Урок "Волшебные краски осеннего дерева"; 2 класс, "Школа России"
|
Баранова Светлана Ивановна Учитель начальных классов ГОУ гимназии №166 Центрального района Г. Санкт- Петербурга
|
Пояснительная записка
Цель создания разработки.
Ресурс представляет собой авторскую разработку, состоящую из конспекта урока , на уроке используется интерактивное оборудование Mimio Studio презентации к уроку(Power Point).
Данный мультимедийный материал позволяет визуализировать процесс познания, стимулирует интеллектуальную деятельность детей.
Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой и ставит нас в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
- формирование художественной культуры, приобщение к миру профессионального искусства, красоте природы, человека, развитие умений и навыков художественной деятельности, формирование художественно – творческой активности, интереса к внутреннему миру человека, осознание своих личных связей с искусством.
Формирования нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природ, но и входе практической деятельности, при восприятии произведений художников (подлинники – репродукции картин, слайды), при обсуждении творческих работ одноклассников
Мультимедийная презентация делает урок ярким, интересным, запоминающимся и продуктивным.
Изобразительное искусство
( по программе Б.М. Неменский, Школа России)
Класс 2
Тема четверти: Чем и как работают художники?
Тема урока: Волшебные краски осеннего дерева.
Задание: изображение по памяти и по представлению осеннего дерева.
Материалы: лист, гуашь, кисточки, баночка с водой, тряпочка, ватные палочки.
Оборудование: запись произведения П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песня.», Ф. Шопен « Осенние мелодии»,
запись стихотворения В. Борцовой «Сказка про Осень – Златовласка»,
музыка Эннимо Марриконе из фильма «Профессионал»
Презентация Power Point отрывок «физминутка Осеннее дерево»
Интерактивная доска Mimio Studio
Используется выход в интернет по адресу: http://www.youtube.com/watch?v=4ES5HfYRb4U
Цель урока: формирование художественной культуры у учащихся как неотъемленной части культуры духовной.
Задачи урока:
показать детям красоту русской осени в живописи на примере произведений русских художников И.И.Левитана и И.С. Остроухова;
развивать у детей образную память, эмоционально-эстетическую отзывчивость;
формировать умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему;
осуществлять межпредметные связи изобразительного искусства и музыки (прослушивание музыки Времена года «Октябрь. Осенней песни» П.И.Чайковский, ФШопен « Осенние мелодии»), связь изобразительного искусства и литературного чтения (выразительное чтение стихотворений на тему «Осень» Ф. Тютчева Есть в осени первоначальная короткая» А. Плещеев « Осень наступила…»)
формировать умение передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев.
формировать навыки работы гуашью,
Закрепить навыки работы с основными цветами, получения нового цвета путем их смешивания
воспитывать любовь к предмету.
Комментарии.
Первый слайд является титульным.
В конспекте подробно описано, как использовать презентацию во время урока.
1слайд
Гиперссылка осиновый листок «Осенней песни» П.И. Чайковского, художник стихотворения В. Борцовой «Сказка про Осень – Златовласка»
За изображение художника вытягиваем картины с нижней картинки начинаем
2 слайд
гиперссылка осиновый лист - звучит музыка Ф.Шопен «Мелодия осени»
3слайд
4 слайд за листочки вытягиваем картинки после загадки
5слайд
Гиперссылка на картинке береза
Осиновый лист вытягиваем стихотворение
6 слайд
Исаак Ильич Левитан «Золотая осень
7 слайд
Илья Семенович Остроухов»
8 слайд
Форы стволов, крона дерева
9 слайд
За название дерева перетаскиваем на картинку – подписываем
Художник - отрывок из презентации, переход по гиперссылке физминутка
10слайд
11 слайд
Дети перетаскивают листочки самостоятельно листочки по цвету
Ход урока.
1.Организационный момент урока.
Урок проводится после экскурсии « Осенние изменения в природе»
На уроке литературного чтения чтение произведений по теме «Люблю природу русскую. Осень»
2.Изучение нового материала.
1 слайд
Гиперссылка осиновый листок «Осенней песни» П.И. Чайковского, художник стихотворения В. Борцовой «Сказка про Осень – Златовласка», (голос за кадром).
Прослушивание «Осенней песни» П.И. Чайковского и стихотворения В. Борцовой «Сказка про Осень – Златовласка», (голос за кадром).
Сказка про Осень-Златовласку
Я
на лесной палитре смешаю чудо-краски,
Душистый запах хвои и солнца теплый
свет.
И напишу вам сказку про
Осень-Златовласку,
Багрянцем,
позолотой создам ее портрет.
Ей
из опавших листьев сплету венок пастушки.
И ягодным узором украшу сарафан,
Ее
лицо согреют веселые веснушки,
Плащом
на плечи ляжет заботливый туман.
Рябины
ей наденут рубиновые бусы,
Гранаты
ей нанижут из зернышек браслет,
Пшеничные
колосья косой совьются русой,
Блеснет
в ее улыбке безоблачный рассвет.
Ей мягкий мох обует пушистые сапожки.
И
аромат подарит сосновая смола,
Ее
наряд дополнят из желудей сережки.
И кроткий лик запомнят озера-зеркала.
Понравилось Вам стихотворение.
Какому времени года посвящено стихотворение?
Что вам помогло узнать? (свободные высказывания детей)
Что общего на всех этих картинах?
( лесная осенняя поляна, изображено осеннее дерево)
2 слайд
Деревья главные герои этих картин.
Сегодня на уроке мы будем изображать осеннее дерево.
Вспомним, какое небо осенью.
- Много облаков, где - то прозрачно - голубое, то не спокойное темное, серое.
А солнышко?
- Солнышко совсем не видно, мало светит.
Мы рады последним солнечным дням осени
Заливка листа
Каким будет фон листа? Возьмем синюю краску смешаем её с белой и нанесём на лист бумаги.
Самостоятельная работа, гиперссылка осиновый лист - звучит музыка Ф.Шопен «Мелодия осени»
Создания настроения (звучит Ф. Шопен, дети рассказывают стихотворения).
Дети рассказывают стихи об осени.
Ф. Тютчева Есть в осени первоначальная короткая …»
А. Плещеев « Осень наступила…»
3слайд
Какое время года у нас за окном?
Мы вспомнили про небо, про солнышко, а что происходит на земле осенью? Какого цвета она? (коричневая, трава засыхает и вся земля усыпана, устлана опавшими листьями)
Что напоминает вам земля? (ковёр из листьев)
Как выглядят деревья осенью? Какие они?
3слайд
Послушайте стихотворение З. Федоровский
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зардели клены,
В пурпуре осинки,
Только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета!
Посмотрите, роща в золота одета!
С каким настроением вы слушали произведение? ( Свободные высказывания учащихся).
-Какие краски вы нам сегодня будут нужны, чтобы изобразить осеннее дерево?
- Почему таким цветом?
У каждого дерева осенью свой наряд .
4слайд.
Вспомним, какие деревья мы с вами хорошо знаем.
Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью красные
Кораллы надела. Рябина
(картинка спряталась с листочком дерева вяза)
Я из крошки - бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Лист дуб спрятал картинку
Зелена. А не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек, ( Береза)
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
Лист - ладошкой,
С длинной ножкой. (Клён)
Вывод
Как разнообразен наряд у осеннего дерева. Давайте подведем итог.
Какими красками мы сегодня будем пользовать?
5слайд
Слушаем рассказ Г. Скребицкого «Художник – Осень» чтение, по цепочке.
Гиперссылка на картинке береза
( Читает ученики по абзацам. Звучит музыка Эннимо Марриконе из фильма «Профессионал»
выход в интернет http://www.youtube.com/watch?v=4ES5HfYRb4U)
Осень запечатлена у многих художниках в картинах, на которых тоже изображены деревья. Многие художники своим картинам дали одинаковое название картинам « Золотая осень»
Какие картины мы с вами знаем с таким названием и каких художников?
6-7 слайды
( Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»
Илья Семенович Остроухов»)
Какое настроение вызывает у вас картины?
Какие цвета осенней листвы использовали художники?
( Зеленый, желтый, красный, оранжевый – золотой цвет осени)
8 слайд
Все ли деревьев одинаковы по форме?
Формы стволов разные: прямые, изогнутые в разные стороны, кривые; веточки тоненькие, толстые сучки, отличаются по размеру
Каким цветом ствол и веточки у деревьев будем изображать?
(серо-коричневый, зеленовато - коричневый)
9 слайд
Давайте вспомним еще одну вещь разнообразие крон деревьев.
По кроне дерева мы можем узнать дерево.
( подвисать дерево « угадай по кроне дерево»)
3.Физминутка (Отрывок из презентации, переход по гиперссылке – художник, потом вернуться на 11 страницу - слайд).
4.Объяснение выполнения задания.
Смотрим внимательно на доску. (Учитель показывает на доску)
Каждое дерево имеет высоту, отмечаем высоту нашего дерева. Вот такое дерево будет.
Чтобы нарисовать ствол, какие краски нужно смешать?
( зеленую и коричневую)
Смешиваем.
Ствол от начала до конца одинаковый?
Сверху тоненький, к низу становится толще, рисуем ствол.
Теперь нужно нарисовать веточки. Помним, что форме и размеру они разные. Берем другую кисточку, рисуем от основного ствола ветви.
Дерево надо одеть – нужно нарисовать листву. Если я буду вырисовать каждый листик. Это будет очень долго. Поэтому крону деревьев будем изображать при помощи ватных палочек. Возьмем несколько палочек, каждая палочка свой цвет. Какого цвета осенью деревья?
Тычками нескольких палочек мы изобразим крону дерева.
(можно крону дерева изобразить мазками)
Чтобы мне сделать оранжевые листики, что нужно сделать?
(Смешать красную и желтую)
Чтобы сделать светло - зеленые листики смешиваю ….смешать зеленую и белую.
Делаю мазки.
Что происходит на земле осенью?
Какого цвета она?
Что напоминает вам земля? (Ковер из листьев)
4.Физминутка (Отрывок из презентации, переход по гиперссылке).
5Самостоятельная работа детей.
Предлагаю вам изобразить осеннее дерево, которое вам особенно нравится.
Для работы лист можете расположить по желанию (горизонтально или вертикально).
6.Подведение итогов урока.
7.Итог урока.
Выставка рисунков.
8. Рефлексия.
Молодцы! Получилось очень красивый осенний парк.
Найдите рисунки с красивыми сочетаниями.
Кто использовал в работе мазки? Ватные палочки, изображая листву?
Что нового узнали на уроке?
Чему научился?
Посмотрите, какие красивые осенние деревья, давайте попробуем определить настроение «урока»
11слайд
Перетащить дубовый листок
Красный дубовый листок – я научился рисовать осеннее дерево
Желтый дубовый листок - у меня не все получилось хорошо
Коричневый дубовый листок – я не научился рисовать осеннее дерево
Приложение.
Г.Скребицкий «Художник - осень».
Художник – осень покрыла берёзки и клёны лимонной желтизной.
Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко – красный, весь как огонь горит.
Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб – богатырь, густой листвой потряхивает.
На развесистые липы надела тяжёлый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне, не смогла разукрасить художник – осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно – зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Используемая литература
Автор-составитель: Н. Б. Балдаева. Сборник загадок. Издание второе, дополненное. Ивановский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Иваново, 1993 год.
Фон в презентации из набора самой программы Microsoft Word, Office 2007
Л.Ю.Бушкова . Поурочные разработки по изобразительному искусству.
По программе Б.М. Неменсского «Изобразительное искусство и художественный труд » М.: Просвещение,- М. : ВАКО 2011
Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений . в 2 ч. Ч.1 / Л,Ф.Климанова, М.В.Горецкий, М.В. Голованова и др.) – М.: Просвещение, 20011.
Ссылки
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баранова Светлана Ивановна
→ точилка 25.06.2013 1 17883 3679 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.