ru/umk/umkpopredmetam/article=3157/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/vneklassnoe-zanyatie-po-muzyke-muzyka-vody
http://art.forblabla.com/blog/45906708218/Ochen-russkiy-hudozhnik Д. Лёвин «Баркарола»
http://www.mtk-vl.ru/publ/more_more/khudozhniki/leonov_aleksandr_vladimirovich/2-1-0-21 А. Леонов «Воспоминание», «Тишина»
http://ship.bsu.by/print.aspx?guid=6370 Е.Войшвилло серия «Парусники»
Шабалина Светлана Борисовна, учитель начальных классов, МБОУСОШ № 41 г. Мурманска
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шабалина Светлана Борисовна
→ vehksrf34 31.03.2013 0 7244 1532 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.